|
Урок по русской народной сказке «Курочка ряба»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа № 6”
городского округа город Кумертау
Республики Башкортостан
«Возвращение к сказке»
(урок по русской народной сказке «Курочка ряба»)
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
О.А. Шишкина
2013г.
|
Цели урока: - показать идейную глубину сказки, прочитанной в раннем
детстве;
- формировать у учащихся более зрелое отношение к
общественному и личному достоянию, к умелому обращению с ним, к бережливости, осмотрительности, благоразумному предвидению.
Задача урока: 1. научить
а) анализировать кажущиеся простыми тексты русских народных сказок;
б) языковому разбору текста на примере сказки;
в) умению формулировать основную мысль произведения.
2. закрепить теоретические знания по жанру фольклорной сказки, полученные в 5 кл.
Ход урока.
I. Слово учителя:
- Есть произведения, которые можно всю жизнь держать в памяти, возвращаться к ним, учиться у них. И это, конечно, русские народные сказки.
- Какие сказки были вам прочитаны родителями, бабушками, дедушками в раннем детстве? Какие сказки стали вашими первыми книжками?
- Почти все известные вам сказки хотя и допускают разные толкования, но обычно уже на основании первого знакомства с текстом бывает понятно, чему они учат.
(Работа в группах. Записываем, читаем)
- Чему учит сказка «Колобок»?
- «Теремок»?
- «Репка»?
- Но сказка «Курочка ряба» нуждается в ином отношении. В известном всем варианте её смысл надёжно удалён и труднодоступен.
- Потому мы на сегодняшнем уроке который называется «Возвращение к сказке», проанализируем содержание сказки «Курочка ряба», произведём её языковой разбор и сформулируем основную мысль этой незамысловатой, на первый взгляд, совсем детской сказки.
(Показать на экране название урока, цели и задачи)
II. Работа в группах.
- Чтение распечатанной сказки каждым учеником и присутствующими с экрана.
- задача каждой группы:
а) сформулировать вопросы по содержанию сказки, записать их и представить всем присутствующим на уроке;
б) вопросы обязательно должны начинаться со слов «почему» и «зачем».
- Выбираем главные вопросы, сформулированные вами:
(Показать на экране:
- зачем понадобилось деду и бабе бить золотое яичко?
- почему они его били так настойчиво?
- почему они огорчились и неутомимо заплакали, когда яичко оказалось разбитым? Неужели потому, что не они разбили, а мышка?
- почему их может утешить такое скромное обещание курочки – снести другое яичко, но не золотое, а простое?)
- Скажите, эти вопросы возникали у вас, когда вам читали эту сказку?
- Конечно, нет, потому что
а) вы были совсем маленькими;
б) к сказке этой вы не возвращались с намерением прочитать её и подумать над её содержанием;
в) её воспринимали как забаву.
III. Беседа о содержании сказки.
- Сказка очень короткая, короче всех сказок, о которых говорим сегодня. Прямо и читать нечего. Давайте устно сделаем её больше, дополним ситуации, о которых говорится в сказке, пофантазируем. При этом постараемся ответить на вопросы. (Вопросы выводятся на экран)
Итак, каждая группа выбирает себе части:
1-ая часть: 1-ый абзац;
2-ая часть: 2-ой и 3-ий абзац;
3-ая часть: 4-ый абзац.
Учитель повторяет финал сказки, или всё, если в этом есть необходимость.
Плачут дед и баба, убиваются горько. Утешает их курочка, обещает снести новое яичко, только не золотое – простое. Хотя не велик посул, но и ему рады дед и баба, пусть хоть простое яичко будет. Коли большую радость не уберегли, пусть достанется малая.
Вот уж поистине: что имеем, не храним, потерявши – плачем!
И сколько тому примеров!
- Давайте приведем примеры того, что можем важное потерять, а потом всю жизнь об этом горько жалеть?
- любовь,
- дружбу,
- доверие друзей,
- своё доброе имя и честь,
- заветную мечту,
- здоровье.
- На что мы всё это можем бездумно обменять?
- на дурные привычки,
- неуёмные страсти,
- вредные удовольствия.
- А что надо делать, чтобы потом не терзал тебя едкий стыд, горькое раскаянье, гнетущее сожаление?
- спохватиться раньше;
- одуматься;
- сказать твёрдое «НЕТ!»
- Ребята, согласитесь: малюсенькая сказка «Курочка ряба» - удивительно мудрая: её смысл можно соотносить с различными жизненными ситуациями, потому что о многом она заставляет задуматься, старательно оберегая человека с самого детства от поспешных решений, опрометчивых поступков, беспечные отношения к ценностям, прежде всего нравственным.
IV. Языковой разбор сказки.
- Коротенькая сказка «Курочка ряба» сложена стройно, изящно. В ней нет ничего лишнего, каждое слово на месте и имеет то значение, какому здесь следует быть.
- Кому адресована сказка?
- Докажите это?
