Методика организации и проведения занятий технологии по разделу «Декоративно – прикладное творчество» в 5 - классах
Учебно – методическое обеспечение занятий по разделу «Декоративно – прикладное творчество»
Потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Ручной труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей — т.е. общего развития ребенка.
Народная педагогика всегда уделяла много внимания подготовке детей к трудовой деятельности. Изготавливая изделие сначала под руководством взрослых, а позже самостоятельно, ребенок приобщается к посильному труду, учится работать с различными материалами и инструментами.
Народные традиции — это нить, связывающая нас со всей предшествующей культурой. Приобщать детей к истокам народного творчества, культуре, обогащать содержание детского творчества, развивать их интеллект и чувства, дать детям возможность почувствовать себя наследниками русских традиций — в этом видит свою воспитательную задачу педагогический коллектив школы. Исходя из этих задач, воспитательная работа строится с опорой на духовную основу жизни наших предков.
В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования.
Проживание на территории марийского края порождает необходимость знакомства учащихся с духовной культурой народов мари, воспитание у них уважения к этой самобытной культуре.
Программа « Плетение из лозы, соломы, кукурузы»
Пояснительная записка
Методика обучения народному декоративно-прикладному искусству отличается, от общепринятой методики обучения другим учебным предметам и дисциплинам, поэтому данное пособие имеет отличительные особенности и по своей структуре.
Народное искусство функционирует по свойственным ему законам, разрушение которых ведет к разрушению традиции в целом. Об этом говорилось подробно в предыдущих главах пособиях. При неверно выбранных методах обучения можно наблюдать не возрождение и сохранение народного искусства, а его разрушение. Следует различать методы преподавания гуманитарных, естественнонаучных дисциплин и методы преподавания народной традиции. В преподавании предметов народного искусства, традиционной ' культуры сама традиция является как метод ее исполнения, т. е. сама жизнь в традиции, а не только и не столько преподавание «материалов» о народной жизни, что, к сожалению, сегодня чаще всего и наблюдается. Без знания специфики народного искусства, понятия творчества народного мастера, народной педагогики, региональных особенностей традиционной культуры затруднено рассматривание вопросов методики обучения народному искусству. Содержание предлагаемой программы по обучению учащихся народному плетению из природных материалов направлено на развитие интереса к традиционной культуре, народному искусству, на воспитание художественной культуры, духовно-нравственных основ личности, национального самосознания, чувству любви к родному краю, что и является главной целью данных учебных программ.
Задачи:
раскрыть значение народного искусства в жизни человека;
сформировать у учащихся и студентов представление о народном искусстве и о народном мастере как носителе традиционного самосознания;
дать возможность учащимся овладеть навыкам и технологическими приемами народного плетения из природных материалов, а также способностью передавать полученные умения.
В результате обучения курса народному плетению учащийся должен:
знать основные техники, применяемые в различных видах народного плетения России и местной традиции, историю их возникновения, художественно-стилистические особенности;
уметь соблюдать последовательность выполнения различных видов плетения из природных материалов России и своего региона, передавать полученные умения своим ученикам.
Подбор материала и содержание разработанной учебной программы учитывает годичный и жизненный круг народного мастера. Такой подход, на наш взгляд, способствует сохранению преемственности в народной традиции.
Условия реализации программы
Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими уроками, на которых проводятся беседы, демонстрируются иллюстрации, образцы, предлагаются схемы изготовления. Детьми ведется поисковая деятельность по заданной теме.
Программой предусматривается последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала.
Практическая работа проводится в специально оборудованных учебных классах-мастерских, оснащение которых берет на себя школа.
Формы контроля
В начале каждого занятия обсуждается объем работы, который нужно выполнить на данном уроке. Если учащийся полностью справляется с заданием урока, то преподавания можно поставить промежуточную оценку. Отдельные работы учащимся разрешается доделать дома.
Важным итоговым этапом занятий является просмотр. Итог подводит руководитель, обсуждения. Проводится защита работ учащимися.
Оцениваются работы по истечении запланированного на задание времени. Преподаватель выставляет оценки или дает устную характеристику каждой работе. Однодневные выставки проводятся после окончания каждого задания с целью промежуточных оценок, эстетичности выполненного изделия, защиты. В конце изученной программы организуется выставка выполненных учащимися практических работ, проводится обсуждение выставки с участием учащихся, педагогов отделения, родителей, гостей.
