|
Федор Иванович Тютчев (23 ноября 1803 15 июля 1873) «Что ты клонишь над водами»
Федор Иванович Тютчев (23 ноября 1803 – 15 июля 1873)
«Что ты клонишь над водами»
«Фонтан»
Цель урока:
Продолжить знакомство учащихся с произведениями Ф.И.Тютчева.
Развивать у учащихся понятие о философской лирике.
Романтический характер лирики Тютчева. Образ в поэзии Тютчева.
Отрабатывать понятия: стихотворная речь, ритм, стих, стропа, размеры стиха, рифма, строфа.
Оборудование: Портрет поэта, сборник его стихотворений «Весенняя гроза», Тула 1984 г.
Ход урока.
Оргмомент.
Сообщение темы и цели урока.
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
- Мы продолжаем знакомиться с романтическими традициями в литературе, а сегодня мы будем находить, узнавать эти традиции в лирике поэта 19 века Ф.И. Тютчева, в его стихах.
2) Краткий рассказ о поэте и его творчестве.
3) Особенности поэзии Тютчева. (учитель)
- Исключительно тесная связь между стихотворениями; каждое воспринимается на фоне других: настойчиво повторяющиеся темы, образы, словосочетания создают впечатление исключительной цельности его творчества, тесной связи между его стихотворениями.
- При этом единстве поэзия Тютчева в то же время является поэзией контрастов и антитез, поэзией романтики.
- С тех пор, как Тютчева стали ценить, его всегда называют поэтом природы и философской думы.
Природа в поэзии Тютчева играет первенствующую роль, является основным объектом художественных переживаний.
В стихах поэта Тютчева находит выражение глубокая любовь поэта к природе, жажда «слияния с ней».
Природа живет у Тютчева цельной жизнью, ибо у неё нет сознания, памяти, для неё нет прошлого и будущего. (стр. 364)
Поэзия Тютчева – это поэзия мысли.
4) Работа над стихотворением Тютчева «Что ты клонишь над водами» 1836 год.
а) Чтение учителем из сборника «Весенняя гроза» стр. 118.
б) Беседа с классом. Вопросы на восприятие.
- Понравилось ли стихотворение?
- Какова его тема? (родная природа)
- Какова его идея? (единство человека и природы)
- Какие выразительно – изобразительные средства использует автор?
Эпитеты: дрожащими (листами)
жадными (устами)
беглую (струю)
Сравнения: Словно жадными устами
Олицетворение: листок томится и трепещет,
струя бежит и блещет
солнце нежась, блещет и смеётся
Метафора: ива ловит
в) Докажите, что это стихотворение.
- Стихотворная речь членится на отрезки, разделяемые при чтении паузами и повторяющимися в известной системе.
- Стихотворный ритм – упорядоченное чередование ударных и безударных слогов.
- Рифма: водами
листами
устами
2;5 свою –струю – (неточные)
1;3;4 трепещет – плещет – блещет - (точные)
- Какие из этих рифм точные, а какие неточные, почему?
- Сколько строф в этом стихотворении? Что такое строфа? (Строфа – это часть стихотворения, группа строк, объединенных поэтической мыслью, ритмом, порядком рифм.)
- Какая рифма в этих строфах? Почему? (перекрестная)
Выразительное чтение стихотворения учащимися (читают 2-3 человека).
5) Работа над стихотворением «Фонтан» 1836 год.
а) Чтение стихотворения учителем (сборник «Весенняя гроза» стр. 134)
б) Вопросы на восприятие.
- Понравилось ли стихотворение? Почему?
- Какова его тема?
- Какова его идея?
- Стихотворение философское? Почему? О чем философствует автор?
- Какие изобразительно – выразительные средства использовал Тютчев, чтобы выразить свои мысли?
в) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Домашнее задание:
Выучить наизусть одно стихотворение (на выбор) Тютчева, которые анализировали на уроке.
Прочитать «Сказки об Италии» М. Горького (по выбору 2-3 сказки). Иметь тексты на следующем уроке.
Итог урока.
- Как вы понимаете «философская лирика»?
- Романтический характер лирики Тютчева. В чем Вы увидели романтизм?
|
|
|