Главная страница

Методическая работа по реализации регионального компонента в области «познание» в работе доо с детьми старшего дошкольного возраста


Скачать 106.97 Kb.
Название Методическая работа по реализации регионального компонента в области «познание» в работе доо с детьми старшего дошкольного возраста
Дата 25.03.2016
Размер 106.97 Kb.
Тип Документы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» В РАБОТЕ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современные преобразования в мире повлияли на развитие российского общества в сторону демократизации, обеспечивающей удовлетворение культурных и духовных потребностей народов России. В настоящее время происходит переосмысление целей и задач образования, повышается роль культурологической составляющей педагогического процесса, стимулирующей воспитание творческой личности способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде. В Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается важность обеспечения системой образования «исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры» (2000).

Мозаичность национального состава народов России отражается на многонациональном характере образовательного пространства, которое является универсальной образовательной средой для социализации детей разных национальностей. Многонациональный состав Республики Башкортостан определяется уникальным союзом русского, татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского и других народов. Реагируя на демократические изменения в обществе, система дошкольного образования создает определенные условия для воспитания подрастающего поколения в многонациональном образовательном пространстве и ставит перед системой дошкольного образования Республики Башкортостан задачу по разработке концепций, региональных программ дошкольного образования, учитывающих социально-экономические, духовно-нравственные, национальные, культурно-исторические особенности региона и детского коллектива.

В региональных нормативно-правовых документах развитие дошкольного образования республики нашли отражение в Законе «Об образовании» РБ, Конституции Республики Башкортостан, «Концепции дошкольного образования Республики Башкортостан» и.т.д.

Наиболее значительную часть по степени развития на познание составляют региональные образовательные программы: «Земля отцов», «Я Родину свою хочу познать!» (Р.Х.Гасанова), «Я-Башкортостанец» (Р.Л.Агишева),«Оскон», (Ф.Г.Азнабаева), «Мой край - Башкортостан» (Ф.Ф.Фазлыева), «Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой» (Л.И. Марченко), "Башкирская мозаика", "Учусь вырезать", "Башкирское народное декоративно-прикладное искусство дошкольникам" (А.В. Колбина).

Анализ литературы выявил, что методическая работа в ДОО по реализации регионального компонента изучено недостаточно. Это и определило тему исследования «Методическая работа по реализации регионального компонента в области «Познание» в работе ДОО с детьми старшего дошкольного возраста».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для педагогов.
Уважаемые коллеги!

Для того чтобы выявить трудности, с которыми вы сталкиваетесь в процессе организации и проведения работы по реализации регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста, ответьте, пожалуйста на следующие вопросы:
1.Какие региональные программы Вы знаете?___________________________

2.Что входит в содержание региональных программ?____________________

3.Какую региональную программу используете в этом учебном году?

________________________________________________________________

4.Какие трудности испытываете при реализации регионального компонента?

_________________________________________________________________

5.Какие формы методической работы используете в работе с детьми старшего дошкольного возраста?_____________________________________

6.Знаете ли методику ознакомления дошкольников с родным краем?

__________________________________________________________________

7.Знакомите ли детей с историко-географическими особенностями своего региона?___________________________________________________________

8.Используете ли в совместной деятельности башкирские народные игры?

__________________________________________________________________

9.Читаете ли детям башкирские народные сказки?_______________________

10.Проводите ли башкирские народные праздники?______________________
Спасибо за сотрудничество!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Создание условий в старшей группе для реализации задач регионального компонента образования

(Константирующий эксперимент)

Группа

Планирование работы по национально-региональному компоненту образования (30%)

Содержание и оформление в группе уголков (центров, музеев) регионального содержания

Наличие иллюстративного материала о Республике Башкортостан

Наличие дидактических средств и оборудования регионального содержания

Наличие игрушек для различных видов игр с региональным содержанием

Наличие произведений народного творчества, писателей, поэтов народов Башкортостана

Наличие музыкальных инструментов, портретов композиторов

Использование в оформлении интерьера произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства Башкортостана

Итого

Старшая группа №3






























Высокий уровень

Средний (допустимый) уровень
Низкий уровень
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Диагностика выявления уровня представлений о национальной культуре (башкирской) в старшей группе:
1.В каком селе ты живешь?

