Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Содержание
Введение
|
|
3
|
Глава 1
|
Теоретические аспекты развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста
|
|
|
1.1 Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста
|
6
|
|
1.2 Методика работы по развитию певческих способностей детей в дошкольном образовательном учреждении
|
16
|
|
1.3 Методика работы по развитию певческих способностей детей в воскресной школе
|
25
|
Глава 2
|
Исследовательская работа по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
|
|
|
2.1 Описание базы исследования по развитию певческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
|
35
|
|
2.2 Организация и проведение исследования развития певческих способностей в процессе музыкальной деятельности
|
40
|
|
2.3 Анализ результатов исследовательской работы по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
|
49
|
Заключение
|
53
|
Список источников информации
|
55
|
Приложение
|
|
Введение
Пение - основной вид музыкальной деятельности детей, а также основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Этот эмоциональный всплеск заряжает детей жизненной энергией.
Актуальность данной темы предопределена практикой работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе певческой музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Выбранная мной тема в теории музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении разработана достаточно полно, в практике же развития певческих способностей имеется большое количество упущений, например, формальное отношение к решению программных задач по пению.
Проблема исследования - развиваются ли певческие способности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении?
Объект исследования – музыкальная деятельность в дошкольном возрасте, ориентированная на развитие певческих способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – методы и приёмы развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования: выявление наиболее эффективных приёмов и методов развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста, применение творческих заданий и разработка рекомендаций по подбору репертуара.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать теоретические и экспериментальные работы по теме исследования.
2.Провести экспериментальное исследование рассматриваемого вопроса по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Обработать и проанализировать результаты эксперимента.
4.Применить творческие задания и разработать рекомендации по подбору репертуара развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза: можно предположить, что использование в работе с детьми разнообразных творческих заданий, продуманного репертуара (в том числе репертуара воскресной школы) способствует развитию певческих способностей дошкольников.
Методы исследования:
Методы теоретического исследования: анализ музыкально-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы,
Методы эмпирического исследования: изучение источников информации, изучение результатов деятельности испытуемых, анализ понятийно-терминологической системы, диагностическая методика Н.А.Ветлугиной.
Метод обработки данных: метод качественного описания и метод математико-статистического анализа.
База исследования: Структурное подразделение Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа с.Новотулка муниципального района Хворостянский Самарской области ( далее СП ГБОУ СОШ с.Новотулка)
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в дипломной работе изучен и систематизирован материал по теоретическим основам развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста, выявлена роль музыкальных занятий в воскресной школе в развитии певческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость данной работы заключается в подборе творческих заданий, в составлении рекомендаций по подбору репертуара в развитии певческих способностей детей дошкольного возраста.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников информации, приложения. Содержит 3таблицы, 2 рисунка, написана на 57 страницах.
Глава 1. Теоретические аспекты развития певческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Развитие певческих способностей детей старшего
дошкольного возраста
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности - природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.
Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчёркивал: «Пение первоначально и существенно подобно разговору»[2.1, 45]. Исполнение песни, воздействуя на слушателя влиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца её содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес как к самой песне, так и к её воспроизведению.
Особое чувство радости вызывает общение во время коллективного пения. Это прекрасно отметил ещё К. Д. Ушинский: « В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство… [2.2, 23].
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Ветлугина Н.А. считает, что ''пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально–сенсорные и, особенно, музыкально–слуховые представления звуковысотных отношений'' [2.3].
Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Метлов Н.А. в своей книге ''Музыка детям'' пишет об основных качествах детского голоса, о том, что ''голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка… Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахеи и бронхов)… У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому голос несильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание'' [2.4]
Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.
Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.
Всё это в полной мере относится и к дошкольникам, которым также свойственна потребность выражать свои настроения в пении.
Песня- яркая, образная форма углублённого представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму м порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путём информация.
Процесс обучения пению требует от ребёнка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать своё пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения.
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание, но всегда поет эти звуки "про себя", с мышечным напряжением, русский физиолог И.М. Сеченов подчеркивает также инстинктивную звукоподражательность, свойственную ребенку: "Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребенка меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и ее подобие не станут тождественны"[2.5].
Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.
Пение как вид деятельности в детском саду ставит следующие задачи:
-формировать у детей певческие умения и навыки (правильное звукообразование и интонирование, дикция, правильная организация дыхания), способствующие выразительному исполнению песен как с помощью взрослого, так и самостоятельно, с аккомпанементом и без него;
-развивать музыкально-сенсорные способности, умение слышать и контролировать себя в сольном и хоровом пении.
В работе с детьми в обучении пению важно использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Систематическое использование песен – упражнений помогает сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала.
Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.
Координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребёнка всё время контролирует правильность звучания.
Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учёными. Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчёркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения этих заболеваний.
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребёнка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Художественно-педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринуждённом, естественном пении. Например, исполняя колыбельную, подчеркнуть заботливость, ласку, нежность, показать, что песня успокаивает, помогает уснуть, поэтому исполнять её надо тихо, напевно, в медленном темпе, равномерном ритме, постепенно затихая. В марше нужны жизнерадостность, устремлённость, бодрость. Его следует петь звонко, отчётливо произнося слова, подчёркивая ритм в умеренно быстром темпе. Ребёнку понятен смысл этих требований, их назначение.
От правильной постановки обучения пению на занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребёнка- в быту, на праздниках, развлечениях, возникшая по его инициативе или по предложению взрослых в детском саду и семье.
Чтобы успешно решить поставленные перед педагогом задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.
Певческая установка- это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опёршись на спинку стула, который должен соответствовать росту ребёнка. Руки положить на колени.
Вокальные навыки - это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох медленным. Слова произносятся чётко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюсти.
Хоровые навыки- это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», т.е. правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй- это точное, чистое певческое интонирование.
Вокально-хоровые навыки усваиваются в процессе разучивания песен. Навыки усложняются и видоизменяются по мере разучивания всё более сложных произведений.
Следует отметить ещё одну важную особенность хорового пения- его массовость и доступность. Этому виду музыкального искусства обучают в яслях, детском саду, в школе, в многочисленных кружках. Студиях, хорах и ансамблях. Композитор Д. Б, Кабалевский образно назвал песню, марш и танец «тремя китами», на которых строится музыкальная культура.
Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению.
Все это в полной мере относится и к дошкольникам, которым также свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной песней. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры.
При соблюдении гигиенических условий, т.е. при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами.
Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.
Возможность развития певческих способностей у детей дошкольного возраста отмечают композиторы Б. Астафьев, Д. Кабалевский, психолог Б. Теплов, музыканты-педагоги Л. Баренбойм, Н. Ветлугина, К. Головская, А Ходькова. Известно, что по собственной инициативе даже маленькие дети могут варьировать какие-либо мелодические обороты из нескольких звуков и, выбрав один, понравившийся, долго его напевают. Эти маленькие импровизации представляют эстетическую ценность и, главное, помогают ребёнку удовлетворить потребность в музыке, выразить свои переживания. Если руководить творческим процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль на своём исполнении и т.д.
Программа по пению в дошкольном образовательном учреждении предусматривает развитие творческих импровизаций, попевок. Детям предлагается ряд постепенно усложняющихся заданий. В начале это самостоятельно придуманные певческие интонации, затем более развёрнутые музыкальные вопросы и ответы и, наконец, импровизация на заданный текст. Творческие задания при обучении пению занимают на занятиях мало времени, но требуют систематических упражнений.
В годы дошкольного детства голосовой аппарат ещё не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы.
Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется лёгкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Поэтому музыкальный руководитель и воспитатель должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Сам педагог также не должен громко говорить. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду. Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье.
Таким образом, в процессе обучения пени:
- реализуются задачи ознакомления с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребёнка, побуждающими у добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, к становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса;
- усваиваются вокально-хоровые навыки, которые последовательно усложняются от группы к группе и связаны с усложнением песен;
- постепенно совершенствуется мелодический слух, что создаёт основу для дальнейшего обучения пению по нотам;
- обучение приобретает осознанный, активный характер; детей знакомят с элементами музыкальной грамоты, сообщают некоторые сведения о музыкальных терминах, о характере исполнения ( напевно, подвижно, отрывисто, не спеша, быстро), о форме произведения ( запев, припев, вступление, фраза);
- развиваются творческие наклонности, обогащающие личность в целом;
- применяются знакомые песни, разученные на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, самостоятельной деятельности, ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, а также на занятиях художественным чтением, физкультурными движениями, рисованием, на прогулке, в играх.
В процессе обучения пению следует развивать предпосылки к некоторым творческим проявлениям. «Придумай и спой куколке колыбельную (плясовую)»,- говорит педагог, держа в руках игрушку. Ребёнок импровизирует незатейливую мелодию.
Разучивание песен требует последовательности в обучении на занятиях: предварительный музыкальный анализ произведения, определение программных навыков, уточнение методов и приёмов.
