|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №298 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №298
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Разработка методической темы
Развитие пространственного мышления учащихся
на уроках
изобразительного искусства и черчения
данные автора:
Богданова Наталья Николаевна
Категория – высшая
Должность – учитель изо и черчения
2013г.
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Мы живем в пространственном, трехмерном мире. Очень часто в процессе своей деятельности человек сталкивается с необходимостью представить внешний вид, структуру объектов окружающего мира. Многие профессии: закройщик, конструктор, архитектор, хирург требуют от человека умения мысленно производить пространственные преобразования, хорошо ориентируясь в пространстве – видимом или воображаемом.
Развитие пространственных представлений начинается еще в раннем детстве. Известный швейцарский психолог Жане Пиаже отмечал (1966 г.), что уже в три года дети легко различают открытые и замкнутые фигуры, правильно воспроизводит соотношение размеров двух нарисованных кругов. К четырем годам дети научаются строить прямую линию из бусинок или пуговиц, если для ориентира параллельно создаваемой линии, им кладут линейку или предлагают пользоваться краем стола. В семь лет ребенок уже уверенно строит прямую линию самостоятельно, без внешних ориентиров. Проверяя прямая ли линия, он закрывает один глаз и просматривает направление другим глазом. При этом он ищет такую "точку зрения", с которой хорошо просматривается "прямота" линии. К семи годам дети уже хорошо понимают, что один предмет может выглядеть по разному с разных точек зрения. Так, если предложить семилетнему ребенку рассмотреть конструкцию из кубиков и выбрать из нескольких рисунков такие, которые соответствуют виду этой конструкции сбоку, сверху, спереди, то он легко это делает. К девяти-десяти годам дети начинают координировать разные возможные перспективы. Это означает, что к этому возрасту дети, сопоставляя три вида проекции объекта, могут представить его пространственную модель и научиться мысленно ее трансформировать. Однако обучение мыслительной работе с пространственными образами сопряжено с многими трудностями. Основная проблема младших школьников это неумение выделить главное в задаче или проблемной ситуации. Из-за этого возникающие у ребенка образы могут уводить в сторону от главной цели и не способствовать выявлению абстрактной зависимости между представлениями. Решение этой проблемы, по нашему мнению, зависит от усвоения ребенком обобщенных способов анализа и преобразования пространственных проблемных ситуаций. Овладение алгоритмами этих мыслительных действий позволит ребенку осознанно относиться к цели и условию задания, понимать общую логику преобразования пространственного объекта.
Современная начальная школа не справляется с задачей развития пространственного мышления. Математика начальной школы изучает геометрические объекты одномерного и двумерного пространства: точка, прямая, отрезок, квадрат, прямоугольник, треугольник и т.д. При этом дети практически никогда мысленно не меняют пространственное местоположение двумерных геометрических объектов и их структуры. Поскольку школьников не учат работать с объемными, трехмерными геометрическими телами, у них не формируется способностей к координации различных перспектив и развитие пространственного мышления происходит спонтанно, по воле случая. Практика обучения таким предметам, как геометрия, черчение, география показывает, что к двенадцати-тринадцати годам многие дети не владеют приемами мыслительного преобразования пространственных образов. По данным психологов даже у школьников в целом с высоким уровнем развития пространственного мышления зачастую возникают трудности с отдельными пространственными заданиями. К примеру, одни дети легче справляются с заданиями на изменение пространственного положения объекта, другие на преобразование объекта путем сечений, поворотов. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что практически все дети, в разной степени, нуждаются в целенаправленном и систематичном развитии способностей пространственного мышления. Изменить данную ситуацию может только специально организованное обучение детей по программе развития пространственного мышления. В книге "Развитие пространственного мышления детей" и представлена такая программа. Она рассчитана на детей восьми-девяти лет. Программа включает шесть этапов.
