2.3. Анализ результатов исследовательской работы по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
С целью выявления уровня сформированности певческих навыков и определения эффективности работы по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста по методике В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», провела диагностику в конце исследования. В результате проведения всех заданий были получены следующие данные о развитии показателей певческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Критерии оценки:
3балла- ребёнок правильно выполняет задание.
балла- ребёнок затрудняется выполнить задание.
1 балл- ребёнок не выполняет задание.
Можно определить три уровня развития певческого голоса:
Высокий уровень (11-15 баллов) – ребёнок понимает и выполняет задание правильно, самостоятельно, используя известную технологию звукоизвлечения, голос имеет ярко выраженную тембровую окраску, активный артикуляционный аппарат, чисто интонирует; дыхание правильное, без шума.
Средний уровень (8-10 баллов) – ребёнок правильно понимает и выполняет задание, действует по словесному указанию, голос имеет ярко выраженную тембровую окраску (сип) , речь внятная, артикуляционный аппарат средней активности, интонирует нечисто, дыхание правильное с помощью педагога.
Низкий уровень (5-7 балов)- ребёнок затрудняется в выполнении задания с помощью педагога, речь невнятна, вялый артикуляционный аппарат, затрудняется в чистом интонировании мелодии, навык правильного дыхания отсутствует.
Таблица 3. Результаты диагностики уровня развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста контрольном этапе исследования
Фамилия,имя ребёнка
|
Диапазон
|
Ритм
|
Дикция
|
Дыхание
|
Эмоц-ое
испол-е
|
Средний балл
|
Уровень развития
|
Катя П.
|
3
|
2
|
2
|
3
|
2
|
12
|
высокий
|
Аня С.
|
2
|
1
|
3
|
3
|
2
|
11
|
высокий
|
Катя Б.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
10
|
средний
|
Даша Б.
|
2
|
1
|
2
|
2
|
3
|
9
|
средний
|
Ксюша Н.
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
10
|
высокий
|
Артём К.
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
14
|
высокий
|
Данил Ю.
|
3
|
1
|
2
|
1
|
2
|
9
|
средний
|
Саша А.
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
7
|
низкий
|
Данил Д.
|
2
|
3
|
2
|
2
|
1
|
10
|
средний
|
Ярослав Л.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
10
|
средний
|
Рисунок
Высокий уровень – 22% (4 ребёнка) ;
Средний уровень – 76% ( 8 детей);
Низкий уровень – 2% ( 1 ребёнок).
На основании результатов проведённого исследования, в соответствии с поставленной целью, была выявлена положительная динамика развития певческого голоса у каждого ребёнка дошкольного возраста.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере заинтересовать внимание детей на занятии и решить проблему развития певческих навыков.
Нами проанализирована работа по развитию певческих способностей и на примере музыкальных занятий в воскресной школе. Они дополняют и развивают музыкальные впечатления и способности детей дошкольного возраста. В этом случае у ребёнка дошкольного возраста происходит большее накопление песенного опыта и чаще всего быстрее расширяется диапазон детского голоса.
В конце года уровень развития слуха и певческих способностей детей старшего дошкольного возраста можно определить следующим образом:
- проверить, как поёт каждый ребёнок, и отметить качество исполнения песни в сопровождении фортепиано;
- установить, какие песни (несложные) и кто из детей может спеть без сопровождения: показывая образец, педагог поёт сам без сопровождения, ребёнок повторяет без помощи взрослого; педагог подпевает, если ребёнок не справляется с заданием;
-предложить всем детям спеть знакомую, но давно не исполнявшуюся песню с целью проверки музыкальной памяти;
-дать задание типа «музыкальное эхо», мелодические обороты варьируются для каждого ребёнка - этим проверяется уровень координации слуха и голоса;
- проверить качество исполнения коллективного пения, предложив детям спеть две песни ( с инструментальным сопровождением) различного характера –спокойного, напевного и лёгкого, подвижного; этим выясняется качество звучания;
-выяснить, сколько песен из пройденного репертуара дети смогут спеть с фортепианным сопровождением.
