|
«Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с овз «Мы вместе»
«Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ
«Мы вместе» в рамках ФГОС»
В связи с ежегодным увеличением численности обучающихся, имеющих трудности в усвоении общеобразовательной программы и в рамках Федерального государственного образовательного стандарта в 2012 - 2013 уч.году в МБОУ «СОШ №5» возникла необходимость разработки программы социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы вместе».
С 2012 года в школе основой учебно-воспитательного процесса становится учет психофизических особенностей ребенка с ОВЗ.
Целями программы являются:
Организация качественной социально-психологической поддержки ребенка с ОВЗ;
Создание особого психологического климата в педагогическом и ученических коллективах, основанного на понимании проблем детей данной категории для интегративного включения в образовательную среду, в социум;
оказание социально-психологической поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ;
-
Основной целью программы является формирование эффективной системы поддержки детей данной категории, включающей в себя создание оптимальной среды жизнедеятельности детей в образовательном учреждении, позволяющей реализовать потенциал ребенка.
Определены следующие задачи программы:
создать комплексное педагогическое и социально-психологическое сопровождение социальной адаптации детей с ОВЗ;
способствовать освоению начального, основного, среднего общего образования детей с учетом их психофизиологических особенностей.
Программа рассчитана на 5 лет. Реализация программы ведется второй год.
Исполнителями программы выступают: администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, логопед, медицинский работник школы (по согласованию).
Ожидаемые результаты программы «Мы вместе»:
Реализация качественной психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ;
Успешное включение учащихся в образовательную среду, социум через повышение личностных компетенций;
-
Совершенствование системы выявления и учета, системы сопровождения данной категории детей через работу психолого-медико-педагогического консилиума и Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии;
Благоприятно – плодотворное взаимодействие семьи и школы;
Повышение качества комплексных реабилитационных мероприятий.
Помощниками в создании целостной системы поддержки, объединяющих отдельных детей и педагогов, родителей, делающими акцент на возможностях, а не на ограничениях, выступают педагог-психолог и социальный педагог.
Программой предусматривается реализация основных направлений:
Создание методических и организационных основ реабилитации детей-инвалидов;
-
Включение в социум детей с ОВЗ через организацию комплекса мероприятий;
Адаптация учащихся в образовательной среде по средствам снижения рисков дезадаптации;
Поддержка и развитие творческого, художественного и интеллектуального потенциала детей через организованное развитие личностных компетенций;
Работа с семьей ребенка, разрушение стереотипов по оказанию сопровождения и помощи в усвоении учебной программы;
Активизация работы педагогов по оказанию помощи детям с ослабленными возможностями здоровья;
-
Взаимодействие с государственными органами, учреждениями, организациями в разработке программ, планов и т.д.
Основные мероприятия программы «Мы вместе»
Строятся с учетом 3-х участников образовательного процесса: ученик, родитель, педагог.
I. Мероприятия, направленные на создание системы
нормативно – информационного обеспечения
|
№
п/п
|
Мероприятия
|
Исполнители
|
Сроки
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
|
Банк данных детей с ОВЗ для разработки и реализации индивидуальных программ социальной адаптации
|
Социальный педагог
Педагог-психолог
|
Создание банка данных (октябрь)
|
Обновление банка данных (сентябрь)
|
|
Сбор реабилитационных карт сопровождения и иной документации по детям
|
Администрация школы, педагог-психолог
|
Анализ реабилитационных мероприятий, нахождение путей решения проблемы.
|
|
Информирование родителей (законных представителей) о законодательной базе по организации обучения детей с ОВЗ через работу информационного стенда и школьного сайта
|
Администрация школы, социальный педагог
|
ежегодно
|
II. Мероприятия, направленные на создание условий для реабилитации
|
№
п/п
|
Мероприятия
|
Исполнители
|
Сроки
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
|
Создание коррекционно- развивающего пространства в ОУ
|
Администрация школы, педагогический коллектив
|
Постоянно
(через использование индивидуального подхода, организацию дополнительных занятий, коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом)
|
|
Формирование установок толерантности, миролюбия, гуманизма и взаимопомощи через тематические классные часы, курс «Полезные навыки»
|
Администрация школы, педагогический коллектив
|
Постоянно
В 2013-2014 уч.году проведены
класные часы на темы:
«Я среди чужих» - 5 кл.,
«Принимай меня таким, какой я есть» - 4 классы;
«Я и мои друзья» - 3 классы.
|
|
Вовлечение детей в мероприятия, проводимые в школе и вне школы. Мотивирование детей на участие в заочных дистанционных викторинах, конкурсах всероссийского уровня,
|
Педагогический коллектив, педагог-организатор
|
Постоянно
В школе организуются спортивные мероприятия , акции, конкурсы. Дети посещают волонтерское движение.