1. На первом этапе дети тренируются понимать и обозначать пространственные отношения с помощью слов и словосочетаний: направо, налево, через, за, под, над, вверх, вниз и т.д. Задачей этого этапа является формирование умения создавать пространственный образ по словесному описанию, мысленно прослеживать и запоминать описываемую траекторию движения. Большинство заданий первого этапа строятся на основе двумерного рисунка. Поэтому ребенок учится переводить словесное описание трехмерного пространства в двумерный зрительный образ. Отдельные умения могут быть сформированы уже у детей шестилетнего возраста. Так многие шестилетки хорошо различают правую и левую стороны, верх, низ в реальном пространстве, но не всегда могут это сделать на листе бумаги. Поэтому обучение направлено на объяснение принятых в нашей культуре условностей плоскостного изображения. В возрасте девяти-десяти лет дети готовы усвоить правила перспективного изображения объектов. Крупное начинает восприниматься ими, как более близкое, чем мелкое, которое воспринимается, как далекое. Усложняется система ориентировок и, соответственно, должен быть дополнен лексический запас, позволяющий точно передать местоположение графических объектов. Для отработки навыка точной передачи местоположения в программе используется игра "Маршрут движения". Кроме того, можно предложить детям проводить графические диктанты. Диктующий ребенок при этом должен видеть перед собой только рисунок объекта, а словесное описание шагов давать самостоятельно.
На первом этапе также важно отработать умение гибко менять систему графических ориентиров в зависимости от точки зрения изображенного героя.
Это умение, как правило, еще недоступно шестилетним детям, которые свою точку зрения отождествляют с точкой зрения героя рисунка. Проверить наличие этой способности можно на рисунках, где точка зрения нарисованного героя не совпадает с точкой зрения художника. Например, рисунком является изображение человека в фас. Так правые рука и нога изображенного в фас человека чаще всего называются шестилетками левыми и, соответственно, левые - правыми. К девяти-десяти годам дети должны уметь осознанно выбирать точку зрения и с нее описывать пространство рисунка. С целью тренировки этого умения в программу включены упражнения на пространственную ориентировку с позиции героя, стоящего в различных ракурсах, или по отношению к некоторым наблюдаемым ориентирам. Таким образом, отдельные задания первого этапа доступны уже шести-семилетним детям, остальные же задания больше соответствуют возрасту девяти лет.
2. На втором этапе детям предлагаются задания на перемещение и изменение объектов в двумерном пространстве. На этом этапе дети учатся анализировать структуру плоскостного изображения, мысленно изменять ее. Задания второго этапа характеризуются разной степенью сложности. Сложность может обуславливаться как количеством возможных ходов или сочетаний, которые должен перебрать ребенок для поиска верного решения, так и необходимостью найти нетрадиционный подход к поиску решения. В основном задания раздела рассчитаны на школьников 9-10 лет, хотя некоторые задачи, возможно, будут трудны и для 12-13-летних. Особо сложные задания помечены в тексте звездочками. В программу второго этапа включены задания разных типов. Здесь есть задачи на перемещение монет и спичек, задачи на рассечение фигур, задачи на составление фигур из частей. В целом эти упражнения подготавливают детей к пониманию закономерностей плоскостной геометрии, учат наблюдательности и формируют творческие отношения при работе с геометрическими объектами.
3. На третьем этапе дети продолжают работать с двумерным пространственным изображением. Третий этап важен для формирования умения работать с координатной плоскостью, картой, шахматной доской. Дети знакомятся с общепринятыми условными обозначениями, используемыми при создании двумерных схем, и учатся их читать. На третьем этапе навык ориентировки в графическом пространстве, отрабатываемый еще на первом этапе, переходит на новый уровень развития. Ребенок получает дополнительные средства обозначения местоположения объектов. Это позволяет ему отразить точные координаты любой точки пространства на схеме и планировать траекторию своего или чужого движения. Хорошо отрабатываются эти умения в играх "Морской бой", "Шахматы", "Шашки". В программе третьего этапа частично присутствуют упражнения с использованием шахматных и шашечных фигур, хотя задача обучения детей этим играм специально не ставилась. Особенно трудным для девятилетних детей обычно является задание на мысленное выполнение поворота сложных геометрических фигур с разворотом. Это задание подготавливает детей к заданиям на преобразование объемных геометрических тел, с которыми они будут работать на следующих этапах программы.
4. На четвертом этапе дети начинают работать с изображением трехмерных фигур. Они научаются по рисунку определять длину, ширину и высоту объемной фигуры, анализировать ее структуру и состав. При этом дети подводятся к умению мысленно "видеть" объект с разных позиций: сверху, сбоку, сзади, спереди. На четвертом этапе дети также знакомятся с названиями объемных геометрических фигур и учатся изображать их на бумаге.
