Главная страница

Методика организации и проведения занятий технологии по разделу «Декоративно – прикладное творчество» в 5 классах Учебно – методическое обеспечение занятий по разделу «Декоративно – прикладное творчество»


Скачать 382.57 Kb.
Название Методика организации и проведения занятий технологии по разделу «Декоративно – прикладное творчество» в 5 классах Учебно – методическое обеспечение занятий по разделу «Декоративно – прикладное творчество»
страница 1/3
Дата 11.02.2016
Размер 382.57 Kb.
Тип Пояснительная записка
  1   2   3

Методика организации и проведения занятий технологии по разделу «Декоративно – прикладное творчество» в 5 - классах

Учебно – методическое обеспечение занятий по разделу «Декоративно – прикладное творчество»

Потребность общества в личности, творчески ак­тивной и свободно мыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для разви­тия интеллекта и психики ребенка. Ручной труд явля­ется средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей — т.е. обще­го развития ребенка.

Народная педагогика всегда уделяла много внима­ния подготовке детей к трудовой деятельности. Изго­тавливая изделие сначала под руководством взрос­лых, а позже самостоятельно, ребенок приобщается к посильному труду, учится работать с различными ма­териалами и инструментами.

Народные традиции — это нить, связывающая нас со всей предшествующей культурой. Приобщать детей к истокам народного творчества, культуре, обогащать содержание детского творчества, развивать их интел­лект и чувства, дать детям возможность почувствовать себя наследниками русских традиций — в этом видит свою воспитательную задачу педагогический коллек­тив школы. Исходя из этих задач, воспитательная ра­бота строится с опорой на духовную основу жизни наших предков.

В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций художествен­ной культуры важнейшей задачей становится повыше­ние эффективности художественного образования.

Проживание на территории марийского края порождает необходимость знакомства уча­щихся с духовной культурой народов мари, воспита­ние у них уважения к этой самобытной культуре.

Программа « Плетение из лозы, соломы, кукурузы»

Пояснительная записка

Методика обучения народному декоративно-приклад­ному искусству отличается, от общепринятой методики обучения другим учебным предметам и дисциплинам, по­этому данное пособие имеет отличительные особенности и по своей структуре.

Народное искусство функционирует по свойственным ему законам, разрушение которых ведет к разрушению тради­ции в целом. Об этом говорилось подробно в предыдущих главах пособиях. При неверно выбранных методах обуче­ния можно наблюдать не возрождение и сохранение народ­ного искусства, а его разрушение. Следует различать мето­ды преподавания гуманитарных, естественнонаучных дис­циплин и методы преподавания народной традиции. В пре­подавании предметов народного искусства, традиционной ' культуры сама традиция является как метод ее исполне­ния, т. е. сама жизнь в традиции, а не только и не столько преподавание «материалов» о народной жизни, что, к со­жалению, сегодня чаще всего и наблюдается. Без знания специфики народного искусства, понятия творчества народ­ного мастера, народной педагогики, региональных особен­ностей традиционной культуры затруднено рассматривание вопросов методики обучения народному искусству. Содержание предлагаемой программы по обучению уча­щихся народному плетению из природных материалов направлено на развитие интереса к традиционной культуре, народному искусству, на воспитание художествен­ной культуры, духовно-нравственных основ личности, на­ционального самосознания, чувству любви к родному краю, что и является главной целью данных учебных программ.

Задачи:

  • раскрыть значение народного искусства в жизни че­ловека;

  • сформировать у учащихся и студентов представление о народном искусстве и о народном мастере как носи­теле традиционного самосознания;

  • дать возможность учащимся овладеть навыкам и тех­нологическими приемами народного плетения из при­родных материалов, а также способностью передавать полученные умения.

В результате обучения курса народному плетению учащийся должен:

  • знать основные техники, применяемые в различных видах народного плетения России и местной тради­ции, историю их возникновения, художественно-сти­листические особенности;

  • уметь соблюдать последовательность выполнения раз­личных видов плетения из природных материалов Рос­сии и своего региона, передавать полученные умения своим ученикам.

Подбор материала и содержание разработанной учеб­ной программы учитывает годичный и жизненный круг народного мастера. Такой подход, на наш взгляд, способствует сохранению преемственности в народной традиции.

Условия реализации программы

Практические занятия по данной программе совме­щаются с теоретическими уроками, на которых прово­дятся беседы, демонстрируются иллюстрации, образ­цы, предлагаются схемы изготовления. Детьми ведет­ся поисковая деятельность по заданной теме.

Программой предусматривается последовательное ус­ложнение заданий, которые предстоит выполнить уча­щимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала.

