Главная страница

«развитие творческих способностей детей посредством танца»


Скачать 0.55 Mb.
Название «развитие творческих способностей детей посредством танца»
страница 1/4
Дата 14.03.2016
Размер 0.55 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦА».

2.1 Подготовительный этап
Изучение проблемы развития творческих способностей детей посредством танца актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.

Создавшаяся сегодня социально-экономическая ситуация не позволяет поднять на должную высоту культурный уровень развития общества, развития творческой личности человека. В настоящее время культурное наследие утратило свою ценность, обнищал духовный мир людей. Мои наблюдения показывают, что у современного ребенка ослабло стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:

- телевизор, компьютерные игры, которые окружают детей дома, ограничиваются в основном только развлекательной средой. Только некоторые родители создают дома все условия для развития творческих танцевальных способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится;

- возрастает количество публикаций по танцевальной культуре, журналов, книг по развитию музыкально-двигательного творчества в танце, но в то же время наблюдаются поверхностные знания, слабый уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;

- повышено внимание общественности к воспитанию творческой личности современного человека, но отсутствуют среда, которая творчески развивала бы ребенка.

Танец - это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение для всестороннего развития личности. В танцах заключается большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развития их координации движений рук и ног, пластики исполнения, грациозности, гибкости.

Работая с детьми различного дошкольного возраста, столкнулась с тем, что творческий потенциал детей требует более широкого развития, углубленной работы над особенностью мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающейся потребности в движении и общении.

Поэтому проблема развития творчества, посредством танца над которой, работаю, актуальна.

Таким образом, пришла к выводу, что основной идеей моего опыта работы должно стать - развитие творческих способностей детей посредством танца.

Считаю что, возраст моих воспитанников благоприятен тем, что в это время легко стимулировать детскую любознательность и естественный интерес к танцевальной деятельности: танцу, легко затронуть чувства, развивать фантазию, повлиять на формирование ценностных ориентиров.

Знакомство детей с различными танцами позволяет не только расширить кругозор, но и дает возможность экспериментировать и создавать самому, творить. Связь танцевальных композиций с музыкально-ритмической деятельностью, способствует формированию у детей более глубоких знаний, развивает воображение, музыкальность и ритмичность, помогает усвоить различные комбинации движений, рисунки танца.

Главное в моей деятельности – это совместное танцевальное творчество с детьми. Детское танцевальное творчество – это отражение впечатлений, полученных в жизни, выражение своего отношения к образному исполнению, полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Творчество детей проявляется в развитии способностей к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передачи своих мыслей, переживаний, чувств.

Развитие творческих способностей в хореографической деятельности современные учёные рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира (природного и социального). Основной показатель детского творчества субъективность новизны открытий. Творческая деятельность дошкольников отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особые удовольствия подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата. Увлёкшись поиском, дети обязательно закончат его положительным результатом.

В своей деятельности опираюсь на труды таких авторов, как Е.В.Горшкова «От жеста к танцу», С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика», А.В.Буренина «Ритмическая мозаика», О.А.Апраскина «Музыка в воспитании творческой личности».

По их мнению, необходимо как можно раньше побуждать детей к творчеству, развивать творческие способности в процессе обучения. Отличительной чертой этих программ является их продуктивная направленность, то есть направленность на формирование у детей способностей к танцевальному творчеству. Методика занятий по танцевальному творчеству, предусмотренная в этих программах, отличается значительной новизной.

Знакомство с этими программами привело меня к мысли о необходимости комбинировать их для более успешного решения основной задачи моей работы – развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Хореографическое искусство обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы в совместной танцевально – творческой деятельности. К ним относятся способность к самостоятельности, инициативе, творчеству, умение сотрудничать и взаимодействовать.

Основной целью моей работы является системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитание любви и интереса ко всем видам танцевально-творческой деятельности.

Для достижения цели я определила следующие задачи:

  • Развивать творческое воображение, мышление посредством музыкальных образов.

  • Побуждать детей выражать свои впечатления в танцевально-творческой деятельности.

  • Побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества, через импровизацию в танце.

  • Приобщать родителей к совместной танцевально-творческой деятельности, через занятия, праздники, развлечения.

Основные принципы, которые легли в основу моей работы над темой:

Принцип целенаправленности.

Цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития танцевально-творческих способностей.

Принцип систематичности и последовательности.

Работу по развитию танцевального творчества велась в определённой системе и последовательности.

Принцип доступности.

