Главная страница

«Развитие связной монологической речи детей младшего дошкольного возраста через нравственно патриотическое воспитание»


Скачать 196.58 Kb.
Название «Развитие связной монологической речи детей младшего дошкольного возраста через нравственно патриотическое воспитание»
Дата 13.03.2016
Размер 196.58 Kb.
Тип Документы

Представление педагогического опыта по теме:
«Развитие связной монологической речи детей младшего дошкольного возраста через нравственно – патриотическое воспитание»
Актуальность и перспективность опыта. К трём годам завершается формирование ребёнка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости. Именно в этот период у ребёнка появляется большая потребность в общении и познании. Он предпринимает самостоятельные попытки выступать инициатором общения, реализует потребность передавать свои эмоции, впечатления, желания. Дети в этом возрасте начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. У них начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления младших дошкольников с культурными ценностями общества.

По мнению великого педагога К. Д. Ушинского: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого живёт, с его историей и стремлениями, как не мог бы объяснить ни один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик. Оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ».

В дошкольном возрасте закладываются предпосылки гражданских качеств, развивается представление о человеке, обществе, культуре. Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну, необходимо заложить основу для этой любви.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Проблема социально-нравственного воспитания детей на сегодняшний день является крайне актуальной, поскольку социально-нравственное воспитание лежит в основе поступков, действий каждого человека, формирует в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей. Мы видим, что человеческие отношения за последние десятилетия изменились не в лучшую сторону. Изменились жизненные ценности. Всё чаще мы сталкиваемся с жестокостью, агрессией, неуважительным отношением к людей низких материальных возможностей. Расслоение на бедных и богатых обострило отношения внутри семьи. Нарушилась гармония детско – родительских отношений. Утеряны традиции семейной культуры. Родители нуждаются в помощи и поддержке в воспитании детей. Одной из актуальных задач ДОУ является взаимодействие и сближение образовательного учреждения и семьи, а также распространение накопленных в этом направлении опыта и технологий.
Условия формирования ведущей идеи опыта. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Совершенствование речи, то есть овладение детьми способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а также точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение для их полноценного и своевременного психического развития. Успешное усвоение родного языка детьми младшего дошкольного возраста зависит от того, сколько внимания уделяют взрослые (воспитатели, родители, дедушки, бабушки) речевому общению с ними, от культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком и о чём говорят. Сообщество взрослых и детей – необходимое условие для полноценного развития личности ребёнка (его творчества, самостоятельности, инициативности). Именно взрослые являются носителями и хранителями родного языка, опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Поэтому, исключительное место занимают отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии, сотворчестве.  

Через формирование любви к родителям, семье, природе, большой и малой Родине, воспитание культуры поведения, погружение ребёнка в национальный быт, методику речи, песен, мы создаём естественную среду для овладения языком родного народа, развития связной речи и расширения словарного запаса ребёнка.

   Именно в раннем возрасте ребенок получает от взрослого сведения словесным путем: ему много рассказывают, объясняют, читают.

В связи с этим основная идея опыта как раз и заключается в развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста через воспитание любви к своей семье, природе, родному краю, его истории и культуре.

Для реализации данной педагогической идеи был использован инновационный метод проектной деятельности. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться в обществе.

Отбор содержания работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать.

На формирование у детей патриотического сознания оказывают влияние самые разнообразные воздействия. Максимальный результат воспитательно-образовательной работы достигается только при условии, что эти воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую воспитательную функцию, являясь необходимым звеном единого воспитательно-образовательного процесса. Наличие такой системы позволило создать условия для организации комплексных воздействий, которые взаимодополняют друг друга и дают наилучший воспитательный эффект.

Теоретическая база опыта. Базовой основой для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры речи выбрано приоритетное направление – нравственно – патриотическое воспитание.

Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

Предпосылкой для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей стали результаты исследования психологов, педагогов, лингвистов. Этой проблемой занимались В. В. Виноградов, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин.

   Целью моей педагогической деятельности стал поиск инновационных подходов к решению проблемы развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС.    

 Для достижения цели был выдвинут ряд приоритетных задач.

 1. Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по проблеме развития речи детей раннего возраста.

2. Отбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.

3. Апробация и внедрение в практику инновационных технологий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
Анализируя работу по проектной деятельности по заявленной теме, я пришла к следующим результатам: дети знают и называют правила поведения в детском саду, в общественных местах, используют в речи вежливые слова, речевые обороты, умеют вежливо обратиться с просьбой; знают, как называется наш город, республика, страна, многие дети могут назвать свой адрес. Могут свободно выражать свои мысли простыми распространенными предложениями. Все дети активно общаются со взрослыми и со сверстниками. Дети стали более инициативны и организованны на музыкальных занятиях; более адекватно стали оценивать свои поступки и поступки своих сверстников. Проявляют познавательный интерес к окружающей природной и социальной среде.

