Главная страница

«Развитие мелкой моторики через русскую народную сказку»


Скачать 68.8 Kb.
Название «Развитие мелкой моторики через русскую народную сказку»
Изотова С. А
Дата 11.03.2016
Размер 68.8 Kb.
Тип Документы

Консультация на тему «Развитие мелкой моторики через русскую народную сказку».

Автор: учитель – логопед МАДОУ № 7 г. Малая Вишера Новгородской области Изотова С. А.

Вся история развития человечества доказывает, что движение руки тесно связано с речью. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, её частью. Речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. На протяжении всего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Поэтому совершенствование моторики пальцев рук является одной из форм работы по исправлению речи детей.

Самой оптимальной формой этой работы является физминутка на занятии, как элемент двигательной активности, повышение работоспособности, снятие нагрузки. Детям предлагается как бы «сконструировать» из пальцев различные предметы, объекты: дома, цветы, птиц, деревья, мебель, животных и так далее (показ логопеда на пальцах, по карточкам, использование музыки, конструирование «пальцевых» фигурок с родителями). Такая необычная игровая деятельность вызывает у ребят ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой, стимулирует внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигурку способствует запоминанию. Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры, в которых проговаривание стихов идёт одновременно с движением пальцев рук, в этом случае речь ритмируется движениями, делая её более громкой, эмоциональной, а наличие рифмы влияет на слуховое восприятие.

Ставя своей целью подготовить малышей к письму, я остановлюсь на новой разносторонней подаче материала, имея в виду зрение, слух и осязание. Каждый воспитанник воспринимает и познаёт мир по- разному, в зависимости от своих индивидуальных возможностей. Например, есть дети, у которых развито зрительное восприятие, они быстро схватывают и запоминают как выглядят предметы (цвет, форма, размер). Есть дети, которые охотно и много разговаривают, быстро запоминают всё, что слышат и дети, которые предпочитают активные действия. Они хорошо ориентированы в пространстве, однако длительное время оставаться в покое и концентрировать внимание им тяжело.

Поэтому я предлагаю необходимую работу в различных видах деятельности через сказочных героев, так как наши воспитанники знают очень мало сказок – эти задания ещё являются и встречей с русской народной сказкой. Короткий отрывок или иллюстрация к ней, содержащая на первый взгляд необычные задания, например, часть изображений дана в виде накладывающихся друг на друга контуров. Ребёнок должен разглядеть контурные фигурки, обвести нужное изображение (например, колобок круглый, а не квадратный, или выбрать две обводки изображений по своему желанию. Обвести дедушке валенки или лапти. Сказка «Колобок»).

Эти задания чрезвычайно полезны, так как тренируясь в различии контурных изображений, воспитанники будут меньше путать похожие буквы при обучении письму. Особенно увлекаются этим дети с развитым зрительным восприятием. Маленькие прописи под иллюстрациями, ориентированные на сказочный сюжет, в отличие от традиционных, требуют большой концентрации внимания, возможно, привлекут детей с развитым слуховым восприятием, которые хорошо запоминают прочитанную сказку. Небольшие упражнения по рисованию симметричных фигурок и узоров сразу двумя руками, безусловно, вызовут особый интерес у детей – «деятелей» и потренируют их в умении координировать свои движения. Они с удовольствием будут «рассказывать» знакомые сказки руками. Всё выше сказанное можно проследить на практическом материале по сказке «Курочка Ряба», задания:

- рассмотреть иллюстрации к сказке;

- вспомнить содержание сказки

- дорисовать самовар, чашки, узор на скатерти, платок и валенки бабушке, лапти дедушке;

- закрасить дорисованные предметы;

- двумя руками нарисовать курочку по образцу;

- закрасить курочку;

- нарисовать мышку, хвостик и яйцо по пунктирным линиям;

- показать сказку «Курочка ряба» с помощью рук;

- проговорить действия персонажей.




Особый интерес вызывает у всех детей пальчиковый театр. Это забавное представление интересно смотреть и слушать. Русские народные сказки отличаются яркими, запоминающимися персонажами, актуальными и в современной жизни ситуациями, безграничной верой в добро и справедливость. Участвуя в постановке даже знакомой сказки дети смотрят на вс ё происходящее глазами своих героев.

Предлагая разнообразные упражнения по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук – обводку линий, написание элементов письма, рисование, закрашивание, пальчиковый театр, дайте ребёнку возможность выбрать задания, пусть он опирается на то, что у него лучше получается. К оставшимся заданиям можно возвращаться неоднократно, с целью заинтересовать ребёнка теми заданиями, которые у него вызывают затруднения.

Всё это поможет развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, связную речь, облегчит усвоение навыков письма.

Список используемой литературы.

И. А. Сорокина «Пальчики играют».

