Главная страница

Семинаре «Использование интерактивных технологий обучения с целью стимулирования познавательной деятельности и самостоятельности учащихся» в рамках I тульского- iт форума «образование»


Скачать 62.87 Kb.
Название Семинаре «Использование интерактивных технологий обучения с целью стимулирования познавательной деятельности и самостоятельности учащихся» в рамках I тульского- iт форума «образование»
Дата 12.02.2016
Размер 62.87 Kb.
Тип Семинар

Использование ИКТ на уроках по основам православной культуры

(из опыта работы)
Выступление на научно-практическом семинаре

«Использование интерактивных технологий обучения с целью стимулирования познавательной деятельности и самостоятельности учащихся»
В рамках I Тульского- IТ ФОРУМА «ОБРАЗОВАНИЕ»

«Электронная школа»
27 марта 2014 года

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №62 г. Тулы

Воробьева О.А.


Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня, наверное, нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Использование ИКТ позволяет решать основные цели обучения:
(слайд №2) Основными целями инновационного обучения являются:

развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

 формирование личностных качеств учащихся;

 выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

 развитие различных типов мышления;
(слайд №3) Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

 оптимизация учебно-воспитательного процесса;

 создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

 выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

 включение учащихся в креативную деятельность;

 тщательный отбор материала и способов его подачи.
Использование ИКТ является одной из современных технологий, которая в сочетании с другими инновационными технологиями направлена на развитие мышления и формирование приемов мыслительной деятельности, развитие умения добывать информацию из разных источников, обрабатывать её.

(слайд №4)

Одним из уроков с применением ИКТ был обобщающий урок по теме: «Российский государственный герб» , проведенный в форме защиты проекта.

(слайд №5) К этому занятию ребята получили задание: самостоятельно проследить как менялось изображение нашего герба в разные исторические эпохи и попробовать ответить на вопрос:какие православные символы присутствуют в современном гербе? Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями, умение пользоваться интернет-ресурсами, как главным источником информации.

(слайд №6) Работы получились разные, несмотря на казалось бы общий материал.

(слайд №7) На уроке дети выполняли групповую работу, творчески обобщая каждый исторический период.(слайд № 8).

Одним из проектных заданий было приготовить мини-презентацию, самые удачные вошли в общую презентацию для итогового урока. Конечно на таком занятии все стараются выступить и поделиться своими знаниями.(слайд №9).

И как итог делается вывод (слайд № 10).

(слайд №11)

Основными принципами инновационного обучения являются:
 креативность (ориентация на творчество) ;

 усвоение знаний в системе;

 нетрадиционные формы уроков;

 использование наглядности.
О принципе наглядности хочется сказать подробнее.

При использовании ИКТ на уроках особую роль играет общедидактический принцип наглядности, оказывая влияние на разработку средств обучения. Назначение новой функции наглядности связано с проблемой системности и заключается в вовлечении ученика в творческую работу путем создания положительного эмоционального фона, в преобразовании источника получения знаний в средство организации учебной деятельности на качественно новом уровне, позволяющем усваивать знания одновременно с умениями, усваивать добровольно, увлеченно, достаточно самостоятельно.
Примером могу привести внеклассное занятие по основам православной культуры по теме: «Нравственность. Золотое правило нравственности».(слайд №12).

Уже первые слайды вводят детей в тематику урока. (слайд №13-14)

(слайд №15) Составляется интерактивная таблица «Соотнеси качества и пословицу».

(слайд №16) На этом же занятии очень удачно можно было сочетать наглядность и игровые моменты, которые ученики начальной школы очень любят. Мы побывали в магазине игрушек, подслушали их спор (слайд №17) о том, кому же стоять на первой полке. Сделали вывод, что скромный мишка понравился больше всех, не за внешние качества , а за душевные.(слайд №18)

(слайд №19)Потом с помощью клоуна Фантика, дети видели, как плохо, когда обижают, и что даже, если попросить прощения, рана может еще долго не заживать.

(слайды №20-24)иллюстрируют разные этапы урока и сопровождают рассказы учеников о современных случаях проявления нравственных качеств.

(слайд №25) содержит вывод о главном нравственном правиле.

На фоне (слайда №26) дети исполняли песню «Город золотой».


Урок-презентация, или урок-представление невозможны без использования ИКТ.

Активизация учебного процесса - это, пожалуй, самое верное средство увлечь ребят учебой.(слайд №27)

Такие уроки – презентации я провожу и по разным темам модуля. Самым удачным я считаю занятие по теме: «Семья. Семейные ценности».

Каждый ребенок готовил мини-презентацию по выбранной теме: «Семейное древо» , «Кем я могу гордиться в своей семье», «Фамильный герб», «Фамильные реликвии».Наиболее удачные из них вошли в открытый урок: «Гордись своей фамилией»,проведенный для учителей района и родителей класса.(Слайды№28-31).

Как итог урока, дети сделали вывод: что значит гордиться своей фамилией (слайд №32) и сами оценили урок .
Не могу не рассказать еще об одной форме урока.(слайд №34) Урок-«мастер-класс». В рамках внеурочной деятельности у нас в этом году прошла ежегодная акция «Белый цветок».Средства от которой идут на помощь больным детям. Акция эта предложена православной церковью, наша школа уже три года тесно сотрудничает с приходом Свято-Казанской церкви и с отцом Владимиром Королёвым, и по их инициативе дети и взрослые участвуют в благотворительной акции «Белый цветок».

В этом году я предложила детям придумать самим, как сделать цветок, что бы на уроке мы смогли смастерить похожие изделия. Условием было то, чтобы работа не была слишком трудной. На (слайде33) вы видите , как дети как увлеченно выбирают разные виды цветков, используя примеры из интернета.(слайд 34)
Оказалось, что даже первоклассники могут преподать мастер-класс. Все с удовольствием сделали цветок , предложенный Алиной Химмельрайх, которая смогла чуть ли не поэтапно рассказать, как надо сделать цветок!

Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания, создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой, и коллективной работе.

На слайде вы видите итог урока( слайд № 35).
И , конечно, очень важно, что дети видят результат своей деятельности. 4 ноября 2013 года состоялся концерт перед приходом Свято-Казанской церкви, в котором принимали участие ученики нашей школы, и подведены итоги благотворительной акции.(слайды 36-37).

Ну и наши ребята тоже получили в этот праздничный день сладкие подарки и благодарность.(слайд №38)

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний

  • продвигает ребенка в общем развитии

  • помогает преодолеть трудности

  • вносит радость в жизнь ребенка

  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

(слайд №39)Инновационный подход к обучению, использование ИКТ на уроках позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

А для уроков, которые призваны каждым своим словом воспитывать нравственные качества, это просто необходимо!

Спасибо за внимание.(слайд № 40)