Вне школы ребята участвуют в дистанционных конкурсах и викторинах, которые подбираются с учетом особенностей здоровья детей.
Так в 2012-2013 уч.году 1 второклассник и 1 третьеклассница заняли 2 место в конкурсе «Рассударики» номинация «Рисунок».
В 2013-2014 уч. году дети с желанием участвуют в конкурсах, посвященных здоровому образу жизни», так 2 ученицы 8 класса стали победителями викторины «За здоровый образ жизни»; 1 пятиклассник только принял участие. Учащиеся 2 классов попробовали свои способности в «Русском медвежонке».
В 2014 году уже принимают участие 9 человек «Доброе здоровье» ТОИПКРО.
|
|
Консультирование участников образовательного процесса по вопросам сопровождения и реабилитации
|
Социальный педагог
Педагог-психолог
|
Постоянно
В 2012-2013 уч.году соц. педагогом и психологом проведено 27 консультаций
В 2013-2014 уч. году – 39 консультаций
Просматривается динамика востребованности данных консультаций
|
|
Проведение и участие в семинарах для педагогического коллектива по сопровождению детей с ОВЗ
|
Администрация школы
|
2013
«Создание ситуаций успеха на уроке для детей с ОВЗ»
|
|
2015
«Развитие универсальных учебных действий детей с особенностями развития»
|
|
Вовлечение родителей в работу по реабилитации, сопровождению (классные рук-ли организуют классные часы с участием родителей)
|
Социальный педагог
Педагог-психолог
Педагог-организатор
Классные руководители
|
Постоянно
|
III. Мероприятия, направленные на исследование детей с ОВЗ
|
№ п/п
|
Мероприятия
|
Исполнители
|
Сроки
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
1
|
Углубленная диагностика детей с ОВЗ с целью получения объективных сведений об обучающихся на основании диагностической информации специалистов, создание диагностических «портретов» детей
|
Педагог-психолог
|
Постоянно
Проходит исследование личностных компетенций: мотивации бучения, уровня тревожности, уровня самооценки, социометрического статуса и уровня удовлетворенности учебным процессом.
|
2
|
Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника через создание портфолио
|
Классные руководители
|
Постоянно
Кл.руководители оказывают максимальную помощь в подготовке «портфолио»
|
3
|
Психологическое и логопедическое сопровождение детей с ОВЗ с целью отслеживания позитивной динамики развиваемых параметров
|
Педагог-психолог
Логопед
|
Постоянно
В 2012-2013 уч.году позитивная динамика была у 2 школьников (14);
В 2013-2014 уч.году – у 4 чел (30).
|
IV. Мероприятия по организации социального партнерства и взаимодействия
|
№ п/п
|
Мероприятия
|
Исполнители
|
Сроки
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
1
|
Вовлечение детей с ОВЗ и их семей в общегородские мероприятия
|
Администрация школы
Классные руководители
|
Постоянно
Декада инвалидов
Посещение и участие в городских мероприятиях организованных ДЮЦ (в 2012-2013 Масленица)
|
2
|
Содействие с другими ведомствам, которые участвуют в реализации программ реабилитации детей
|
Администрация школы
Классные руководители
Социальный педагог
Педагог-психолог
|
Постоянно
1. Подготовка характеристик
2. Организация отдыха детей в каникулярное время (13-14 год. – 2 чел. посетили загородный лагерь)
3. Напоминание родителям о своевременном посещении узких специалистов ОГБУЗ «Колпашевская РБ».
|
Реализация программы за два последних учебных года позволила:
Создать условия для успешной социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в образовательной среде.
Планомерное развитие системы поддержки детей особой категории.
Реализация комплексного подхода к решению реабилитации детей-инвалидов, увеличение объема реабилитационных мероприятий для них.
Повысить качество реабилитационных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями.
Углубить процесс интеграции в коллектив детей с ОВЗ.
Создать для детей с особыми возможностями равные с другими детьми условия участия в жизни школы.
Мы делаем акцент не на способностях ребенка, а на его возможностях
|
|
|