Т. А. Ткаченко «Если ребёнок говорит плохо».

И. Мальцева «Упражнения для пальчиков».

Г. А. Османова «Новые игры с пальчиками».

Консультация на тему «Развитие мелкой моторики через русскую народную сказку».

Автор: учитель – логопед МАДОУ № 7 г. Малая Вишера Новгородской области Изотова С. А.

Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается

на становление речи, влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь моторики пальцев рук с работой речевых зон коры головного мозга подтверждает тот факт, что переучивание «левшей» в дошкольном возрасте, нередко является одной из причин появления у них заикания.

Поэтому совершенствование моторики пальцев рук является одной из форм

работы по исправлению речи детей. Самой оптимальной формой этой ра –

боты – физминутка на занятии, как элемент двигательной активности, повышение работоспособности, снятие нагрузки. Детям предлагается как бы «сконструировать» из пальцев различные предметы, объекты: дома, цветы, птиц, деревья, мебель, животных и так далее (показ логопеда на пальцах, по карточкам, использование музыки, конструирование «пальцевых» фигурок с родителями). Такая необычная игровая деятельность вызывает у ребят ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой, стимулирует внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигурку способствует запоминанию. Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры, в которых проговаривание стихов идёт одновременно с движением пальцев рук, в этом случае речь ритмируется движениями, делая её более громкой, эмоциональной, а наличие рифмы влияет на слуховое восприятие.

Ставя своей целью подготовить малышей к письму, я остановлюсь на новой

разносторонней подаче материала, имея в виду зрение, слух и осязание.

Каждый воспитанник воспринимает и познаёт мир по- разному, в зависимости от своих индивидуальных возможностей. Например, есть дети, у которых развито зрительное восприятие, они быстро схватывают и запоминают как выглядят предметы (цвет, форма, размер). Есть дети, которые охотно и много разговаривают, быстро запоминают всё, что слышат и дети, которые предпочитают активные действия. Они хорошо ориентированы в пространстве, однако длительное время оставаться в покое и концентрировать внимание им тяжело. Поэтому я предлагаю необходимую работу в различных видах деятельности через сказочных героев, так как наши воспитанники знают очень мало сказок – эти задания ещё являются и встречей с русской народной сказкой. Короткий отрывок или иллюстрация к ней, содержащая на первый взгляд необычные задания например, часть изображений дана в виде накладывающихся друг на друга контуров. Ребёнок должен разглядеть контурные фигурки, обвести нужное изображение (например, колобок круглый, а не квадратный, или выбрать две обводки изображений по своему желанию. Обвести дедушке валенки или лапти. Сказка «Колобок»). Эти задания чрезвычайно полезны, так как тренируясь в различии контурных изображений, воспитанники будут меньше путать похожие буквы при обучении письму. Особенно увлекаются этим дети с развитым зрительным восприятием. Маленькие прописи под иллюстрациями, ориентированные на сказочный сюжет, в отличие от традиционных, требуют большой концентрации внимания, возможно привлекут детей с развитым слуховым восприятием, которые хорошо запоминают прочитанную сказку. Небольшие упражнения по рисованию симметричных фигурок и узоров сразу двумя руками, безусловно, вызовут особый интерес у детей – «деятелей» и потренируют их в умении координировать свои движения. Они с удовольствием будут «рассказывать» сказки руками.

Всё выше сказанное можно проследить на знакомые практическом материале по сказке «Курочка Ряба», задания:

- дорисовать и закрасить самовар, чашки, узор на скатерти, платок и валенки бабушке, лапти дедушке;

- двумя руками нарисовать курочку по образцу;

- нарисовать мышку, хвостик и яйцо по пунктирным линиям.

Особый интерес вызывает у всех детей пальчиковый театр, это забавное

представление интересно смотреть и слушать.

Предлагая разнообразные упражнения по развитию мелкой мускулатуры

пальцев рук – обводку линий, написание элементов письма, рисование,

закрашивание, пальчиковый театр, дайте ребёнку возможность выбрать

задания, пусть он опирается на то, что у него лучше получается.

К оставшимся заданиям можно возвращаться неоднократно, с целью заинтересовать ребёнка теми заданиями, которые у него вызывают затруднения.

Всё это поможет развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, связную речь, облегчит усвоение навыков письма.
Список используемой литературы.

И. А. Сорокина «Пальчики играют».

Т. А. Ткаченко «Если ребёнок говорит плохо».

И. Мальцева «Упражнения для пальчиков».

Г. А. Османова «Новые игры с пальчиками».




Список используемой литературы.

И. А. Сорокина «Пальчики играют».

Т. А. Ткаченко «Если ребёнок говорит плохо».

И. Мальцева «Упражнения для пальчиков».

Г. А. Османова «Новые игры с пальчиками».