Главная страница

Тип урока: закрепление пройденного материала и ознакомление с новым. Тема урока: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу » цель


Скачать 111.48 Kb.
Название Тип урока: закрепление пройденного материала и ознакомление с новым. Тема урока: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу » цель
Дата 12.02.2016
Размер 111.48 Kb.
Тип Урок

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Учитель Ситникова Елена Вячеславовна

МБОУ «Мичуринская средняя общеобразовательная школа №15»

Урок в 3 -ем классе по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Тип урока: закрепление пройденного материала и ознакомление с новым.
Тема урока: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»
ЦЕЛЬ: Формирование духовно-нравственных качеств у детей через процес ознакомления учащихся с патриотической народной песней и произведениями композиторов исторического жанра.
ЗАДАЧИ:

  • обучающая — учить давать правильный анализ музыкальному произведению; знакомить с историко-патриотическими песнями прошлых лет;

  • развивающая - знакомство с жанрорвыми разновидностями музыкального произведения «кантата»;

  • воспитательная — формировать чувства патриотизма


Оборудование и материалы:

  • презентация урока;

  • репродукции картин известных художников;

  • портреты композитора С.С. Прокофьева; поэта Ю.М. Лермонтова; Пета I

  • аудиозаписи;

  • аудиомагнитофон;

  • фортепиано


Музыкальный материал:

  • Слушание: фрагмент «Вставайте, люди русские» из 4 части кантаты « Александр Невский» С.С. Прокофьева; р.н.п. «Ой, да ты, калинушка»; р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки»; р.н.п. «Скажи-ка, дядя»

  • Разучивание и исполнение: р.н.п. «Солдатушки»; р.н.п. «Скажи-ка , дядя»;

  • Пение: Г. Струве «У моей России»



Литература:

  1. «Старинные русские песни» Москва, 1959 год;

  2. Учебник «Музыка» 3-й класс В.В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2010

  3. «Героика в русской музыке» Л. С. Третьякова Москва, 1985 год

  4. «На привольной стороне» Е.А. Сапогова, Москва,1989 год

  5. « Россия в песне» Г. Соболева, Москва, 1976 год


Ход урока (презентация 1 слайд)
Эпиграф

Чем лучше мы будем знать прошлое,

Тем ярче, тем более глубоко и родостно

поймём великое значение

творимого нами настоящего
А.М. Горький

(звучит фонограмма русской народной мелодии) (презентация 2 слайд)

Учитель:

Необозримая ширь полей. Звон колосьев тугих. Разливы могучих рек. Степей необъятный простор.

Это — Россия!

Ты смотришь в спокойное небо. Бредёшь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки.

Это — Россия!

Ты видишь древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Тяжесть пудовых колоколов. Жизни минувшей след.

И это — Россия!

Ты видишь сотни счастливых глаз. Движется море людское. Песня летит над толпой. В празднике площадь бурлит.

И это тоже — Россия!

Учитель: Скажите, ребята, как вы понимаете слово «патриотизм»?

(ответы детей)

Учитель: Слово патриотизм от греческого patris — родина), любовь к родине. А вы считаете себя патриотами? Почему? В чём это выражается?

Дети: Это любовь к родине, к городу, улице, месту,где вы родились.

Учитель: А как вы думаете, люди могут выражать чувство патриотизма?

Дети: Да.

Учитель: Каким образом?

Дети: Люди сочиняли стихи, писали рассказы, рисовали картины, складывали песни о своей стране, родине, о подвиге великих людей.

Учитель: Чтобы более доступно и правдоподобно донести потомкам историю нашего Отечества, люди сочиняли песни, в которых рассказывалось о великих сражениях, исторических битвах, героизме великого народа, отдавшего свою жизнь за свободу, свою Родину. Такие песни называются патриотическими. Тема нашего урока конечно чвязана с историей нашей страны. Скажите, а чем отличаются исторические песни от былин?

Дети: Текст исторических песен гораздо короче текста былин. В отличие от речитативного склада былин, исторические песни более напевны, в них отсутствуют элементы фантастики.

