Главная страница

«развитие творческих способностей детей посредством танца»


Скачать 0.55 Mb.
Название «развитие творческих способностей детей посредством танца»
страница 2/4
Дата 14.03.2016
Размер 0.55 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4

Вывод: общий уровень развития творческих способностей в средней группе 1, оценен как низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на развитие: эмоциональности, творческих проявлений.

Развитие творческих способностей у детей средняя группы 2 (20 детей)

Критерии оценки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Музыкальность




40

60

Эмоциональность

15

50

35

Творческие проявления




55

45

Внимание

10

45

45

Память

15

35

50

Подвижность (лабильность) нервных процессов




30

70

Координация, ловкость движений

10

30

60

Гибкость, пластичность




55

45


Верно. Заведующий Н.В. Горбунова

Развитие творческих способностей у детей средняя группы 2 (20 детей)



Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.

Вывод: общий уровень развития творческих способностей в средней группе 2, оценен как низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на развитие: эмоциональности, творческих проявлений, гибкости и пластичности.

Исходя из данных диагностики в группах, и для успешного осуществления целей и задач, составила перспективный план работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях по хореографии, который включает в себя использование музыкально - танцевального и игрового творчества. Это даст возможность детям творчески проявлять себя в танцевальных и пантомимических импровизациях, танцевальных упражнениях и этюдах, сюжетных танцах, образных перевоплощениях.

Для того чтобы оценить результаты навыков сохранившихся за лето, в сентябре 2012 года была проведена входящая диагностика развития творческих способностей детей.
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова

Входящая диагностика развития творческих способностей детей в сентябре 2012 года

Развитие творческих способностей у детей 2 младшей группы (1)

20 детей

Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.

Вывод: общий уровень развития творческих способностей в 1 младшей группе 1, остался низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на недостатки в развитии тех критерий, которые были выявлены в мае 2012 года.

Развитие творческих способностей у детей 2 младшей группы 2 (2)

20 детей

Верно. Заведующий Н.В. Горбунова

Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.

Вывод: общий уровень развития творческих способностей в 1 младшей группе 2, остался низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на недостатки в развитии тех критерий, которые были выявлены в мае 2012 года.

Развитие творческих способностей у детей средней группы (22 ребенка)

Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.

Вывод: общий уровень развития творческих способностей во 2 младшей группе, остался низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на недостатки в развитии тех критерий, которые были выявлены в мае 2012 года.

Верно. Заведующий Н.В. Горбунова

Развитие творческих способностей у детей старшей группы 1 (19 детей)

Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.

Вывод: общий уровень развития творческих способностей в средней группе 1, остался низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на развитие: эмоциональности, творческих проявлений.

Развитие творческих способностей у детей старшей группы 2

 20 детей

Верно. Заведующий Н.В. Горбунова

Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.

Вывод: общий уровень развития творческих способностей в средней группе 2, остался низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на развитие: эмоциональности, творческих проявлений, гибкости и пластичности.
2.3 Результативность
Танцевальное творчество – это умение детей импровизировать под различные мелодии, комбинировать из знакомых танцев различные элементы, комбинации шагов в новые танцевальные композиции. Простейшие элементы пантомимы, доступные для детского исполнения использованы в художественно-пластической деятельности дошкольников и в частности – танцах.

В своей работе придаю большое значение танцевальной и пантомимической импровизации, так как танцевальное творчество создаётся в этюдах, а этюды – естественное продолжение линии обучения детей языку танцевальных и пантомимических движений. Понимая, что умение творить, самостоятельно искать различные образы и элементы для детей непросто.

Формируя у детей танцевальный вкус и развивая умение создавать свои импровизации, учила критически их оценивать. Только хорошее овладение этими навыками побудило детей к свободе самовыражения, к творчеству. Учитывая, что творческие способности детей индивидуальны, старалась создать наилучшие условия для самовыражения каждому своему воспитаннику, поддержать неуверенного в себе, остановить тех, кто высмеивает неудавшийся опыт товарища. И даже если танцевальная импровизация примитивна и неинтересна, доброжелательно уверяла маленького исполнителя, что стоит ещё немного поработать и придет успех.

Наилучшим условием для самовыражения в танце является импровизация. Работу над импровизацией детей вела поэтапно, на первом этапе, использовала творческие задания на развитие пантомимики такие как диалоги-пантомимы, загадки-пантомимы, покажи руками или пальцами, покажи частями тела. (Приложение 3.1) и занятия, включающие в себя ритмические упражнения под чтения стихов: «У маленькой Мэри». «Доктор Фостер» (Приложение 3.2).

