Глава 2 Исследовательская работа по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
2.1 Описание базы исследования по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
1.Структурное подразделение ГБОУ СОШ с. Новотулка муниципального района Хворостянский Самарской области.
2.Обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотр, уход и оздоровление детей при освоении основных общеобразовательных программ дошкольного образования. А также Достижение современного качества дошкольного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства на основе организации информационно-методических, материально-технических, организационно-содержательных условий для развития личностных качеств детей (активности, инициативности и др.) в ходе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.
3. Задачами СП являются:
-воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет;
-охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
-обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
-воспитание с учётом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом, познавательно-речевом и (или) психическом развитии детей;
-взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
-оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
4.
Разновозрастная группа 1
|
Разновозрастная группа 2
|
15 человек
|
15 человек
|
5.Детей в ДОУ- 30 человек
6. Участок оснащен, группа имеет игровую площадку, оснащенную теневым навесом. На территории детского сада имеются различные деревья и кустарники, а также цветники.В здании оборудованы музыкальный и физкультурный зал.
Предметно – развивающая среда соответствует возрастным особенностям детей и способствует их разностороннему развитию.
В группах созданы условия для разных видов детской деятельности: игровой, изобразительной, познавательной, конструктивной, театрализованной.
В ДОУ созданы все необходимые условия для обеспечения безопасности воспитанников и сотрудников.
Территория огорожена забором, здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.
Обеспечение условий безопасности выполняется локальными нормативно – правовыми документами: приказами, инструкциями, положениями.
В соответствии с требованиями действующего законодательства по охране труда с сотрудниками систематически проводятся разного вида инструктажи: вводный (при поступлении на работу),
первичный (с вновь поступившими),
повторный, что позволяет персоналу владеть знаниями по охране труда и технике безопасности, правила пожарной безопасности, действиям в чрезвычайных ситуациях.
С воспитанниками детского сада проводятся беседы по ОБЖ, игры по охране здоровья и безопасности. Ежедневно ответственными лицами осуществляется контроль с целью своевременного устранения причин, несущих угрозу жизни и здоровью воспитанников и сотрудников.
В учреждении выстроена четкая система методического контроля и анализа результативности воспитательно – образовательного процесс по всем направлениям развития дошкольника и функционирования ДОУ в целом.
7. В ДОУ работают 3 педагога: Шматова Е.А (стаж-27 лет), Железникова Н.А. (стаж-30 лет), Железникова Н.И. ( стаж-10 лет).Педагоги повышают свое мастерство, участвуют в семинарных занятиях. Также в ДОУ работают два помощника воспитателя и повар, специалистов нет. У всех педагогов образование средне-специальное.
8. В ДОУ реализуются современные образовательные программы и методики дошкольного образования, используются информационные технологии, создана комплексная система планирования образовательной деятельности с учетом направленности реализуемой образовательной программы, возрастных особенностей воспитанников, которая позволяет поддерживать качество подготовки воспитанников к школе.
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; выстроено с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Программа основана на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Программа составлена в соответствии с образовательными областями: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Реализация каждого направления предлагает решение специфических задач во всех видах детской деятельности, имеющих место в режиме дня дошкольного учреждения; режимные моменты, игровая деятельность; специально организованные традиционные и интегрированные занятия; индивидуальная и подгрупповая работа; самостоятельная деятельность; опыты и экспериментирование.
Базовая программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
ДОУ выбрало художественно – эстетическое направление.
В ДОУ создана современная предметно – развивающая среда.
В ДОУ обеспечивается благоприятный микроклимат, психологическая комфортность в детском коллективе.
Педагогическое образование родителей (законных представителей) воспитанников осуществляется как традиционными методами через наглядные пособия, стенды, беседы, консультации, родительские собрания, так и с помощь современных средств информатизации страничка ДОУ на сайте школы).
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Образовательный процесс реализуется в адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми.
В ДОУ созданы организационно – методические условия для решения задач:
-по охране жизни и укрепления здоровья детей;
-обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
-приобщения детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Воспитанники детского сада принимают участие в конкурсах, выставках, организуемых как внутри ДОУ, так и окружного уровня.
Для проведения исследования были отобраны дети старшего дошкольного возраста, которые посещают занятия в воскресной школе и являются воспитанниками структурного подразделения с.Новотулка Хворостянского района Самарской области (Таблица 1).
Таблица 1. Список детей старшего дошкольного возраста, участвующих в исследовании
Имя, фамилия
|
Возраст
|
Катя П.
|
5 лет
|
Аня С.
|
5 лет
|
Катя Б.
|
5 лет
|
Даша Б.
|
6 лет
|
Ксюша Н.
|
6 лет
|
Артём К.
|
6 лет
|
Данил Ю.
|
6 лет
|
Саша А.
|
5 лет
|
Данил Д.
|
5 лет
|
Ярослав Л.
|
6 лет
|
2.2. Организация и проведение исследования развития певческих способностей в процессе музыкальной деятельности
Организация и проведение исследования проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Новотулка структурное подразделение муниципального района Хворостянский Самарской области, в период с 15 сентября 2015 года по 10 октября 2015 года.
