Главная страница

Уроках русского языка в 5 классе. Работу выполнила учитель русского языка и литературы Власова Наталья Сергеевна. Образование высшее педагогическое


Скачать 390.87 Kb.
Название Уроках русского языка в 5 классе. Работу выполнила учитель русского языка и литературы Власова Наталья Сергеевна. Образование высшее педагогическое
Дата 06.03.2016
Размер 390.87 Kb.
Тип Урок


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов с. Шурмы Уржумского района Кировской области

Исследовательский методический проект
Повышение интереса учащихся к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка

в 5 классе.

Работу выполнила учитель русского языка и литературы Власова Наталья Сергеевна.

Образование высшее педагогическое.


Содержание:


  1. Актуальность темы.

    1. Управление педагогическим процессом эффективно при наличии оперативной и адекватной системы обратной связи.

    2. Проблема, цели, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования. Методы исследования.

    3. Этапы работы над темой исследования.

  1. Теоретическое обоснование исследования.

    1. Потребности, интересы и склонности учащихся.

    2. Важность и педагогическая ценность использования игровых технологий на уроках.

    3. Характеристика игровых технологий на современном уроке.

    4. Концептуальные основы игровых технологий.

III. Технология организации работы.

3.1. Функции психолого-педагогической диагностики.

3.2. Игровые формы на уроках русского языка.

IV. Ожидаемые результаты.

V. Библиографический список.

Приложение.

Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их.
К. Д. Ушинский.
Актуальность темы.
1.1. Управление педагогическим процессом в любом учебном заведении эффективно лишь при наличии оперативной и адекватной системы обратной связи. Современная дидактика признает, что «проблема создания и внедрения в широкую практику образовательных стандартов по всем учебным предметам в средней школе самым тесным образом связана с другой не менее важной проблемой достоверности и надежности измерения уровня (степени) обученности человека в соответствии с каким-либо из этих стандартов».

1.2. Формирование грамотного письма учащихся – сложная задача для учителя. Изучая особенности классного коллектива в начале второй ступени обучения, я пришла к следующим выводам:

1) учащимся начальных классов, пришедшим из разных школ, от одного учителя к нескольким, трудно адаптироваться, поэтому необходимо создать условия для успешного обучения в среднем звене;

2) курс русского языка, в среднем звене по программе В. В, Бабайцевой построен так, что теория и практика изучаются по разным учебникам, поэтому предметная адаптация снижена, что затрудняет формирование познавательного интереса обучающихся.

Анализ диагностики познавательного интереса учащихся в начале учебного года и в конце первого полугодия показал, что у некоторых учащихся понизился интерес к предмету, а у некоторых он остался на прежнем уровне.
Из этого возникла следующая проблема: используемые на уроках русского языка формы организации познавательной деятельности в недостаточной степени способствуют развитию интереса к предмету у учащихся.
Цель моего педагогического исследования внедрение эффективных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроках, которые будут способствовать повышению интереса учащихся к предмету, а, следовательно, и повышению качества знаний.

Объект исследования: учащиеся 5Б класса – экспериментальный класс

учащиеся 5А класса – контрольный класс.
Предмет исследования: уровень познавательного интереса учащихся к русскому языку.
Гипотеза: если использовать дидактические игры на уроках русского языка, то будет повышаться интерес учащихся к предмету.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • подобрать систему игровых заданий по разделам, изучающимся в 5 классе;

  • апробировать их на уроках русского языка;

  • проанализировать диагностические работы учащихся.


Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  • анализ педагогической литературы, игровых заданий, результатов диагностических работ учащихся;

  • классификация игровых заданий по разделам;

  • практическое применение игр в работе.


Практическая значимость исследования связана с применением системы игровых заданий, направленных на повышение уровня познавательного интереса учащихся к предмету.


Основные этапы работы над темой исследования.


№ п\п

Основные этапы и содержание

Ожидаемый результат

Срок


1.

2.

3.


I. Подготовительный этап.
Анализ входной и полугодовой диагностических работ учащихся 5Б и 5А классов.

Выявление проблемы, определение цели и задач предстоящей работы.

