Задания на обычных уроках русского языка, способствующие
формированию и развитию творческих способностей.
1.Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Например, учащимся предлагается вставить в текст упражнения буквы - стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса:
Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?
Это эвристический вопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются видеть «ошибкоопасные» места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. Происходит попутное повторение, причём, судя по результатам, более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания. При письменном выполнении задания учитель видит, какие орфографические правила трудны для данного ученика: именно они выделяются при составлении упражнения. В дальнейшем полученные учителем сведения послужат своего рода стартовой площадкой для индивидуальной работы с учеником по орфограммам.
Эвристические задачи могут быть предложены и для домашней работы, причем ученик должен иметь право выбора любого варианта задания. Например, к первому вопросу (о самостоятельных и служебных частях речи) предлагается следующая задача:
- Почему ученик не понял вопроса учителя?
Неожиданный ответ
Спросил учитель : «В слове «паровоз»
Где корни? Кто ответит быстро?»
«В нем нет к…рней, но много есть к…лес,
И есть еще два сменных машиниста.
Решая эту задачу, дети овладевают умением соотносить предметы реальной действительности и слова, называющие эти предметы.
Другое эвристическое задание направлено на формирование обобщенного лингвистического умения: «Докажи, что слово «животное» является именем существительным».
При изучении словообразования интересным творческим заданием станут следующие эвристические задачи:
Задание 1. Определить, каким способом словопроизводства созданы неологизмы Маяковского: пошляпно, раздождиться, щекопузье, юбилеить, боксеровидный, заграничный, рай-страна, словопад.
Задание 2. На основе каких фразеологических оборотов образованы данные ниже слова: смотаться («убежать»), взбелениться, перегибать, насобачиться.
Задание 3. Определите, в результате какого типа словопроизводства – прямого или обратного - появились слова дояр, доярка, вдохновение, вдохновить, пускать, фляжка, обогрев, приземлить, приоткрыть. (Это редеривация - обратное образование слов: дояр—доярка).
2. В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя. Внимание активизируется творческим заданием, предполагающим обоюдную готовность учителя и ученика к нестандартным творческим решениям. Ученики выписывают слова, в написании которых сомневаются или которые, по словам педагога, «ты написал бы иначе». На первом этапе анализируются печатные или письменные тексты (периодика, плохо отредактированные книги, непроверенные работы товарищей), на втором – устные (телепередачи, тексты песен). Со временем ребята начинают видеть мир сквозь «языковые очки»: в произносимом и записанном тексте искать грамматические закономерности, оценивать собственную возможность следовать им.
3. Этимологические экскурсы неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциаций. На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов. Ребята узнают, что порох – слово из ряда прах, порхнуть, а яства вовсе не являются, а предназначены для того, чтобы ясти. Разнокорневые паронимы давить – довлеть оказываются, к удивлению ребят, словами с совершенно различным значением – отсюда и различие гласных в корне. Пробуждается живой интерес к слову, к его структуре.
4.Составление опорных сигналов. Чтобы закрепить языковую закономерность и окончательно освоить её, не боясь ошибки в дальнейшем, учащийся должен «увидеть» правило в системе небольшого количества ярких и запоминающихся знаков, схем. Этому и служит прием составления схем. Я не даю их в готовом виде, т.к. их использование малопродуктивно. Ребята составляют их сами. Индивидуальные опорные схемы должны соответствовать следующим требованиям:
1) информационная насыщенность;
2) яркость и контрастность;
3) минимум текста и графических обозначений;
4) закрепление примерами;
5) возможность текстовой интерпретации.
Составляемые учащимися схемы нуждаются в контроле педагога. Работая со схемой, школьники припоминают сведения, осмысляют их применительно к собственному «я». Правила становятся не безразличной схемой, а обращенной к личности ученика системой зримых и запоминаемых объектов. Их составление развивает творческие способности.
5.Индивидуальная работа над ошибками. Ряд учащихся делает ошибки в определенных местах, в определенных словах, причем нередко это объясняют невнимательностью, что не всегда справедливо. Обнаруженные у некоторых вполне внимательных учеников традиционные ошибки требуют индивидуальной работы.
Например, учащемуся, делающему ошибки в притяжательных прилагательных, предлагается работа с географической картой: «Ты летишь на вертолете, смотришь вниз и сверяешь курс с картой». При этом ученик должен выписать названия деревень и поселков на - ино и (если окажется) на - ено. После этого он самостоятельно делает вывод о наличии буквы и в словах подобного типа, где ранее допускал ошибки.