Практическая работа проводится в специально обо­рудованных учебных классах-мастерских, оснащение которых берет на себя школа.

Формы контроля

В начале каждого занятия обсуждается объем рабо­ты, который нужно выполнить на данном уроке. Если учащийся полностью справляется с заданием урока, то преподавания можно поставить промежуточную оценку. Отдельные работы учащимся разрешается доделать дома.

Важным итоговым этапом занятий является про­смотр. Итог подводит руководитель, обсуждения. Про­водится защита работ учащимися.

Оцениваются работы по истечении запланирован­ного на задание времени. Преподаватель выставляет оценки или дает устную характеристику каждой рабо­те. Однодневные выставки проводятся после оконча­ния каждого задания с целью промежуточных оценок, эстетичности выполненного изделия, защиты. В конце изученной программы организуется выс­тавка выполненных учащимися практических работ, проводится обсуждение выставки с участием учащих­ся, педагогов отделения, родителей, гостей.

1. Тематический план по курсу

«Плетение из природных материалов»

(средняя образовательная школа)



Наименование темы

Кол-во часов

1

2

3

1-3 классы




1.

Вводное занятие. Сведения о природных материалах и их свойствах (соломка, листья початков кукурузы; лоза)

1

2.

Подготовка материала и его обработка. Оборудова­ние и приспособления для плетения из соломки, листьев початков кукурузы

1

3.

Знакомство с материалом по плетению из соломки и листьев

2

4.

Виды плетения. Прямое плетение. «Шахматка». Практическая работа

2

5.

Плетение полос ленты «Зубатки» из соломы

2

6.

Плетение основы для панно. Использование видов

2

7.

Освоение приема плетения петли из листьев почат­ков кукурузы (по методу народного мастера Леваднего А.А.)

2

8.

Плетение подставки (материал — листья початков кукурузы)

4




Всего

16

4-5 классы




1.

Закрепление приемов плетения из соломки. Методы сшивания полоски

1

2.

Выполнение простейшей конфетницы (вид плете­ния — лента «зубатка»)

4

3.

Плетение из листьев початков кукурузы. Изготовле­ние хлебницы

4

4.

Встреча с мастером по плетению из лозы

1

5.

Освоение приемов из лозы

2.

6

Плетение подставки (материал — лоза)

4




Всего

16










6-7 классы




1.

Плетение из соломки. Изготовление детской шляпки

4

2.

Экскурсия в музей НДПИ к мастеру по плетению

2

3.

Плетение из листьев початков кукурузы. Изготовление небольшой сумки-кошелки

4

4.

Совершенствование приемов плетения из лозы. Плетение корзинки

6




Всего

16

Содержание программы

1-3 классы

Тема 1. Вводное занятие. Плетение — древнейшее ре­месло. Сведения о природных материалах и их свойствах (соломка, листья початков кукурузы, лоза).

Виды плетения. Беседа о хлебе и его значении в жиз­ни человека, о злаковых культурах (пшеница, рожь, яч­мень, овес), солома которых используется в плетении. Основные свойства материалов (пластичность, мягкость, различие оттенков, простота в обработке, доступность...).

Тема 2. Подготовка материала и его обработка. Обору­дование и приспособления для плетения из соломки и листьев початков кукурузы.

Заготовка материала (скашивание, просушка, очист­ка, сортирование, хранение), его обработка (замачивание соломин нужной длины). Оборудование (низкий стол, пле­тение выполняется на весу). Инструменты (ножницы, нож, нитки армированные светлых тонов, клей ПВА).

Тема 3. Встреча с мастером по плетению из соломки.

Знакомство с плетеными изделиями мастера, их на­значением, с основными приемами плетения. Выполне­ние зарисовок плетеных предметов.

Тема 4. Виды плетения. Прямое плетение — «шахматка».

Практическая работа. Прямое, плоское, объемное плетение. Освоение навыков прямого плетения («шахматка»). Выполнение образца.

Тема 5. Плетение полосы, ленты «зубатки» из соломки.

Применение данного вида плетения (шляпы, сумки, кор­зинки, подставки...) Освоение навыков плоского плетения.

Выполнение образца плетения «зубатки».

Тема 6. Плетение основы для подставки. Использова­ние видов плетения «шахматка», «зубатка».

Практическая работа. Выполнение изделия (форма — круглая или овальная). Закрепление навыков прямого и плоского плетения.

Тема 7. Освоение приема плетения петли из листьев початков кукурузы (по методу народного мастера Леваднего А.А.).

Подготовка материала к работе (отбор листьев по тону, нарезка полос, увлажнение). Знакомство с основными приемами плетения из листьев початков кукурузы, на­значением предметов. Выполнение плетения — по часо­вой стрелке.