На занятиях, включающих в себя ритмические упражнения под чтение стихов, развивала у детей чувство ритма, воображение, умение двигаться под музыку, выразительность, пластичность, общую культуру движений.

На втором этапе нацеливала детей на создание своих танцевальных этюдов. Этюды – это естественное продолжение линии обучения детей языку пантомимических и танцевальных движений, это такие этюды как «Ветер ветерок», «Игра с куклой», «Одуванчики». В качестве приёма предлагала детям послушать музыку с закрытыми глазами и представить, когда какое движение исполняется. Работу над этюдами, импровизациями вела на протяжении нескольких занятий, усложняя при этом задания для детей.

На третьем этапе, учила детей сочинять импровизации на заданную тему, например, «Платочек» (русская народная мелодия) после прослушивания музыки дети придумывают движения (хороводный шаг, приставной шаг и т.д.), а затем совместно мы объединяем их в простейший рисунок. Обращала своё внимание, на выразительность исполнения постепенно подготавливая детей к постановке танца.

Преобладающий вид деятельности в моей работе это постановка различных танцев. В зависимости от композиционного построения, использования выразительной лексики и образного содержания детские танцы делятся на следующие разновидности:

  • сюжетно-характерный танец во всех его разновидностях (его часто называют сюжетно-танцевальной миниатюрой);

  • элементы классического танца (соединяющие в себе пластичность исполнения с различными акробатическими и пластическими этюдами);

  • массовый детский танец;

  • ритмические танцы;

  • спортивные танцы (тематического характера);

  • элементы народного танца.

В своей работе использую один из наиболее распространенных детских танцев - сюжетный танец, например: «Танец с чайниками», «Танец мышек», «Цыплята» (Приложение № 3.3), в котором основным элементом композиции является сюжет. Сюжет в танце – это последовательность изображаемых событий, происходящих в определённой ситуации. Первоначально обучение приёмам образного перевооплащения проводила на материале «Учимся пластике у растений и животных» например: упражнение «дерево», «кошка», «лягушка» каждый из которых предназначен для работы над образом. (Приложение №3.4).

Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций : с куклами и погремушками (Приложение 3.5) основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому я выбирала наиболее оптимальную форму обучения это игровое общение с детьми. При этом и сама стремилась получить удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой мой настрой способствовал эмоциональному «заражению», установлению тёплой, дружественной атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности. Когда я предлагала детям новый материал, старалась их привлечь новой композицией, сконцентрировать их внимание, активизировать детей с учётом индивидуальных особенностей.

Полисенсорная основа (вижу, слышу, чувствую) способствует более эффективному и прочному усвоению материала и гармоничному развитию ребенка. Переход к самостоятельности от подражания требует включения самоконтроля, волевых усилий, быстроты реакции, психологической раскрепощенности.

На первых занятиях не все дети могут сразу импровизировать, некоторым нужно время, чтобы привыкнуть к музыке, обдумать движения. Подбадриваю детей, стараюсь стимулировать творческую активность, подбираю образные сравнения, характеризующие игровой образ, внушаю уверенность в собственных силах. В процессе наблюдения за детьми, определяла те виды упражнений, которые вызывают у детей затруднения. Их сразу же показывала в медленном темпе под счет, используя приемы словесного объяснения в сочетании с музыкой. А затем снова предлагала детям исполнить всю композицию от начала до конца. Если некоторые сложные движения совсем не получались у детей, то их заменяла более простыми.

Анализируя работу детей, оценивала характер движений, отражающих музыкально-игровой образ: «Маленький беленький», «Сапожник», «Ворон». «Качели» (Приложение 3.6), и показывала приёмы, облегчающие детям освоение упражнений. Предлагала детям танцевальные композиции, требующие разных установок, и перевоплощения в различные образы.

Работая хореографом много лет, пришла к выводу, что освоение детьми танцевальных композиций происходит в течение двух-трёх недель. При этом не ставлю задачу абсолютно точного и синхронного исполнения движений. Дети двигаются, кто, как может, главное, чтобы с удовольствием.

Постепенно осваиваются отдельные элементы различных видов движений, опираясь на которые ставлю танцы массовые или с подгруппой детей, но в этом случае, акцентирую внимание на качестве, выразительности движений.