Учитель: Время оставляет след — вчера, сегодня, завтра. В событиях, фактах, камнях, руинах, в сердце и памяти народной. Нити времени соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца. История отражается в жизни людей, в облике городов и сёл. В красках художника, в резце скульптора, в рифмах поэта, в слове писателя, она — в песне народного творца, в музыке композитора, в летописи времени.

События 1812 года — война русских с наполеновской армией. (презентация слайд 3)

(зачитывается фрагмент из исторических высказываний М.И. Кутузова, зачитывается текст патриотической песни времён войны 1812 года).
Ночь темна была и немесячна.

Рать скучна была и нерадостна:

Все солдатушки призадумались,

Призадумались, горько всплакали,

Великое чудо свершилося:

У солдат слёзы градом сыпались.

Не люта змея кровожадная

Грудь сосала их богатырскую,

Что тоска грызла ретивы сердца,

Ретивы сердца молодецкие;

Не отцов родных оплакивали,

Не жён младых, и не детушек;

Как оплакивали мать родимую,

Мать родимую. мать кормилицу,

Златоглавую Москву-матушку

Разорённую Бонопартием.

Учитель: Каждая историческая эпоха способствовала появлению многочисленных песен (презентация слайд 4). Об Отечественной войне 1812 года написаны тысячи книг, статей, исследований. Каждое новое поколение обращается к теме народной войны, к героической вехе русской истории. Но, пожалуй, нет среди этих работ памятника более сердечного, более искреннего и взволнованного, чем произведения народа, его предания, сказа, песни, созданного народом на стихи М.Ю. Лермонтова - «Бородино» (презентация слайд 5).

(учащиеся слушают р.н.п. «Бородино»; после прослушивания разучивают мелодию песни и исполняют в ансамбле с учителем).
Учитель: Говоря о патриотизме в песне можно начать беседу о рекрутских солдатских песнях, сложенных в XVIII и XIX веках, ярко рисующих участь солдата. Впервые русская регулярная армия была создана при Петре I.

(показ портрета Петра I) (презентация слайд 6)

Учитель: Его военная реформа укрепила могущество России. Однако тяготы военной службы легли на простой народ. Вплоть до 1864 года солдатская служба продолжалась 25 лет. Крестьянин уходил солдатом совсем молодым, а возвращался в свою семью, если оставался в живых, уже на склоне лет. (презентация слайд 7). Солдатчина была горем для молодого человека и его семьи. Рекрутские песни — песни о рекрутах (так называли новобранцев). Они рассказывают о наборе солдат в армию, о расставании новобранца с семьёй. В солдатских песнях отражена жизнь солдата в армии: солдатское учение, походы, сражение, тоска по родному дому, жалобы на тяжёлую солдатскую участь.

(зачитывается текст русской народной песни «Не кукушечка во сыром бору куковала», фоном звучит р.н. мелодия, по выбору педагога)

Учитель: Текст песни изображает «царскую службу» как горькую неволю, в то же время в ней звучит наказ молодцу «послужить верой — правдой», защитить свою землю.

Не кукушечка во сыром бору куковала

Не кукушечка во сыром бору куковала

Не соловушко во сыром бору громко свищет -

Добрый молодец во неволюшке сидя плачет,

Обливается горючими слезами:

Ккак берут меня доброго молодца, в неволю,

Уж как вяжут доброму молодцу белые руки,

Что куют, куют доброму молодцу скоры ноги,

Везут, везут добра молодца во царскую службу,

Что во ту ли царскую службу, во солдаты.

Уж никто -то по мне , молодце, не тужит.

Только тужит одна матушка родная,

Молодая ли жена проклинает,

Красны девушки про молодца вспоминают,

Весь род-племя меня молодца провожают:

«Послужи там, добрый молодец,верой-правдой,

Положи за нас свою буйную головушку».