Тема 8. Плетение подставки (материал — листья по­чатков кукурузы).

Практическая работа. Изготовление изделия. Закреп­ление навыков плетения. Форма подставки — круглая.

4-5 классы

Тема 1. Закрепление приемов плетения из соломки. Методы сшивания полоски.

Знакомство с технологией плетения народного масте­ра Косенко А.Н. и методом сшивания полоски (стежки укладываются поперек ленты, приши­вается каждый зубчик), а также с методом Тюрина П.В. (ст. Воздвиженская) — стежки укладываются вдоль лен­ты. Выполнение образцов сшивания ленты.

Тема 2. Выполнение изделия. Конфетница (вид плете­ния — лента «зубатка»).

Практическая работа. Закрепление приемов плос­кого плетения. Форма изделия круглая или овальная.

Использование методов Тюрина П.В. или Косенко А.Н. при сшивании полоски.

Тема 3. Плетение из листьев початков кукурузы. Из­готовление хлебницы.

Практическая работа. Изготовление изделия. Закреп­ление приемов плетения из листьев початков кукурузы.

Тема 4. Встреча с мастером по плетению из лозы.

Знакомство с развитием лозоплетения в России и в Марий Эл с технологией изготовления плетеных изделий из лозы. Заготовка и обработка материала (ошкуривание, расщепление палочек). Особенности плетения мастера Жук В.Т. и Бережного И.С. Зарисовки плетеных изделий.

Тема 5. Освоение приемов плетения из лозы.

Инструменты (острый нож, молоток деревянный, ланцетка, плоскогубцы, круглогубцы, шило), инструктаж по технике безопасности. Знакомство с видами плетения: «плетенка», «веревочка», «клеточка». Способы плетения: крестовины, «замочек», «разводка». Выполнение образ­цов плетения.

Тема 6. Плетение подставки (материал — лоза).

Практическая работа. Изготовление изделия. Закреп­ление приемов плетения из лозы. Форма подставки — круглая.

6-7 классы

Тема 1. Плетение из соломки. Выполнение детской шляпки.

Практическая работа. Совершенствование навыков плетения и сшивания полоски. Использование традици­онной формы шляпы — «брыль».

Тема 2. Экскурсия в музей НДПИ, к мастеру по пле­тению.

Наблюдение и зарисовки плетеных изделий, анализ работ учащихся, выполненных ранее, мастером.

Тема 3. Плетение из листьев початков кукурузы. Вы­полнение небольшой сумки — кошелки.

Практическая работа. Совершенствование приемов плетения из листьев початков кукурузы. Изготовление изделия традиционной формы.

Тема 4. Совершенствование приемов плетения из лозы. Изготовление корзинки.

Практическая работа. Закрепление и совершенствова­ние плетения изделия по методу народного мастера Жук В.Т.

3.2. Технология плетения из природных материалов

Самым древним из ремесел обычно считается плетение. Одна из наиболее привлекательных черт этого ремесла состоит в том, что каждое поколение людей могло легко приспособить его к потребностям своей повседневной жиз­ни. Во все времена из местных растительных материалов люди выплетали разнообразные изделия: жилище, мебель, колыбели, украшения, шляпы, игрушки.

Плетение — это способ последова­тельного соединения между собой эластичных материалов (прутьев ивы, лыка, стеблей или корней некоторых растений, лент бересты, соломы и т. п.) путем их переплетения то сверху, то снизу под прямым или острым углом для создания изделий замкнутого контура (круглые и овальные корзины, кашпо, вазы) и пло­ских \циновки, плетни-загородки, подстильники в сани).

Материал для плетения разнообразен: лоза, листья початков кукурузы, соломка и др.

Основываясь на экспедиционных материалах, следу­ет отметить наличие таких видов плетения, как плетение из лозы, соломки и листьев початков ку­курузы. Такие материалы всегда были доступны масте­ру, удобны в работе и обладали утилитарной и эстети­ческой функцией.

1. Соломоплетение

Соломоплетение постоянно совершенствуется и разви­вается. Наиболее полно проявлено в лучших традициях. Соломка — трубчатая часть стебля злакового растения. Из нее изготовляли различную хозяйственную утварь, делали украшения. Сложились своеобразные приемы плетения, разнообразные формы изделий. Народные ма­стера использовали преимущественно ржаную соломку, отличающуюся большой прочностью, гибкостью от дру­гих зерновых культур.

Виды соломоплетения различаются по использованию заготовок, материалами и способами их соединения в еди­ное целое, в результате чего получаются различные по внешнему виду и применению изделия.