Показатели уровня речевого развития на конец года:

2 младшая группа – 25 детей: высокий -12, средний- 9, низкий- 4

Многие родители принимали активное участие в составлении семейных альбомов и газет; в конкурсах, проводимых в группе, в организации выставок. Отметили, что при разговоре со своими детьми стали больше обращать внимание на культуру своей речи, стали уделять больше времени на общение со своими детьми. Заинтересовались психолого – педагогической литературой по речевому и нравственно – патриотическому воспитанию детей, стали чаще обращаться за консультацией к педагогам.

Мои усилия, как педагога, были направлены на повышение педагогического мастерства при обучении младших дошкольников связной речи и нравственно – патриотическому воспитанию; на вовлечение родителей в активную работу с детьми; взаимодействие и сближение образовательного учреждения и семьи, а также распространение накопленных в этом направлении опыта и технологий.

Остаётся надеяться, что это позволило заложить фундамент для успешности речевого и общего развития ребёнка в период дошкольного детства.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

На вопрос о семейных традициях, 22% родителей затруднились ответить или ответили отрицательно; почти 30% родителей оставались критическими наблюдателями; не высокая культура поведения некоторых родителей.

Многие родители затрудняются в знании истории города, края, а есть и такие, которые не хотят её знать. Из — за высокой занятости, а в некоторых случаях из –за низкого уровня жизни, родители не имеют возможности посещать культурные и спортивные учреждения города вместе с детьми.

Противоречия между семейным воспитанием и воспитанием в ДОУ, когда ребёнку навязываются ложные ценности.

Дети много времени проводят один на один перед телевизором, компьютером, получая не всегда полезную, а в некоторых случаях даже очень вредную информацию для детских душ. Не говоря уже о том, какие образцы речи предлагают некоторые так называемые «детские» фильмы, а иногда и мультфильмы. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Адресные рекомендации по использованию данного опыта.

Свой педагогический опыт по развитию связной речи я рекомендую коллегам по ДОУ, заинтересованным родителям.

Заключение

На формирование у детей патриотического сознания оказывают влияние самые разнообразные воздействия. Максимальный результат воспитательно-образовательной работы достигается только при условии, что эти воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую развивающую и воспитательную функцию, являясь необходимым звеном единого воспитательно-образовательного процесса. Наличие такой системы позволило создать условия для организации комплексных воздействий, которые взаимодополняют друг друга и дают наилучший воспитательный эффект.

Единство требований детского сада и семьи обеспечивает ребёнку условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнит детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками.

Проектная деятельность разрабатывалась на основе общедидактических и специфических принципах обучения:

- воспитывающий характер обучения (формирование различных нравственных качеств);

- доступность обучения(обучение должно находиться на таком уровне трудности, который находился бы в «зоне ближайшего развития»);

- принцип индивидуального подхода (индивидуальные особенности детей определяются на основе предварительного обследования);

- принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами, занимающими реальное место в жизни ребёнка;

- принцип целостного построения воспитательно – образовательной работы, при которой отработка определённых умений и навыковпроводится во всех видах детской деятельности;

- коммуникативно – деятельностный подход (постепенное усложнение речевых задач от однословных ответов до развёрнутых высказываний, направленных на развитие умения детей взаимодействовать с окружающим).
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующими тематическими блоками:


  • «Вместе дружная семья»

  • «Детский сад»,

  • «Труд взрослых»,

  • «Родной город»,

  • «Родная страна».


Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:


  • специально организованные занятия,

  • беседы,

  • наблюдение,

  • чтение художественной литературы,

  • сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры,

  • тематические праздники,

  • целевые прогулки, экскурсии,

  • взаимодействие с социумом и др.


«Вместе дружная семья»
В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. Воспитатель беседует с детьми о мамах. Обращает их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д.

Воспитатель объясняет детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме.

В течение года воспитатель расспрашивает детей о других членах семьи — папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках; предлагает принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. И таким образом постепенно подводит детей к пониманию того, что такое семья.
«Детский сад»
Большинство детей в младшей группе приходят в детский сад из семьи, поэтому в начале учебного года воспитатель знакомится с детьми, знакомит их друг с другом; с помещениями группы и их назначением; с предметами, находящимися в группе; с помещениями, с участком, с территорией детского сада, с его зданием. Вся работа проходит вне занятий — это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, целевые прогулки.

Воспитатель обращает внимание на то, что в группе всё сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо. О детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети посещают помещения других групп, их участки, знакомятся с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, с различным физкультурным оборудованием, с сюжетными постройками. Воспитатель рассказывает о том, что взрослые многое сделали для детей, они заботятся о детях и все, что их окружает, необходимо беречь.
«Труд взрослых»
Детей младшей группы прежде всего знакомят с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях. В первую очередь детей знакомят с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день.

