|
Оценка тенденций развития образовательного процесса в мкдоу
- Оценка тенденций развития образовательного процесса в МКДОУ;
- Изучение качества развития и воспитания детей с одновременным повышением ответственности должностных лиц за конечный результат;
- Определение соответствия деятельности работников МКДОУ по защите прав и свобод участников образовательного процесса;
-Оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников МКДОУ;
-Изучение результатов образовательной деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
- Выявление, предупреждение и пресечение нарушений в неисполнении законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность МКДОУ;
-Определение причин, препятствующих полному и качественному соблюдению требований при осуществлении образовательной деятельности в МКДОУ;
-Подготовка предложений по принятию мер ограничительного и предупредительного характера, направленных на профилактику и (или) устранение причин и последствий выявленных нарушений и упущений в деятельности МКДОУ;
- Оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля;
- Анализ результатов исполнения приказов по ДОУ;
3. Функции. виды и формы внутреннего контроля
3.1. К основным функциям внутреннего контроля относятся: проверочная, воспитательная, методическая, мотивационная.
3.2. Основные принципы контрольной деятельности: системный подход; постоянство контрольной деятельности, ее осуществление по заранее разработанным алгоритмам, диагностическому инструментарию, тестам, контрольным картам; соблюдение последовательности внутреннего контроля.
3.3. Этапы внутреннего контроля:
- подготовительный (изучение образовательной программы МКДОУ, научно-методического сопровождения реализуемой программы, разработка, выбор диагностического инструментария, изучение педагогической документации к осуществлению контрольной деятельности, подбор дидактического материала, необходимого для обследования детей);
- сбор информации (активные действия), мероприятия по контрольной деятельности ;
- анализ информации (первичная обработка данных, классификация, оформление результатов контрольной деятельности);
- проверка исполнения управленческого решения.
3.4. Внутренний контроль в ДОУ осуществляется по следующему алгоритму:
1.Изучить нормативные документы по теме контроля, сведения о результатах предыдущих проверок;
2. Определить цели, задачи контроля;
3. Определить показатели, критерии и технологии оценивания деятельности по теме и виду контроля;
4. Ознакомиться с той частью образовательной программы, которая изучается в процессе проведения проверки; ознакомиться с существующим методическим обеспечением образовательной программы;
5. Определить объект контроля, методы контроля и диагностический инструментарий, дидактический материал для обследования детей;
6. Разработать план-задание контроля;
7. Издание приказа « Об организации и проведении контроля»;
8. Провести мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки: анализ ведения и оформления образовательной документации, видов планирования; проверка осуществления образовательной деятельности; проверка соблюдения условий для осуществления образовательной деятельности;
10. Собрать информацию и провести первичный анализ собранного материала;
11. Сформулировать выводы по итогам контроля;
12. Выработка рекомендаций и определение путей исправления недостатков;
13. Подготовка справки или акта по результатам проверки;
14. Подготовка приказа по результатам проверки;
15. Проверка исполнения рекомендаций, управленческих решений.
3.5. В процессе контрольной деятельности должностные лица и проверяющие могут использовать следующие методы и технологии:
- теоретические (анализ литературы по теме контроля);
- практические:
изучение и анализ планирования (образовательную программу МКДОУ, РП, как приложение к образовательной программе, перспективные и календарные планы педагогов);
анализ продуктов детской деятельности (рисунок, аппликация, лепка, конструирование по критериям оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества;
анализ предметно-развивающей среды (по разработанным картам анализа построения предметно-развивающей среды с учетом принципов реализуемой программы);
наблюдение;
педагогический анализ непосредственно образовательной деятельности педагога и детей, режимных моментов, самостоятельной деятельности детей (согласно разработанных моделей учебно-воспитательного процесса в соответствии с определенным объемом времени, отведенного на реализацию Программы в течение дня, недели);
диагностический инструментарий (проведение диагностики детей по образовательной программе МКДОУ в соответствии с планируемыми результатами освоения программы, заполнение диагностических таблиц по освоению детьми образовательных областей, полнота технологии оценки по всем направлениям развития детей- физическое, социально- личностное, познавательно-речевое и художественно- эстетическое);
изучение педагогического опыта;
анализ деятельности воспитателей (анкетирование, опросы, ведение документации, тем самообразований, общение с родителями и детьми, участие в конкурсах, презентациях и в других формах деятельности);
анализ деятельности работников МКДОУ (хронометраж, социометрия, оформление карт контроля, обследование детей медицинской службой, своевременное заполнение документации);
анализ наглядной агитации для родителей (изучение содержания информации для родителей с точки зрения воспитания, обучение и развитие, преемственность со школой, взаимодействие с социумом);
посещение и анализ родительских собраний и других видов взаимодействия (анализ протоколов родительских собраний с целью использования разнообразных форм по проведению собраний, дифференцированные формы педагогического просвещения родителей, открытые показы занятий специалистами и воспитателями, изучение интересов и потребностей родителей);
методы моделирования (анализ и оценка моделей образовательного процесса, инновационных процессов, процесса управления, модели методической службы МКДОУ);
конвент – анализ (количественный и качественный анализ материалов, связанных с научно-методическим обеспечением образовательного процесса).