5. Пятый этап программы направлен на выработку умения координировать виды изображения на чертеже. Этот этап является логическим продолжением четвертого этапа, на котором дети уже познакомились с тремя видами трехмерных объектов. В результате работы с разными видами дети учатся мысленно конструировать объемный образ объекта. Эти умения особенно важны для деятельностей, связанных с использованием чертежей.
6. Шестой этап программы развивает умения преобразовывать объемные геометрические тела. Для этого детям предлагаются задания с сечение, развертками. Основой этого этапа является работа с предметными моделями. Изготавливая модели, дети учатся мысленно представлять последовательность пространственных преобразований, планировать трудовые операции, творчески относиться к труду. Для того чтобы ребенок мог поупражняться в изготовлении объемных фигур из бумаги предлагаются схемы изготовления и развертки геометрических фигур и игрушек.
Предлагаемая программа может быть использована как для индивидуальной работы с ребенком, так и для работы с группой детей. Программа может быть использована в качестве пропедевтического курса геометрии и черчения для учеников начальной школы. В этом случае программу необходимо дополнить некоторыми геометрическими понятиями, изучаемыми в начальной школе: точка, прямая, отрезок, площадь.
Программа рассчитана на непосредственное участие взрослого в занятиях с ребенком. Несмотря на то, что формулировка заданий обращена к ребенку, выполнение большинства из них невозможно без помощи взрослых - родителей или педагогов. Только взрослые могут определить уровень трудности каждого задания для ребенка и, в случае затруднений, прийти на помощь. Взрослые также могут почувствовать, что предложенных заданий недостаточно для формирования того или иного умения. В том случае, пользуясь общей структурой программы и прилагаемыми литературными источниками, можно подобрать дополнительные задания. Кроме того, не все дети имеют склонность к зрительному представлению пространственных отношений. Известно деление детей на так называемых "алгебраистов" и "геометров" (Якиманская И.С. 1989.). У "алгебраистов" лучше получаются задания на соотношение величин, но хуже представление и преобразование формы предметов. У "геометров" лучше получается оперирование со зрительными образами, но хуже представление образа предметов по словесному описанию. В связи с индивидуальными особенностями детей взрослые должны обратить особое внимание на те способности детей, которые у них хуже развиты. Внимание и доброжелательное отношение взрослых позволит поддержать и развить интерес ребенка к заданиям данной книги.
В программе собраны задания из очень многих источников. Частично ссылки на них есть в тексте, дан в конце работы и список литературы. Успешных вам занятий.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА
Цель: Развитие личности каждого школьника в творческой деятельности.
Задачи:
воспитание художественного вкуса, общей эстетической культуры;
развитие познавательного интереса к изобразительному искусству;
приобщение к духовной красоте, развитие нравственно-волевых качеств, мыслительной и творческой деятельности учащихся.
Система работы позволяет разрешить противоречия:
между традиционным обучением основам изобразительного искусства и воспитанием духовности личности, общей эстетической культуры;
между предметным образованием и стремлением приблизиться к природе, к реальному миру;
между стремлением личности к творческому самовыражению и единым планом, программой.
Основные принципы:
Личностно-индивидуальный подход к учащимся.
Способность каждого учащегося к творчеству.
Условия достижения результативности:
Интегративные связи с литературой, историей, музыкой, биологией, географией.
Создание ситуаций сотрудничества, содружества, сотворчества учителя и учащихся.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Общение учителя и учащихся строится на основе дружеского расположения, доверия, увлеченности совместной творческой деятельностью.
У детей сформирована положительная мотивация к усвоению основ изобразительного искусства, они пользуются приемами изобразительного искусства. Развивается художественный вкус, формируются эстетическое восприятие мира, нравственно-волевые качества и черты творческой личности: воображение, фантазия, целеустремленность, настойчивость.
ВОЗМОЖНОСТИ И УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ
ЭЛЕМЕНТЫ РАБОТЫ:
формы организации учебной и вне-учебной деятельности учащихся;
методы, формы| приемы по развитию творческих способностей и деятельности учащихся может использовать любой учитель изобразительного искусства при условии работы над созданием общего эстетического комплекса: кабинета ИЗО, зала детского творчества детской художественной галереи.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ
Тематизм преподавания за счет погружения в мировую художественную культуру определенной исторической эпохи.
