Главная страница

«Развитие музыкально-ритмических движений у детей школьного возраста с использованием инновационных технологий»


Скачать 174.31 Kb.
Название «Развитие музыкально-ритмических движений у детей школьного возраста с использованием инновационных технологий»
Дата 07.03.2016
Размер 174.31 Kb.
Тип Документы


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №226

Педагогическая концепция

Тема:

«Развитие музыкально-ритмических движений у детей школьного возраста с использованием инновационных технологий»
учитель музыки

Василевская Анжела Петровна


г. Санкт-Петербург

2014г.

«Музыкальное воспитание - это

не воспитание музыканта,

а, прежде всего воспитание человека».

В.А. Сухомлинский.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспи­тания души и тела заложены в синтезе музыки и движения, интеграции различных видов художественной деятельности. По мнению Платона, "Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положени­ях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему ,Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, на­сыщаться им и согласовывать с ним свой быт".

В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубо­кое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в совре­менном очень непростом и жестоком мире: воспитание детей по "законам красоты", к воплощению в реальность формулы Платона: "От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни и от красивой жизни — к абсо­лютной красоте".

Еще одна актуальная и большая проблема, стоящая перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. Все имеет большое значение в воспитании: слушание музыки, пение игра на детских музыкальных инструментах.

Особое место занимают музыкально-ритмические движения, как вид деятельности, развивающий внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность и эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способ­ность к импровизации в движении под музыку. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Поэтому, одним из главных направлений своей работы я выбрала развитие музыкально-ритмических движений у детей школьного возраста.

Изучив материалы, изречения, высказывания великих педагогов, мыслителей я поняла, как важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, и какое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет музыкальное воспитание.

Также изучив опыт работы швейцарского музыканта и педагога Эми­ля Жака Далькрозы (1865-1950), который разработал в начале XX века систему музыкально-ритмического воспитания детей, согласилась с ним, что музыкально-ритмические движения универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, "с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем "мышечного чувства", что, в свою очередь, способствует "более живой и успешной работе мозга". При этом я считаю важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен "приносить детям ра­дость, иначе он теряет половину своей цены".

В комплексе музыкально - ритмических движений как осно­ву я выделяю именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

Двигаясь в соответствии с ходом музыки, ребенок одновременно воспринимает и звуковысотные движения, т.е. мелодию-тему в связи со всеми выразительными средствами. Следовательно, воспринимая выразительность музыкального ритма, ребенок целостно воспринимает музыкальное произведение и не может не реагировать на воздействие всех взаимосвязанных средств музыкальной выразительности, доступных для воспроизведения в движении.

Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как сво­бодного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-клас­сиков (М.Мусоргского, П.Чайковского, Э. Грига, И.С.Баха и др.), ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы "через себя" му­зыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

Однако, несмотря на то что, уделяется должное внимание музыкально-ритмическому воспитанию, у многих детей наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а так же некоторые психические расстройства. В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, интернетом, телевидением и т.д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху.

Я задумалась о том, как же вызвать у детей потребность в движении. Пришла к выводу что, нужно движения преподносить им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавлять музыкальное сопровождение. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, а для того чтобы дети могли в движении передавать характер музыки, их необходимо обучить определенным двигательным умениям и ритмическим навыкам. На основе этого приняла решение обогатить и разнообразить свою работу с детьми через использование инновационных методов и приемов, таких как Логоритмика, программа музыкально – ритмического воспитания «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, использование игровых, музыкально-ритмических упражнений, коммуникативных танцев – игр, этюдов на основе фольклора разных народов А.И. Бурениной, К. Орфа и др.

Передо мной встала еще одна задача: как, какими путями, через какие принципы, технологии целесообразно будет решать проблему? Какие основные задачи я должна буду решать?

Сначала наметила пути решения данной проблемы:

  • Работа с школьниками;

  • Совместная работа с родителями школьников;

  • Совместная работа с социумом.

Только таким путем, на мой взгляд, можно будет эффективно решить образовавшуюся проблему.

Моя деятельность по данным направлениям убедила, что для системной работы необходимо разработать план работы. С этой целью я разработала «План углубленной работы учителя музыки 2013– 2014 учебный год»

В работе с детьми поставила цель— развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

В связи с этим мною определены основные задачи, через выполнение которых я смогу добиться хороших результатов.

1. Развитие музыкальности: развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее на­строение и характер, понимать ее содержание;

развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений: развитие ловкости, точности, координации движений; развитие гибкости и пластичности; воспитание выносливости, развитие силы; формирование правильной осанки, красивой походки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку: развитие творческого воображения и фантазии;

развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

4. Развитие и тренировка психических процессов: развитие эмоциональной

сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике; тренировка

подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия,

внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирова­ние чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Затем продумала принципы, посредством которых стала реализовывать поставленные задачи по воспитанию детей и развитию их творческих способностей средствами народного искусства.