Использую в своей работе проведение тематических занятий «Комплекс игр-превращений», «Игровой стретчинг»: «Просыпаемся», «Слонёнок», «Шлагбаум» (Приложение 3.7) дети овладевают мышцами своего тела, элементами подражания, а игровой стретчинг - относится к длительным творческим играм, в которые дети играют долго и с удовольствием. Подобные игры сплачивают ребят вокруг одной цели, объединяют общим интересом, вызывают совместные радостные переживания, стимулируют танцевальное воображение и фантазию.

Для обеспечения эффективности в своей работе использовала такие средства обучения как музыка, слово, движение, пантомима, танцевально-ритмические композиции. На занятиях по хореографии использовала технические средства обучения, музыкальный центр, комплекты дисков «Ритмическая мозаика», «Ладушки», «Детский праздник», «Инструментальная музыка», «Народная музыка». Звучание этих дисков использую на занятиях и праздниках.

Большое внимание уделяю подготовке развлечений, праздников, утренников. На них дети испытывают радость собственного творчества, фантазируют, импровизируют, исполняют танцевальные композиции, изученные на занятиях.

Успешное развитие творческих способностей достигалось только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому, стараюсь убедить родителей в необходимости создания условий для творческой активности ребенка, консультирую их. На консультациях родители стали чаще интересоваться вопросами танцевального воспитания в семье: «Танец – как средство развития» (Приложение 3.8). Проблемам творчества было посвящены и открытое хореографическое занятие для родителей: «Веселое путешествие» (Приложение 3.9). Родители, которые в основном видели своих детей в повседневной жизни, удивлялись, что их дети умеют импровизировать под музыку, прекрасно танцуют.

Главный критерий, в оценке результатов творческих способностей детей, для меня - это не только правильность выполненных заданий, но и проявление у воспитанников интереса к занятиям, стремления к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за проделанную работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый, изобретательный ум, раскрепощенность, неиссякаемый интерес к музыке, движению, умение включаться спонтанно в любую танцевальную импровизацию, пластично и выразительно исполнять движения под музыку.

Положительным результатом своей работы считаю участие моих воспитанников в конкурсах, концертах. Их выступления не остаются незамеченными.
Участие детей в конкурсах


Учебный год

Название мероприятия

Уровень

Результат

2012


Конкурс детских

танцевальных коллективов

«Каблучок»


г. Свободный


Участие в конкурсе

Участие детей в концертах

Дата

Место проведения

Название танца

12 апреля 2012 год – День авиации и космонавтики

КДЦ «Восток»

Танец «Мы дети твои Россия»

4 мая 2012 года – День Победы

КДЦ «Восток»

Танец «Русские потешки»

18 мая 2012 год – Международный день семьи

КДЦ «Восток»

Танец «Русские потешки»

28 мая 2012 год - городская спартакиада воспитанников дошкольных образовательных учреждений г. Свободного и ЗАТО Углегорск

ДЮСШ ЗАТО Углегорск

Танец «Русские потешки»

2 ноября 2012 год – День народного единства

КДЦ «Восток»

Русский народный хоровод «Ягодиночка»

Чтобы проследить эффективность выбранных методов работы направленных на повышение уровня развития творческих способностей была проведена промежуточная диагностика.

Верно. Заведующий Н.В. Горбунова

Промежуточная диагностика развития творческих способностей детей посредством танца ноябрь 2012 год.

Развитие творческих способностей у детей 2 младшей группы 1 (20 детей)

Критерии оценки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1 Музыкальность

20

60

20

2 Эмоциональность

5

70

25

3 Творческие проявления




60

40

4 Внимание




50

50

5 Память




30

70

6 Подвижность (лабильность) нервных процессов




15

85

7 Координация, ловкость движений




55

45

8 Гибкость, пластичность

35

45

20


Развитие творческих способностей у детей 2 младшей группы 1 (20 детей)


Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание;

6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений;

8-гибкость, пластичность.
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова

Развитие творческих способностей у детей 2 младшей группы 2

20 детей

Критерии оценки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Музыкальность

25

55

20

Эмоциональность

25

35

40

Творческие проявления

10

70

20

Внимание

35

25

40

Память

10

65

25

Подвижность (лабильность) нервных процессов




80

20

Координация, ловкость движений

10

60

30

Гибкость, пластичность

10

55

35
1   2   3   4