Расширение и углубление содержания программы изобразительного искусства через создание углубленной программы "Краеведение", интеграцию ИЗО с другими предметами.
Диалогичность обучения, конструирование учебных занятий, выводящих учащегося на проблемы духовности человека.
Оптимальное сочетание традиционных и активных методов, приемов, форм обучения, направленных на создание положительных мотивов учения, "учение с увлечением", на стимулирование творческой деятельности учащихся.
Единство урочной и внеклассной работы, направленной на развитие творческих способностей и деятельности учащихся, на создание зала детского творчества, детской художественной галереи искусств.
ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ,
ПРИЕМОВ, ФОРМ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ УЧЕНИЯ, "УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ", НА СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Разнообразные методы и приемы по развитию эстетического восприятия действительности, связи художественного образа с жизнью и природой.
ГЛАВНЫЙ МЕТОД - УПРАЖНЕНИЕ:
Многие методы и приемы учителя направлены на предупреждение ошибок, например, индивидуальные карточки по предупреждению ошибок.
Индивидуальная КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ состоит из альбомного листа, с двух сторон которого наносятся на разном уровне контуры линий горизонта с точкой схода, рисунки дороги, предмет, который необходимо изобразить в пространстве (дерево, столб, человек).
Внизу листа - условие игрового характера (проведи телефонную связь, посади деревья вдоль дороги и т.д.). Карточка помещается в прозрачную пленку. Рисунок ученики выполняют на пленке карточки фломастером. Карточка - многоразового использования.
Самомассажные ОСЯЗАЕМЫЕ УПРАЖНЕНИЯ - так учитель называет упражнения на рефлекторные точки, воздействующие на эмоциональное восприятие природы, мира, нормализацию функционирования органов в периоды эпидемий гриппа и других заболеваний.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ используются в младших классах: на фоне звучащей музыки дети изображают движениями, позой летящих птиц, березку и другие образы по заданию учителя.
Упражнения применяются для предупреждения усталости мышц руки, как двигательная пауза-разрядка.
УПРАЖНЕНИЯ С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ используются на уроках при усвоении понятия красоты ритма в орнаменте, например, по теме: "Декоративное искусство". На столах учеников - баночки с клеем и полоски разноцветной бумаги размером 30 х 6 мм. Дети по заданию учителя приносят на урок засушенные листья рябины, клевера, березы и т.д. Листья в работе используются как готовый элемент орнамента. Располагаясь в полосе через определенный интервал, они создают впечатление строгого ритма.
Передвигая, убирая, добавляя листочки, ученики ведут творческий поиск узора в полосе. Найденное решение приклеиваемся к бумаге. Не перегружая орнамент и учитывая цвет, ученики рисунком соединяют элементы и усиливают выразительность мотива (наносят фломастером или тонкой кистью завитки, штрихи, две-три ягоды в любом сочетании). На выставке работ дети вырабатывают убежденность, что четкость ритма, сдержанность рисунка вносят красоту в орнамент.
Упражнения с природным материалом в предметной аппликации используются для приобретения умений и навыков в передаче композиции, формы, цвета. Перед учениками стоит задача: изобразить образ рыбы, птицы, зверьков, игрушки.
При анализе формы травинки, цветка, листка у ребенка возникают ассоциации с реальным миром. Возникший образ он монтирует на листе бумаги. Наблюдения показали, что монтаж идет от общего к частному, нет ошибок в выборе положения листа бумаги к форме изображения, выполненные задания из осенних листьев имеют теплые родственные цвета.
Основные методы стимулирования учения - качественные оценки деятельности учащихся, похвала, поощрение, восхищение, восклицание: "Очень красиво!", "О!", "Молодец!", "Умница!", "Жду эскиза для индивидуальной творческой работы!"...
К ошибкам учитель относится с сопереживанием, без назидательных интонаций, в случаях затруднений учитель обращается к классу: "Помогите нам найти пропорцию и т.д."
Список используемой литературы.
1.Якиманская И.С.»Знания и мышление школьников».-М.;Знание.1985г.
2.Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления
учащихся./Под ред.И.С.Якиманской.-М.;Педагогика.1989-224с.
3.Гурова Л.Л. Психология мышления.-М.; ПЕР СЭ,2005,-135с.
4.Т.Ф.Беляев,Упражнения по развитию пространственного мышления у учащихся-Москва,Просвещение,2003г.
|
|
|