Детей младшей группы знакомят также с трудом медицинской сестры, повара. Кроме этого, в течение года следует познакомить детей с трудом шофера, дворника.

Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение. Воспитатель вместе с детьми приходит в кабинет медсестры, на кухню, где трудится повар, дети рассматривают предметы, необходимые взрослым для работы, воспитатель предлагает взрослым рассказать о своей работе детям. За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки.

Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы.

Главная задача — вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.

«Родной город»
Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Начинается знакомство с близлежащих улиц, домов. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения можно проводить непосредственно возле дошкольного учреждения. Дети рассматривают дома, воспитатель обращает внимание на то, что домов много, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер,

поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Воспитатель, подключая родителей, старается, чтобы в течение года все дети запомнили свой домашний адрес.

В течение года воспитатель приносит в патриотический уголок иллюстрации самых главных достопримечательностей родного города, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Беседует с детьми после праздников, обращает их внимание на красиво украшенный город. К концу года дети запоминают название родного города, свой домашний адрес.

«Родная страна»
Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным городом. Воспитатель обращает внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшает группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашивает, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны.

Воспитатель приносит в патриотический уголок иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, рассматривает их вместе с детьми, восхищаясь красотой различных пейзажей, сообщает детям название страны и часто его повторяет. Ненавязчиво воспитатель знакомит детей с культурой своего народа: рассказывает русские народные сказки, играет в народные игры, читает и разучивает народные потешки, рассматривает предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ. В конце года дети начинают различать понятия «город» и «страна», запоминают их названия.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем

(Дети от 3 до 4 лет)

Познавательное развитие:

Обеспечение развития первичных представлений:

• о названии родного города, его самых красивых местах, достопримечательностях;

• о растительном и животном мире мордовского края, его особенностях, сезонных изменениях и простейших взаимосвязях в природе, характерных для Мордовии; о растениях, которые растут на участке детского сада;

• о растениях родного края (деревья: береза, рябина, сосна; цветущие травянистые растения: одуванчик, ромашка, подорожник); животных и их детенышах из ближайшего окружения; диких животных Мордовии (волк, лиса, заяц, медведь и др.); птицами своей местности (воробей, синица, голубь); насекомых (бабочки, комары, пчелы);

• о цветовой гамме, характерной для мордовских узоров (красный, черный, белый цвета).

Физическое развитие:

Обеспечение развития первичных представлений:

• о здоровом образе жизни посредством использования фольклора (колыбельная «Баю-баюшки», потешка «Тьфу, тьфу, церяня», прибаутка «Пачкалга, пачкалга»);

Создание условий для приобретения опыта:

• участия в мордовских народных подвижных играх «В зайчиков» («Нумолняса».); «В бе-лочек» («Урняса» — мокш.); «В гусей и волка» («Мацикс да върьгазкс»);

• проявления положительных эмоций от двигательной деятельности в процессе участия в подвижных народных играх.

Социально-коммуникативное развитие:

Обеспечение развития первичных представлений:

• о своей семье, ее составе, способах проявления заботы о членах семьи;

• о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

• о способах взаимодействия с растениями и животными мордовского края: рассматривать растения, не нанося им вреда; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; не кормить животных без участия взрослых.

Создание условий для приобретения опыта:

• инициирования бесед о себе, о семье, о том, где мы живем;

• обращения внимания на трудовую деятельность взрослых на участке и в детском саду, выполнения детьми отдельных трудовых процессов.

Развитие речи: Создание условий для приобретения опыта:

• участия в ситуациях речевого общения на темы: «Моя семья», «Наш город Саранск», «Растения и животные нашего края»;

• участия в прослушивании произведений мордовского и русского фольклора (сказки, по-тешки, прибаутки), авторских художественных произведений поэтов и писателей Мордовии, положительного реагирования и эмоциональной отзывчивости;

• заучивания коротких стихотворений;

• использования русского, мордовского фольклора (колыбельные, потешки, пестушки, при-баутки) в игре и других видах деятельности.

Художественно-эстетическое развитие:

Обеспечение развития первичных представлений:

• о мордовском декоративно-прикладном искусстве, о народных промыслах, о мордовском орнаменте;

• о народной игрушке мордвы, русских и татар (деревянная игрушка, птичка-свистулька, матрешка);

• о музыке композиторов Мордовии и народной музыкой; о мордовских народных песнях, плясовой и колыбельной;

• о русских и мордовских плясовых мелодиях и инструментальными наигрышах, произведениями композиторов Мордовии,

• о русских и мордовских народных музыкальных инструментах, формировать желание слушать и играть на данных инструментах, учить узнавать их и называть, формировать навык игры и импровизации звукоподражаний на данных инструментах.

