Главная страница

«Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с овз «Мы вместе»


Скачать 81.15 Kb.
Название «Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с овз «Мы вместе»
Дата 09.03.2016
Размер 81.15 Kb.
Тип Программа

«Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ

«Мы вместе» в рамках ФГОС»

В связи с ежегодным увеличением численности обучающихся, имеющих трудности в усвоении общеобразовательной программы и в рамках Федерального государственного образовательного стандарта в 2012 - 2013 уч.году в МБОУ «СОШ №5» возникла необходимость разработки программы социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы вместе».

С 2012 года в школе основой учебно-воспитательного процесса становится учет психофизических особенностей ребенка с ОВЗ.

Целями программы являются:

  • Организация качественной социально-психологической поддержки ребенка с ОВЗ;

  • Создание особого психологического климата в педагогическом и ученических коллективах, основанного на понимании проблем детей данной категории для интегративного включения в образовательную среду, в социум;

  • оказание социально-психологической поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ;

  • Основной целью программы является формирование эффективной системы поддержки детей данной категории, включающей в себя создание оптимальной среды жизнедеятельности детей в образовательном учреждении, позволяющей реализовать потенциал ребенка.

Определены следующие задачи программы:

  • создать комплексное педагогическое и социально-психологическое сопровождение социальной адаптации детей с ОВЗ;

  • способствовать освоению начального, основного, среднего общего образования детей с учетом их психофизиологических особенностей.

Программа рассчитана на 5 лет. Реализация программы ведется второй год.

Исполнителями программы выступают: администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, логопед, медицинский работник школы (по согласованию).

Ожидаемые результаты программы «Мы вместе»:

  1. Реализация качественной психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ;

  2. Успешное включение учащихся в образовательную среду, социум через повышение личностных компетенций;

  3. Совершенствование системы выявления и учета, системы сопровождения данной категории детей через работу психолого-медико-педагогического консилиума и Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии;

  4. Благоприятно – плодотворное взаимодействие семьи и школы;

  5. Повышение качества комплексных реабилитационных мероприятий.

Помощниками в создании целостной системы поддержки, объединяющих отдельных детей и педагогов, родителей, делающими акцент на возможностях, а не на ограничениях, выступают педагог-психолог и социальный педагог.

Программой предусматривается реализация основных направлений:

  • Создание методических и организационных основ реабилитации детей-инвалидов;

  • Включение в социум детей с ОВЗ через организацию комплекса мероприятий;

  • Адаптация учащихся в образовательной среде по средствам снижения рисков дезадаптации;

  • Поддержка и развитие творческого, художественного и интеллектуального потенциала детей через организованное развитие личностных компетенций;

  • Работа с семьей ребенка, разрушение стереотипов по оказанию сопровождения и помощи в усвоении учебной программы;

  • Активизация работы педагогов по оказанию помощи детям с ослабленными возможностями здоровья;

  • Взаимодействие с государственными органами, учреждениями, организациями в разработке программ, планов и т.д.

Основные мероприятия программы «Мы вместе»

Строятся с учетом 3-х участников образовательного процесса: ученик, родитель, педагог.

I. Мероприятия, направленные на создание системы

нормативно – информационного обеспечения



п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки

2012

2013

2014

2015

2016



Банк данных детей с ОВЗ для разработки и реализации индивидуальных программ социальной адаптации


Социальный педагог

Педагог-психолог

Создание банка данных (октябрь)

Обновление банка данных (сентябрь)




Сбор реабилитационных карт сопровождения и иной документации по детям


Администрация школы, педагог-психолог


Анализ реабилитационных мероприятий, нахождение путей решения проблемы.



Информирование родителей (законных представителей) о законодательной базе по организации обучения детей с ОВЗ через работу информационного стенда и школьного сайта


Администрация школы, социальный педагог

ежегодно



II. Мероприятия, направленные на создание условий для реабилитации




п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки

2012

2013

2014

2015

2016



Создание коррекционно- развивающего пространства в ОУ

Администрация школы, педагогический коллектив


Постоянно

(через использование индивидуального подхода, организацию дополнительных занятий, коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом)



Формирование установок толерантности, миролюбия, гуманизма и взаимопомощи через тематические классные часы, курс «Полезные навыки»


Администрация школы, педагогический коллектив


Постоянно

В 2013-2014 уч.году проведены

класные часы на темы:

«Я среди чужих» - 5 кл.,

«Принимай меня таким, какой я есть» - 4 классы;

«Я и мои друзья» - 3 классы.



