|
Развитие мелкой моторики у детей 1,5-3 лет
Развитие мелкой моторики
у детей 1,5-3 лет.
Дорогие читатели! Очень часто при обсуждении процесса развития маленьких детей, мы произносим такое словосочетание, как « мелкая моторика». В своей статье хочу более подробно раскрыть значение этого понятия. А понятие это подразумевает – навык точного выполнения мелких движений пальцами и кистями рук. При всей своей кажущейся простоте он задействует одновременно нервную, зрительную и костно–мышечную системы организма, а недостатки работы одной из указанных составляющих ведут к общему нарушению в состоянии и развитии ребенка.
Однако исследования показали, что мелкая моторика, как и любые другие способности детского организма, подразумевает обязательную внешнюю помощь со стороны родителей и хорошо реагируют на интенсивные тренировки. Говоря о необходимости развивать мелкую моторику у детей, начиная уже с восьмимесячного возраста, специалисты ориентируются на данные многочисленных тестов, доказавших наличие тесной связи между уровнем развития интеллектуальных процессов и способностью без ошибок воспроизводить мелкие движения. Эта связь объясняется анатомическим строением мозга, в котором треть всей площади коры занимает зона, отвечающая за работу кистей рук. Мелкая моторика имеет особое значение не только потому, что она позволяет ребенку в минимальные сроки овладеть навыками самообслуживания – способности одеваться, принимать пищу, играть, писать и рисовать, заниматься различными видами рукоделия.
Её важность также заключается в тесном взаимодействии с такими проявлениями работы нервной системы, как внимание и мышление, координация действий и память, воображение и наблюдательность, а также речь. При этом необходимо помнить, что для ребёнка движение – практически единственный эффективный способ познания мира. Поэтому любые отставания в развитии мелкой моторики могут иметь серьёзные последствия для последующего обучения будущей личности.
Для устранения отставания в развитии мелкой моторики ребёнка, советую родителям и взрослым, занятым в сфере дошкольного образования, использовать следующие игры, приёмы и упражнения;
- обучение навыкам, требующим активного использования кистей рук (сбор мелких предметов, игры – шнуровки, простое рукоделие);
- массаж кистей, уделяющий особое внимание каждому пальцу для развития его мышечного аппарата;
- лепка и рисование – занятия, сочетающие в себе развитие творческих способностей и мелкой моторики для работы с карандашами или пластилином, что требует немалых усилий;
- изготовление поделок из бумаги, одновременно развивающее и моторику и пространственное мышление;
- обучение ребёнка самостоятельному одеванию – пуговицы, кнопки и шнурки помогут ребёнку быстро научиться работать пальцами и собираться на прогулку, не дожидаясь взрослого.
Уважаемые взрослые, терпение, регулярные занятия и следование рекомендованными методикам позволят ребёнку в более полной степени овладеть своими пальчиками.
|
|
|