В конце года необходимо проверить усвоение певческих навыков, развитие голоса и слуха, качество исполнения песен, чтобы выяснить:
- может ли каждый ребёнок петь знакомые песни с фортепианным сопровождением. При этом используются такие приёмы: каждому ребёнку предлагается по своему желанию спеть один куплет знакомой песни, вспомнить, какие ещё песни выучены;
- каково качество коллективного (хорового) звучания: умеют ли дети петь достаточно чисто (не фальшиво), слаженно по темпу в сопровождении инструмента, но без пения взрослого. Дети начинают петь после музыкального вступления, педагог внимательно слушает и по окончании отмечает недостатки. Песня исполняется второй раз- педагог наблюдает, как ребята стараются исправить ошибки;
- могут ли дети определить звуки различной высоты: октаву, септиму, сексту. Приёмы: детям предлагают узнать, кто поёт сначала: «мама-птица» (низкие звуки на одной ноте) или «птенчики» (высокие звуки на одной ноте).
1.2. Методика работы по развитию певческих способностей детей в дошкольном образовательном учреждении
Методика обучения пению предполагает целенаправленное решение задачи по развитию творческой инициативы детей в самостоятельных поисках певческой интонации.
Идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения – основные требования к детскому репертуару. Песня должна служить важным средством музыкального воспитания и обучения в детском саду. При выборе песни необходимо учитывать, как она помогает решению воспитательных задач, расширению представлений, углублению чувств, что она вносит нового в развитие певческих навыков и какова степень трудности её исполнения, отвечает ли она интересам и потребностям детей.
Большое значение имеют особенности музыкального языка детской песни. Она должна быть написана в удобной тесситуре (тесситура- высотное положение звуков в музыкальном произведении по отношению к диапазону певческого голоса) с учётом голосовых возможностей дошкольников. Например, певческий диапазон детей старшего дошкольного возраста расположен в пределах ре первой октавы – до второй октавы. Сложность исполнения мелодии зависит также от диапазона, от построения интервальных ходов.
Помимо мелодии, качество исполнения песни зависит от размера музыкальных фраз, ритмического рисунка, темпа и динамики оттенков.
Обычно в песнях для детей преобладают небольшие музыкальные фразы: несложный ритм, чаще всего состоящий из восьмых и четвёртых долей; темп не быстрый, но и не медленный; сила звучания (динамика) также умеренная (меццо-форте), значительно реже громкая ( форте).
Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации, слитному пению. Особенности каждой песни придают этим упражнениям своеобразный характер.
В методике обучения пению важна также предварительная подготовка педагога. Он анализирует песню, определяет её художественные качества, обдумывает приёмы разучивания и последовательность учебных заданий [3.2].
Педагог должен заинтересовать содержанием песни- как её литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание спеть её.
Процесс разучивания в свою очередь имеет два этапа: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим навыкам.
Разучиванию песни способствуют следующие приёмы- выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов ( как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д.), словесные указания- образный рассказ содержании произведения. Немаловажное влияние имеют мимика, ясная артикуляция и дирижёрский жест педагога.
Рассмотрим использование основных приёмов в ходе разучивания песен.
Первое знакомство с песней должно строиться на ярком, образном, выразительном исполнении, чтобы взволновать детей и увлечь их. Интересно отметить, что трудные мелодические интонации усваиваются быстрее, если они выразительны и понравились детям. Первоначальное исполнение всегда требует сосредоточенного внимания слушателей. Рассмотрим несколько удачных педагогических приёмов. Например, педагог, стоя перед детьми, говорит: «Посмотрю я на вас и сразу узнаю, все ли внимательно меня слушают». Часто используется приём косвенного замечания. «Все сядем прямо, будем слушать новую песню, и Оля тоже послушает»,- говорит педагог, глядя на разговаривающую с подружкой девочку, и тем самым привлекает её внимание.
Нередко педагогу помогает обращённое к песне слово –краткое, яркое, образное. Это может быть небольшая цитата из текста или отрывок из какого-либо стихотворения, подчёркивающие основное содержание песни.
Разучивание песни, овладение певческими навыками- следующий наиболее продолжительный период.
Целесообразность применения тех или иных приёмов диктуется особенностями каждой песни. В этом процессе певческим навыкам (правильному звукообразованию, равномерному расходованию дыхания, чёткой дикции, чистоте интонации, слитности пения) соответствуют свои приёмы.
Для овладения навыком лёгкого, подвижного пения может использоваться показ, игровой приём («споём на дудочке: ду-ду-ду», «покажем, как звенит колокольчик: «динь-динь-динь» и т.д.). Таким образом у детей (особенно старших) развивается умение произвольно менять характер звучания [3.3].
В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Однако делать это следует очень осторожно.
Сначала проверяется объём голоса каждого ребёнка. Выясняется, кому из детей трудно петь, а затем продумываются разнообразные приёмы, например правильное рассаживание детей (имеющих ограниченный диапазон и неправильно поющих сажают в первом ряду). Педагог имеет возможность наблюдать за ними и своевременно прийти на помощь. Кроме того, сидящие впереди слышат, как поют другие дети.