Когда ошибка сделана, учитель требует её прокомментировать. Но отклик будет чисто формальным, если он основан на навязываемой позиции: «Почему не так?» Важно, чтобы была избрана аргументированная позиция: «В силу чего ошибка сделана?»- или творческая: «Ошибка ли это?» Диалог при этом ведется как проблемно-поисковый, обнажающий логику и психологию орфографического мышления учащихся и позволяющий избегнуть долгого поиска нужного правила. При творческом взаимодействии происходит выявление ассоциаций, корректирующих речевое поведение учащихся. При этом не только ликвидируются стереотипные ошибки, но и формируются нестандартные решения, приводящие процесс мышления к оптимальным формам и речевым структурам.
Вот ответы, данные учащимися при аргументировании ошибок:
«Забыл, что это глагольное прилагательное». (Сигнал для учителя - не уделил этому правилу достаточного внимания).
«А, ведь в инфинитиве – колыхаться, поэтому колышутся».
«Я написала «роят» потому, что в неопределенной форме – рыть, значит я написала правильно».
Последний случай не только свидетельствует о необходимости более четко отделить инфинитивную форму на - ить от остальных, прежде всего на - ыть, но и о зарождающемся самостоятельном лингвистическом мышлении ученицы: она не объясняет ошибку, а аргументирует необходимость постановки нужной, с её точки зрения, буквы. Риторическая технология дискуссии, поддерживаемой учителем, приведет ученицу к самостоятельному открытию. Многие задания формулирую как призыв к активному диалогу и совместному поиску истины.
Объясняю задание, «Я подчеркнула буквы, написание которых нуждается в уточнении. Попробуем объяснить выбранный нами вариант написания». Если это не контрольная работа, подчеркиваются не только нарочно сделанные ошибки, но и случаи правильного написания. Зная это, школьник с риторически пассивной позиции «обучаемый» перемещается на активную позицию «собеседник». В процессе аргументации он сам отыскивает ошибки и попутно припоминает условия написания подчеркнутых букв – не правила, а модели их применения. Проблемно-поисковая беседа приводит в этом случае к самостоятельному исправлению ошибок, а красный цвет в тетради становится сигналом, заостряющим внимание и призывающим к активному размышлению. Ученик аргументирует:
-Я написал так потому, что приставка не не влияет на удвоение н.
-Но разве в слове нерастраченный только одна приставка?- интересуюсь я.
Г.Г.Воробьёв подчеркивает: «Когда учитель не совсем уверен, что получит нужный ему ответ, он…дарит идею. Дарить – в данном случае означает, что… получивший не догадывается о дарении, полагая, что это его собственная идея. Как известно, свои идеи больше волнуют, увлекают и побуждают к самореализации».1 Стандартная работа над ошибками создает психологический дискомфорт, поскольку не учитывает сомнения и вопросы, нередко возникающие у ребят. Необходим отклик, которого в этом случае учитель не слышит, да и не предполагает. Творческая работа над ошибками, наоборот, делает возможным отклик: она действительно актуальна для ученика.
6.Толкование языковых терминов. Например, я задаю вопрос: «Почему прилагательное так называется, как вы думаете, ребята?» Дети рассуждают, что исходя из слова, прилагательное – то, что прилагается, добавляется к чему-то.
- Без чего оно теряет свой полный смысл?
– Без существительного.
Ребята отмечают, эта часть речи «прилагается» к существительному, всегда сопутствует ему. Смотрим у Даля: «Прилагательное - имя, причастное к существительному для обозначения свойств или качеств его». И тогда логичным становится не изучение отдельных прилагательных как части речи, а работа по теме на уровне слов. Учащиеся могут сами дать неожиданные и оригинальные толкования языковых терминов. Например, причастие семиклассники объяснили как разновидность слов, причастных к тому, о чём говорится в предложении: они не несут смысловую нагрузку, но они причастны к выражению яркости языка, образности:
Море, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны.
7.Игра позволяет сделать многие понятия «живыми», создает творческие ситуации на уроке.
Например, в начале изучения темы «Члены предложения» я приношу в класс необычный, непонятный предмет («нечто с другой планеты»). Ученикам предлагается задать столько вопросов, сколько, по их мнению, требуется для того, чтобы получить максимально полную информацию о неизвестном предмете. И последовали вопросы:
- Что это?
- Что он делает?
- Какие у него свойства?
- Где применяется?
- Как? Для чего? И т.д.
Каждый ответ рождал новый, более конкретный вопрос на уточнение. Если проанализировать все прозвучавшие и зафиксированные на доске вопросы, мы увидим, что все члены предложения: и подлежащее, и сказуемое, и обстоятельство, и определение, и дополнение – в них отражены. Далее классу дается задание - попытаться обобщить все, что удалось узнать о незнакомом предмете. Ученики читают свои предложения. И вдруг обнаруживается, что у каждого своё. Каждый вынес в объяснение то, что ему показалось важным.