Изучение специальной литературы по теме исследования.



Отслеживание интереса учащихся.
Формулировка проблемы, цели и задач.

Получение знаний о теории и практике применения игровых технологий.


сентябрь, декабрь 2008 года

январь

2009 года
январь-февраль

2009 года


1.

2.



II. Основной этап.
Подбор игровых заданий, разработанных в методической литературе.

Применение игровых заданий на уроках русского языка.


Классификация игровых заданий по разделам.

Изучение оперативной и адекватной системы обратной связи и ликвидация пробелов.



январь-февраль 2009 год

март-май 2009 год



1.





    1. Рефлексивный этап.


Анализ степени влияния использования игровых заданий на повышение интереса учащихся.


Повышение интереса учащихся к предмету.



май

2009 год


1.


IV. Заключительный этап
Анализ результатов работы по теме исследования.


Подведение итогов и обобщение опыта работы.


июнь

2009 года



Теоретическое обоснование исследования.
2.1. Развитие личности учащихся в учебно-воспитательном процессе будет происходить лишь в том случае, когда деятельность учителя будет соответствовать и опираться на потребности самих учащихся, будет целенаправленно вызывать и воспитывать эти потребности.

Потребность есть особая программа жизнедеятельности человека, основой которой является нужда человека в чем-либо или в ком-либо. Любая такая потребность вызывает активность человека, которая под влиянием других потребностей принимает форму побуждения к определенной деятельности. Это побуждение есть мотив.

Интерес – это и особое отношение к чему-либо или кому-либо, это и потребность в определенных эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то действий от каких-то людей или предметов.

Разновидностью интереса является склонность - сильное стремление к определенной деятельности.

Учителю крайне необходимо знать, каковы мотивы учебной работы каждого ученика, каковы его интересы, есть ли у него склонности и каковы они, научиться управлять процессом их формирования.

Развитию познавательного интереса учащихся к предмету способствует игра как метод обучения.

2.2. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе - развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа.
2.3 Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Большинству игр присущи четыре главные черты:

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая
лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;

  • игровые действия как средство реализации этих ролей;

  • игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;

  • реальные отношения между играющими;

  • сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оцепить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;

  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок» и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде с четко выраженной учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве игрового средства;

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.




    1. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

  • Игра - форма психогенного поведения, то есть внутренне присущего, имманентного личности (Д. II. Узнадзе).

  • Игра - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский).

  • Игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А. П. Леонтьев).

  • Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

  • Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

  • В возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Поэтому в данном возрасте детям интересны деловые игры.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала и его закрепления, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т. д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т. д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведение пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрастается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

|«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов, входящих в данную технологическую схему:

Этап подготовки

Разработка игры

- разработка сценария;

- план деловой игры;

- общее описание игры;

- содержание инструктажа;
- подготовка материального
обеспечения



Ввод в игру

- постановка проблемы, целей;

- условия, инструктаж;
- регламент, правила;

- распределение ролей;

- формирование групп;

- консультации.



Этап

Групповая рабо-

- работа с источниками;

проведения

работа над заданием

- тренинг;

- «мозговой штурм»;

- работа с игротехником



Межгрупповая

- выступление групп;




дискуссия

- защита результатов;

- правила дискуссии;

- работа экспертов.




Этап анализа и обобщения


- вывод из игры;




- анализ, рефлексия;

- оценка и самооценка;

- выводы и обобщения;

- рекомендации.













I. Этап подготовки.

  • Подготовка деловой игры начинается с
    разработки сценария условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

  • Далее идет ввод в игру, ориентация на деятельность участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры.

  • Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

II. Этап проведении - процесс игры.

С началом игры никто не имеет права вмешиваться в ее развитие и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
В зависимости от модификации деловой игры могут быть различные типы ролевых позиций участников.

  • Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

  • Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

  • Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

  • Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

  • Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

  1. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.

Здесь осуществляются выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Технология организации работы.
3.1. Когда начинаешь работать в 5 классе, крайне необходимо знать, каковы мотивы учебной работы каждого ученика, каковы его интересы, есть ли у него склонности и каковы они. Это выявляется при помощи психолого-педагогической диагностики, являющейся одним из компонентов педагогического процесса.