Развитию диапазона во многом способствуют небольшие упражнения- попевки, которые каждый раз следует петь в более высокой тональности, т.е. транспортируя их.
В работе над певческим дыханием применяется главным образом указание: не «разрывать» слово. Систематический показ правильного исполнения, напоминание помогают детям справиться с заданием.
Обучая детей дикции, педагог прежде всего привлекает внимание к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкальными.
Различными приёмами добивается педагог слаженности детского пения- ансамбля. Следует, однако, предостеречь от использования прямых указаний: «пойте громче, тише… быстрее и т.д.». Важно раскрывать смысловое значение этих оттенков, нюансов, подчёркивающих содержание песни.
Строй (правильность и чистота мелодической интонации)- одно из самых важных хоровых певческих умений. Все приёмы должны подчёркивать взаимосвязь нефальшивого пения и активной деятельности слуха, развивать у детей слуховое внимание, слуховой самоконтроль.
Голос и слух ребёнка формируются не только во время разучивания песен, но и путём специальных приёмов-упражнений, развивающих звуковысотный слух, певческий голос, координацию голоса и слуха.
К первому типу упражнений можно отнести следующие:
-определить, когда закончилось звучание последнего звука мелодии (держать его на педали);
-услышать различные окончания двух почти одинаковых музыкальных фраз;
-различать высокие и низкие звуки;
-различать направление движения мелодии вверх-вниз;
-отмечать правильно и неправильно поющих.
Ко второму типу упражнений относятся различные распевания с определёнными заданиями:
-петь малую терцию вниз («ку-ку») в разных тональностях (после показа педагога);
-петь звукоряд из пяти нот в нисходящем движении, транспортируя его;
-петь народные попевки и отрывки из них.
К третьему типу упражнений относятся такие:
-уметь «настраиваться»по заданному звуку;
-произвольно по заданию педагога и с его помощью повышать или понижать звучание мелодии в нужной тональности;
-«подравнивать» высоту и характер звучания к голосам других детей, исполняющих мелодию по указанию воспитателя;
-точно начинать песню после музыкального вступления и каждую музыкальную фразу отдельно.
Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми. Игровые приёмы многообразны. Широко используются игрушки, особенно при разучивании песен, где этому помогает литературный текст. Детям весело и интересно исполнить песенку о сидящем перед ними зайчике, мишке, петушке. Они с удовольствием машут флажками или звенят погремушками, отмечая тем самым музыкальное вступление или заключение песни.
Во всех возрастных группах необходим индивидуальный подход к детям. Следует проверять певческие возможности каждого ребёнка несколько раз в году. С этой целью на занятиях используют различные приёмы: каждому ребёнку предлагают спеть куплет песни; один поёт запев, другой- припев, все поют поочерёдно по одной музыкальной фразе.
Методы и приёмы обучения пению на занятиях должны способствовать развитию у ребёнка самостоятельных действий: исправить неточную интонацию в пении, своевременно начать петь после музыкального вступления, уметь исполнять песню без сопровождения.
Возросшие возможности детей позволяют познакомить их с более широким кругом представлений о жизненных явлениях средствами песен. Этим повышается познавательная роль пения.
Общее развитие ребёнка на шестом году жизни, укрепление его физических сил оказывают влияние на совершенствование голосового аппарата.
Методические приёмы всегда направлены на развитие певческого голоса, мелодического слуха, обучение навыкам. Перед началом пения детям предлагаются упражнения для распевания, построенные на отдельных звуках: «ку-ку» (малая терция), «лё-лё» ( прима), или русские народные попевки «Бай, качи-качи», «Чики-чики-чикалочки» и др. Систематическое их повторение формирует навык чистого интонирования[3.2].
Для развития первых музыкально-слуховых представлений о высотных и ритмических соотношениях используется метод сравнения: исполняются одинаковые музыкальные фразы, имеющие разные окончания, и детям предлагается определить более высокие и низкие звуки.
Проанализировав песню, педагог на каждом занятии ставит перед собой новую задачу, например, упражняет ребят в трудном мелодическом ходе песни, в исполнении динамических или темповых оттенков, добивается напевного или подвижного звучания.
Репертуар для каждой возрастной группы подбирается в определённой последовательности. Однако последовательность эта весьма относительна. В той или иной песне могут встретиться отдельные «трудные» места, например необычный интервальный ход, пунктирный ритм и т. д. Необходимы дополнительные упражнения по усвоению этих сложных для детей заданий.
Перед тем как разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель должен внимательно проанализировать её примерно по следующей схеме:
1.Воспитательная ценность: основная идея и характер музыкального воплощения.