Вот один из примеров: «Это очень необычный цветок красного цвета из спрессованного песка, служит на планете Марс для украшения квартир».
Разбор с помощью учителя данного предложения по членам, анализ вопросов, которыми связаны в нем слова, и сопоставление их с теми, что звучали в начале урока, даёт ученикам понять, зачем вообще нужны «какие-то» члены предложения» и зачем нужно учиться видеть и выделять их в предложении. Главным станет совместный поиск, попытка осознать тот внутренний смысл, который, безусловно, есть в любом языковом явлении.
8.Опора на языковой текст. Без него невозможно научить детей по-настоящему чувствовать язык, видеть средства его выразительности. Бессмысленно просто прочитать художественный текст и дать к нему грамматическое задание или обратиться со словами: «Посмотрите, какой прекрасный язык!» Для ребят это пустой звук, пока текст не начнет переживаться ими, а собственные переживания не будут осмыслены. Как правило, успешным оказывается путь, который связывает своеобразие личностного восприятия ученика с предполагаемым авторским замыслом, воплощающимся в лексических, синтаксических, стилистических закомерностях данного текста. Через условную схему ход подобного процесса можно представить следующим образом:
1.УЧЕНИК
От начального восприятия
текста (определение своих
чувств, ощущений,
отношения)
2.УЧЕНИК + ТЕКСТ 3. ТЕКСТ
к попытке понять: почему поиск в тексте того, что
я испытываю именно это? могло обусловить
особенности
восприятия.
4. ОБОБЩЕНИЕ
какие закономерности авторской
речи служат для усиления
художественного воздействия
на читателя?
Как видно из схемы, лингвистический анализ учитель начинает не с текста, а с ученика, исходит из его личности и интереса. Покажу это на конкретном примере:
При изучении темы «Имя прилагательное» можно использовать стихотворение З.Гиппиус «Все кругом», которое интересно тем, что состоит практически полностью из одних прилагательных:
Всё кругом.
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко тупое, всегда безобразное,
Медленно-рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, черное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски косное,
Глупое, сохное, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко ничтожное,
Непереносное, ложное, ложное!
Учитель обращается к классу с вопросом:
-Какие ощущения вызвало у вас это стихотворение?
Ребята дают очень разные ответы: омерзения, отчаянья, безнадежности, неприятной темноты, духоты и т.д.
-Врезалось ли в память какое-то прилагательное наиболее остро? (Многие называют «трупно-холодное»).
- Почему именно это? (Необычное, неожиданное, - объясняют ребята, - и усиленное повторяющимся значением: труп - уже нечто застывшее, безжизненное и холодное; здесь же два слова становятся рядом: трупно-холодное).
Некоторым отчетливей запомнились липкое, скользкое, потому что они возвращают к реально испытанным неприятным ощущениям.
- Только ли сильные прилагательные влияют на наше восприятие?
Оказывается, что в первую очередь количество прилагательных с отрицательным оценочным значением: они нагнетают отталкивающую атмосферу «всего кругом».
- Значит, - говорю я, - все прилагательные, которые здесь встретились, можно назвать синонимами?
И читаю текст ещё раз.
Один ученик замечает, что многие прилагательные можно разделить на определенные группы. Например, восприятие «всего кругом» по цвету (серое, чёрное); по отсутствию движения (застойное, косное, лежачее); и даже по аналогии с человеческими качествами (грубое, блудливое, трусливое, глупое, хамское). Учащиеся говорят, что нельзя назвать синонимами черный и тесный, но все-таки они кажутся очень близкими по значению.
- Кому кажутся?
- Нам,- говорят ребята.
- А еще кому?
- Конечно, тому, кто писал.
- А как вы думаете,- спрашиваю я, - каким мог быть человек, написавший подобные строки?
- Неравнодушным, очень остро воспринимающим недостатки жизни, обидчивым и легко ранимым; он пессимист; он испытывает боль и отчаянье.
- Ну что ж, а теперь можно прочитать последние, еще не звучавшие в классе строки:
Но жалоб не надо; что радости в плаче?
Мы знаем: все будет иначе.
На лицах - изумление.
-Что же меняется?
Все! Настроение, ритм, уходит отчаянье, появляется надежда, движение, какой-то порыв в совсем другой мир! Появляются глаголы – появляется движение. Значит, именно прилагательные, которые никак не связаны с действием, создавали то ощущение неподвижности, застывшей вокруг жизни, которое передалось нам после первого чтения.