В завершении следует заметить, что систематический курс музыкальных занятий не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в воскресной школе с использованием методики В.В. Емельянова
«Фонопедический метод развития голоса» создаёт благоприятные условия для развития певческого голоса дошкольников на более высоком уровне и позитивно влияет на уменьшение различных недостатков в пении детей.
Заключение
Музыкальная деятельность в дошкольном возрасте являются важным этапом в воспитании и развитии детей. В результате данной деятельности ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления, где важным и основным видом деятельности является пение.
Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.
Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в дошкольном образовательном учреждении, в учреждениях дополнительного образования и дома. Нами проанализирована работа по развитию певческих способностей на примере занятий в воскресной школе. Они дополняют и развивают музыкальные впечатления и способности детей дошкольного возраста. В этом случае у ребенка дошкольного возраста происходит большее накопление песенного опыта и чаще всего быстрее расширяется диапазон детского голоса. Результаты показаны в исследовании, в таблицах и диаграммах.
Исходя из, вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель, поставленная в начале исследовательской работы достигнута, а гипотеза о том, что развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности возможно, если будут использованы в работе с детьми разнообразные творческие задания, продуманный репертуар (в том числе репертуар воскресной школы), содержание которых будет способствовать наилучшему восприятию музыки подтвердилась.
Список источников информации
1. Источники
1.1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Приказ Минобразования Российской Федерации от 17.10.2013 г., № 1155.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 02.12.2012 3-ФЗ (ред. От 23.07.2013).
Литература
Арисмеди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М.: Прогресс, 2012.
2.2 Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 2010. – 240 с.
2.3 Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2010 – 270 с.
2.4 Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.: Музыка, 2013
2.5 Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2012.
2.6 Выготский А.С. Психология искусства. - М.: Просвещение, 2010. - 256 с.
2.7Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 2012, №6, стр.89.
2.8 Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М.: Просвещение, 2011.
2.9 Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 2014.
2.10 Данилина Т.А. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2013. – 160 с.
2.11 Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 204 с.
2.12 Книга о музыке/сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М.: Советский композитор, 1975. - 340 с.
2.13 Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. - М.: Просвещение, 2013. – 176 с.
2.14 Левашова Г.Я. Музыка и музыканты. - Л.: Детская литература, 2010. - 150 с.
2.15 Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 2012.
2.16 Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России. - Дошкольное воспитание, 2011, № 11, стр.91.
2.17 Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. - Киев: Музична Украина, 2010. - 126 с.
2.18 Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. - Киев: Музична Украина, 2012. - 286 с.
2.19 Петрова В. Музыкальное занятие//Дошкольное воспитание. – 2013. -№ 9. – С.116-120
2.20 Полунина В.Н. Искусство и дети М.: Просвещение, 2011. - 191 с.
2.21 Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания//Дошкольное воспитание. – 2013. -. № 2. – С.24-30
2.22 Радынова О.П. Слушаем музыку. - М.: Просвещение, 2012. - 158 с.
2.23 Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 2012.
2.24 Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2014.
2.27 Халабузарь П.В., Попов В.А., Добровольская Н.М. Методика музыкального воспитания. – М.: Просвещение, 2010. – 358 с.
2.28 Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 304 с.
3. Интернет-ресурсы
3.1 Музыкальные занятия в ДОУ: сайт [Электронный ресурс] http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-pevcheskih-navykov-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-cherez-muzykalnye-igry-i-uprazhnenija.html (дата обращения 04.06.2014)
3.2 Копилка музыкальных занятий http://www.uchmet.ru/library/material/158922/ (дата обращения 12.09.2015)
3.3 Сайт музыкального руководителя http://dohcolonoc.ru/cons/4391-razvitie-pevcheskikh-navykov-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 20.09.2015)
|