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции:

  • информационную;

  • прогнозирующую;

  • оценочную;

  • развивающую.

Отбирая диагностические методики, учитель должен руководствоваться следующими критериями:

  • возраст учащихся класса;

  • особенности формирования детского коллектива;

  • готовность учащихся к диагностическому исследованию;

  • степень взаимодействия учащихся и педагога.

Использование диагностических методик подчиняется основному правилу «не навреди». Полученный материал не является основанием для оценки личности ребенка. Нельзя также считать полученные диагностические результаты окончательными в суждениях об ученике, потому что ребенок постоянно изменяется.

Я считаю, что в начале учебного года необходимо провести диагностику для установления познавательного интереса учащихся. Мною были проведены 3 диагностики (приложение 1), по результатам которых было ясно, что интерес к предмету у учащихся высокий (приложение 5). В конце первого полугодия были проведены повторные диагностики, которые показали, что уровень интереса в 5Б понизился, а в 5А остался прежним (приложение 6). Поэтому передо мной возникла проблема: как повысить уровень интереса к предмету у учащихся 5Б класса.
3.2 Повышение интереса учащихся к предмету возможно в процессе взаимодействия учителя и учащихся на уроках разного типа. Поэтому я решила использовать на уроках в 5Б классе элементы игровых технологий.

Дидактические игры при правильном их использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их», - писал К. Д. Ушинский.

Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса.

На мой взгляд, наиболее эффективно применение игровых заданий, направленных на отработку орфоэпических, орфографических, пунктуационных норм, использование лексико-фразеологических игр, кроссвордов, чайнвордов.

Игровые формы на уроке русского языка.


Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм (приложение 2)

  • Составьте текст и озвучьте его.

  • «Пригласи на обед».

  • «В эфире новости».

  • Конкурс дикторов.




Лексико-фразеологические игры

(приложение 3)

  • Собери фразеологизм.

  • Угадай-ка.

  • Объясни значение.

  • Аукцион.

  • Прямое и переносное.

  • Замени фразеологизмом.

  • Подбери синонимы.

  • Географические названия

  • Имена собственные и др.

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм (приложение 4)

  • Мягкая посадка.

  • Третий лишний.

  • «Я работаю волшебником».

  • «Помоги Пете Ошибкину».

  • «По щучьему велению»

  • Справочное бюро.

  • Вставь букву и др.


В конце учебного года вновь была проведена диагностика на установление уровня познавательного интереса учащихся к предмету. Результаты исследования были следующими: уровень интереса учащихся 5Б класса вновь повысился, а у учащихся 5А класса остался на прежнем уровне и оказался ниже, чем у 5Б класса (приложение 7).

Ожидаемые результаты.
Показатели успешности профессиональной деятельности учителя непосредственно зависят от интереса учащихся к предмету, а, следовательно, и к повышению качества знаний.

        1. Использование игровых технологий способствует повышению интереса учащихся к предмету.

  1. У учащихся повышается качество знаний по предмету.

  2. Учитель, используя диагностики уровня познавательного интереса учащихся к предмету, имеет возможность своевременно корректировать свою деятельность.



Перспективы работы


  1. Дальнейшее внедрение опыта работы по использованию игровых технологий на уроках русского языка в 6 классе.


Библиографический список.


  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе.- М: Просвещение, 2003.

  2. Дереклеева Н.И. справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2003.

  3. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков / авт.-сост. В.Н. Пташкина и др.- Волгоград: Учитель, 2009.

  4. Литература. 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков / авт.-сост. Е.Н. Попова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.

  5. Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР: журн.- 1990.-№ 2, 3, 4.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М: Народное образование, 1998.

  7. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. Для учителя/Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович.-М.: Просвещение, 1988.


Приложение 1
Диагностика «Познавательный интерес».
Цель: установить характер и силу познавательного интереса учащихся.

Порядок проведения. Учащимся без специального предупреждения и подготовки предлагается написать сочинение на одну из тем (по выбору):

1. Что я знаю о языке. 2. Что я знаю о математике. 3. Чем я люблю заниматься. 4. Мой выходной день.