Цель проводимого исследования- подтверждение гипотезы о том, что использование в работе с детьми разнообразных творческих заданий, продуманного репертуара способствует развитию певческих способностей дошкольников и вызывает у них интерес к музыке..
Мои наблюдения за пением воспитанников в процессе НОД и в повседневной жизни показали, что детскому исполнительству присуще нарушение мелодичности и напевности звучания, нечёткая дикция. В практике моей работы проблема развития певческого голоса детей проявилась в том, что дошкольники незначительно использовали певческий потенциал. Как девочки, так и мальчики затруднялись петь в или низком регистрах, зачастую заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот.
Для проведения исследования была организована система работы по методике В.В. Емельянова в изучении программы Н. А. Ветлугиной «Методика музыкального воспитания в детском саду» с детьми старшего дошкольного возраста не только в дошкольном образовательном учреждении, но и на занятиях в воскресной школе. Исследование проводилось в старшей группе, количественный состав группы-10 человек.
Для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса была проведена диагностика, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников. Для этого необходимо было определить диапазон ребёнка, проследить за дикцией, прослушать ритм, сделать акцент на дыхании и поработать над эмоциональным исполнением.
Певческий диапазон-это объём звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого звучит голос. В старшем дошкольном возрасте диапазон- ре (первой октавы- си (до) второй октавы.
Критерии оценки:
3балла- ребёнок правильно выполняет задание.
2 балла- ребёнок затрудняется выполнить задание.
1 балл- ребёнок не выполняет задание.
Можно определить три уровня развития певческого голоса:
Высокий уровень (11-15 баллов) – ребёнок понимает и выполняет задание правильно, самостоятельно, используя известную технологию звукоизвлечения, голос имеет ярко выраженную тембровую окраску, активный артикуляционный аппарат, чисто интонирует; дыхание правильное без шума.
Средний уровень (8-10 баллов) – ребёнок правильно понимает и выполняет задание, действует по словесному указанию, голос имеет ярко выраженную тембровую окраску (сип) , речь внятная, артикуляционный аппарат средней активности, интонирует нечисто, дыхание правильное с помощью педагога.
Низкий уровень (5-7 балов)- ребёнок затрудняется в выполнении задания с помощью педагога, речь невнятна, вялый артикуляционный аппарат, затрудняется в чистом интонировании мелодии, навык правильного дыхания отсутствует.
Результаты диагностики уровня развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты диагностики уровня развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
Фамилия, имя ребёнка
|
Диапазон
|
Ритм
|
Дикция
|
Дыхание
|
Эмоц-ое
испол-е
|
Средний балл
|
Уровень развития
|
Катя П.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
10
|
средний
|
Аня С.
|
2
|
1
|
3
|
3
|
2
|
11
|
высокий
|
Катя Б.
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
7
|
низкий
|
Даша Б.
|
2
|
1
|
2
|
2
|
3
|
9
|
средний
|
Ксюша Н.
|
1
|
2
|
2
|
3
|
2
|
10
|
средний
|
Артём К.
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
14
|
высокий
|
Данил Ю.
|
3
|
1
|
2
|
1
|
2
|
9
|
средний
|
Саша А.
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
7
|
низкий
|
Данил Д.
|
2
|
3
|
2
|
2
|
1
|
10
|
средний
|
Ярослав Л.
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
7
|
низкий
|
Таким образом дети старшей группы показали не очень хорошие
результаты (Рисунок 1)
Рисунок
Высокий уровень - 17% ( 2 ребёнка);Средний уровень- 74% ( 7 детей);
Низкий уровень - 8% (4 ребёнка).
Учитывая описанные результаты, стало ясно, что необходимо выбрать эффективные методы и приёмы, при которых детский голос формировался бы более успешно. Широкую возможность для этого представила методика В.В Емельянова «Фонопедический метод развития голоса.
Музыкальные занятия по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении проводились по следующим образом:
1. Знакомство с новой песней.
2. Разучивание песни с применением фонопедического метода.
3. Выразительное пение.
Первый этап. Знакомство с песней начинаю с выразительного её исполнения. Используется короткое вступительное слово, демонстрируются яркие иллюстрации, проводится анализ песни. Характер музыкального произведения нам помогут определить музыкально - дидактические игры: «Музыкальные клоуны», «Солнышко и тучка», «Выбери настроение». При помощи мимики, жестов дети передают настроение песни, можно предложить воспитанникам «нарисовать» музыку мелками или цветными карандашами. На следующем занятии предлагается задание узнать песню и сказать название по небольшому.
Второй этап. Разучивание песни. Предварительно проводится разминка голосового аппарата, здесь мы и применяем методику В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса».
1.Артикуляционная гимнастика.
-Слегка покусать кончик языка
-Слегка покусывая поверхность языка, высовывать его вперёд и убирать назад.
-Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами закрытым ртом.
-Круговыми движениями провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
-Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
-Пощёлкать языком, меняя объём рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие – медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко).
-Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
-Втянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
-Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.
-Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.
-Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.
-Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их.
-Прищуривать попеременно глаза (подмигивать)
-Сильно наморщить переносицу и расслабить её.
-Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.
2. Дыхательная гимнастика.
Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и так далее)
3.Интонационно-фонетические упражнения:
Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).
Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдо-фразы.
Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»).
Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии - «штро - бас»). Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.
Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.
Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.
Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.
Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.
Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.
Упражнения этой группы объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.
3. Творческие задания:
- упражнение - «Волна»;
- упражнение - «От шепота до крика»;
- упражнение - «А!!!»;
- упражнение - «Крик - вой»;
- упражнение - Соединение упражнений «Волна» и «Крик - вой» на одном движении.
Упражнения можно брать выборочно.
4. Упражнения- распевки- предназначены для расширения диапазона.
«Страшная сказка»
У слушай…
Уо слушай шорох…
Уоаэ
Уоаэы
Ы выше…
Ыэ
Ыэа
Ыэао
Ыэаоу
«Штро-бас», «Конючим», «Вопросы-ответы». (Приложение 1)
Необходимо также проговорить 1-2 скороговорки для улучшения дикции
Затем показываю, как можно пропеть тот или иной музыкальный фрагмент. Во время разучивания использую более медленный темп , чтобы дети успевали пропеть фразы под музыку. Когда встречаются трудные мелодические обороты или скачки, прорабатываю их в виде распевок до разучивания песни. Если в песне есть запев и припев, то разучивание начинаю с припева, т.к. он легче запоминается . Для активации процесса запоминания вношу красочный иллюстративны материал; если позволяет содержание – инсценируем песню. На данном этапе совершенствую работу над вокально- хоровыми навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, исполнение песен в ансамбле). Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание.
Активно применяю дирижёрский жест, который помогает детям вовремя сделать короткий вдох. Во время пения слежу за осанкой детей, рекомендую сидеть ровно, дыхание брать свободно, петь естественным голосом. Для выразительной дикции использую комплекс упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики, специальные приёмы и упражнения на изменение скорости речи. Много усилий требует работа над развитием чистоты интонирования. Дети учатся петь без музыкального сопровождения и слышать в хоре не только свой голос, но и голоса других детей. Для закрепления песенного материала предлагаю петь соло, тройками, по рядам, под фонограмму.
Третий этап. Выразительное исполнение песни. Это достигается чистотой интонирования, динамическими оттенками, чёткостью дикции, точностью выбранного темпа, выразительностью мимики, артистичностью. Варианты исполнения могут быть разными, но повторение песен вместе с воспитателем на праздниках и в повседневной жизни способствуют закреплению их в памяти детей.
К концу дошкольного периода дети должны овладеть умениями, а именно:
- исполнять песни в широком диапазоне;
-чисто интонировать мелодию;
-петь с динамическими оттенками, меняя силу голоса;
-петь напевно, не кричать.
Музыкальные занятия в воскресной школе с детьми старшего дошкольного возраста проводятся таким же образом, что и в дошкольном образовательном учреждении, отличие только в репертуаре. Духовные песни и канты разучиваются из сборника Кошминой «Духовные песни для детей и юношества». (Приложение 2).
Один из основных предметов, которые дети изучают в Воскресной школе – церковное пение. Ведь без пения не проходит ни одна служба в православной церкви.
Главная задача педагога – сформировать у детей умение чисто интонировать, петь без музыкального сопровождения, читать ноты с листа. Сначала мы поем наиболее часто звучащие на богослужениях молитвы, а затем тропари, ирмосы, каноны. Кроме воскресных тропарей, конечно, учим тропари двунадесятых праздников и поем некоторые молитвы («Ныне отпущаеши», «Свете тихий», Трисвятое, Отче наш, Символ Веры, «Сподоби, Господи» и т.д.). Изучению очень способствует регулярное пропевание изменяемых текстов Всенощного бдения.
На уроках педагог устраивает контрольные на гласы: играет мелодию, а дети должны угадать, какой это глас.
Кроме того, в заключение урока мы обязательно поем песни духовного содержания, а также детские.
При разучивании песен, кантов, тропарей, ирмосов и т. д. музыкальное занятие выстраивается по такому же принципу, что и музыкальное занятие в дошкольном образовательном учреждении. Применяются те же самые методы и приёмы по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Во время уроков у педагогов есть возможность выявить способных к пению детей, а затем привлечь их к участию в детских хорах.
Благодаря занятиям в воскресной школе у детей формируется православная культура, которая в дальнейшем помогает развитию духовно-нравственной личности. Регулярное посещение храма и занятия в воскресной школе помогают пробудить у детей основные христианские и нравственные добродетели души: уважение, внимание, вежливость, заботу, отзывчивость, великодушие, терпение, постоянство и творческую силу разума.
|