Принципы:

  • учет возрастных возможностей детей - отбор материала по различным видам музыкально – ритмической деятельности

  • интеграция в работе на основе музыкально – ритмических движений с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей, активного включения детей в разнообразные художественно-творческие виды деятельности: изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;

  • индивидуально-дифференцированный подход к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;

  • креативность - бережное и уважительное отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно ни проявлялось;

  • партнерство – группа детей и учитель, во время проведения занятий, становятся единым целым: вместе слушают, поют, рассуждают, играют;

  • положительная оценка – деятельность детей и педагога способствует высокой оценке активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в совместном творчестве.


Продумала и стала использовать традиционные и инновационные технологии, которые помогли мне строить свои занятия интересно, повысили активность детей:

1. Здоровьесберегающие (гимнастика для глаз, упражнения на дыхание, пальчиковые игры, подвижные игры, язычковая гимнастика, массаж (автор М.Ю. Картушина)

2. Логоритмика О.А. Новиковская,М.Ю. Картушина

3. Коммуникативные игры по Карлу Орфу и А.И. Бурениной

4. Интеграция разнообразных видов детской деятельности в ходе

музыкальных занятий

5. Игровая деятельность

К накоплению и усвоению материала по музыкально – ритмическому развитию детей приступила по нескольким направлениям:

  • подбор пальчиковых, музыкально- ритмических, музыкально – речевых, музыкально – коммуникативных игр и игр с использованием детских музыкальных инструментов.

  • пополнение фонотеки


Продумала методы, которые оптимально использую на своих занятиях:

  1. Беседа

  2. Рассказ

  3. Объяснение

  4. Художественно-практический

  5. Побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости

  6. Убеждения в процессе формирования эстетического восприятия

  7. Упражнения в практических действиях

  8. Поисковых ситуаций

  9. Контрастного сопоставления произведений

  10. Уподобления характеру звучащей музыки

  11. Создания художественного контекста

  12. Создания композиций

  13. Размышления о музыке

  14. Забегания вперед и возвращению к пройденному

  15. Пластического интонирования

  16. Активизации творческих проявлений ребенка

  17. Наглядно – слуховой

  18. Индивидуальная работа

  19. Дифференцированный подход

  20. Словарная работа

Продумала условия, посредством которых выполняла задачу развития музыкально – ритмических движений детей дошкольного возраста с использованием инновационных методов и приемов.

Условия:

1. Проведение эмоциональных, насыщенных занятий.

2. Проведение развлечений для детей и их родителей, семейных клубов.

3. Создание системы работы по развитию музыкально – ритмических движений детей дошкольного возраста с использованием инновационных методов и приемов.

4. Организация педагогом самостоятельной творческой, музыкальной

деятельности.

5. Использование разнообразных игр (пальчиковых, подвижных ), двигательных

разминок.

6. Создание предметно–развивающей среды: мини-музей музыкальных и шумовых

инструментов.

7. Разработка консультаций для педагогов и родителей, конспектов мероприятий

для детей.

8. Систематизация подборки дидактических игр для детей

9. Изучение и применение методики Карла Орфа.

10. Изучение и применение программы музыкально – ритмического воспитания «Ритмическая мозаика» с использованием игровых музыкально-ритмических упражнений, коммуникативных танцев – игр, этюдов на основе фольклора разных народов А.И. Бурениной

11. Изучение и применение программы музыкально – ритмического воспитания М.А. Давыдовой.

Большое значение придаю занятиям. Они оказывают положительное воздействие на детей. В настоящее время продолжаю совершенствовать занятия в разных аспектах : расширяю и усложняю содержание обучения, осуществляю поиск новых способов интеграции разных видов деятельности, и поиск новых (нетрадиционных) форм проведения занятий. С этой целью я применяю на занятиях с детьми инновационную технологию «Логоритмику».

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работы.

Каждое логоритмическое занятие включает в себя соответствующие возрасту пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма, метра (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.) речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи. Все упражнения на логоритмических занятиях проводятся по подражанию, и речевой материал заранее не выучивается.

Подробнее раскрою следующие виды упражнений:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.

5. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.

6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.

8. Ритмические упражнения. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

9. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы чувствовать темп в музыкальном произведении, а также эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи.

10. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

11. Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

12. Игра на музыкальных инструментах.

Если мы подробнее рассмотрим музицирование на детских музыкальных инструментах то увидим, что оно решает задачи многих упражнений: развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Из чего делаем вывод что, игра на музыкальных инструментах является одним из средств развития музыкально ритмических движений у детей дошкольного возраста. А кроме того один из любимых видов деятельности у детей.

Также я провожу и традиционные музыкальные занятия, включая в них элементы логоритмики (речевые игры, музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки, музыкально – речевые игры и др.), что позволяет детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу для усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей.

Еще в конце прошлого века учёные установили, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование структур мозга. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию. Благодаря музыке и движению происходит ускоренный обмен информации между левым и правым полушариями. Музыкально-ритмическая деятельность активизирует и развивает музыкальные способности ребенка, музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство.