Маленьким слушателям, потому здесь: - много уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- всё маленькое, посильное детям: курочка, яичко, мышка, хвостик;
- присутствуют рифмы, облегчающие детям запоминание сказки:
баба - ряба
простое - золотое
плачет – кудахчет
- Продолжаем анализировать текст сказки.
Что ещё обращает на себя внимание в тексте сказки
- повторы
Зачем они нужны?
- чтобы показать многократность, настойчивость действий. Было время у деда и бабы, нет бы подумать как поступить, а они били, били…
- Найдите ещё повторы. Можно группам посоветоваться.
Повторяющийся порядок слов:
дед плачет
баба плачет
курочка кудахчет.
- Это синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений. Что он помогает передать?
общее смятение, чувства горечи и обиды.
- Рассмотрим порядок главных членов предложения.
- Каков порядок главных членов первых трех предложений предложения?
обратный: на первом месте – сказуемое, на втором – подлежащее.
- В каком типе речи принят такой порядок слов? Что он передает?
в повествовании для спокойной передачи давних событий, долговременных или постоянных действий.
- Начинаем с 4-ого предложения, порядок главных членом меняется, как и почему?
Сказуемые сдвигаются в конец предложения, приобретают большую смысловую значительность, т.к. возрастает активность действующих лиц, на их действия нужно обратить внимание. Действия развертываются быстро, идут чередой, сменяя друг друга, и все происходит как бы на глазах слушателя.
- То, что не удалось деду и бабе, случилось нечаянно. Яичко погубила не грубая неодолимая сила, а самая незаметная малость.
- Как сказано, выражено это слабое случайное действие?
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко и разбилось.
Мышка, а не мышь, хвостиком, а не хвостом, яичко разбилось, а не мышка разбила яичко.
- Какое действие передает возвратный глагол «разбилось» по сравнению с невозвратным «разбила»
ослабленное, менее активное.
- Как вы думаете, о чем сказка осторожно предупреждает читателя?
несчастье может подкрасться незаметно, беда может постичь неожиданно, будь бережлив, заботлив, предусмотрителен.
- Велико огорчение деда и бабы. Что они стали делать?
повздорили, стали упрекать друг друга, разошлись по разным углам избы, потому что для каждого сказано: дед плачет, баба плачет. А если бы они были вместе, тогда мог быть более простой и короткий «Дед и баба плачут».
- А как к ним обращается курочка и почему именно так?
Курочка тоже обращается к ним порознь: каждому свой поклон, своё утешение, это более доходчиво, более вежливо.
- Как видим, мудрая сказка безупречно, мастерски сложена, легко увлекает слушателей и учит их житейской мудрости.
V. Сформулируем основную мысль сказки:
- сказка о несостоявшемся счастье, об улетевшей жар-птице, о невосполнимых потерях и утратах, виною которых стал сам человек;
- сказка о неготовности к большому счастью;
- о безрассудности поспешных действий;
- о неумении распорядиться удачей, успехом, богатством, самим счастьем;
- о том, чтобы люди не впадали в отчаяние от неудач и ошибок, от случайных неумных поступком;
- о возможностях счастья даже в самом малом и посильном;
- об оптимизме живущих.
VI. Давайте вспомним, на какие жанры делятся русские народные сказки?
- волшебные
- бытовые
- о животных.
- К какому жанру, по вашему мнению относится сказка «Курочка ряба» и почему?
а) волшебная: яичко золотое чудо, которое утрачено.
б) добро одерживает победу.
в) курочка ряба (пёстрая окраска, «рябой» цвет – с примесью рыжего. В сказках означает принадлежность предмета у нижнему, чужому миру, где золото добывают.
Вспомните других животных не совсем определенной окраски.
(Сивка-бурка – светло-коричневый, т.е. рыжий. Каурка – каурый конская масть, конь окрашен в разные оттенки рыжего.)
VII. Произведём полный синтаксический разбор предложения, правильно называя члены предложения.
Была у них курочка ряба.
(Простое, повествовательно, невосклицательное, двусоставное, распространенное, неосложнённое)
[ ].
- Какая особенность есть в этом предложении?
Краткое прилагательное выполняет роль согласованного определения, тогда как оно выполняет роль только сказуемого.
- Краткие прилагательные широко представлены в фольклоре и поэтических произведениях XVIII – XIX вв.
Показать на экране:
Сине море, красна девица,
На добра коня садясь…
Другие дружно упирали в глубь мощны вёсла.
( А.С. Пушкин).
VIII. Подведем итоги урока:
На сегодняшнем уроке мы вернулись к русской народной сказке, которую читали в раннем детстве. Она предстала перед нами удивительно мудрой. Её смысл можно соотносить с различными жизненными ситуациями. А языковой анализ показал, как гениально просто и изящно сложена эта маленькая сказка, как каждое слово направлено на раскрытие основной мысли, на яркое её представление и запоминания.
- А какова основная мысль урока?
Надо возвращаться к хорошим книгам.
|
|
|