Мастер по изготовлению шкатулок Г.П. Прокофьевич утверждает, что в соломоплетении необхо­димо большое терпение, к этому ремеслу должно бытьпризвание и главное — это относиться бережно к матери­алу, выполнять работу с любовью.

Buды плетения

Самый простой способ плетения — переплетение друг с другом горизонтальных и вертикальных соломин под прямым углом — это прямое плетение.

Такой вид плетения применяется для плоских плас­тин, которые используются в качестве салфеток, подста­вок, стенок, донышек, шкатулок.

«Шахматка». Соломины или ленты, количество ко­торых определено размером, уложить параллельно друг другу в вертикальном положении и прижать концы с одной стороны прессом. Четные по счету соломины приподнять и под них перпендикулярно нечетным уложить первую соломину горизонтального ряда.

Приподнять нечетные вертикальные и уложить под них вторую горизонтальную соломину и т. д.

«Кубик» (квадрат). Этот вид плетения относится к плетению на каркасе. Квадрат плетется одной рабочей соломинкой на жесткой крестовине. Крестовина — осно­ва для плетения. Ею могут служить две перекрещенные деревянные палочки. В процессе плетения возникает не­обходимость постоянно наращивать рабочую соломину. Для этого нужно вставлять конец новой соломины в ра­бочую соломину. Чтобы стыков не было видно, а плете­ние смотрелось цельным, наращивание лучше произво­дить в тех местах, где соломина ложится на ребро крес­товины. Для этого рабочую соломину следует обрезать наискосок по ребру, вставить внутрь ее более тонкую со­ломину, оплести ребро крестовины так, чтобы новая со­ломина легла на стык и прикрыла его.

Плетение «жгутик». Этот вид относится к объемно­му плетению. Можно использовать каркас (плотная со­ломинка или проволока (медь, алюминий). В зависимо­сти от количества взятых для работы соломин (4, 5, 6, 7, 9) жгутик получается различным в сечении и имеет разную частоту витков. Чем больше соломин участвуют в плетении, тем чаще повторяются витки и плетенее по­лучается жгут. Для плетения жгутика лучше использо­вать тонкую соломку верхней части стебля. При работе необходимо аккуратно наращивать соломины, заплетая их стыки в ребра жгутика. В сечении должен образовы­ваться квадрат.



Рис.1 Последовательность выполнения плетеной ленты

Материалы и инструменты.

Подготовка материала. Для работы используют ржаную, пшеничную солому. Солому заготавливают в июне вручную сер­пами и свертывают в снопы. Предварительно просушива­ют 2-3 дня. Хранят связанную в снопы солому в теплом, сухом помещении.

Перед работой со стеблей соломки срезают колоски и листья, удаляют узлы, затем сортируют подлине, тол­щине и цвету. Для работы пригодны два верхних колена. Рассортированную солому связывают в снопики толщи­ной по 10-15 см, длиной 50 см, чтобы солома приобрела красивый золотистый цвет, ее раскладывают от несколь­ких часов до двух-трех дней.

Для плоского плетения солому обязательно замачива­ют в воде.

Инструменты:

  • молоток для уплотнения сырой ленты;

  • штопальные иглы (чем длиннее, тем лучше);

  • наперсток для сшивания плетежков;

  • капроновая нить;

  • ножницы;

  • нож.

Технология плетения шляпы «брыль»

Для плетения шляпы используют рожь, она более проч­ная, эластичная. Многие мастера выращивают рожь на сво­ем участке земли, чтоб иметь возможность срезать стебли на любой стадии развития растения. Рожь должна достичь восковой зрелости (зерно немного мягкое, с молочком).

Чтобы получить готовое изделие, нужно минимум 13 15 м плетеной ленты полоски. Плетеная лента отбивается молотком с двух сторон, что­бы соломка легла плотнее друг к другу. Затем начинают сшивать, с донышка по форме простыми нитками, игла должна быть длинной. Плетежки сшивают виток за вит­ком. Изделия, сшитые этим способом, отличаются высокой прочностью. Каждый новый плетежок накладывается на предыдущий, перекрывая его примерно на одну треть, и сшивается стежок за стежком. Перед сшиванием плетежки обязательно слегка увлажняют.

Сшивая шляпы, стежки можно укладывать 2 способа­ми: вдоль ленты и поперек ленты, пришивая каждый зубчик. Когда донышко будет готово, края плетежков согнуть и перейти к тулье. Закончив с тульей, края плетежков снова согнуть вдоль под прямым углом, только уже в противоположную сто­рону, приступить к полям. Длина полей варьировалась на усмотрение мастера. Сшитую шляпу отстукивали мо­лотком, придавали ей форму. У некоторых мастеров были деревянные болванки, при помощи которых они прида­вали шляпам форму.
  1   2   3