- социологические (анкетирование родителей, тестирование с воспитателями и детьми, беседа с детьми, собеседование с воспитателями и родителями, экспертная оценка);
- методы обработки результатов контрольно-аналитической деятельности (графические – графики, схемы; математические – подсчет коэффициентов, заполнение таблиц и др.).
3.6. Контрольная деятельность может осуществляться в виде плановых, оперативных проверок, мониторинга и текущего и контроля.
3.7. Контрольная деятельность в виде плановых проверок проходит в соответствии с годовым планом работы ДОУ, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов коллектива в начале учебного года.
3.7.1. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, плановый контроль проводится в виде тематических (одно направление деятельности) или комплексных проверок (два и более направлений), мониторинга и педагогической диагностики.
3.7.2 . Тематический контроль – полный анализ системы образовательной работы с детьми по одному, двум областям программы или по одному виду деятельности с целью выявления профессиональной компетентности педагогов, уровня обученности и воспитанности детей, оценки полноты и качества реализации образовательной программы в соответствии с планируемыми результатами освоения детьми ООП и условий ее реализации.
Темы тематического контроля определяются в соответствии с годовым планом работы МКДОУ на основании проблемно-ориентированного анализа работы ДОУ по итогам предыдущего учебного года.
3.7.3. Одной из форм тематического контроля является персональный контроль. В ходе персонального контроля проверяющий изучает:
- уровень знаний работника в области его компетенции;
- уровень исполнения работником его должностных обязанностей;
- результаты деятельности работника детского сада и пути их достижения.
3.8. Одной из форм комплексного контроля является фронтальный контроль.
Фронтальный контроль - глубокая всесторонняя проверка всех направлений образовательной деятельности в одной группе с целью получения полной информации о полноте и качестве реализации ОП, соответствия применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей; охраны жизни и здоровья детей и работников МКДОУ во время образовательного процесса.
3.9. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее- система мониторинга) - комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, оценка динамики достижений детей путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, тестирование и др.
В системе мониторинга ДОУ может присутствовать сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др. и высоко формализованных (тестов, проб и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Мониторинг качества дошкольного образования - систематическое наблюдение, оценка и прогноз состояния образовательной системы МКДОУ в плане соответствия стандартам (нормам)-федеральным государственным требованиям к структуре ООПДО, планируемым результатам освоения образовательной программы МКДОУ и условиям ее реализации.
3.10. Одним из видов мониторинга является педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика – процесс распознавания различных педагогических явлений и определение их состояния на основе использования необходимых для этого параметров с целью всестороннего изучения процесса или получения систематической оперативной информации как средства обратной связи.
Формы педагогической диагностики: первичная, промежуточная, итоговая.
Педагогическая диагностика проводится до 14 дней.
По итогам проведения мониторинга, педагогической диагностики заполняются диагностические таблицы оценки освоения детьми образовательных областей, оформляются сводные таблицы результатов диагностики по освоению Программы.
3.11.Оперативный контроль – оперативный анализ состояния дел по основным направлениям деятельности МКДОУ с целью выявления определенных недостатков, промежуточных результатов деятельности исполнителей, их отношение к работе, состояния работы педагогического коллектива на каком-то этапе, в какой-то момент и по заявлениям родителей (законных представителей), с целью урегулировании конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.
К оперативному контролю привлекаются члены администрации - должностные лица и эксперты, назначенные по приказу заведующего МКДОУ. Оперативный контроль проводится до 5 дней.
3.12. Текущий контроль - контроль за соблюдением исполнения законодательства в области образования по исполнению функций, определенных в Уставе МКДОУ, за обеспечением безопасности во время образовательного процесса. Текущий контроль позволяет установить состояние дел, готовность к рабочему дню на каждом рабочем месте, санитарное состояние помещений и выполнение режима дня, качество подготовки к предстоящим занятиям с детьми, наличие необходимых пособий, материалов, настроение детей. В процессе текущего контроля рассматриваются вопросы, которые необходимо держать на постоянном контроле (планируется помесячно в циклограмме контроля).
3.13. .Итоговый (заключительный, результирующий) контроль) - подведение итогов работы педагогического коллектива по всем направлениям деятельности в соответствии Уставных мероприятий за определённый период времени: полугодие и учебный год.