1. Тематический план по курсу
«Плетение из природных материалов»
(средняя образовательная школа)
|
№
|
Наименование темы
|
Кол-во часов
|
1
|
2
|
3
|
1-3 классы
|
|
1.
|
Вводное занятие. Сведения о природных материалах и их свойствах (соломка, листья початков кукурузы; лоза)
|
1
|
2.
|
Подготовка материала и его обработка. Оборудование и приспособления для плетения из соломки, листьев початков кукурузы
|
1
|
3.
|
Знакомство с материалом по плетению из соломки и листьев
|
2
|
4.
|
Виды плетения. Прямое плетение. «Шахматка». Практическая работа
|
2
|
5.
|
Плетение полос ленты «Зубатки» из соломы
|
2
|
6.
|
Плетение основы для панно. Использование видов
|
2
|
7.
|
Освоение приема плетения петли из листьев початков кукурузы (по методу народного мастера Леваднего А.А.)
|
2
|
•8.
|
Плетение подставки (материал — листья початков кукурузы)
|
4
|
|
Всего
|
16
|
4-5 классы
|
|
1.
|
Закрепление приемов плетения из соломки. Методы сшивания полоски
|
1
|
2.
|
Выполнение простейшей конфетницы (вид плетения — лента «зубатка»)
|
4
|
3.
|
Плетение из листьев початков кукурузы. Изготовление хлебницы
|
4
|
4.
|
Встреча с мастером по плетению из лозы
|
1
|
5.
|
Освоение приемов из лозы
|
2.
|
6
|
Плетение подставки (материал — лоза)
|
4
|
|
Всего
|
16
|
|
|
|
6-7 классы
|
|
1.
|
Плетение из соломки. Изготовление детской шляпки
|
4
|
2.
|
Экскурсия в музей НДПИ к мастеру по плетению
|
2
|
3.
|
Плетение из листьев початков кукурузы. Изготовление небольшой сумки-кошелки
|
4
|
4.
|
Совершенствование приемов плетения из лозы. Плетение корзинки
|
6
|
|
Всего
|
16
|
Содержание программы
1-3 классы
Тема 1. Вводное занятие. Плетение — древнейшее ремесло. Сведения о природных материалах и их свойствах (соломка, листья початков кукурузы, лоза).
Виды плетения. Беседа о хлебе и его значении в жизни человека, о злаковых культурах (пшеница, рожь, ячмень, овес), солома которых используется в плетении. Основные свойства материалов (пластичность, мягкость, различие оттенков, простота в обработке, доступность...).
Тема 2. Подготовка материала и его обработка. Оборудование и приспособления для плетения из соломки и листьев початков кукурузы.
Заготовка материала (скашивание, просушка, очистка, сортирование, хранение), его обработка (замачивание соломин нужной длины). Оборудование (низкий стол, плетение выполняется на весу). Инструменты (ножницы, нож, нитки армированные светлых тонов, клей ПВА).
Тема 3. Встреча с мастером по плетению из соломки.
Знакомство с плетеными изделиями мастера, их назначением, с основными приемами плетения. Выполнение зарисовок плетеных предметов.
Тема 4. Виды плетения. Прямое плетение — «шахматка».
Практическая работа. Прямое, плоское, объемное плетение. Освоение навыков прямого плетения («шахматка»). Выполнение образца.
Тема 5. Плетение полосы, ленты «зубатки» из соломки.
Применение данного вида плетения (шляпы, сумки, корзинки, подставки...) Освоение навыков плоского плетения.
Выполнение образца плетения «зубатки».
Тема 6. Плетение основы для подставки. Использование видов плетения «шахматка», «зубатка».
Практическая работа. Выполнение изделия (форма — круглая или овальная). Закрепление навыков прямого и плоского плетения.
Тема 7. Освоение приема плетения петли из листьев початков кукурузы (по методу народного мастера Леваднего А.А.).
Подготовка материала к работе (отбор листьев по тону, нарезка полос, увлажнение). Знакомство с основными приемами плетения из листьев початков кукурузы, назначением предметов. Выполнение плетения — по часовой стрелке.
Тема 8. Плетение подставки (материал — листья початков кукурузы).
Практическая работа. Изготовление изделия. Закрепление навыков плетения. Форма подставки — круглая.
4-5 классы
Тема 1. Закрепление приемов плетения из соломки. Методы сшивания полоски.