Вовлечение детей в мероприятия, проводимые в школе и вне школы. Мотивирование детей на участие в заочных дистанционных викторинах, конкурсах всероссийского уровня,

Педагогический коллектив, педагог-организатор

Постоянно

В школе организуются спортивные мероприятия , акции, конкурсы. Дети посещают волонтерское движение.

Вне школы ребята участвуют в дистанционных конкурсах и викторинах, которые подбираются с учетом особенностей здоровья детей.

Так в 2012-2013 уч.году 1 второклассник и 1 третьеклассница заняли 2 место в конкурсе «Рассударики» номинация «Рисунок».

В 2013-2014 уч. году дети с желанием участвуют в конкурсах, посвященных здоровому образу жизни», так 2 ученицы 8 класса стали победителями викторины «За здоровый образ жизни»; 1 пятиклассник только принял участие. Учащиеся 2 классов попробовали свои способности в «Русском медвежонке».

В 2014 году уже принимают участие 9 человек «Доброе здоровье» ТОИПКРО.



Консультирование участников образовательного процесса по вопросам сопровождения и реабилитации

Социальный педагог

Педагог-психолог

Постоянно

В 2012-2013 уч.году соц. педагогом и психологом проведено 27 консультаций

В 2013-2014 уч. году – 39 консультаций

Просматривается динамика востребованности данных консультаций




Проведение и участие в семинарах для педагогического коллектива по сопровождению детей с ОВЗ

Администрация школы

2013

«Создание ситуаций успеха на уроке для детей с ОВЗ»




2015

«Развитие универсальных учебных действий детей с особенностями развития»



Вовлечение родителей в работу по реабилитации, сопровождению (классные рук-ли организуют классные часы с участием родителей)

Социальный педагог

Педагог-психолог

Педагог-организатор

Классные руководители

Постоянно



III. Мероприятия, направленные на исследование детей с ОВЗ

№ п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки

2012

2013

2014

2015

2016

1

Углубленная диагностика детей с ОВЗ с целью получения объективных сведений об обучающихся на основании диагностической информации специалистов, создание диагностических «портретов» детей

Педагог-психолог


Постоянно

Проходит исследование личностных компетенций: мотивации бучения, уровня тревожности, уровня самооценки, социометрического статуса и уровня удовлетворенности учебным процессом.

2

Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника через создание портфолио

Классные руководители

Постоянно

Кл.руководители оказывают максимальную помощь в подготовке «портфолио»

3

Психологическое и логопедическое сопровождение детей с ОВЗ с целью отслеживания позитивной динамики развиваемых параметров

Педагог-психолог

Логопед

Постоянно

В 2012-2013 уч.году позитивная динамика была у 2 школьников (14);

В 2013-2014 уч.году – у 4 чел (30).




IV. Мероприятия по организации социального партнерства и взаимодействия

№ п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки

2012

2013

2014

2015

2016

1

Вовлечение детей с ОВЗ и их семей в общегородские мероприятия

Администрация школы

Классные руководители

Постоянно

Декада инвалидов

Посещение и участие в городских мероприятиях организованных ДЮЦ (в 2012-2013 Масленица)

2

Содействие с другими ведомствам, которые участвуют в реализации программ реабилитации детей

Администрация школы

Классные руководители

Социальный педагог

Педагог-психолог

Постоянно

1. Подготовка характеристик

2. Организация отдыха детей в каникулярное время (13-14 год. – 2 чел. посетили загородный лагерь)

3. Напоминание родителям о своевременном посещении узких специалистов ОГБУЗ «Колпашевская РБ».


Реализация программы за два последних учебных года позволила:

  1. Создать условия для успешной социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в образовательной среде.

  2. Планомерное развитие системы поддержки детей особой категории.

  3. Реализация комплексного подхода к решению реабилитации детей-инвалидов, увеличение объема реабилитационных мероприятий для них.

  4. Повысить качество реабилитационных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями.

  5. Углубить процесс интеграции в коллектив детей с ОВЗ.

  6. Создать для детей с особыми возможностями равные с другими детьми условия участия в жизни школы.

Мы делаем акцент не на способностях ребенка, а на его возможностях