В своей работе с детьми включаю в занятия ритмические композиции на классическую музыку, для которых необходимы прослушивание музыки и беседы о ней, рассматривание иллюстраций, рисование на эту тему, а также пластические этюды, импровизации детей и педагога под музыку. Эти композиции я предлагаю детям в самых различных вариантах; как вводную часть занятия, либо заключительную (игра), в процессе слушания музыки и определения ее жанра и т.д. Главное – активизация внимания детей, пробуждение и поддержание у них интереса к музыке, к творчеству, развитие творческого воображения.

Большое значение в музыкально - ритмическом воспитании имеет детский фольклор – это музыка, неразрывно связанная с речью и движением. Сами мелодии песенок очень близки к речевым интонациям. Они естественно возникают из выразительной речи и также естественно чередуются с ней, поэтому не требуют тщательного разучивания, точности, чистоты музыкальной интонации и особых усилий для запоминания. Тексты потешек, прибауток, считалок, дразнилок – это игровые модели, на основе которых может развернуться увлекательная игра. Слова, связанные с двигательными, зрительными, слуховыми ощущениями, подсказывают мимику, интонацию, движения, вовлекая ребенка в игровое действие.

Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в 1 классе.Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки. Во втором я увеличиваю объем песенного репертуара, добавляю хороводные песни. Появляется новый жанр - игровая песня. В третьем лассе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера, которые должны быть доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. В четвёртом классе закрепляется умение петь частушки. Детям предоставляю больше возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песни.

Здесь я использую принципы игровой народной педагогики К.Орфа.

- Креативность – предполагает творческий подход к преподаванию музыки детям. Творит педагог, творит ребенок. Малышу предлагают сочинить мелодию, придумать простое движение, подобрать рифму. Для детей это очень важно: «я – сам поэт и композитор».

- Вариативность подразумевает различные варианты, «вариации» при выполнении задания, разучивания песни или танца. Внесение новых, интересных элементов позволяет заинтересовать детей, избавляет от скучного, однообразного повторения.

- Коммуникативность – важное качество, необходимое каждому в наше непростое время. На занятиях дети учатся общаться между собой, договариваться.

Важным моментом в педагогике К. Орфа является соединение таких видов деятельности, как пение, движение, слушание с игрой, занятиями в оркестре. Как правило, все эти виды деятельности проходят одновременно, не мешая, а взаимодополняя друг друга.

Также меняется сам тип игрового общения с детьми, он предполагает изменение роли воспитателя. И это достигается определенными способами:

  • В игре принимают участие все, оказавшиеся на занятии

  • Педагог выступает не единственным источником информации

  • На занятиях отсутствует отрицательное оценивание результатов творческой деятельности детей

С целью выявить развитие музыкальных и творческих способностей детей, проектирования индивидуальной работы, оценки эффективности педагогического воздействия провожу диагностику

Большое значение для развития воображения и двигательных умений детей имеют образные имитационные движения. Впечатления, вызванные наблюдениями за окружающими явлениями, вызывают у детей потребность выразить их в игровой деятельности. Поэтому такой вид движений широко используется в музыкально-ритмическом воспитании детей. Используются и танцевальные движения, прежде всего народные пляски.

Составляя план работы на год, я не забываю о работе с родителями. В план включаю консультации в информационные уголки групп о важности и значении музыкального воспитания, пении и слушании музыки дома. Организую и провожу совместные развлечения, праздники: праздник посвященный Дню Матери «Мисс мама», фольклорные праздники «Масленица», «Пришла коляда, отворяй ворота», праздники Осени, «8 марта», «День защитника отечества», «Новый год» и др. Также привлекаю родителей к участию в мероприятиях. Таких как семинар – практикум « Роль фольклора в развитии ребенка», заседание семейного клуба «Содружество» где освещаю вопросы музыкального воспитания детей. Сама участвую в родительских собраниях, провожу беседы-консультации по возникшим вопросам музыкального развития.

По проблеме музыкального воспитания дошкольников работаю сообща со всеми педагогами ГБОУ. Мое взаимодействие с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения включает: ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей; разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе; обсуждение сценариев праздников и развлечений; участие в изготовлении праздничных декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам; участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды; оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей; участие в педагогических советах дошкольного образовательного учреждения.

В ГБОУ работает творческая группа по художественно-эстетическому направлению. Мы проводим заседания по поводу подготовки и проведения интегрированных занятий Музыка – Изо («В гости к бабушке Варваре и Матрене» «Такие разные куклы» и др.) , Экология-Музыка (Как звери к зиме готовятся»), мастер–класс, где сообща решаем свои проблемы, отвечаем на вопросы, ищем пути решения, радуемся успехам друг друга.

Подводя итоги своей концепции, мне хочется отметить, что я не остановлюсь на данном этапе своей работы, буду продолжать искать новые пути, формы, методы, приемы, инновационные технологии по развитию музыкально-ритмических движений у детей школьного возраста.