В процессе итогового контроля проводится анализ освоения детьми образовательной программы МКДОУ, оценка качества предоставляемых муниципальных услуг; исполнение годовых задач МКДОУ, с учетом приоритетного направления. Оценивается выполнение Программы развития МКДОУ за учебный год, за определенный период, анализ выполнения комплексных целевых программ, образовательных проектов. Итоговый контроль направлен на изучение всего комплекса основных факторов, влияющих на конечный результат работы коллектива ДОУ. Все элементы итогового контроля рассматриваются под углом зрения основных направлений, задач работы МКДОУ в сравнении с прошлым годом. Итоговый контроль проводится до 10 дней.
4. Организация внутреннего контроля
4.1. Руководитель МКДОУ определяет систему контроля, которая предполагает:
4.1.1. Соблюдение и исполнение законов РФ, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования, приказов управления дошкольного образования и документов вышестоящих организаций (контроль за соблюдением и исполнением законодательства РФ и РК в области образования);
4.1.2. Выполнение функций, определенных Уставом; реализацию в полном объеме образовательной программы МКДОУ, достижение качества реализации образовательной программы; соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей; обеспечение охраны жизни и здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса;
4.1.3. Исполнение годовых задач МКДОУ, с учетом приоритетного направления, решений педагогического и других коллегиальных, совещательных органов управления.
4.2. Перечень вопросов заведующего МКДОУ при осуществлении должностного контроля:
- деятельность членов администрации и непосредственных подчиненных;
- выполнение годового плана ДОУ;
- выполнение уставных направлений работы ДОУ;
-информационно-аналитическое обеспечение деятельности ДОУ;
- ресурсное обеспечение функционирования и развития ДОУ;
- полноту, качество освоения детьми образовательной программы ДОУ и условиями ее реализации;
- выполнение принятых управленческих решений в области воспитательной, образовательной, финансовой и хозяйственной деятельности и развития ДОУ;
- соответствие хода инновационных процессов и их результатов;
- рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников;
-выполнение программ, планов оптимизации расходов содержания ДОУ.
4.2.1. Перечень вопросов старшего воспитателя при осуществлении контроля:
- полнота и качество реализации образовательной программы ДОУ и условий ее реализации, программ дополнительного образования в процессе организации дополнительных платных и бесплатных образовательных услуг в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;
- состояние планирования образовательного процесса (РП, перспективное и календарное планирование) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- состояние предметно-развивающей среды в возрастных группах в соответствии с ФГОС;
- организация методической работы в ДОУ;
- деятельность профессиональных объединений, рабочей, экспертной группы в ДОУ;
- организация и состояние работы с родителями в возрастных группах; с социумом.
- организация и осуществление индивидуальной и дифференцированной коррекционной работы с детьми.
-соблюдение режима дня, режима занятий;
-контроль за культурно-гигиеническими навыками детей;
-контроль за организацией физического воспитания и развития детей;
-контроль за адаптационным периодом детей раннего возраста;
- Организация и анализ летней оздоровительной работы;
4.2.2. Перечень вопросов заведующего хозяйством при осуществлении контроля:
- охрана жизни и здоровья детей и сотрудников, охрана труда, техника безопасности, электробезопасность и противопожарная безопасность;
- создание безопасных условий для осуществления воспитательно-образовательной деятельности;
- соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций младшего и обслуживающего персонала ДОУ;
- состояние здания, помещений и прилегающих территорий ДОУ;
- финансово-хозяйственная деятельность в ДОУ;
- сохранность муниципального имущества и расходования электроэнергии, воды с целью экономии.
-выполнение санэпидрежима, санитарно-гигиенических условий, соблюдение недельного плана графика уборки;
4.2..3. Перечень вопросов медицинской сестры при осуществлении контроля:
- Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей и профилактика травматизма;
- Анализ заболеваемости и посещаемости детей (ежеквартально);
- Организация полноценного питания в дошкольном учреждении;
- Профилактика простудных заболеваний;
- Выполнение карантинных мероприятий;
- Санитарно-просветительская работа с родителями и работниками МАДОУ.
4.2.4. Заведующий не позднее, чем за две недели издает приказ о сроках и теме предстоящего контроля, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, назначает ответственного, доводит до сведения проверяемых и проверяющих план-задание предстоящего контроля.
4.2.5. План-задание определяет вопросы конкретной проверки и должен обеспечить достоверность и сравнимость результатов контроля при подготовке итогового документа. План контроля в ДОУ доводится до сведения работников в начале учебного года.
4.2.6. Периодичность и виды контрольной деятельности определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах педагогической деятельности. Нормирование и тематика проверок находятся в исключительной компетенции заведующего МКДОУ.
4.2.7. Основаниями для контрольной деятельности являются:
1. Устав ДОУ; план-график контроля;.