2.Литературный текст: общая оценка художественных качеств, особенности текста- наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.
3.Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.
4.Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.
5.Структура (форма) песни: одночастная, двучастная (запев, припев), куплетная.
Предварительное ознакомление помогает педагогу понять содержание песни, выразительно её исполнить, продумать последовательность разучивания с детьми.
Выбирая песни, педагог предусматривает возможность дальнейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Сюда можно отнести различные народные хороводные, игровые песни, «музыкальные» считалочки. Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определённой тематики.
Система методических приёмов, помогающих ребёнку в обучении пению по нотам, изложена в «Музыкальном букваре», где показана последовательность заданий и упражнений, расположенных по степени трудности песенного репертуара. Яркие иллюстрации помогают усвоению заданий[2.6].
Упражнения, приведённые в первой части букваря, усваиваются ребёнком на слух.
Первая задача- у детей формируется навык отличать и петь разные по высоте звуки (2-3 звука).
Объяснения даются во время прослушивания упражнений: «Птенчики», «Скворцы и вороны», «Путаница». Детям говорят: «Птенчики поют высоко, а мама-птица- пониже» и т.д. (Приложение)
Постепенно вырабатывается навык определения различных звуков по высоте, благодаря песням- упражнениям, построенным на широких интервалах и на более узких интервалов.
Выразительность интервалов передаётся образно: равномерное движение малой терции подчёркивает характер колыбельной; повторяющиеся интервалы большой секунды имитируют напевы детской гармоники; энергичные «скачки» на септиму вверх и вниз изображают движение качелей.
Если при этом дети будут поднимать руку на слово «вверх» и опускать на слово «вниз», то пение становится более осознанным и чистым.
Когда ребята научатся хорошо различать высоту двух звуков, следует обратить внимание на то, что иногда высота звука не изменяется, а повторяется.
Развивая ладовое чувство, у детей формируют навык петь интервалы в маленьких песенках и даже самостоятельно находить тонику (последний заключительный звук).
Вторая задача- научить детей различать и петь звуки, расположенные рядом в восходящем и нисходящем движении. Так ребята знакомятся со звукорядом и могут петь его с называнием нот ( до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до). Постепенно дети усвоят, что звуки могут «идти» вверх, вниз и каждый имеет своё название, у ребят разовьётся способность определять направление мелодии.
Третья задача- различать длительность звуков. То, что звуки различны по своей протяжности, дети усваивают по аналогии с различными явлениями (например, долго или коротко звенит звонок). Вначале осваиваются упражнения на сопоставление двух различных по длительности звуков в попевках. Исполняются песни в такой последовательности: сначала проигрываются на фортепиано (без слов), дети слушают и поют нужный слог. Затем, исполняя звук «лё», они делают широкое, плавное движение правой рукой вправо, а при звуке «ли»- более короткое. После этого можно спеть попевку со словами, одновременно отхлопывая ритм.
Усвоению высоты длительностей звуков в большей мере помогает «Нотное лото».(сноска). Дети слушают и «выкладывают» карточки или ноты- кружочки на фланелеграфе в соответствии с расположением того или иного звука на нотном стане.
Таким образом, в методах и приёмах обучения пению показ выразительного исполнения и указания занимает важное место. Следует отметить также определённую роль зрительной и моторной наглядности: выражение лица педагога, весёлая улыбка или серьёзное выражение во время исполнения песен соответствующего характера, а также дирижёрские жесты (показ рукой подвижного или плавного звучания, начало и окончание пения, направление движения мелодии и т.д.).
Необходимо отметить важность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они помогают ознакомить детей с музыкальными жанрами, формой музыкального произведения, основными свойствами музыкального звука и со средствами музыкальной выразительности. Игровой метод является ведущим среди методов, с помощью его в доступной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, можно активизировать их музыкальное развитие, приобщать детей дошкольного возраста к восприятию и воспроизведению музыки. Игра - это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку. Музыкально-дидактические пособия и игры сочетают в себе многие условия, которые особо благоприятствуют развитию детей. Их содержание структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха. Процесс развития музыкально-сенсорных способностей у всех детей без исключения не пройдет бесследно для их последующего музыкального, интеллектуального развития и для понимания музыкального искусства, как целостного духовного мира.
1.3. Методика работы по развитию певческих способностей детей в воскресной школе
Методика работы по развитию певческих способностей детей в воскресной школе не сильно отличается от методики, используемой на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Основное отличие- это репертуар и манера исполнения потому что церковное пение – это исполнение церковной вокальной музыки, как хоровой, так и сольной. От
этого пения требуется стиль, соответствующий исполняемому произведению.