2.Назови достопримечательности села Бижбуляк?

3.В каких жилищах жили раньше башкиры?

4.Какие предметы украшали юрту?

5.Назови детали мужской и женской башкирской национальной одежды.

6.Какие у тебя любимые традиционные башкирские блюда? Расскажи, как их готовить.

7.Назови, какую посуду использовали в быту башкиры.

8.Какой вид труда распространен у башкир?

9.Какие башкирские народные сказки ты знаешь?

10.Кто твой любимый башкирский писатель? Какие произведения башкирских писателей ты знаешь?

11.Любишь ли ты музыку? Назови композиторов Башкортостана.

12.Назови башкирские музыкальные инструменты.

13.Картины каких башкирских художников ты знаешь?

14.Какие ты знаешь башкирские подвижные игры? Сможешь объяснить правила игры?

15.Назови традиционные башкирские праздники.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Перспективное планирование на год. Региональный компонент в старшей группе.
ОКТЯБРЬ

ЧТЕНИЕ

Стихотворение Х.Габитова «Наша семья»

Стихотворение М.Карима «Не русский я, а россиянин»

Чтение колыбельных песен

Рассказать о значение имён
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

«Построй новую пару»

«Бездомный заяц»

«Сосед»

«Назови имя»
РАССМАТРИВАНИЕ АЛЬБОМОВ, ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Рассматривание фотографий членов семьи

Рассматривание иллюстраций «Мой Башкортостан»

Рассматривание люльки
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Сколько нас?»

«Мой родной край»

«Укладывание кукол спать»

«Обратись по имени»
ЗАНЯТИЯ, БЕСЕДЫ

Занятие «Моя семья»

Развлечение, посвященное Дню суверенитета Республики Башкортостан

Лепка «Моя любимая кукла»

Развлечение «Наречение именем»

НОЯБРЬ

ЧТЕНИЕ, РАССКАЗЫ

Рассказ о селе Бижбуляк

Чтение пословиц и поговорок об одежде

Рассказать детям о посуде.
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

«Ловушка»

«Чёрный, белый не говорить»

«Поймай клубок»

«Съедобный – несъедобный»
РАССМАТРИВАНИЕ АЛЬБОМОВ, ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Рассматривание плана села Бижбуляк

Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями села

Рассматривание альбома «Башкирская одежда»

Экскурсия в музей «Путешествие в прошлое посуды»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Где ты живёшь?»

«Путешествие по селу»

«Оденем куклу»

«Составь башкирскую посуду»
ЗАНЯТИЯ, БЕСЕДЫ

Конструирование «Улица нашего села»

Беседа «Мое родное село»

Рисование «Украсим платье»

Аппликация «Укрась посуду»
ДЕКАБРЬ

ЧТЕНИЕ, РАССКАЗЫВАНИЕ

Рассказывание сказки «Лиса – сирота»

«Легенда о курае»

Загадки, рассказ о домашней утвари башкир

Чтение стихотворения К. Даяна «Ёлка»
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

«Лиса и зайцы»

«Паровоз»

«Рукопожатие»
РАССМАТРИВАНИЕ АЛЬБОМОВ, ИИЛЮСТРАЦИИЙ

Рассматривание иллюстраций к сказке

Рассматривание курая

Рассматривание иллюстрации «Сундук»

Рассматривание ёлки, новогодних иллюстраций
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Я начну, а ты закончи»

«Угадай, на чём играю»

«Секреты бабушкиного сундука»

«Что из чего сделано»
ЗАНЯТИЯ, БЕСЕДЫ

Беседа по содержанию сказки, показ сказки на фланелеграфе

Рассказать, как изготавливают музыкальный инструмент курай

Развлечение «В гости к бабушке»

Изготовление игрушек-самоделок к Новому году
ЯНВАРЬ

ЧТЕНИЕ

Заучивание стихотворения С. Муллабаева «Белый барашек»

Загадки о животных

Сказка «Медведь и пчёлы»

Чтение рассказа о национальных блюдах

История возникновения жилищ
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

«Мы весёлые ребята»

«Медведь и пчёлы»

«Съедобный – несъедобный»

«Юрта»
РАССМАТРИВАНИЕ АЛЬБОМОВ, ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Рассматривание иллюстраций из серии «Домашние животные»

Рассматривание картины А.Х. Ситдиковой «Урожайный год. Пасека»

Рассматривание иллюстраций с национальными блюдами, напитками

Рассматривание иллюстраций «Жилище»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Большие и маленькие»

«Что подходит?»