Использовала различные формы и методы работы с детьми: открытые занятия, ритмические игры, дидактический материал, танцевальные миниатюры и другие формы работы.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

Определяла ведущие цели обучения для формирования у детей: познавательной, воспитательной, развивающей среды; интереса к различным видам танцевальной деятельности, развитии творческих способностей.

Принцип адаптивности.

Методы творческого развития детей в танцевальной деятельности применялся в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Принцип прочности.

Старалась реализовывать требования вышеперечисленных принципов, повторяла и закрепляла полученные знания, формировала умения и навыки, применяла их на практике.

В своей работе использую и реализую современные педагогические методы и технологии такие как:

  • словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.)

  • наглядный метод (выразительный показ под счет, с музыкой.)

  • практический метод (многократное выполнении конкретного музыкально-ритмического движения)

  • игровые технологии (речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире)

  • здоровьесберегающие технологии (системность, поэтапность, конкретные и доступные для выполнения задач; сохранение рекомендуемых норм занятий; распределение физической нагрузки; проветривание)

  • личностно-ориентированный подход (используется для способа организации общения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей учащихся, создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей)

По результатам проведённой работы ожидается повышение уровня развития творческих способностей детей.
2.2 Практический этап

На первоначальном этапе работы было проведено анкетирование родителей с целью выбора основных направлений в развитии творческих способностей детей посредством танца и для реализации поставленных задач было проведено входящее диагностирование детей на предмет выявления творческих способностей. В качестве критериев выбрала следующие параметры:

Музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом.

Эмоциональность — выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.

Творческие проявления — умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные "па".

Внимание — способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.

Память — способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная.

Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки.

Координация, ловкость движений — точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).

Гибкость, пластичность — мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения.

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Входящая диагностика развития творческих способностей детей посредством танца май 2012 год.

Развитие творческих способностей у детей 1 младшей группы (1)

20 детей

Критерии оценки




Высокий уровень




Средний уровень




Низкий уровень

1 Музыкальность




15




50




35

2 Эмоциональность










60




40

3 Творческие проявления










45




55

4 Внимание










35




65

5 Память










20




80

6 Подвижность (лабильность)

нервных процессов










5




95

7 Координация, ловкость движений










45




55

8 Гибкость, пластичность




20




30




50

Верно. Заведующий Н.В. Горбунова

Развитие творческих способностей у детей 1 младшей группы (1) 20 детей



Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.

Вывод: общий уровень развития творческих способностей в 1 младшей группе 1, оценен как низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на развитие: творческих проявлений, внимания, памяти, подвижности нервных процессов, координации движений, гибкости.

Развитие творческих способностей у детей 1 младшей группы 2 (2)

20 детей

Критерии оценки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий

уровень

Музыкальность

15

40

45

Эмоциональность

15

20

65

Творческие проявления




60

40

Внимание

25

10

65

Память




50

50

Подвижность (лабильность) нервных процессов




65

35

Координация, ловкость движений




40

60

Гибкость, пластичность

10

45

45


Верно. Заведующий Н.В. Горбунова

Развитие творческих способностей у детей 1 младшей группы 2 (2)

20 детей



Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.

Вывод: общий уровень развития творческих способностей в 1 младшей группе 2, оценен как низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на развитие: музыкальности, эмоциональности, подвижности нервных процессов, координации.

Развитие творческих способностей у детей 2 младшая группы

22 ребенка

Критерии оценки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Музыкальность




32

68

Эмоциональность

9

41

50

Творческие проявления




45

55

Внимание




55

45

Память




45

55

Подвижность (лабильность) нервных процессов




36

64

Координация, ловкость движений




68

32

Гибкость, пластичность




50

50



Верно. Заведующий Н.В. Горбунова

Развитие творческих способностей у детей 2 младшая группы

22 ребенка



Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.

Вывод: общий уровень развития творческих способностей во 2 младшей группе, оценен как низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на развитие: внимания, координации.

Развитие творческих способностей у детей средняя группы 1 (19 детей)

Критерии оценки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Музыкальность

11

26

63

Эмоциональность




42

38

Творческие проявления




63

37

Внимание

11

21

68

Память




53

47

Подвижность (лабильность) нервных процессов




42

58

Координация, ловкость движений




37

63

Гибкость, пластичность

11

21

68

Верно. Заведующий Н.В. Горбунова

Развитие творческих способностей у детей средняя группы 1 (19 детей)



Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.
  1   2   3   4