За годы моей работы в воскресной школе, мне удалось познакомиться с методикой В.В. Емельянова, которая называется «Фонопедический метод развития голоса»[2.9]. Емельянов Виктор Вадимович - завкафедрой музыкального образования института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ, доцент. Ведёт практические дисциплины: «Класс сольного пения», «Развитие голоса». Читает курсы: «История вокального исполнительства», «Введение в теорию певческого голосообразования». В 1995 г. читал лекции и проводил мастер-класс в Кембриджском университете, давал мастер-классы в Германии, Голландии, Швейцарии, Австрии, Великобритании. Виктор Вадимович создал уникальную методику постановки голоса для представителей самых разных профессий.
В 2000 г. был приглашён на I Всемирную хоровую олимпиаду в г. Линц (Австрия), где выступал с лекцией и мастер-классом. Имеет 34 публикации.
Методика называется «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова.
Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой авктивности (доречевой, речевой и певческий), певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.
Методика направлена на развитие певческих способностей детей. Большой акцент в методике делается на распевание гласных, что позволяет познакомить детей с наличием разных голосов, с их тембральными и динамическими различиями. Эта методика очень подходит для музыкальных занятий в воскресной школе и используется в НОД по музыке в ДОУ.
Что дают фонопедические упражнения при обучении вокалу? Это:
- расширение диапазона;
- значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
- усиление насыщенности звука;
- полетность
- раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
Фонопедический комплекс состоит из 6 групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.
Первая группа – это артикуляционная гимнастика.
Вторая группа - интонационно-фонетические упражнения.
Третья группа - голосовые сигналы доречевой коммуникации.
Четвёртая группа - тренировочные программы для грудного (не фальцетного) регистра детского голоса.
Пятая группа - тренировочные программы на переход из грудного регистра в фальцетный с использованием регистрового порога - «п».
Шестая группа - тренировочные программы для фальцетного регистра детского и женского голоса
Работа над 4-й, 5-й, 6-й группами упражнений первого комплекса фонопедического метода развития голоса значительно облегчается введением фиксированной интонации и метро - ритмики, позволяющим применить нотный текст. Первые три группы упражнений ориентированы на обучаемых самого начального уровня и предполагают игровое освоение элементарных навыков управления голосовым аппаратом, основанных на самых общих закономерностях голосообразования, одинаковых для любого возраста. . При достаточно уверенном освоении двигательной стороны приемов, музыкальной развитости обучаемых - приемы могут быть перенесены на любой художественный материал.
Приемы и упражнения фонопедического метода должны быть освоены и выучены. Скорость освоения зависит от того времени, которое руководитель хора и педагог пения может уделить методу. Большое значение имеет возраст поющих. Чем меньше дети, тем больше должна быть доза игровых упражнений и меньше - тренировочных. Упражнения 4-5 групп могут использоваться в одной тональности или со сменой по полутонам с учетом первого ограничения. В любом случае целесообразно не более чем четырехкратное повторение одного и того же шага программы. Менее 4 раз исполнять нецелесообразно, т.к. не будет возникать необходимой тренировочной нагрузки.
В методическом пособии изложен комплекс упражнений для первого начального этапа работы. Появление показателей певческого голосообразования позволяет включить в работу более сложные приемы, вести более тонкое самонаблюдение как традиционными методами, так и принципиально новыми. Фонопедический метод В.В. Емельянова дает возможность каждому ребенку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать себе самому: «Я могу», «Я пою».
Нами в теории рассмотрен вопрос о развитии певческих способностей в воскресной школе, т.к. музыкальные занятия в воскресной школе ставят задачу перед детьми- грамотное чистое интонирование песен, попевок, канонов, кантов. Да, отличие методик работы по развитию певческих способностей детей в воскресной школе отличается от методик, используемой на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Это прослеживается в манере исполнения и репертуаре исполняемых произведений.
В основном на музыкальных занятиях в воскресной школе у детей формируется навык петь без музыкального сопровождения. Научить петь без сопровождения очень трудно, но крайне важно. Разучивая песнопения, канты, духовную музыку, лучше всего предлагать детям сначала петь в сопровождении фортепиано (чуть подыгрывая мелодию), затем без него, но с помощью педагога и, наконец, самостоятельно исполнить произведение без сопровождения.
При обучении пению детям предлагают небольшие творческие задания. Ребёнка можно попросить спеть свою колыбельную. Держа куклу на коленях, он поёт по-своему «баю-баю», а затем пляшет, подпевая «ля-ля-ля».
Но, разумеется, в постановке творческих заданий всегда соблюдается определённая последовательность.
На первом этапе предлагается такая импровизация: спеть своё имя. Каждый ребёнок, отвечая педагогу, поёт по-своему. Предлагается также импровизировать мелодию без слов. Но чтобы ребёнок привыкал петь в определённом ладу, созданы попевки, которые помогают ему в этом.