Теперь, когда самими ребятами сделали такие открытия, когда прочитанное осмыслено, оно не вызовет у учащихся раздражения и усталости, поскольку текст уже связан с пережитым интересом и живым впечатлением. И не случайно сами ребята после работы с текстом стихотворения З.Гиппиус вызвались попробовать описать свое восприятие «всего кругом». Некоторые пошли путем аналогии, а некоторые действительно стремились выразить собственное ощущение жизни: у кого-то получился лучистый поток светлых чувств, у кого-то – сплав самых разнообразных настроений. Вот одна из наиболее удачных работ:
Слабое, вечное, легкое, стройное,
Очень красивое, жизни достойное,
Ангельски нежное, светлое, лучшее,
Кроткое, милое, слабо гнетущее,
Всеми любимое, мягко-душистое,
Доброе, дивное и шелковистое.
Солнечно-яркое, облачно-белое.
Светло-небесное, очень несмелое.
Каждый урок должен удовлетворять стремление ребенка к творчеству, желание раскрыть свою личность. Иными словами, необходимо как можно чаще давать ученику возможность побывать на позиции автора.
Уроки развития речи
Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности. По мнению Л.В. Занкова, наилучшим образом служит развитию речи естественность высказываний детей, обусловленность устной речи внутренними побуждениями, когда речь отвечает своему жизненному назначению – общению. Эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, характером деятельности учителя. Если учитель не сумел вызвать и организовать собственную творческую деятельность учащихся, содержательное и разумное их общение, большого успеха он не добьётся. Методике русского языка в настоящее время известны различные виды работ по развитию речи, которые успешно используются в школьной практике:
- Особое место среди них занимает творческий диктант. Он служит одновременно задачам развития речи и обучения правописанию. Однако в понимании термина «творческий диктант» до сих пор нет полного единства. С.П. Резодубов, Н.С. Поздняков относили к творческому диктанту такой вид упражнения, при котором учащиеся составляют и записывают предложения с данными словами. А.В. Текучев указывал, что творческий диктант – собирательное название разнообразных упражнений творческого характера. Он проводится, как правило, и с целью обучения орфографии, и с целью развития речевых навыков учащихся. Т.А. Ладыженская, вслед за М.В. Ушаковым, относит к творческим диктантам «такой вид упражнений, при котором учащиеся вставляют в диктуемый учителем текст слова или словосочетания определённой грамматической категории или заменяют в диктуемом тексте определённые слова или словосочетания другими, близкими по значению грамматическими категориями».1
Я строю работу над творческим диктантом, исходя из идеи стилистического эксперимента А.М. Пешковского – Л.В. Щербы. Стилистический эксперимент таит в себе богатейшие возможности для развития речи и совершенствования творческих работ учащихся. Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать на уроке образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине.
В 6 классе, например, пишем творческий диктант на вставку слов по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». После рассмотрения картины, после анализа содержания, авторского замысла я читаю предложения, ребята ставят вопросы к словам, подыскивают прилагательные. Вот пример:
К.Ф. Юон больше всего любил изображать на своих полотнах (русскую весеннюю) природу. Наступлению весны он посвятил картину «Конец зимы. Полдень». (Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, прозрачный, голубой, тёплый). Небо нежное, всё светится, переливается розовым, голубоватым. На картине не изображено солнце, но мы чувствуем (золотистый, солнечный) свет на (тонких, стройных, статных, белоствольных, задумчивых) берёзках, (пышных, колючих) елях, на брёвнах деревенской избы. Даже лыжники подставили лица солнцу! В центре картины (пёстрые, весёлые, деловитые) куры выискивают зёрнышки в (талом, рыхлом) снегу. Справа красуются (островерхие, пушистые, вечнозелёные) ели. Слева (большой, бревенчатый, деревянный) дом, с его крыши сползает (огромная, белая-белая) шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в (солнечный зимний) день. Здесь, на картине, снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками (розового, голубого, зелёного, бирюзового, лазоревого), как морская раковина.
Вдали виднеется (большой, тёмный) лес. Там ещё царство зимы. Солнце проникает в чащу, поэтому снег (белый-белый), как мел. Путём контраста Юон подчеркнул нежность и красоту снега на переднем плане картины.
Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создаёт (весеннее, праздничное) настроение. Художник хорошо показал конец (долгой, суровой) зимы.
