|
Разработка урока обучения грамоте по теме: «Согласные звуки [п] [п, ], буквы П, п. Профессии родителей». Умк «Школа России»
Разработка урока обучения грамоте по теме:
«Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей».
(УМК «Школа России»)
Автор: Зюзина Наталья Олеговна,
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 132»
Омск 2011
Предмет: обучение грамоте
Класс: 1
Программа: УМК «Школа России»
Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85
Представление о результате:
Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия; проявлять уважение к духовным и культурным ценностям России через понимание роли и значения деятельности Петра 1 для развития нашего Отечества; проявлять уважение к труду, к профессии родителей через знание и понимание значения их профессии для общества.
Метапредметные (МПР): регулятивные: - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные: - находить в тексте ответы на вопросы;
- определять основную мысль текста;
- классифицировать слова в соответствии со значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия); группировать и классифицировать все изученные буквы.
коммуникативные: - составлять рассказы о профессиях;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять правила работы в паре.
Предметные: - выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух;
- определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.
Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению согласных звуков [п], [п,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями; формировать и развивать гражданскую идентичность на основе духовных и культурных ценностей России; формировать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью; развивать речь, память, мышление.
Задачи урока:
- учить звуковому и сравнительному анализу слов;
- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
- продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;
- развивать фонематическую и устную речь;
- воспитывать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью;
- воспитывать гражданскую идентичность у обучающихся;
- воспитывать культуру поведения на уроке;
- воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование урока: «лента букв», «слоговая таблица», учебник В.Г. Горецкого «Азбука» (у каждого обучающегося), карточки с индивидуальными заданиями, карточки-схемы, карточки-смайлики, предметные рисунки.
Результат этапа
|
Цель этапа
|
Взаимодействие в образовательном процессе
|
Деятельность педагога
|
Деятельность ученика
|
1. Организационный момент
|
ЛР Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;
МПР самоконтроль; самооценка;
ПР Предметная готовность к предстоящей деятельности.
|
1. Включить детей в деятельность.
2. Организовать самооценку предстоящей деятельности
3. Воспитывать культуру поведения на уроке.
|
1. Приветствие.
2. Проверка готовности к уроку.
- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.
- Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.
3. Создание эмоционального настроя урока.
- Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.
4. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня мы с вами отправимся в мир профессий, для этого нужно выполнить определенные задания.
|
Выполняют самооценку готовности:
-выбор учебных принадлежностей
-аккуратность их расположения на столе;
Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.
|
2. Актуализация знаний
|
ЛР: уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата.
МПР: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; группировать и классифицировать все изученные буквы.
ПР: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее.
|
1. Активизи-ровать знания, умения и навыки по теме урока.
2. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.
3. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.
|
Учитель предъявляет задания.
1. Работа по «ленте букв»:
- Для чего на уроке мы используем «ленту букв»?
- Определите, на какие группы делятся все звуки и буквы русского языка.
- На какие группы можно разделить гласные звуки? Назовите гласные, назовите признаки гласных.
- На какие группы можно разделить согласные звуки, назовите признак классификации согласных. Назовите согласные буквы, назовите признаки согласных.
- Определите, о каком звуке идет речь: глухой согласный звук, который есть в словах кот, окунь;
- Гласный, который обозначает мягкость согласного звука; во всех позициях обозначает один звук.
- Мы вспомнили признаки гласных и согласных, мы умеем различать звуки. Это нужно уметь делать при изучении новой темы.
2. Работа по слоговой таблице.
Предъявляется слоговая таблица. (Приложение 1)
- Для чего мы используем слоговую таблицу?
Учитель предъявляет задания:
Задание для детей, испытывающих трудности при обучении слоговому чтению: Чем различаются слоги каждого столбика (строки)? Прочитайте их. Прочитайте, ориентируйтесь на согласную букву.
- Составьте слова, в которых два (три) слога.
3. Игровое упражнение «Угадай букву»
- Определите на ощупь буквы.
Учитель предъявляет буквы: И, Л, А, С.
- Составьте из этих букв слова. В словах могут использоваться только эти буквы.
- Мы повторили буквы, признаки гласных и согласных звуков.
|
Ученики слушают задания, отвечают на вопросы
- Помогает обобщать, сравнивать и классифицировать буквы и звуки.
- Все звуки и буквы русского языка делятся на гласные и согласные.
Дети называют гласные, их отличительные признаки; классифицируют гласные.
Классифицируют согласные, называют признаки классификации, читают согласные буквы.
- Это звук [к].
- Это звук [и], во всех позициях обозначает один звук; обозначает мягкость согласного.
Дети фиксируют результаты и значение предыдущей работы для изучения новой темы.
Ученики фиксируют внимание на слоговой таблице.
- Чтение слогов поможет научиться слоговому чтению.
Слушают задания.
Читают слоги по заданию учителя.
- Слоги различаются согласными буквами. Читают слоги с опорой на гласный. Слоги различаются гласными буквами. Читают слоги.
Дети называют слова, подсчитывают количество слогов в слове.