Знакомство с технологией плетения народного мастера Косенко А.Н. и методом сшивания полоски (стежки укладываются поперек ленты, пришивается каждый зубчик), а также с методом Тюрина П.В. (ст. Воздвиженская) — стежки укладываются вдоль ленты. Выполнение образцов сшивания ленты.
Тема 2. Выполнение изделия. Конфетница (вид плетения — лента «зубатка»).
Практическая работа. Закрепление приемов плоского плетения. Форма изделия круглая или овальная.
Использование методов Тюрина П.В. или Косенко А.Н. при сшивании полоски.
Тема 3. Плетение из листьев початков кукурузы. Изготовление хлебницы.
Практическая работа. Изготовление изделия. Закрепление приемов плетения из листьев початков кукурузы.
Тема 4. Встреча с мастером по плетению из лозы.
Знакомство с развитием лозоплетения в России и в Марий Эл с технологией изготовления плетеных изделий из лозы. Заготовка и обработка материала (ошкуривание, расщепление палочек). Особенности плетения мастера Жук В.Т. и Бережного И.С. Зарисовки плетеных изделий.
Тема 5. Освоение приемов плетения из лозы.
Инструменты (острый нож, молоток деревянный, ланцетка, плоскогубцы, круглогубцы, шило), инструктаж по технике безопасности. Знакомство с видами плетения: «плетенка», «веревочка», «клеточка». Способы плетения: крестовины, «замочек», «разводка». Выполнение образцов плетения.
Тема 6. Плетение подставки (материал — лоза).
Практическая работа. Изготовление изделия. Закрепление приемов плетения из лозы. Форма подставки — круглая.
6-7 классы
Тема 1. Плетение из соломки. Выполнение детской шляпки.
Практическая работа. Совершенствование навыков плетения и сшивания полоски. Использование традиционной формы шляпы — «брыль».
Тема 2. Экскурсия в музей НДПИ, к мастеру по плетению.
Наблюдение и зарисовки плетеных изделий, анализ работ учащихся, выполненных ранее, мастером.
Тема 3. Плетение из листьев початков кукурузы. Выполнение небольшой сумки — кошелки.
Практическая работа. Совершенствование приемов плетения из листьев початков кукурузы. Изготовление изделия традиционной формы.
Тема 4. Совершенствование приемов плетения из лозы. Изготовление корзинки.
Практическая работа. Закрепление и совершенствование плетения изделия по методу народного мастера Жук В.Т.
3.2. Технология плетения из природных материалов
Самым древним из ремесел обычно считается плетение. Одна из наиболее привлекательных черт этого ремесла состоит в том, что каждое поколение людей могло легко приспособить его к потребностям своей повседневной жизни. Во все времена из местных растительных материалов люди выплетали разнообразные изделия: жилище, мебель, колыбели, украшения, шляпы, игрушки.
Плетение — это способ последовательного соединения между собой эластичных материалов (прутьев ивы, лыка, стеблей или корней некоторых растений, лент бересты, соломы и т. п.) путем их переплетения то сверху, то снизу под прямым или острым углом для создания изделий замкнутого контура (круглые и овальные корзины, кашпо, вазы) и плоских \циновки, плетни-загородки, подстильники в сани).
Материал для плетения разнообразен: лоза, листья початков кукурузы, соломка и др.
Основываясь на экспедиционных материалах, следует отметить наличие таких видов плетения, как плетение из лозы, соломки и листьев початков кукурузы. Такие материалы всегда были доступны мастеру, удобны в работе и обладали утилитарной и эстетической функцией.
1. Соломоплетение
Соломоплетение постоянно совершенствуется и развивается. Наиболее полно проявлено в лучших традициях. Соломка — трубчатая часть стебля злакового растения. Из нее изготовляли различную хозяйственную утварь, делали украшения. Сложились своеобразные приемы плетения, разнообразные формы изделий. Народные мастера использовали преимущественно ржаную соломку, отличающуюся большой прочностью, гибкостью от других зерновых культур.
Виды соломоплетения различаются по использованию заготовок, материалами и способами их соединения в единое целое, в результате чего получаются различные по внешнему виду и применению изделия.
Мастер по изготовлению шкатулок Г.П. Прокофьевич утверждает, что в соломоплетении необходимо большое терпение, к этому ремеслу должно бытьпризвание и главное — это относиться бережно к материалу, выполнять работу с любовью.