-Изложение. В системе работы большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности (текст). При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определённая работа. Речь учащихся обогащается, они начинают использовать более разнообразные по структуре и стилистической принадлежности грамматические структуры. На уроках использую все виды изложений: подробные и сжатые, полные и выборочные и т.д. В седьмом классе, например, провожу изложение по тексту
В. Морозова «Да, виноват «большой» Петя!» с дополнительным заданием.
…Трое мальчуганов – Миша, Стёпка и Володя – бегали, гоняясь друг за дружкой, на пустыре за огородами. Пустырь представлялся ребятишкам лётным полем, а сами они по очереди были то реактивным «Ту-104», то вертолётом, то другим каким-то воздушным кораблём. Явился на «аэродром» скучающий Петя и крикнул:
-Эх вы, герои! Туда вон вам не залезть…
«Большой» Петя кивнул в сторону четырёх столбов, врытых в землю. Над землёй – дощатая площадка, а на ней угрожающе гудит большой трансформатор.
-Ну что? Струсили? Струсили, да?
Петя подзадоривал мальчишек до тех пор, пока один из них, Миша Степаненко, не отважился залезть наверх.
Раскладная лестница, по которой поднимаются на трансформаторный пункт электротехники, была на замке. И Мише пришлось взбираться на площадку по столбу, что вызвало ещё большее одобрение Пети.
-Это я понимаю! Глядите, как надо…
Когда Миша поднялся к трансформатору, Петя, напугавшись, тоже полез туда – оттащить малыша от электропроводов. Но было поздно. Миша случайно взялся за «шины», по которым шёл электрический ток высокого напряжения. Вдруг ослепительная вспышка! Крики. Гудок «Скорой помощи». Бегущая по улице с распростёртыми руками Мишина мама и… спрятавшийся за калиткой Петя Лагутенок.
Врачи не отходили от Миши много дней и ночей. Жизнь мальчику спасли, но вот руки… Марии Михайловне пришлось у новой рубашки сына зашить рукава. Огромная, непоправимая беда вошла в дом! (В. Морозов.)
Задание: дополнить текст изложения описанием внешности и поведения «большого» Пети. В заключении высказать своё мнение о поведении мальчиков. Озаглавить изложение.
-Сочинения. Я планирую творческие работы в соответствии с изучаемым грамматическим материалом и программой по развитию речи в определенной системе: от небольших работ творческого характера (миниатюр) к большим сочинениям на специальных уроках по развитию речи. Например, при изучении темы «Определение» характер работы определялся самой темой урока, которая естественно позволяет обратиться к сочинениям описательно-повествовательного характера. Подготовка к творческой работе ставила своей целью не только закрепление навыков использования в речи изученного материала, но и повторение пройденного. Какой предмет предложить учащимся для описания? Это также вопрос немаловажный. Хотелось, чтобы ученики работали с интересом, могли использовать жизненный опыт, только в этом случае язык сочинения может быть точным, выразительным. Мы выбрали для описания аквариум. У многих учеников есть дома аквариумы, они имеются и в садиках. Кроме того, интерес вызывает и смысловой, этимологический анализ слова. После знакомства с характерными особенностями художественного и научно-популярного описания, мы проанализировали два текста: отрывок из книги Ф.Полканова и стихотворение В.Фетисова «Страна чудес». Вся проведенная в классе работа подготовила учеников к домашнему сочинению. Творческая работа увлекла ребят, многие из них приложили рисунки с изображением аквариумов. Многие учащиеся при описании использовали поэтические образы. Вот отрывок из работы ученика:
Мой аквариум.
Аквариум – это маленькое подводное царство. Как принцессы, важно плавают самки меченосцев. Они темно-красные с черными пятнами. Вокруг, как придворные дамы и кавалеры, снуют серенькие гуппи и красные меченосцы.
Большое значение для воспитания чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей учащихся имеет реализация межпредметных связей между русским языком и музыкой. Ребята с удовольствием пишут сочинения на музыкальные темы. Использование музыки позволяет актуализировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого чрезвычайно велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную, и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает творческую фантазию. О связи музыки с развитием воображения и фантазии неоднократно писал В.А. Сухомлинский: «Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Они ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума».1 Мы используем музыкальные произведения, причем, работа постепенно усложняется. На первом этапе ребята описывают образ, создаваемый музыкой, им предлагаются музыкальные загадки. При знакомстве с нераспространенными и распространенными предложениями ребята слушали пьесу Р.Щедрина «Ночь». Затем они описывали характер музыки с помощью нераспространенных предложений в сочинении-миниатюре. На следующем этапе ребятам предлагается написать сочинение, передающее содержание музыкальной пьесы. Этот вид описания очень труден, так как ученики должны уловить и понять содержание музыки, подобрать заголовок и описать характер музыкального произведения. Написанные работы показывают, что почти все учащиеся делают это правильно. Музыка, звучащая на уроке, содействует развитию творческих речевых способностей школьников, увеличивает интенсивность речевого потока. При этом параллельно решаются и такие задачи, как воспитание внимательного слушателя и ценителя классической музыки, воспитание чувства прекрасного.