На втором этапе детям предлагают так называемые музыкальные вопросы и ответы. Им напоминают, что в разговорной речи на вопрос получают ответ, например: «Ты куда идёшь?»- «Домой». Это можно сделать и в пении. Исполняя песни- образцы, обращают внимание на характер вопроса и ответа, которые звучат по-разному.
На третьем этапе внимание детей обращается на то, что музыка может выражать различные чувства, быть то весёлой, то грустной. Дети понимают задание и, прослушав два контрастных образца песен, импровизируют весёлую, оживлённую мелодию. Методика здесь видоизменяется: дети после фортепианного вступления должны самостоятельно сочинить (спеть) мелодию на заданный текст, после чего проигрывается музыкальное заключение песни.
Работая над звукообразованием, надо учить детей петь естественно- легко, звонко и напевно, т.е. тянуть звук. Напевность достигается за счёт протяжного пения гласных звуков : а, о, у, э, и.
Работая над звукообразование, педагог следит, чтобы пение было ненапряжённым. Однако характер звучания приобретает значительные различия, у детей формируют навык петь естественно, плавно, напевно, подвижно, легко, звонко. Развивая певческое дыхание и дикцию, у детей вырабатывают умение контролировать себя, исправлять ошибки, регулировать силу голоса, отчётливо, ясно произносить все звуки, слова.
Постоянное внимание обращается на выработку чистого пения. Как показывает практика. В группе имеется несколько ребят, поющих низко и неточно. С ними проводятся индивидуальные занятия. Качество звучания во многом зависит от певческой установки.
Выразительности пения способствует выполнение музыкальных оттенков, нюансов, а также чувство ансамбля, т.е. согласованности в применении певческих умений.
На каждом занятии исполняются две-три песни. Вначале обычно даются вокальные распевания и упражнения по методике В. В. Емельянова, развивающие слух. Затем разучивается новое песнопение, которое требует более сосредоточенного внимания. После этого исполняется песня, знакомая детям, но требующая работы над её выразительностью. В заключении дети поют любимые и хорошо знакомые им песни.
Песенный репертуар включает разнообразные по содержанию, тематике, средствам музыкальной выразительности произведения:
1.песни, попевки для усвоения всех программных певческих навыков;
2.небольшие песенки, упражнения, подготавливающие детей к обучению пению по нотам;
3.песни-образцы, развивающие песенное творчество детей.
В основном используется песенный репертуар из сборника Кошминой «Духовные песни для детей и юношества», который направленный на развитие диапазона, голоса и слуха детей старшего дошкольного возраста.
( Приложение 1).
Методические приёмы также отвечают задачам усвоения программных навыков и репертуара. Рассмотрим методические приёмы, направленные на развитие певческих навыков.
Работая нал звукообразованием (высоким, лёгким, звонким, напевным, подвижным), педагог использует показ на своём примере или на примере хорошо поющего ребёнка. Прислушиваясь, остальные дети стараются делать так же. Подражание должно быть осмысленным: надо слышать, сравнивать, оценивать.
Напевности звучания помогает правильное протяжное формирование гласных: а, о, у, э, и, этому помогает применение методики В. В. Емельянова. Очень важно точно, ясно выговаривать согласные, особенно в конце слов. В этом случае также помогают творческие задания из методики «Фонопедический метод развития голоса».
Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. Необходимы систематические упражнения и напоминания.
Приёмы развития дикции (правильного, ясного произношения) диктуются особенностями литературного текста и сводятся к разъяснению смыслового значения слов. Каждый ребёнок должен осмысленно произносить все слова, хорошо артикулируя. Здесь полезны приёмы артикуляционной гимнастики по методике В.В. Емельянова.(Приложение 2).
Важнейший навык- правильность и чистота интонирования мелодии в хоровом пении (строй). Все приёмы развития этого навыка тесно связаны с формированием музыкально- слуховых представлений, слухового самоконтроля: вслушиваться и повторять так, как спел взрослый, сыграл инструмент.
Используются следующие приёмы:
- «настроиться» перед началом пения; педагог поёт (тянет) первый звук, и дети его повторяют;
- «задерживаться» на отдельном (чаще последнем звуке песнопения) звуке мелодии по указанию педагога и прислушаться, как он звучит;
- перед разучиванием песнопения полезно исполнять музыкальные попевки в различных тональностях; исполнить несколько раз трудный интервал песнопения, добиваясь точности звучания от каждого ребёнка;
- напоминать детям о направлении движения мелодии, о более высоких и низких звуках, формируя музыкально-слуховые представления;
- углублять слуховые представления, используя показ, изображение знаков (птичка сидит высоко- поёт выше, сидит низко- поёт ниже);
- использовать движение руки (элементы дирижирования), показывающие, как петь выше или ниже.
