Главная страница

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения


Скачать 48.11 Kb.
Название Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения
Дата 06.03.2016
Размер 48.11 Kb.
Тип Документы

Развитие творческих способностей учащихся

на уроках литературного чтения

в системе развивающего обучения.

Интерес к творчеству

появляется только тогда,

когда есть вдохновение,

рождающееся от успеха…

В.А.Сухомлинский.
Младший школьный возраст- период интенсивного развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребёнка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание его, создают предпосылки для формирования творческой деятельности.

Для развития творческих устремлений школьников важно создать в классе атмосферу увлекательной творческой деятельности.

Благодарным будет труд учителя, избравшего себе в союзники ученика. Ведь личность ребёнка формируется в реальных отношениях и поступках, в той атмосфере, которая царит вокруг него. И развитию творческих начал личности будет способствовать сотрудничество учителя и ученика. Ведь особенностью ребёнка младшего школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия, необычна и богата его детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Почему бы ни использовать это в учебном процессе? Все эти возможности можно реализовать на уроках, применяя систему развивающего обучения, предложенную академиком Л.В.Занковым. Она позволяет учить детей доказывать, спорить, иметь своё мнение и отстаивать его, находить аргументы, т.е. думать вслух, говорить. На уроке может царить радость сотворчества, если дать каждому ребёнку почувствовать, что как и все остальные, он способен и у него есть своя

«искорка божья». В этом содержатся большие возможности для развития литературного творчества учащихся.

Ещё в период обучения грамоте, читая слиги-слияния, дети добавляют их до полного слова: БА - банан, барабан, бабочка или наоборот подбирают к слогу слово, оканчивающееся на него: СА- лиса, коса, оса, чудеса, небеса и т. д.

Сочинить чистоговорку более интересно, хотя и трудно. Многие это слово слышат впервые, пытаюсь объяснить его: чисто-говори. В результате коллективной работы появляется желание сочинить чистоговорку:

РА-РА-РА- высокая гора;

РЕ-РЕ-РЕ- лиса живёт в норе;

ЧУ-ЧУ-ЧУ- маму я лечу;

ИЛ-ИЛ-ИЛ- в речке злой крокодил.

Постепенно дети начинают чувствовать ритм стиха, а это уже основа стихосложения.

Знакомство с рифмой, придумывание рифм - ещё одно увлекательное занятие. Игра «Кузовок». Можешь положить в кузовок всё, что оканчивается на – ок. И дети называют наперебой: грибок, флажок, сапожок, снежок, пирожок и т.д.

Подбираем рифмы к словам. Кто больше?

ПТИЧКА ЛЯГУШКА КОШКА

синичка подружка лукошко

невеличка подушка немножко

певичка ушко окошко

Предлагаю попробовать сочинить стихотворение.

В лесу жила синичка, Плясали две лягушки-

Маленькая птичка, заветные подружки.

Ростом невеличка, Положила лягушка

А была певичка. Подушку под ушко.
У кошки на окошке. Бежала собака

Лежит грибов лукошко. Увидела драку!

Сама испугалась,

К дереву прижалась.

Никого не оставляет равнодушным волшебный мир сказок, а детей особенно. Примером заданий, которые способствуют придумыванию сказок детьми, могут быть:

- придумывание эпитетов, которые характеризуют тот или иной предмет, персонаж;

- придумывание сравнений;

- приём словоизменения (котище- котик, котёнок.)

- придумывание синонимов и антонимов.

В результате такой работы рождаются сказки:

«Путешествие капельки»

«Мечта ромашки»

«Полёт на воздушном шаре»

Пусть в них есть недочёты, нарушение логики, но это - творчество. Ребёнок раскрепощён, он откровенно делится своими чувствами, переживаниями.

Говоря о литературном чтении, нельзя не сказать об учебниках (автор Н.А.Чуракова), где представлены интересные, познавательные и высокохудожественные тексты, развивающие задания, немало творческих упражнений. Многие задания нацелены на то, чтобы пробудить у ребёнка фантазию, воображение, укрепить присущую возрасту творческую свободу.

Важной установкой учебника является идея, согласно которой, каждый человек видит всё по-своему, может иметь своё место. Например, задание, где предлагается нарисовать своего котёнка Гава. И вот перед нами такие разные, не похожие друг на друга животные.

На развитие творческих способностей направлены те задания, где ребёнку предлагается представить себя на месте героя, прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, героини А.Барто, посмотреть на мир глазами какого-нибудь живого существа.

Знакомство с малыми жанрами фольклора вызывает у детей определённый эмоциональный настрой. Потешки, считалки, прибаутки развивают представление ребёнка об устной форме художественной речи, о тексте художественного произведения, воплощённом в ситуативной словесно-ролевой игре.

Задача учителя - помочь ребёнку воплотить текст в игру, в жизненную ситуацию, в обряд, имеющий прямое отношение к жизни и переживаниям ребёнка, поэтому и проводим с детьми фольклорные праздники, русские посиделки с использованием музыкальных инструментов, предметов быта.

В целях речевого развития ещё в период обучения грамоте на страницах азбуки был введён «театр». Через разыгрывания пантомим, сценок дети учатся владеть своим голосом, жестами, мимикой. Театр позволяет раскрыть особенности героев. На страницах литературного чтения мы продолжаем знакомиться с чтением по ролям. И почему бы ни приготовить маски, не одеть бы костюмы.… И вот герои на сцене.

«Нет такого предмета, природа которого не давала бы зацепки для сказки»,- слова известного сказочника Д.Родари. После чтения сказки «Приключения Чиполлино» появились огромные возможности для творчества. Овощи и фрукты превратились в весёлых человечков, дети пробуют сочинить овощные сказки, рассказывают о характере овощей. А родители шьют уже костюмы для «Овощного ералаша».

Постоянные упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом, рождают творческую смелость, веру в свои силы. Знакомство детей с творчеством одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Высокий эмоциональный тонус - это не украшение урока, а необходимое условие в системе развивающего обучения, особенно при развитии литературного творчества. Такие ситуации могут «разбудить» самых флегматичных детей. И как не согласиться со словами Ш.А.Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность, как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
.