|
«Развитие музыкально-ритмических движений у детей школьного возраста с использованием инновационных технологий»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №226
Педагогическая концепция
Тема:
«Развитие музыкально-ритмических движений у детей школьного возраста с использованием инновационных технологий»
учитель музыки
Василевская Анжела Петровна
г. Санкт-Петербург
2014г.
«Музыкальное воспитание - это
не воспитание музыканта,
а, прежде всего воспитание человека».
В.А. Сухомлинский.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и движения, интеграции различных видов художественной деятельности. По мнению Платона, "Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему ,Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт".
В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире: воспитание детей по "законам красоты", к воплощению в реальность формулы Платона: "От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни и от красивой жизни — к абсолютной красоте".
Еще одна актуальная и большая проблема, стоящая перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. Все имеет большое значение в воспитании: слушание музыки, пение игра на детских музыкальных инструментах.
Особое место занимают музыкально-ритмические движения, как вид деятельности, развивающий внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность и эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Поэтому, одним из главных направлений своей работы я выбрала развитие музыкально-ритмических движений у детей школьного возраста.
Изучив материалы, изречения, высказывания великих педагогов, мыслителей я поняла, как важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, и какое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет музыкальное воспитание.
Также изучив опыт работы швейцарского музыканта и педагога Эмиля Жака Далькрозы (1865-1950), который разработал в начале XX века систему музыкально-ритмического воспитания детей, согласилась с ним, что музыкально-ритмические движения универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, "с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем "мышечного чувства", что, в свою очередь, способствует "более живой и успешной работе мозга". При этом я считаю важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен "приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены".
В комплексе музыкально - ритмических движений как основу я выделяю именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.
Двигаясь в соответствии с ходом музыки, ребенок одновременно воспринимает и звуковысотные движения, т.е. мелодию-тему в связи со всеми выразительными средствами. Следовательно, воспринимая выразительность музыкального ритма, ребенок целостно воспринимает музыкальное произведение и не может не реагировать на воздействие всех взаимосвязанных средств музыкальной выразительности, доступных для воспроизведения в движении.
Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М.Мусоргского, П.Чайковского, Э. Грига, И.С.Баха и др.), ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы "через себя" музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.
Однако, несмотря на то что, уделяется должное внимание музыкально-ритмическому воспитанию, у многих детей наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а так же некоторые психические расстройства. В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, интернетом, телевидением и т.д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху.
Я задумалась о том, как же вызвать у детей потребность в движении. Пришла к выводу что, нужно движения преподносить им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавлять музыкальное сопровождение. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, а для того чтобы дети могли в движении передавать характер музыки, их необходимо обучить определенным двигательным умениям и ритмическим навыкам. На основе этого приняла решение обогатить и разнообразить свою работу с детьми через использование инновационных методов и приемов, таких как Логоритмика, программа музыкально – ритмического воспитания «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, использование игровых, музыкально-ритмических упражнений, коммуникативных танцев – игр, этюдов на основе фольклора разных народов А.И. Бурениной, К. Орфа и др.
Передо мной встала еще одна задача: как, какими путями, через какие принципы, технологии целесообразно будет решать проблему? Какие основные задачи я должна буду решать?
Сначала наметила пути решения данной проблемы:
Работа с школьниками;
Совместная работа с родителями школьников;
Совместная работа с социумом.
Только таким путем, на мой взгляд, можно будет эффективно решить образовавшуюся проблему.
Моя деятельность по данным направлениям убедила, что для системной работы необходимо разработать план работы. С этой целью я разработала «План углубленной работы учителя музыки 2013– 2014 учебный год»
В работе с детьми поставила цель— развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
В связи с этим мною определены основные задачи, через выполнение которых я смогу добиться хороших результатов.
1. Развитие музыкальности: развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений: развитие ловкости, точности, координации движений; развитие гибкости и пластичности; воспитание выносливости, развитие силы; формирование правильной осанки, красивой походки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку: развитие творческого воображения и фантазии;
развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов: развитие эмоциональной
сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике; тренировка
подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия,
внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Затем продумала принципы, посредством которых стала реализовывать поставленные задачи по воспитанию детей и развитию их творческих способностей средствами народного искусства.
Принципы:
учет возрастных возможностей детей - отбор материала по различным видам музыкально – ритмической деятельности
интеграция в работе на основе музыкально – ритмических движений с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей, активного включения детей в разнообразные художественно-творческие виды деятельности: изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
индивидуально-дифференцированный подход к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;
креативность - бережное и уважительное отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно ни проявлялось;
-
партнерство – группа детей и учитель, во время проведения занятий, становятся единым целым: вместе слушают, поют, рассуждают, играют;
положительная оценка – деятельность детей и педагога способствует высокой оценке активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в совместном творчестве.