Навык слаженного пения (ансамбль) формируется путём постоянных упражнений в коллективном пении. При этом важно подчёркивать значение всех музыкальных оттенков.
На пятом году жизни дети эмоционально воспринимают и сопереживают разное настроение песен. Дошкольники уже имеют определённую музыкальную подготовку. У них сформировались некоторые певческие навыки, укрепились голоса, несколько увеличился диапазон (ре-си первой октавы), более организованным стало дыхание, более точным произношение отдельных звуков, слов. Это позволяет расширить объём певческих умений.
Прежде всего научить детей петь естественно и без напряжения. Педагог постоянно работает над этим навыком, показывая образец мягкого, ненапряжённого напевного звучания. Одновременно развивается навык правильного, своевременно взятого дыхания, умения спеть музыкальную фразу до конца. Правильному произношению также уделяется внимание: разъясняется содержание песни, значение непонятных слов, подчёркивается выразительность литературного текста. Вместе с тем на занятиях вырабатывается артикуляция, детей учат активно открывать рот во время пения.
Большого внимания требует развитие навыка слаженного коллективного пения, который выражается в умении одновременно начать и окончить песню. В этом возрасте у детей ещё сохраняется тенденция определить поющих или отстать от них. Педагог закрепляет умение соблюдать общий темп в пении и выполнять несложные музыкальные оттенки в соответствии с содержанием произведения.
Практика показывает необходимость обучения пению без сопровождения, овладевать которым следует как можно раньше. Самые лёгкие, удобные в певческом отношении песни становятся достоянием детей, и они с успехом применяют их в своей самостоятельной деятельности.
Обучая пению, педагог систематически работает над развитием сенсорных способностей детей, так как они уже могут различать звуки по высоте, расположенные на достаточно широком расстоянии ( октава, секста).
К концу года пятилетние дети должны овладеть такими навыками: петь выразительно, естественным звуком, без напряжения, протяжно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами, произносить слова внятно, правильно, вместе начинать и заканчивать песню, правильно предавать несложную мелодию. Петь согласованно в пределах ре-си первой октавы, прислушиваться к голосам других, различать звуки по их высоте, петь с инструментальным сопровождением и без него.
Таким образом, в методике В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» распевание гласных, применение артикуляционной гимнастики и фонопедических упражнений занимают важное место. Следует отметить также определённую роль зрительной и моторной наглядности: выражение лица педагога, весёлая улыбка, а также дирижёрские жесты.
Ребёнок 5-6 лет постепенно подготавливается к пению по нотам. Это трудная задача. Она усложняется тем, что шестилетний ребёнок должен уметь соотносить высоту и длительность воспринимаемых на слух музыкальных звуков с их нотным изображением. Если в дошкольном возрасте у ребёнка не будут развиты музыкально-сенсорные способности, помогающие ему вслушиваться, сравнивать, различать звуки, то обучение в дальнейшем будет затруднено. Ребёнка надо приблизить к условным графическим изображениям (картинкам, карточкам, кружкам-нотам), пользуясь которыми он может представить наглядно, что более высокий звук, а узкая – короткий и т.д.
Для повышения интереса детей к пению, для развития и закрепления у них певческих навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание) необходимо использовать в работе самые разнообразные приемы.
Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста очень разнороден.
В применении того или иного приема обучения детей пению необходимо исходить из намеченной для себя цели: расширить кругозор детей, их музыкальные представления, прочно закрепить полученные знания в различных сферах творческой деятельности, сформировать нравственные качества и чувство прекрасного.
Для проведения игры педагогами создаются обучающие технологии, методическое и дидактическое обеспечение их сопровождения, разрабатывается система организации конкурсов, критерии оценивания результата детских достижений. Игра является своеобразным толчком для творческого поиска новых обучающих технологий, обеспечивающих качество музыкальной компетенции детей.
Можно сделать вывод, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого ребенка, они составляют основу музыкальных способностей. Их развитие зависит в основном от влияния социальных условий, окружающей среды, от содержания и формы музыкального воспитания. Только лишь в процессе музыкальной деятельности формируются и проявляются музыкальные способности. Чтобы воспроизвести мелодию голосом, нужно иметь слуховые представления о том, как движутся звуки мелодии, т.е. о звуковысотном движении, иметь музыкально-ритмическое чувство, ладовое чувство. В каких видах деятельности могут быть развиты певческие навыки? Они могут быть развиты во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки, исполнительстве, в музыкально-дидактической игре, самостоятельном творчестве детей. При обучении хоровому исполнению необходимо прочувствование, осмысление музыкального содержания, наглядно-действенное восприятие.
|