Создание условий для приобретения опыта:

• овладения средствами лепки из разных пластических материалов, применения способов и приемов лепки, передавая круглую форму бус, полую форму чашки, бокала;

• овладения средствами аппликации по мотивам мордовского и русского орнаментов, составления узоров из геометрических фигур способом моделирования узоров, накладывая одну деталь на другую, получая простейшие комбинации узоров из 3—4 деталей, составления узоров из геометрических форм, подготовленных педагогом, на квадрате, круге, по-лосе;

• овладения средствами и компонентами музыкальной деятельности на основе ознакомления с народной музыкой и музыкой композиторов Мордовии (слушание, исполнение народных песен, музыкально-ритмические движения), русскими и мордовскими народными песнями различных жанров (колыбельной, пестушкой, потешкой, прибауткой, закличкой, игровой и плясовой песней), совершения несложных движений, характеризующих персонаж или действия персонажа при исполнении народной песни.

Цель проектной деятельности: поиск инновационных подходов к решению проблемы развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС.    

Для достижения этой цели решались следующие задачи:

Развивающие:
• развивать познавательную активность детей, через получение новых знаний о малой родине;
• развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу;
• развивать интерес к русским традициям семьи, национальным традициям и промыслам;
• средствами нравственно-патриотического воспитания развивать связную речь ребёнка, активизировать и актуализировать словарь, развивать коммуникативные навыки.

Воспитывающие:
• воспитание бережного отношение к городу, природе;
•побуждать детей сохранять красоту города и края;
•формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности.

Обучающие:
• на примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать свое место в нем;
• формирование интереса к природному миру, к родному городу, горожанам;
• знакомство с достопримечательностями города, развитие желания как можно лучше узнать свой город.
• знакомство детей с символами государства, республики.

Задачи по работе с родителями:

• повысить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания дошкольников;

• способствовать становлению и сплочению не только детского коллектива, но и семьи, на основе формирования семейных традиций;

• привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Этапы проекта


Первый этап

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями (диагностика, выбор оборудования и материалов.

Второй этап

Непосредственная организация проекта, проведение занятий и различных мероприятий, организация практической деятельности детей.

Третий этап

Обобщение результатов работы, анализ, диагностика эволюции знаний детей, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

Формы организации работы


1 этап

• Составление проекта.

• Подбор методической и художественной литературы и др. материалов.

• Изготовление пособий.

• Подбор различных игр (дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно-ролевых) .

• Разработка плана мероприятий.

• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

2 этап

Работа с детьми:

• организация занятий познавательного характера, организация двигательного режима;

• рассматривание иллюстраций и демонстрационного материала (открытки с достопримечательностями города, семейные фотоальбомы, иллюстрации к стихотворениям и русским и мордовским сказкам) ;

• дидактические игры;

• подвижные и малоподвижные игры;

• беседы;

• заучивание стихотворений и прибауток;

• пересказ сказок;

• творческая деятельность: лепка, рисование, конструирование, аппликация;

• Инсценировка сказок «Колобок», «Репка».

Работа с родителями:

• оформление папок-передвижек;

• беседа с родителями;

• задания для совместной деятельности детей и родителей;

• помощь родителей при изготовлении наглядных пособий и в подготовке к инсценировке сказок.

• создание развивающей среды в группе для более целостного восприятия детьми малой и большой Родины.

3 этап

• Оформление проекта (теоретического материала, конспектов занятий и наглядного материала к ним) .

• Оформление наглядной информации для родителей.

• Подведение итогов диагностики.

Методы проекта

Словесные:

• рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей;

• беседы о родном городе, крае и т. п. ;

• чтение художественной литературы;

• диалог;

• проблемные вопросы;

• обсуждение;

• разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

Методы стимулирования:

совместная деятельность детей и родителей;

• похвала.

Наглядные:

• рассматривание иллюстраций, фото, рисунков;

• ознакомление с произведениями народного творчества;

• мнемокарты.

Игровые:

• различные игры;

• сюрпризные моменты;

• театрализация;

Практические:

• целевые прогулки и экскурсии;

• стимулирование детского творчества;

• наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улицы и т. д.) .

Предполагаемые итоги проекта:

• создание развивающей среды в группе для развития связной речи, более целостного восприятия детьми малой Родины;

• развитие связной речи, обогащение и активизация словаря, развитие коммуникативных навыков;

• повышение компетентности родителей в области патриотического воспитания и развития связной речи детей;

• физическое и духовное развитие детей;

• знакомство детей с родным городом и краем, его особенностями;

• усвоение детьми знаний о себе и своей семье (ФИО, адрес, имена родственников);

• воспитание нравственных и патриотических чувств любви к родному городу, краю и близким.

Результат проектной деятельности:

индивидуальный продукт или продукт коллективного творчества, который выполняется либо силами детей всей группы, либо детей совместно с родителями при активном участии педагога, как организатора.