Обработка полученных данных. Сочинения анализируются, во-первых, по выбору темы, во-вторых, по самому их содержанию. Такой анализ позволяет установить характер интереса ученика (развлекательный; связанный только со школьной программой; широкий познавательный) и судить о силе этого интереса.
Диагностика «Что нам интересно?»
Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей учеников.

Порядок проведения. Ученикам предлагают ответить на вопросы.

  1. Что больше всего вас привлекает в школе?

А) общение с товарищами

Б) получение отметок

В) узнавание нового

Г) сам процесс обучения

Д) общественная работа

Е) самостоятельная работа

Ж) другое (укажите)

2. Какой учебный предмет вам кажется наиболее трудным? (Назовите его и, если можно, объясните, в чем именно заключается трудность.)

3. Какой учебный предмет вам кажется наиболее интересным? (Назовите его и укажите, в чем именно состоит ваш интерес к этому предмету, что больше всего интересует в этом предмете.)

4. Какой из учебных предметов вы считаете самым полезным для своей подготовки к жизни после окончания школы? (Назовите его и укажите, почему именно этот предмет вам наиболее полезен.)

5.Какие учебные предметы, по вашему мнению, можно было бы не изучать и почему?

6. Какие учебные предметы надо было бы, по вашему мнению, включить в обучение и почему?

Обработка полученных данных. Анализ содержания ответов позволяет установить характер учебно-познавательных мотивов ученика, наличие у него определенных склонностей.
Диагностика «Ранжирование».
Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в 5 классе, и обосновать значимость предметов одним-двумя словами. Например, русский язык – интересно и т. д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

Приложение 2
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОТРАБОТКУ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НОРМ.
1. Минутка-разминка «Говорите по-русски правильно».

  • Составь текст и озвучь его.

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст, используя данные слова, и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)

Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал (слова содержатся в словарике «Произносите правильно», учебник под ред. А. Ю. Купаловой «Русский язык. Практика. 5 класс»).

Вариант текста, составленного из предложенных слов.

Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:

  • Ты чего звонишь?

  • На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс.

Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы.

Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[н'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.

Подобное задание может быть несколько видоизменено: учитель предлагает учащимся тему (например «Научное исследование» или «Меню»), учащиеся в течение определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфо­эпического словарика, включенного в учебник.



  • «Пригласи на обед».

Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т. д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

  • «В эфире - новости».

Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, но и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.

  • «Конкурс дикторов».

Задача участника - прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенные слова.

«В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Приведённые данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.

Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегчённому варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать.

Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала.

Дебаты прошли без инцидентов.
Приложение 3
ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ


  • «Собери фразеологизм».

Кик; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда, рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых. Ответы:

- Куда Макар телят не гонял.

  • Как в воду канул.

  • Ветер свистит в карманах.

  • На языке вертится.

  • В ежовых рукавицах.

  • «Угадай-ка».

Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».

  • Объясни значение

Учитель называет фразеологические обороты. Нужно объяснить их значение. Кожа да кости - худой; дырявая память - забывчивый; на всех парусах - быстро; перемывать косточки - обсуждать; хоть кровь из носу - обязательно; рукой подать - близко; сбить с толку - запутать; как рыба в воде - уверенно; лететь сломя голову - спешить; попасть пальцем в небо - невпопад; из рук валится - не ладится; много воды утекло - давно.

  • Прямое и переносное

Учитель называет словосочетания. Ученики должны составить предложения, в которых эти словосочетания употребляются в прямом смысле и в форме фразеологических оборотов.

Например: Я умею ходить на цыпочках (прям, зн.) - к­гда спит папа, мы все ходим на цыпочках (перен. зн.).

Гладить по головке, кормить завтраками, вырвать с корнем, поставить в тупик, ходить на цыпочках, протянуть руку, прокладывать дорогу, выйти из строя, сесть в лужу, намылить шею, льёт как из ведра, связать руки, много воды утекло, на высоких нотах, найти выход, пальцем не пошевелить, из пустого в порожнее, погладить против шерсти, цены нет.