Продумала и стала использовать традиционные и инновационные технологии, которые помогли мне строить свои занятия интересно, повысили активность детей:
1. Здоровьесберегающие (гимнастика для глаз, упражнения на дыхание, пальчиковые игры, подвижные игры, язычковая гимнастика, массаж (автор М.Ю. Картушина)
2. Логоритмика О.А. Новиковская,М.Ю. Картушина
3. Коммуникативные игры по Карлу Орфу и А.И. Бурениной
4. Интеграция разнообразных видов детской деятельности в ходе
музыкальных занятий
5. Игровая деятельность
К накоплению и усвоению материала по музыкально – ритмическому развитию детей приступила по нескольким направлениям:
подбор пальчиковых, музыкально- ритмических, музыкально – речевых, музыкально – коммуникативных игр и игр с использованием детских музыкальных инструментов.
пополнение фонотеки
Продумала методы, которые оптимально использую на своих занятиях:
Беседа
Рассказ
Объяснение
Художественно-практический
Побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости
Убеждения в процессе формирования эстетического восприятия
Упражнения в практических действиях
Поисковых ситуаций
Контрастного сопоставления произведений
Уподобления характеру звучащей музыки
Создания художественного контекста
Создания композиций
Размышления о музыке
Забегания вперед и возвращению к пройденному
Пластического интонирования
Активизации творческих проявлений ребенка
Наглядно – слуховой
Индивидуальная работа
Дифференцированный подход
Словарная работа
Продумала условия, посредством которых выполняла задачу развития музыкально – ритмических движений детей дошкольного возраста с использованием инновационных методов и приемов.
Условия:
1. Проведение эмоциональных, насыщенных занятий.
2. Проведение развлечений для детей и их родителей, семейных клубов.
3. Создание системы работы по развитию музыкально – ритмических движений детей дошкольного возраста с использованием инновационных методов и приемов.
4. Организация педагогом самостоятельной творческой, музыкальной
деятельности.
5. Использование разнообразных игр (пальчиковых, подвижных ), двигательных
разминок.
6. Создание предметно–развивающей среды: мини-музей музыкальных и шумовых
инструментов.
7. Разработка консультаций для педагогов и родителей, конспектов мероприятий
для детей.
8. Систематизация подборки дидактических игр для детей
9. Изучение и применение методики Карла Орфа.
10. Изучение и применение программы музыкально – ритмического воспитания «Ритмическая мозаика» с использованием игровых музыкально-ритмических упражнений, коммуникативных танцев – игр, этюдов на основе фольклора разных народов А.И. Бурениной
11. Изучение и применение программы музыкально – ритмического воспитания М.А. Давыдовой.
Большое значение придаю занятиям. Они оказывают положительное воздействие на детей. В настоящее время продолжаю совершенствовать занятия в разных аспектах : расширяю и усложняю содержание обучения, осуществляю поиск новых способов интеграции разных видов деятельности, и поиск новых (нетрадиционных) форм проведения занятий. С этой целью я применяю на занятиях с детьми инновационную технологию «Логоритмику».
Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работы.
Каждое логоритмическое занятие включает в себя соответствующие возрасту пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма, метра (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.) речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи. Все упражнения на логоритмических занятиях проводятся по подражанию, и речевой материал заранее не выучивается.
Подробнее раскрою следующие виды упражнений:
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.
2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.
3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.
5. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.
6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.
8. Ритмические упражнения. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.
9. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы чувствовать темп в музыкальном произведении, а также эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи.
10. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
11. Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.
12. Игра на музыкальных инструментах.
Если мы подробнее рассмотрим музицирование на детских музыкальных инструментах то увидим, что оно решает задачи многих упражнений: развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Из чего делаем вывод что, игра на музыкальных инструментах является одним из средств развития музыкально ритмических движений у детей дошкольного возраста. А кроме того один из любимых видов деятельности у детей.
Также я провожу и традиционные музыкальные занятия, включая в них элементы логоритмики (речевые игры, музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки, музыкально – речевые игры и др.), что позволяет детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу для усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей.
Еще в конце прошлого века учёные установили, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование структур мозга. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию. Благодаря музыке и движению происходит ускоренный обмен информации между левым и правым полушариями. Музыкально-ритмическая деятельность активизирует и развивает музыкальные способности ребенка, музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство.