Buды плетения
Самый простой способ плетения — переплетение друг с другом горизонтальных и вертикальных соломин под прямым углом — это прямое плетение.
Такой вид плетения применяется для плоских пластин, которые используются в качестве салфеток, подставок, стенок, донышек, шкатулок.
«Шахматка». Соломины или ленты, количество которых определено размером, уложить параллельно друг другу в вертикальном положении и прижать концы с одной стороны прессом. Четные по счету соломины приподнять и под них перпендикулярно нечетным уложить первую соломину горизонтального ряда.
Приподнять нечетные вертикальные и уложить под них вторую горизонтальную соломину и т. д.
«Кубик» (квадрат). Этот вид плетения относится к плетению на каркасе. Квадрат плетется одной рабочей соломинкой на жесткой крестовине. Крестовина — основа для плетения. Ею могут служить две перекрещенные деревянные палочки. В процессе плетения возникает необходимость постоянно наращивать рабочую соломину. Для этого нужно вставлять конец новой соломины в рабочую соломину. Чтобы стыков не было видно, а плетение смотрелось цельным, наращивание лучше производить в тех местах, где соломина ложится на ребро крестовины. Для этого рабочую соломину следует обрезать наискосок по ребру, вставить внутрь ее более тонкую соломину, оплести ребро крестовины так, чтобы новая соломина легла на стык и прикрыла его.
Плетение «жгутик». Этот вид относится к объемному плетению. Можно использовать каркас (плотная соломинка или проволока (медь, алюминий). В зависимости от количества взятых для работы соломин (4, 5, 6, 7, 9) жгутик получается различным в сечении и имеет разную частоту витков. Чем больше соломин участвуют в плетении, тем чаще повторяются витки и плетенее получается жгут. Для плетения жгутика лучше использовать тонкую соломку верхней части стебля. При работе необходимо аккуратно наращивать соломины, заплетая их стыки в ребра жгутика. В сечении должен образовываться квадрат.
Рис.1 Последовательность выполнения плетеной ленты
Материалы и инструменты.
Подготовка материала. Для работы используют ржаную, пшеничную солому. Солому заготавливают в июне вручную серпами и свертывают в снопы. Предварительно просушивают 2-3 дня. Хранят связанную в снопы солому в теплом, сухом помещении.
Перед работой со стеблей соломки срезают колоски и листья, удаляют узлы, затем сортируют подлине, толщине и цвету. Для работы пригодны два верхних колена. Рассортированную солому связывают в снопики толщиной по 10-15 см, длиной 50 см, чтобы солома приобрела красивый золотистый цвет, ее раскладывают от нескольких часов до двух-трех дней.
Для плоского плетения солому обязательно замачивают в воде.
Инструменты:
молоток для уплотнения сырой ленты;
штопальные иглы (чем длиннее, тем лучше);
наперсток для сшивания плетежков;
капроновая нить;
ножницы;
нож.
Технология плетения шляпы «брыль»
Для плетения шляпы используют рожь, она более прочная, эластичная. Многие мастера выращивают рожь на своем участке земли, чтоб иметь возможность срезать стебли на любой стадии развития растения. Рожь должна достичь восковой зрелости (зерно немного мягкое, с молочком).
Чтобы получить готовое изделие, нужно минимум 13 15 м плетеной ленты полоски. Плетеная лента отбивается молотком с двух сторон, чтобы соломка легла плотнее друг к другу. Затем начинают сшивать, с донышка по форме простыми нитками, игла должна быть длинной. Плетежки сшивают виток за витком. Изделия, сшитые этим способом, отличаются высокой прочностью. Каждый новый плетежок накладывается на предыдущий, перекрывая его примерно на одну треть, и сшивается стежок за стежком. Перед сшиванием плетежки обязательно слегка увлажняют.
Сшивая шляпы, стежки можно укладывать 2 способами: вдоль ленты и поперек ленты, пришивая каждый зубчик. Когда донышко будет готово, края плетежков согнуть и перейти к тулье. Закончив с тульей, края плетежков снова согнуть вдоль под прямым углом, только уже в противоположную сторону, приступить к полям. Длина полей варьировалась на усмотрение мастера. Сшитую шляпу отстукивали молотком, придавали ей форму. У некоторых мастеров были деревянные болванки, при помощи которых они придавали шляпам форму.
|