Ситуативные упражнения на уроках развития речи стимулируют речевую активность школьников, вызывают желание высказать свои мысли. Можно предложить ребятам отредактировать школьное сочинение, а можно задание сформулировать иначе:
- Представьте, что вы тоже на воскресной прогулке. Переработайте сочинение так, чтобы читателю было ясно, что прогулка была интересной, что она удалась, что ребята захотят еще раз вместе отправиться на прогулку. Подумайте:
- какие подробности следует опустить;
- о чем рассказать полнее;
- как лучше озаглавить сочинение.
Ученик поставлен в определенную речевую ситуацию (мы, участники воскресной прогулки, рассказываем о ней), намечен адресат высказывания (читатель), сформулирована коммуникативная задача. Таким образом, сочинение перестало быть безадресным, ситуация нашла отклик у ребят.
Помимо написания сочинений привычных жанров, я использую творческие работы нетрадиционных жанров. В центре оказывается не столько текст, сколько ребенок – со всеми его впечатлениями, потребностью в образном мышлении. Поощряю у ребят импровизацию, употребление незапланированных индивидуальных языковых средств. Вызывают интерес школьников необычно названные виды работ: «сочинение-различение»
(стилизация), «сочинение-развлечение» (лингвистические миниатюры-подражания). На одном из занятий мы обратились к «биному фантазии» - оригинальному способу обучения сочинению-развлечению. Его придумал итальянский детский писатель Дж. Родари. «Бином фантазии» – это 2 слова, между которыми нет ничего общего: запятая и солнце, травинка и математика. Без предварительной детальной подготовки, только после объяснения сути «бинома фантазии», школьникам дается задание написать рассказ «Бином», причем одно слово в нем должно быть лингвистическим понятием, а другое – любым. Получились интересные творческие работы.
-Работа по развитию речи учащихся на основе иллюстративного материала. Речевые ситуации, созданные с помощью слова учителя и средств наглядности, являются ситуациями воображаемыми, поэтому при создании таких ситуаций от преподавателя и ученика требуется немалая доля творчества. Надо поставить школьника в такие условия, чтобы он говорил не потому, что обязан, а прежде всего потому, что ему интересно выразить свое отношение. В учебнике русского языка для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др.) есть много творческих заданий по рисункам. Приведу примеры некоторых из них:
Творческие задания, ориентирующие учащихся на словесное рисование.
Творческие задания, направленные на озвучивание, оживление картины, рисунка.
-
Творческие задания, ориентирующие учащихся на создание высказывания, аналогичного образцу. Как правило, такие высказывания представляют собой повествование о новых приключениях героя, с которым ребята познакомились, анализируя текст-образец.
Творческие задания, целью которых является восстановление с помощью рисунка пропущенной части текста..
Творческие задания на основе изобразительной наглядности не только обеспечивают мотивацию высказывания, но и развивают у детей творческое воображение, наблюдательность, содействуют формированию коммуникативных умений.
-Упражнения по развитию устной речи. Работая в 5 классе, я пытаюсь «раскрепостить» детей, добиться от них свободного, творческого осмысления всего, что они делают и изучают. К внутренней свободе они идут от внешней раскрепощенности: от выработки дикции, четкой и ясной, от развития интонационной гибкости голоса, умения легко двигаться. При этом у меня нет цели сделать из детей артистов. Я хочу научить их легко, свободно выражать свои мысли. Вот известная скороговорка: «От топота копыт пыль по полю летит». Начинаем работу над нею с четкого проговаривания отдельных слов. Постепенно мы подходим к проговариванию всей скороговорки. Следующий этап – воссоздание звуковой картины. Дети должны передать голосом звук, похожий на «топот копыт» приближающегося табуна. Здесь же работаем над логическим ударением. Очень интересно и даже азартно проходят упражнения на проговаривание с различной интонацией одной какой-либо фразы. Например,
А потом позвонили зайчатки:
-Нельзя ли прислать перчатки?
Или: бегемот разинул рот:
Булку просит бегемот.
Интонация при произнесении этих строк может быть очень разная (с удивлением, радостью, жалостью). Произносим все это сначала хором, затем по рядам. Несколько человек обязательно произносят это по одиночке. При этом дети могут помогать себе движением рук, головы, мимикой. Они делают это с огромным удовольствием: они играют, творят.
