Нетрадиционные техники рисования
«Истоки способностей и дарования
детей – на кончиках пальцев».
В.А.Сухомлинский
Изобразительная деятельность приносит много положительных эмоций дошкольникам. Копируя окружающий мир, дети изучают и познают его, в рисунках дети выражают свое отношение к окружающему. Рисование позволяет развить творческие способности, воображение, образное и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей. И чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы, и приемы работы с детьми, а также материалы, которые они используют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Для рисования можно использовать листы бумаги различные по фактуре, цвету, форме, например, квадратные или круглые. Использовать необычные инструменты и материалы.
В последнее время педагоги все чаще используют нетрадиционные техники рисования. Рисование нетрадиционными способами увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.
Но бывает и так, что дети боятся взять в руку карандаш или кисточку потому, что, как им кажется, они не умеют рисовать, и у них ничего не получится. Это случается когда взрослые бывают излишне требовательными, критикуют, сравнивают работы детей между собой. У некоторых детей слабо развита мелкая моторика, не достаточно сформированы формообразующие движения. Часто это актуально для детей с особенностями в развитии. А ведь главное, чтобы занятия приносили только положительные эмоции. Первые неудачи могут вызвать разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной. Вот тут то и приходят на помощь нетрадиционные методы рисования.
Благодаря использованию этих методов, например, как пластилинография и др. ребёнок имеет возможность использовать и изучать свойства различных материалов. Может открыть в будущем и новую технику, новый вид живописи, направление. Работая над рисунком, дошкольники учатся целостно воспринимать образ предметов, выделять особенности, качества, и внешние свойства, главные и второстепенные детали, сравнивать величину, передавать пропорции, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета c другой, со-поставлять свой рисунок c натурой, сравнивать свою работу c работой товарищей. При рисовании c натуры y детей развивается внимание, a при рисовании по представлению – память, при свободном рисование развивается воображение, фантазия. У детей развиваются такие качества как: усидчивость, терпение, аккуратность, внимание.
Воспитанники узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и т.д. Они учатся чувствовать материал: глину, пластилин, карандаш, восковые мелки, песок, тесто, гуашь, акварель, цветной клей-стер, крупу, монотипия, рисование ватой, рисованием по стеклу, рисование с помощью мыльных пузырей, воском, рисование на тканях, на мокром, рисование мятой бумагой, рисование пальчиками и ладошкой, кляксография с нитью, набрызг, акварель с солью и т.д.
Эти техники позволяют создавать очень выразительные художественные образы, даже тем, кому трудно выразить себя в линии. Каждый может выбрать наиболее близкий ему способ рисования. Главное то, что нетрадиционное рисование способствует поддержанию положительного отношения детей к изобразительной деятельности и удовлетворению потребности в художественном выражении.
|