(презентация слайд 8)

Учитель: С рождением русского флота в 1704 году при Петре I появлялись песни о молодых новобранцах матросах. Через полтора года со стапелей Адмиралтейской верфи ушёл в воды Невы первенец русского балтийского флота — восемнадцатипушечный боевой корабль. И может быть на этом корабле начинал свою службу простой русский — безызвестный автор одной из лучших лирических песен «Ой, да ты, калинушка».

( исполняется русская народная песня « Ой, да ты, калинушка») (презентация слайд 9)
Ой, да ты, калинушка

Ой, да ты, калинушка,

Ой, да ты, малинушка.

Ой, да ты не стой, не стой

На горе крутой.
Ой, да ты не стой, не стой

На горе крутой.

Ой, да не спущай листа

Во синё море.
Ой, да не спущай листа

Во синё море.

Ой, да во синём-то море

Корабель плывёт.
Ой, да во синём-то море

Корабель плывёт.

Ой, да корабель плывёт,

Аж вода ревёт.
Ой, да корабель плывёт,

Аж вода ревёт.

Ой, да как на том корабле

Два полка солдат.
Ой, да как на том корабле

Два полка солдат.

Ой, да два полка солдат

Молодых ребят.
(после прослушивания)
Учитель: Как звучала песня? Что представилось вам во время прослушивания песни? ( музыкальный анализ песни)

Дети: Это протяжная песня звучала грустно, потому что чувствуется печаль в словах песни. В ней рассказывается о тяжёлой доле солдат, призванных служить своей стране и защищать свой народ; они тоскуют по своей родной стороне, дому, родным.

Учитель: Песня — это лирический рассказ, где в распеве мелодии, в её широких вопрошающих взлётах переданы глубокие чувства и раздумья солдат — новобранцев. Слушая песню «Ой , да ты. Калинушка», невольно представляешь себе необозримые поля под печальным серым небом, одинокий придорожный куст или безбрежную даль шуршущих ковылём степей....

Учитель: Переход русских через Альпы — одна из замечательных страниц военной истории России. Русские войска в этом походе пережили невероятные трудности. Они были оставлены союзниками без помощи и фактически брошены на верную гибель (презентация слайд 10). «Я был отрезан, окружён...» - пишет Суворов в своих воспоминаниях. Однако полководец находит правильное решениме: «...мы били противника с фронта и тыла, захватывая у него его орудие, которое приходилось сбрасывать в пропасти.....и он понёс потери в четыре раза больше, чем мы. Мы прорвались повсюду, как победители...». Семидесятилетний русский полководец вместе со своими солдатами вновь доказал непобедимость россиян (презентация слайд 11).

Учитель: Среди песен, посвящённым суворовским походам, главное место принадлежит тем, которые были связаны непосредственно с жизнью солдат, с их ежедневной нелёгкой службой. Эти песни проникнуты бодрым настроением, просты по музыкальному языку, их ритмический рисунок чётко организован, они легко исполняются «под шаг». «Слодатушки — ребятушки» - одна из таких песен. Она доносит до нас мужественный оптимизм русского воинства.

(Зачитывается рассказ С. Алексеева «Переход» )

Учитель: Давайте послушаем русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки» и попробуем дать музыкальный анализ (презентация слайд12).

(слушание р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки»)

( после прослушивания)

Учитель: Определите характер песни, выбрав нужные слова:

энергично

мужественно

возвышеннл

сумрачно

победно

призывно

стремительно

торжественно

Учитель: Какие характерные черты русской народной песни в ней можно выделить?

Дети: наличие распевов, характерные для народной песни русского народа.

Учитель: Давайте разучим и исполним русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки».

(можно использовать барабан, для воспроизведения ритмического рисунка учащимися в процессе исполнения песни).

(исполняется песня в ансамбле с учителем)
Солдатушки, бравы ребятушки

Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши деды?

Наши деды - славные победы

Вот где наши деды.

Солдатушки, бравы ребятушки

Где же ваши жёны?

Наши жёны - пушки заряжёны

Солдатушки, бравы ребятушки

Вот где наши жёны.