  • Аукцион

В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин труд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь на крупу; хорош гусь; упрямый осел; носиться как курица с яйцом и т. п.

  • Замени фразеологизмом

Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.

Метко - не в бровь, а в глаз; неожиданно - как снег на голову; тесно - яблоку негде упасть; темно - хоть глаз выколи; опытный стреляный воробей; мокрый - ни одной сухой нитки, молчать - держать язык за зубами; хвалить - возносить до небес;

обманывать - водить вокруг пальца; бить - намять бока;

исчезать - рассеиваться как дым.

  • Подбери синонимы

К фразеологизмам, которые читает учитель, нужно подобрать синонимичные фразеологические обороты. кот наплакал - с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз-два и обчелся.

Во всю прыть - что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счета, в мгновение ока, раз-два и готово, не успеешь моргнуть.

В тот же миг - сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.

Видимо-невидимо - тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца-краю нет.

  • Географические названия

Учитель засекает время (2-3 мин). Нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются топонимы.

Например: Москва не сразу строилась; Москва слезам не верит; как швед под Полтавой; коломенская верста; в огороде бузина, а в Киеве дядька; конотопская ведьма; во всю Ивановскую; открывать Америку; галопом по Европам; китайская стена, язык до Киева доведет и т. п.

  • Имена собственные

Учитель засекает время (2-3 мин). За это время нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются имена собственные.

Например: Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; нить Ариадны; дамоклов меч; танталовы муки; сизифов труд; а Васька слушает, да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерёму; мели, Емеля, - твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; драть как Сидорову козу; Федот, да не тот; двуликий Янус; мамаево побоище; иудин поцелуй; лавры Герострата и т. п.

  • Кто больше

В этой игре побеждает тот, кто назовет как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются имена числительные.

Например: Один на один; в один голос; от горшка два вершка; в двух словах; на все четыре стороны; ноль без палочки; знать как свои пять пальцев; семеро одного не ждут; лить слезы в три ручья; как телеге пятое колесо; сидеть в четырех стенах; меж двух огней; опять двадцать пять; один - за всех, и все - за одного; один в поле не воин; давать сто очков вперед; семь пят

ниц на неделе; согнуться в три погибели; ни два ни полтора; заблудиться в трех соснах и т. п.

  • Закончи фразеологизм

Учитель начинает фразеологический оборот. Ученики должны его закончить.

Дрожит ... (как осиновый лист); катается ... (кок сыр в масле), выводить ... (на чистую воду), держать ... (в ежовых рукавицах), поразить ... (как гром среди ясного неба), вариться ... (в собственном соку), сидеть ... (сложа руки), знать ... (как свои пять пяльцев).

  • Угадай профессию

Учитель называет фразеологические обороты. Нужно определить, среди представителей каких профессий они появились.

Стричь под одну гребенку; на живую нитку; сложить оружие, брать на прицел; закидывать удочку; в час по чайной ложке, играть первую скрипку; петь с чужого голоса; открывать Америку; ждать у моря погоды; попасть в ловушку; закусить удила; сгущать краски; ход конем.
Приложение 4
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОТРАБОТКУ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ И ПУНКТУАЦИОННЫХ НОРМ


  • Мягкая посадка

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра
пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не
знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит. Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение
глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо
глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может
сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает,
стоять и пытается исправить свое положение.

  • Третий лишний

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д. Например:

  • лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);

  • горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);

  • революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

  • Игра «Я работаю волшебником»

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например: Превратить имена нарицательные в собственные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

  • Игра «Помоги Пете Ошибкину»

Например:

1) В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?

  1. В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово - сало», - объяснил он. Правильно ли это?

  2. Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, — сказал он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал». Почему он неправ?

  3. Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.

  4. Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?

  5. Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не

изменяются». Прав ли он?

7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется.
Это я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?

  1. «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?

  2. Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово -рослый. А как надо?

  • Игра «По щучьему велению»

Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой -тся- -ться- в глаголах» и др.

  • Игра «Справочное бюро»

Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем.

Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся,

необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит её. В каком глаголе 100 отрицаний? (Сто-нет.) В каком -100 букв «й»? (Сто-й.) В каком - 100 букв «ю»? (Сто-ю.)

  • Глагол и существительное

Учитель называет имена существительные. Но в контексте они могут быть и глаголами. Нужно придумать предложения, чтобы эти слова являлись разными частями речи.

Например: Мама белила стену. Рабочие используют для

покраски белила.

Белила, дали, жгут, надел, пила, запевала, прут, опал, нагоняй, дуло, гладь, припас, припёк, стекло, стих, гнёт, покрывало, печь, вой, лай, покрой, попугай, строй, рой, течь, знать, постой.

  • Вставь букву

В зависимости от буквы, которую вы вставите, глагол

приобретает новое значение. Какое?

Отв (а, о) рить,п (а, и, о) лить, прим (е, и) рить, выраст (е, и) шь

пол (а, о) скать, обессил (е, и) ть, зап (е, и) вать, разв (е, и)

вать, пос (е, и) деть, пр (е, и) клоняться, пр (е, и) дать, пр (и, ы|)гнуть, бел (е, и) ть, син(е, и) ть, черн (е, и) ть, кро (е, и) т, буд(е, и) м.

  • Какой глагол задуман?
    Учитель задумывает глагол и записывает его без первой 6уквы. Побеждает тот, кто угадает его.

..ей (бей, вей, лей, пей, рей, сей, шей);

..ою (вою, дою, мою, пою, пою, рою)

..ить (бить, вить, жить, лить, пить, шить);

..арит (варит, дарит, жарит, парит, царит, шарит).

  • Кто больше?

Записать как можно больше глаголов, которые относятся только к одному виду, например:

к совершенному: грянуть, ринуться, хлынуть, отгреметь, очнуться, сглазить;

к несовершенному: зависеть, заискивать, сожалеть, предвидеть, участвовать;

являются двувидовыми (то есть одна и та же форма в зависимости от контекста выражает значение одного или другого вида): использовать, исследовать, образовать, организовать, телеграфировать, велеть, женить, казнить, обещать, венчать, атаковать, стартовать, классифицировать, гарантировать, автоматизировать.

  • По опорным словам

Учитель предлагает глаголы, используя которые, ученики должны написать небольшое сочинение на определенную тему (например «Школа»):

учиться, заниматься, усваивать, писать, читать, решать, слушать, проводить, экспериментировать и т. д.

  • Омофоны

Подобрать как можно больше глаголов, которые могут быть омофонами (то есть одинаково звучащими словами, которые имеют различное написание).

Выедите (вы едите), потри (по три), отмыла (от мыла), (в пасть), завяз (за вяз), задуло (за дуло).

  • Возвратная форма.

Записать как можно больше глаголов, которые употребляются только в возвратной форме.

Бояться, гордиться, смеяться, переглядываться, пригодиться, трудиться, остаться, любоваться, прислушаться, надеяться, улыбаться, здороваться, кланяться.

  • Поставь ударение

Проверить знание правил орфоэпии помогут глаголы, в которых нужно правильно поставить ударение.

Закупорить, заплесневеть, ходатайствовать, баловать, запломбировать, нормировать, премировать, формировать, звонит, облегчит, одолжит, дождалась, пережила, проспала, сорвала, солгала, ржаветь, кашлянуть, опорожнить, осведомиться, черпать.

  • Аукцион

Записать как можно больше глаголов, которые пишутся слитно с не.

Ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недопонимать, недомогать, неистовствовать, недосыпать, нездоровиться, несдобровать и т.д.


  • Цепочка

В этой игре победит тот, кто последним назовет глагол, который может одновременно отвечать на вопросы что делать? что делает? и в зависимости от этого имеет или не имеет мягкий знак.

Учит (ь) ся, готовит (ь) ся, веселит (ь) ся, строит (ь) ся, ложит (ь) ся, струит (ь) ся, стелит (ь) ся, золотит (ь) ся, печалит (ь) ся, сердит (ь) ся, хмурит (ь) ся, заботит (ь) ся, доносит (ь) ся.