2. Приказ по ДОУ;
3. Подготовка к педсовету ДОУ, решение педсовета;
4. Проверка состояния дел для подготовки управленческих решений (которое должно быть документально оформлено);
5. Заявление педагогического работника на аттестацию;
6. Обращение родителей (законных представителей) по поводу нарушений в области образования.
4.2.8. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения, если в месячном плане указаны сроки. При проведении оперативного (экстренного) контроля педагогические и иные работники могут не предупреждаться заранее. Экстренным случаем считается письменная жалоба родителей (законных представителей) на нарушение прав воспитанника, законодательства об образовании, а также случаи грубого нарушения законодательства РФ, трудовой дисциплины работниками ДОУ.
4.2.9. Результаты контрольной деятельности оформляются в виде справки, оценочного листа по итогам мониторинга освоения детьми Программы, приказа по итогам контроля.
Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения.
4.2.10. Проверяющие и проверяемые после ознакомления с результатами контрольной деятельности должны поставить подписи под итоговыми документами. При этом проверяемые имеют право сделать запись о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам. Если нет возможности получить подпись проверяемого, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку, или заведующий ДОУ.
4.2.11. Заведующий ДОУ по результатам контроля принимает следующие решения:
- Издание соответствующего приказа;
- Обсуждение итоговых материалов контроля на коллегиальных, совещательных органах;
- О повторном контроле с привлечением определенных специалистов (экспертов);
- О привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, педагогических и других работников ДОУ;
- О поощрении работников и др.
4.2.12. Итоги контроля могут быть рассмотрены в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел на заседаниях общего собрания трудового коллектива МКДОУ, педагогического совета, педагогических планерках, административных советах.
5. Права участников внутреннего контроля
5.1. При осуществлении контрольной деятельности проверяющий имеет право:
- знакомится с документацией в соответствии с функциональными обязанностями педагогического работника, аналитическими материалами педагога;
- изучать практическую деятельность педагогических работников через посещение непосредственной образовательной деятельности, наблюдение режимных моментов; самостоятельной деятельности детей;
- проводить экспертизу педагогической деятельности;
- проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;
- организовывать социологические, психологические, педагогические исследования;- делать выводы и предлагать управленческие решения в соответствии с темой проверки.
5.2. Проверяемый педагогический работник имеет право:
- знать сроки контроля и критерии, показатели оценки его деятельности;
- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
- своевременно знакомится с выводами, предложениями, рекомендациями проверяющих;
- обратиться в Управление дошкольного образования, к Учредителю.
6. Ответственность
Должностное лицо, проверяющее во время проверки несет ответственность за:
6.1. Тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения мероприятий по контролю.
6.2. Качественную подготовку к проведению контроля.
6.3. Полноту реализации уставных целей, задач, мероприятий.
6.4. Качество проведения анализа деятельности педагогического работника.
6.5. Соблюдение конфиденциальности при обнаружении недостатков в работе педагогического работника при условии устранения их в процессе проверки.
6.6. Ознакомление с итогами проверки педагогического работника до вынесения результатов на широкое обсуждение.
6.7. Доказательность выводов по итогам проверки.
6.8. Срыв сроков проведения проверки.
9.9. Выполнение не в полном объеме или невыполнение закрепленных за ним задач и функций.
7. Делопроизводство
7.1. Результаты контроля оформляются в справках, актах, аналитических докладах, по результатам которых принимаются управленские решения (приказы по основной деятельности). 7.2. Справка по результатам контроля должна содержать в себе следующие разделы:
-форма контроля;
-вид контроля;
-тема проверки;
-цель проверки;
-нормативные основания;
-методы проведения контроля;
-сроки проверки;
-результаты проверки (перечень проверенных мероприятий, документации и пр.);
-положительный опыт;
-недостатки (нарушения, замечания);
-выводы;
-предложения и рекомендации;
-подписи проверяющих;
-подписи проверяемых.
7.3. По результатам проверки заведующий принимает управленское решение – приказ по основной деятельности, в котором указывается:
- форма контроля;
- вид контроля;
- тема проверки;
- цель проверки;
- нормативные основания:
- методы проведения контроля;
- сроки проверки;
- результаты проверки (нарушения, замечания);
- решение по результатам проверки;
- назначаются ответственные лица по исполнению решения;
- указываются сроки устранения недостатков;
- подведение итогов контроля на заседаниях коллегиальных органов;
- указываются сроки проведения повторного контроля;
- поощрение и наказание работников по результатам контроля.
7.4. По результатам оперативного контроля проводится собеседование с проверяемым. При необходимости – готовится сообщение о состоянии дел на заседание общего собрания трудового коллектива, педагогического совета, родительского комитета, административного совета согласно оперативных обстоятельств.
|
|
|