Солдатушки, бравы ребятушки

Где же ваши сёстры?

Наши сёстры пики, сабли востры

Вот где наши сёстры.

Солдатушки, бравы ребятушки

Где же ваши слава?

Наша слава - русская держава

Вот где наша слава.
Учитель: Солдатские рекрутские песни часто исполнялись под звуки духового оркестра (презентация слайд 13). Духовой оркестр — коллектив исполнителей на духовых (деревянных и медных или только медных) и ударных инструментах. Малый состав духового оркестра включает 20 исполнителей, большой — от 40 до 100 исполнителей.

Учитель: Сегодня, говоря о музыкальных произведениях патриотического характера мы обратимся к творчеству русского композитора С. С. Прокофьева (презентация слайд 14), его знаменитой кантате «Александр Невский». Пристрастие к национальбной истории, её героическим страницам, стремление отобразить в своём творчестве её наиболее значительные события, проявились у Прокофьева довольно ярко, определённо. Большинство вершинных произведений 30-40-х годов создано им на исторические сюжеты — кантаты «Александр Невский», «Иван Грозный», оперы «Семён Котко», «Война и мир», «Повесть о н6астоящем человеке». В музыке Прокофьева оживает русская история. Кантата «Александр Невский» один из ярких примеров отражения важных исторических событий на Руси в музыкальном творчестве (презентация слайд 15). В ней показана историческая борьба дружины Александра Невского с немецкими рыцарями — крестоносцами. Кантата — один из основных жанров вокальной музыки. Слово «кантата» происходит от итальянского слова «петь». Это музыкальное произведение состоит из нескольких частей и исполняется солистами, хором в сопровождении оркестра и ансамбля инструментов.

В кантате «Александр Невский» семь частей. Четвёртая часть - «Вставайте, люди русские».

«Вставайте,люди русские.

На славный бой, на смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную».

Учитель: Как часто на протяжении многих веков, звучал из конца в конец Руси этот смятенный, взволнованный призыв. Словно торжественный набат, звал он доблестных русичей снова и снова объединиться для отпора подчас ещё неведомому врагу.

(прослушивание фрагмента 4 части «Вставайте, люди русские» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» (презентация слайд 16).

(после прослушивания вопросы)
Учитель: В какой форме написан фрагмент?

Дети: В трёхчастной.

Учитель: Какой хоро исполняет произведение?

Дети: Смешанный

Учитель: Изменяется ли лад музыкального фрагмента?

Дети: Да. В средней части он звучит в мажоре.

Учитель: Какие элементы музыкальной речи придают героический характер музыке хора?

Дети: В мелодии хора слышны энергичные, восклицательные и призывные интонации. Ритм марша подчёркивает героический величавый характер хора.

Учитель: Древнерусский обычай возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Это ярко отражено в оркестровом вступлении.

(зачитывается текст, фоном звучит мелодия по выбору педагога). (презентация слайд 17).

Учитель: Когда-то, восхищаясь красотой русских песен, Николай Васильевич Гоголь писал: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далёка... какая же непостижимая, тайная сила влёчёт к тебе? Почему слышится и раздаётся немолчно в ушах твоя тоскливая, несущая по всей длине и ширине твоей, от моря и до моря, песня? Что в ней , в этой песне? Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце?... У! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь! И на всём пути, многовековом и нелёгком, жизнь России, судьба России отражались в её правдивых песнях, вобравших небрпоскую красоту её неба, утреннюю свежесть земли, раздолье неоглядных степей, силу богатырских рек, душевную щедрость её могучегно народа».

Подведение итогов урока:

Учитель: С чем познакомились сегодня на уроке? Как понимаете слово «патриотизм»? Для чего нужны патриотические песни?

Дети: Патриотические песни — песни, которые подлинно передают историю нашего народа, связанную с его жизнью, историческими событиями, военными сражениями, героизмом великих людей.

Учитель:Давайте закончим наш урок исполнением песней Г. Струве «У моей России».

(исполняется песня Г. Струве «У моей России»).