В своей работе с детьми включаю в занятия ритмические композиции на классическую музыку, для которых необходимы прослушивание музыки и беседы о ней, рассматривание иллюстраций, рисование на эту тему, а также пластические этюды, импровизации детей и педагога под музыку. Эти композиции я предлагаю детям в самых различных вариантах; как вводную часть занятия, либо заключительную (игра), в процессе слушания музыки и определения ее жанра и т.д. Главное – активизация внимания детей, пробуждение и поддержание у них интереса к музыке, к творчеству, развитие творческого воображения.
Большое значение в музыкально - ритмическом воспитании имеет детский фольклор – это музыка, неразрывно связанная с речью и движением. Сами мелодии песенок очень близки к речевым интонациям. Они естественно возникают из выразительной речи и также естественно чередуются с ней, поэтому не требуют тщательного разучивания, точности, чистоты музыкальной интонации и особых усилий для запоминания. Тексты потешек, прибауток, считалок, дразнилок – это игровые модели, на основе которых может развернуться увлекательная игра. Слова, связанные с двигательными, зрительными, слуховыми ощущениями, подсказывают мимику, интонацию, движения, вовлекая ребенка в игровое действие.
Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в 1 классе.Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки. Во втором я увеличиваю объем песенного репертуара, добавляю хороводные песни. Появляется новый жанр - игровая песня. В третьем лассе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера, которые должны быть доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. В четвёртом классе закрепляется умение петь частушки. Детям предоставляю больше возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песни.
Здесь я использую принципы игровой народной педагогики К.Орфа.
- Креативность – предполагает творческий подход к преподаванию музыки детям. Творит педагог, творит ребенок. Малышу предлагают сочинить мелодию, придумать простое движение, подобрать рифму. Для детей это очень важно: «я – сам поэт и композитор».
- Вариативность подразумевает различные варианты, «вариации» при выполнении задания, разучивания песни или танца. Внесение новых, интересных элементов позволяет заинтересовать детей, избавляет от скучного, однообразного повторения.
- Коммуникативность – важное качество, необходимое каждому в наше непростое время. На занятиях дети учатся общаться между собой, договариваться.
Важным моментом в педагогике К. Орфа является соединение таких видов деятельности, как пение, движение, слушание с игрой, занятиями в оркестре. Как правило, все эти виды деятельности проходят одновременно, не мешая, а взаимодополняя друг друга.
Также меняется сам тип игрового общения с детьми, он предполагает изменение роли воспитателя. И это достигается определенными способами:
В игре принимают участие все, оказавшиеся на занятии
Педагог выступает не единственным источником информации
На занятиях отсутствует отрицательное оценивание результатов творческой деятельности детей
С целью выявить развитие музыкальных и творческих способностей детей, проектирования индивидуальной работы, оценки эффективности педагогического воздействия провожу диагностику
Большое значение для развития воображения и двигательных умений детей имеют образные имитационные движения. Впечатления, вызванные наблюдениями за окружающими явлениями, вызывают у детей потребность выразить их в игровой деятельности. Поэтому такой вид движений широко используется в музыкально-ритмическом воспитании детей. Используются и танцевальные движения, прежде всего народные пляски.
Составляя план работы на год, я не забываю о работе с родителями. В план включаю консультации в информационные уголки групп о важности и значении музыкального воспитания, пении и слушании музыки дома. Организую и провожу совместные развлечения, праздники: праздник посвященный Дню Матери «Мисс мама», фольклорные праздники «Масленица», «Пришла коляда, отворяй ворота», праздники Осени, «8 марта», «День защитника отечества», «Новый год» и др. Также привлекаю родителей к участию в мероприятиях. Таких как семинар – практикум « Роль фольклора в развитии ребенка», заседание семейного клуба «Содружество» где освещаю вопросы музыкального воспитания детей. Сама участвую в родительских собраниях, провожу беседы-консультации по возникшим вопросам музыкального развития.
По проблеме музыкального воспитания дошкольников работаю сообща со всеми педагогами ГБОУ. Мое взаимодействие с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения включает: ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей; разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе; обсуждение сценариев праздников и развлечений; участие в изготовлении праздничных декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам; участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды; оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей; участие в педагогических советах дошкольного образовательного учреждения.
В ГБОУ работает творческая группа по художественно-эстетическому направлению. Мы проводим заседания по поводу подготовки и проведения интегрированных занятий Музыка – Изо («В гости к бабушке Варваре и Матрене» «Такие разные куклы» и др.) , Экология-Музыка (Как звери к зиме готовятся»), мастер–класс, где сообща решаем свои проблемы, отвечаем на вопросы, ищем пути решения, радуемся успехам друг друга.
Подводя итоги своей концепции, мне хочется отметить, что я не остановлюсь на данном этапе своей работы, буду продолжать искать новые пути, формы, методы, приемы, инновационные технологии по развитию музыкально-ритмических движений у детей школьного возраста.
|
|
|