  • Кто последний?

В игре побеждается тот, кто последним назовет звукоподражательный глагол.

Мяукать, лаять, кукарекать, мычать, блеять, чирикать, квакать, хрюкать, крякать, куковать, ржать, рычать, выть, жужжать, гоготать и т. д.

  • Двойное ударение

Записанные на доске глаголы нужно прочитать так, чтобы в зависимости от ударения они имели разное значение.

Стоят, входите, выкупать, вычитать, выхожу, сбегать, засыпать, косить, парит, крою, пробегать, пахнуть, трусить, избегать.

  • Чередования

К каждому глаголу подберите пару с чередующимся звуком. Берегу (бережешь), запрягу, могу, лягу, стерегу, стригу, влеку, облеку, пеку, метать, писать, вязать, плескать, свистать, просить, ходить, лететь, хотеть, заморозить, скрасить.

  • Добавь мягкий знак

Добавляя в именах существительных мягкий знак, превратите их в глаголы.

Плач (плачь), полет (польет), вес (весь), стан (стань), удар (ударь), пример (примерь), быт (быть), жар(жарь), пар (парь).


Приложение 5
Диаграмма результатов диагностики познавательного интереса учащихся на начало учебного года в 5А классе.



Диаграмма результатов диагностики познавательного интереса учащихся на начало учебного года в 5Б классе.




Приложение 6
Диаграмма результатов диагностики познавательного интереса учащихся

5А класса в конце первого полугодия.


Диаграмма результатов диагностики познавательного интереса учащихся

5Б класса в конце первого полугодия.





Приложение 7

Диаграмма результатов диагностики познавательного интереса учащихся

5А класса в конце учебного года.


Диаграмма результатов диагностики познавательного интереса учащихся

5Б класса в конце учебного года.




Приложение 8

Модель урока русского языка в 5 классе

« Путешествие в страну Морфемики и Орфографии».
Дидактическая цель – создание условий для применения знаний и формирований умений и навыков в знакомой и новой учебной ситуации.

Цели по содержанию:

Образовательная – повторить и закрепить знания учащихся по данному разделу; повторить понятия основа и окончание, корень, приставка, суффикс, их значение.

Развивающая – совершенствовать умения подбирать однокоренные слова, образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.

Воспитательная – создать условия для пробуждения уважения и любви к русскому языку, воспитания чувства бережного отношения к нему, интереса к изучению предмета.

Тип урока: применения знаний и умений.

Метод обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Форма обучения: фронтальная.
Ход урока.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, создает положительный настрой на урок.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.

Актуализация


  1. Учитель предлагает задания на карточках для индивидуальной работы 3 ученикам.

  2. Предлагает классу работу с текстом, объясняет задания.

  3. Подводит итоги выполнения задания.

Выбирают задания, выполняют их.

Выполняют задания учителя.


Целеполагание и мотивация


Создает условия для формулировки цели урока учащимися.


Формулируют цель урока, определяют, чему должны научиться в ходе урока.

Закрепление


1. Проводит игру «Помоги Пете Ошибкину»

2. Проводит выборочный диктант, задает вопросы, поводящие к выводу.

3. Предлагает проанализировать содержание таблицы «Написание безударных гласных в корнях с чередованием»


Участвуют в игре, объясняют орфограммы.

Пишут диктант.
Делают вывод.

Анализируют содержание таблицы, приводят примеры.


Применение знаний

Предлагает выполнить задание по применению знаний в знакомой и новой учебной ситуации. Организует проверку.

Выполняют задания и проводят самопроверку.

Контроль, подведение итога урока, дача домашнего задания


  1. Учитель предлагает выполнить тест по изучаемой теме.

  2. Предлагает самопроверку по ключу.

  3. Проводит беседу по итогам урока.

  4. Предлагает варианты домашнего задания.

Работают с тестом.

Проводят самопроверку.

Участвуют в беседе.
Выбирают варианты домашних заданий.

Рефлексия

Предлагает вернуться к целям урока и оценить уровень усвоения изученного материала.

Оценивают уровень усвоения изученного материала.