Творческие лаборатории
Структура уроков при развивающем обучении предполагает организацию творческой, поисковой лингвистической деятельности учащихся с различным уровнем учебных и лингвистических способностей. Дифференцированный подход помогает в условиях классно-урочной системы обучения реализовать творческие возможности всех учащихся.
Например, при изучении в 5 классе темы «Буквы е-и в корнях с чередованием» предполагаются дифференцированные творческие задания на уроке:
составить таблицу для распределительного диктанта;
выполнить упражнение с графическим комментированием;
написать творческую работу, используя слова с еи.
Задание на дом тоже выбирается школьниками. Таким образом, начиная с 5 класса, учащиеся вовлекаются в доступную им творческую деятельность по русскому языку: подбирают и создают дидактически ориентированные тексты; разрабатывают самостоятельно таблицы с печатной основой для обобщающей работы на уроке; подбирают тексты-иллюстрации для демонстрации рассматриваемых единиц; делают доклады на основе дополнительной лингвистической литературы (например, «История форм прошедшего времени»); ищут нестандартные лингвистические задачи, парадоксы, шутки, кроссворды; создают иллюстрации к урокам грамматики по типу «Грамматика в рисунках»; выпускают лингвистический листок «Знаете ли вы?». Показателем положительных сдвигов в лингвистическом развитии учащихся является способность к переносу приобретенных знаний и умений на новый материал.
Решение поставленных задач я стремлюсь обеспечить на специальных лабораторных занятиях. На них можно оптимально сочетать коллективную, групповую, и индивидуальную поисковую деятельность учащихся. Первое занятие можно подготовить и провести уже в 5 классе после изучения разделов «Фонетика. Графика», «Лексика». При отработке фонетических умений можно использовать стихи, а в заданиях к ним предлагать не только анализ языковых фактов, но и текстовых свойств. Например, при изучении твердых-мягких и звонких-глухих согласных, предлагаю текст:
И ж…вут в кв…ртире с нами
Два ежа
И два ужа,
Целый день п…ют над нами
Два пр…ятеля-ч…жа.
И про наших двух ежей,
Двух ужей
И двух ч…жей
Знают в нашем нов…м дом…
Все двенадцать этажей.
Задание: Расскажите о звуках, которые обозначены выделенными буквами. Какие звуки преобладают в этом тексте и почему? Расставьте ударения. Ударные слоги обозначьте знаком - , а безударные – о. Продолжите запись стихотворения:
оо-о-о-о
Укажите строчки стихотворения, концы которых совпадают. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
Школьники выполняют не только традиционные для этого раздела задания, но и творческие.
Работа по развитию творческих способностей учащихся
на уроках литературы.
-Игра как свободное проявление личностного начала ребят давно привлекала моё внимание. Игровые приемы дают простор творческому развитию.
Например, игра «Читай-город». В 8 классе при изучении «Капитанской дочки» вместо обычной проверочной работы предлагаю эту игру, в которой все может быть, только читать надо внимательно. Как смеялись мы над тем, что корзиной для мусора в Белгородской крепости служила пушка, а арсеналом был обычный чулан.
Другой пример- провожу с детьми такую игру: расставляю разноцветные карточки (до 15-20 оттенков). Задаю необычный вопрос: «Где здесь Василиса Прекрасная?» Ответ всегда один: дети указывают на красную карточку.
-Почему красная?
-Потому что красивая.
-А еще какая?
Вторым обычно называют желтый цвет – он ассоциируется с нежностью. Потом – белый (чистая душа) и т.д. Так собирается «ромашка» с разноцветными лепестками – это портрет Василисы в цвете. Совсем иной цветок получается, когда говорим о Кощее: черный (страшный), серый (злой), синий (холодное сердце) и т.д. Все это развивает то, что заложено в ребенке с рождения - способность видеть мир в цвете.
-Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Мои ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен. Многие ученики даже буквы-надписи раскрашивают в разные цвета.
Творческое чтение. Метод творческого чтения текста был предложен Н.И.Кудряшевым. Он предполагает, что учитель стимулирует, организует творческое чтение текста классом. Первое знакомство с произведением, обогащение словаря, сведения, которые создают благоприятный фон для наиболее полноценного восприятия, - вот что я приношу в класс на первом этапе работы по изучению текста. Иногда бывает соблазн все рассказать самой, прочесть, даже «авансом» ответить на возможные вопросы. А между тем этот этап должен быть творческим не только для учителя, но и для ученика. Если же мы начнем изучение конкретного произведения с пересказа того, что услышал и прочел ученик на первом уроке знакомства с текстом, то элемент творчества в этом процессе будет минимален, да и учитель останется в полном неведении по поводу того, как воспринят учеником текст художественного произведения. Творческое чтение предполагает, что в каждом отдельном случае будет найден способ проникнуть в лабораторию читателя, и в зависимости от того, каково его восприятие текста, будут построены последующие уроки.
-Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть на проблему по-новому.
При изучении пьесы «На дне» можно предложить ученикам подумать над вопросами:
-В чем «правда» Луки? Кому она выгодна?
-В чем «правда» Бубнова? Чью философию напоминает вам она?
Чтобы ответить на эти и подобные вопросы, нужно прежде всего внимательно прочитать текст произведения, обдумать и решить серьезную и непростую проблему, а затем отстоять свое мнение в классе: ведь получили эту литературную задачу все, и у каждого свое решение. Так создается творческая атмосфера на уроке, возникает заинтересованное обсуждение важных литературных и мировоззренческих вопросов – те споры, в которых рождается истина. И ученик из ответчика, со страхом ожидающего, когда его спросят, превращается в соратника, равноправного с учителем искателя истины, и вместе они думают на уроке, мучаются, ищут, радуются открытиям. Не случайно, говоря об обычном занятии, мы употребляем совсем, казалось бы, не «учебные» слова: мучиться, искать, радоваться и др. В том-то и дело, что эти слова, по моему мнению, должны стать определяющими для любого урока, тем более для урока литературы. Характер знаний, получаемых на нем, таков, что они должны быть не только продуманы, осмыслены, восприняты разумом, но и прочувствованы, восприняты эмоционально.
-Часто предлагаю описать или нарисовать цепь образов, зрительных и слуховых ассоциаций, возникших при прочтении рассказа или стихотворения («Кинолента видений»).
-Регулярно провожу на уроках литературы работу по развитию воображения, ассоциативного мышления и, конечно, развитию речи учащихся. Например, ребятам предлагается описать картину так, чтобы это увидели другие. Например, закат солнца, роса на траве и т.д. Или описание должно быть таким, чтобы читатели почувствовали запах свежего хлеба,
аромат ветки сирени.
-Написание сценария мультфильма – этот жанр предполагает членение действия на сцены, прорисовку этих сцен, придумывание диалогов, монологов. Не только маленькие, но и большие ребята с удовольствием работают в этом жанре.
-Написание киносценария также способствует развитию творческих способностей. Например, к произведению Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Дети внимательно прочитали текст, разбили на крупные сцены, кадры и описали каждый кадр, придумали, как их смонтировать, соединить, заполнили колонку «Звук». Это творческая, интересная работа.
-Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.
V. Заключение
Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы; включить в систему работы внеклассную работу по предмету.
Сущность опыта: развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников.
Результативность: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе, а также по другим предметам.
Трудоемкость заключается в переосмыслении своего педагогического опыта с позиций развития творческих способностей учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству. М: Научное творчество, 1969.
Бернштейн С.М. Психология научного творчества. // «Вопросы психологии», № 3 1965г.
Бехтерев В.Л. Объективная психология. – М., 1991.
Богоявленская. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
Брумлинский А.В. Воображение и творчество. // Проблемы научного и технического творчества. Материал к симпозиуму. – М., 1967.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.
Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.- М., 1983.
Грузенберг С.О. Гений и творчество, Л., 1924.
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.
Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодёжи. – ВФ., 1971, №7
Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М., 1963.
Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // «Народное творчество» под редакцией С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, - М., 1969.
Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974.
Лук А. Н. Психология творчества – М., 1978.
Нечаева Н.В., Роганова З.Н. Экспериментальная программа и материалы по преподаванию русского языка в 5-6 классах. - М., 1996.
Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! / Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение,1988.
Основные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б.Богоявленской. М: Молодая гвардия, 1997.
П.Ф. Ивченков. Обучающие изложения ( 5-9 классы). – М.: Просвещение, 1993.
Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика. 1976.
Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. – М., 1941.
Российская педагогическая энциклопедия. 2 т. – М., 1999.
Рычкова В.В. Креативность как предмет творческого осмысления профессиональных качеств учителя. // Народное Образование Забайкалья: история и опыт. – Чита, 2000.
Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения . - Чита, 2000.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.- Ярославль: Академия развития, 1997.
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения в 3т. – М., 1979.
Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.
Тихомиров О. К. Творчество человека и машины. // Проблемы научного и технического творчества. – М., 1967.
Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность».// Психологический журнал, 4 т., № 5, 1983, с. 38-46.
Шамардин В.Н. , Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. – М., 1991.
|