«Узнай и назови блюдо»

«Дом, в котором ты живешь»
ЗАНЯТИЯ, БЕСЕДЫ

Беседа о труде животновода

Беседа о труде пчеловода

Составить с детьми меню из традиционных башкирских блюд

Аппликация «Коврик»
ФЕВРАЛЬ

ЧТЕНИЕ

Стихотворения башкирских поэтов о детях «Аниса и Нафиса» К. Ильясова

Рассказ о лесах, горах, пещерах Башкортостана

Стихотворение А. Халима «Ответ Биктырыша»

История праздника «Сабантуй»
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

«Липкие пеньки»

«Ловушка»

«Перетягивание каната»

«Самые ловкие»
РАССМАТРИВАНИЕ АЛЬБОМОВ, ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Рассматривание портретов башкирских поэтов

Рассматривание иллюстраций «Природа родного края»

Рассматривание картины А.Х. Ситдиковой «Будущий батыр»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Хорошо – плохо»

«Мой Башкортостан»

«Кто это?»

«Башкирское домино»
ЗАНЯТИЯ, БЕСЕДЫ

Рассказать детям про детских башкирских поэтов

Беседа о природе родного края

Спортивное развлечение

Беседа о национальных праздниках «Воронья каша», «Сабантуй»
МАРТ

ЧТЕНИЕ

Рассказ о значении цветов флага РБ

Чтение стихотворения Ф.Губайдуллиной «Праздничный подарок»

Стихотворение С. Кулибая «Дятел»

Стихотворение М.Гали «Белка»
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

«Горох»

«Кто скорее соберет?»

«Вороны и воробьи»

«Охотники и утки»
РАССМАТРИВАНИЕ АЛЬБОМОВ, ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Рассматривание флага, герба РБ

Рассматривание иллюстраций «Международный женский день»

Рассматривание альбома «Птицы нашего края»

Рассматривание альбома «Животные наших лесов»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Какого государства флаг?»

«Маленькая хозяйка»

«Птицы»

«Зоологическое лото»
ЗАНЯТИЯ, БЕСЕДЫ

Аппликация «Наш флаг»

Аппликация «Подарок для мамы»

Лепка «Птичка»

Развитие речи «Кто где живет?»
АПРЕЛЬ

ЧТЕНИЕ

Стихотворение Р. Ураксиной «Баурсак»

Рассказ о нашем детском саде

Рассказ о знаменитых художниках Башкортостана
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

«Белый хлеб»

«Липкие пеньки»

«Прятание вещей»

«Рассыпание гороха»
РАССМАТРИВАНИЕ АЛЬБОМОВ, ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Рассматривание иллюстраций, изделий из теста

Целевая прогулка по детскому саду

Рассматривание картин башкирских художников
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Что из чего сделано?»

«Поручения»

«В гости бабушка пришла»

«Времена года»
ЗАНЯТИЯ, БЕСЕДЫ

Беседа «Хлеб – всему голова»

Конструирование «Наш детский сад»

Развлечение «Показ гостя»

Рисование «Весенний пейзаж»
МАЙ

ЧТЕНИЕ

Рассказ о празднике «1 Мая»

Стихотворение Г. Рамазанова «Майские цветы»

Рассказ о героях Великой Отечественной войны Башкортостана, их подвигах

Диагностика

Диагностика
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

«Кто успеет опередить?»

«Самые ловкие»

Диагностика

Диагностика
РАССМАТРИВАНИЕ АЛЬБОМОВ, ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Рассматривание книг

Рассматривание картины А. Лутфуллина «Ожидание»

Диагностика

Диагностика
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Цветы»

«Кто это?»

Диагностика

Диагностика
ЗАНЯТИЯ, БЕСЕДЫ

Развлечение «Первомай»

Проведение праздника «День Победы!»

Диагностика

Диагностика