|
Развитие творческого потенциала ребенка средствами изобразительной деятельности ( из опыта работы)
Развитие творческого потенциала ребенка
средствами изобразительной деятельности
( из опыта работы)
Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир. Именно такими нам, педагогам, хочется видеть детей в будущем. Развитие творческой личности ребенка немыслимо без изобразительной деятельности, и в частности рисования. И здесь очень важно не навязывать детям стереотипные представления, которые не способствуют развитию фантазии и воображения, закрепощают и не стимулируют развитие творческих способностей.
Меня с самого начала педагогической деятельности в дошкольном учреждении интересовало художественное направление. В связи с этим возникали вопросы: почему некоторые дети с неохотой берутся за краски? способствует ли развитию творческих способностей детей то, что мы, педагоги, предлагаем им сюжет будущей работы?
Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что при таком подходе мы лишаем воспитанников возможности проявить фантазию, самостоятельность, творчество. В итоге дети демонстрируют нам одинаковые работы. Подтверждение такому выводу я нашла в работах психологов и педагогов, посвященных развитию детского изобразительного творчества.
Каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, поэтому необходимы условия для раскрытия творческого потенциала детей. Опираясь на психолого – педагогические принципы, я постепенно выстраивала систему работы с детьми по рисованию. При этом основной акцент делала на знакомство с разными техниками рисования, в том числе с нетрадиционными техниками. И это целенаправленно: название говорит само за себя – здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок и вызвать интерес у детей.
Исходя из того, что важным условием детского художественного творчества служит эстетическая среда в детском саду, я в группе внесла изменения. Особое внимание уделила созданию условий для самостоятельной изобразительной деятельности детей, предоставив им как можно больше самого разнообразного материала.
Учитывая, что на формирование образа влияют художественное слово, музыка, обогатила содержание соответствующих уголков, изготовила дидактические игры, пособия, которые использую в предварительной работе. Подготовила серии репродукций картин художников, диапроектор с экраном, слайды, аудиокассеты с музыкой, книги об искусстве. Такое погружение в разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности с детьми позволяет прививать им чувство прекрасного.
При этом надо помнить, что прежде чем ребенок приступит к непосредственному изображению какого – либо объекта или явления, выражая при этом свое личное отношение к нему, у него должен сложиться его конкретный образ. Эти представления дошкольник получает из окружающей действительности в процессе наблюдения, общения, исследования. Прогулки, совместную деятельность с детьми определила, таким образом, как формы предварительной работы, и выделила в отдельное направление в системе своей работы. При этом важно поставить каждого ребенка в активную позицию, пробуждающую в нем исследовательское отношение к окружающему. Много внимания уделяю тому, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание произведений изобразительного искусства, желание знакомиться с творчеством художников. Использование литературных и музыкальных произведений о природе с одновременным рассматриванием картин способствует формированию образов в сознании детей. Созданию образов также помогает использование дидактических игр, игровых заданий, игр – драматизаций. Предлагая детям передать образ
какого – либо предмета или явления, стараюсь не ограничивать их возможности, помня о том, что определенный образ должен выражать их собственное переживание. Постоянно обращаю внимание детей на органичную связь между внутренним состоянием живых существ и их внешним выражением.
На занятиях, когда дети пытаются реализовать в рисунке свой замысел, я не навязываю способы передачи образа. Даю возможность свободно изобразить задуманное. При этом наблюдаю, что детям сложно выбирать индивидуальный способ изображения, который мог удачно отразить задуманный образ. Возникала проблемная ситуация: ребенок хотел изобразить одно, а получал другое. Чтобы помочь детям решить эту проблему, постоянно упражняю детей в выборе наиболее удачного способа изображения характерной особенности того или иного объекта, знакомлю с различными средствами выразительности и возможностями их использования.
Особое значение придаю освоению детьми культуры цвета, так как он – наиболее выразительное средство в живописи. Обращаю внимание на то, что искусство их смешивания позволяет художнику получить разнообразный спектр оттенков. С помощью игровых упражнений создаю условия для того, чтобы каждый ребенок осознал выразительную силу цвета и научился пользоваться ею в соответствии с собственной индивидуальностью, отказавшись от привычных цветовых стереотипов. Основой таких упражнений стало рассматривание на прогулках объектов природы, в процессе которого дети открывают многоцветность реального мира. А также подвожу их к использованию таких выразительных средств, как линия, форма, композиционное расположение при создании рисунка. На занятиях в процессе занимательных упражнений дети наглядно знакомятся с различным характером линий, расположением фигуры на листе несколькими способами, осваивают значение ритма, создавая свои элементарные узоры и орнаменты.
Таким образом, работа по ознакомлению с выразительными средствами изображения подводит детей к пониманию возможности использования цвета, линии, формы для выражения своих замыслов, своего отношения к изображаемому.
Важную роль в создание неповторимых образов детьми играет использование нетрадиционных средств и способов рисования. Знакомство с ними проходит в процессе решения проблемных ситуаций, совместной деятельности в кружковой работе (кружок «Удивительный мир» с детьми старшего дошкольного возраста), на занятиях по рисованию, где дети изучают изобразительные материалы и инструменты, пробуют с ними экспериментировать. У них возникает естественный интерес к необычным материалам и желание их использовать в разных видах рисования, а также в свободной деятельности при изображении различных объектов.
По мере освоения новых способов дети открывают для себя, что определенный образ можно выразить не одним, а несколькими способами. Затем я предлагаю детям творческие задания. При этом каждый ребенок самостоятельно отбирает к занятию все необходимое в соответствии со своим замыслом. Так как у детей уже имеются знания и навыки работы в разной технике рисования, от них требуется не репродуктивная деятельность, а демонстрация умения творчески применить освоенные способы работы для выражения индивидуального замысла.
Важно не забывать, что задача педагога помочь ребенку отбросить стереотипное решение и попытаться найти свой вариант. А также помнить, что в искусстве критерии оценки несколько иные, нежели в других видах деятельности: нет жестких рамок, которым можно соответствовать. Каждый раз стараюсь избегать всякой категоричности, понимая, что результатом всегда может быть множество разных и одинаково удачных решений. Именно поэтому прямую оценку заменяю похвалой, поддержкой, обсуждением. Детей учу оценивать работы друг друга, не забывая об уважительном отношении. Следует отметить, что каждая выставка детских работ привлекает внимание родителей, которые не остаются равнодушными к творчеству маленьких художников.
Очень важно было проследить, как развиваются умения детей применять известные способы работы с различными материалами для отражения собственного понимания и отношения к окружающему. Проведенная диагностика показала: значительно возросло количество детей, которые с интересом и удовольствием берутся за рисование, используя нетрадиционные средства и способы изображения.
На основе анализа рисунков детей, из бесед с ними убедилась в том, что у них развивается новое эстетическое отношение к окружающему миру. Дети постепенно научились воплощать свое отношение в творческой практике освоенными средствами и способами изображения, о чем свидетельствуют детские работы, которые отличаются индивидуальностью, неповторимостью образов.
|
|
|