Задание предъявляется детям, которые испытывают трудности запоминания букв русского алфавита. Ученики выходят к доске, на ощупь с закрытыми глазами определяет буквы: И, Л, А, С; составляют слова, проверяют данные буквы.
|
3. Постановка учебной задачи
|
ЛР: проявлять интерес к новому содержанию.
МПР: понимать учебную задачу, готовность осу-ществлять ее ре-шение под руко-водством учителя.
ПР: иметь предс-тавление о неизу-ченном предме-тном содержании и способах его применения.
|
1. Определить тему и цель урока.
2. Добиться понимания и принятия учебной задачи урока.
|
Учитель предъявляет задание:
- Отгадайте загадки: (приложение 2)
- Какая буква пропущена в слове * ИЛА? * ЛОТНИК?
- Без какой буквы нельзя написать эти слова?
Учитель предъявляет задание с опорой на содержание страницы учебника:
- Определите тему урока. Откройте учебник на странице 79. Проверьте себя по учебнику. Прочитайте тему урока.
- Определить цель урока. Опишите, чему вы будете учиться при изучении новой буквы.
- Мы определили тему и цель работы на уроке.
|
Ученики слушают задание.
Отгадывают загадки.
- Пропущена первая буква. Это буква П. Это пила. Это плотник.
- Для того чтобы написать эти слова, нужна буква п.
Ученики слушают задание, отвечают на вопросы.
Называют тему, читают название темы по учебнику.
- Мы будем выделять новые звуки, классифицировать звуки, познакомимся с тем, как пишется буква, будем читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
|
4. Решение учебной задачи
|
ЛР: проявлять интерес к новому содержанию занятия.
МПР: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
ПР: выделять новые звуки из слов, характери-зовать их, сравни-вать, обозначать буквой; определять место новой буквы на «ленте букв».
|
1. Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.
2. Решать проблему с помощью выбранного метода.
|
Учитель предъявляет задания:
Логическое упражнение «Найди лишнее». Предъявляются рисунки: стол, рубанок, молоток, пила, клещи, топор.
- Какой предмет лишний? Назовите предметы одним словом?
- Найдите предмет, слоговая модель которого соответствует данной модели.
Выделение, характеристика звука [п,] на основе слоговой модели слова «пила».
- Кто работает этими инструментами?
Выделение, характеристика звука [п] на основе слоговой модели слова «плотник».
- Сравните звуки. К какой группе согласных звуков отнесете звуки [п] и [п,]? Дайте характеристику [п] и [п,], определите место на ленте букв.
5. Обозначение звуков буквой.
- Какой буквой обозначим звуки [п] и [п,]? На что похожа буква П?
|
Дети рассматривают предметные рисунки, выбирают лишний предмет, обосновывают свой выбор, называют предметы одним словом.
Выделяют звуков [п] и [п,] из слов пила и плотник, дают характеристику звуков. Дают определение понятию плотник.
Сравнивают звуки с опорой на алгоритм учебника. Дают характеристику, определяют место на ленте букв.
Называют букву. Предлагают свои ответы на вопрос.
|
5. Первичное закрепление.
|
ЛР: проявлять уважение к духовным и культурным ценностям России через понимание роли и значения деятельности Петра 1 для развития нашего Отечества; проявлять уважение к труду через знание и понимание значения профессий для общества.
МПР: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
находить в тексте ответы на вопросы; определять основную мысль текста; классифицировать слова в соответствии со значением; составлять рассказы о профессиях; формулировать собственное мнение; выполнять правила работы в паре.
ПР: читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух.
|
Решать типовые задания.
Закреплять способ их решения.
|
Работа с текстами и иллюстрациями Азбуки:
Чтение слогов (с. 79)
Задания: прочитайте слоги; дополните данные слоги до слов, (до слов, которые обозначают название профессий).
Чтение слов (с. 79)
Задания: прочитайте слова; прочитайте слова второго столбика. Что их объединяет? Чем занимается пилот? капитан? Каким словом можно заменить слово пилот? Прочитайте слова первого столбика. Какое слово обозначает профессию?
- Составьте предложение-ответ на вопрос. Чем занимается плотник? Что пилит плотник пилой?
!________ что делает? чем?. (что?).
- Придумайте вопросы, используя слова 2 столбика.
Чтение пословиц (с. 79)
Задания: Прочитайте и объясните пословицы. Назовите тему пословиц. Прочитайте пословицы о плотнике. Что из этих пословиц вы узнали об отношении к труду плотника? Как вы думаете, почему раньше ценился хороший плотник? Так какой работник высоко ценится у людей?
Работа по сюжетной картинке (с. 79)
Задания: Дайте имена детям. Кем мечтают стать дети? Составьте предложения о детях. Как называется инструмент в руках у Паши? Что он им делает? Кем хочет стать Паша? Кем вы хотели стать? Что вы знаете о профессии? Кем работают ваши родители?
Работа с текстом (с. 83).
Задания: Прочитайте текст друг другу. Следите, чтобы не было ошибок, останавливайтесь на точках, обсудите вопросы к тексту, найдите ответы на вопросы в тексте.
Фронтальная проверка работы.
Рефлексия по работе в паре: оцените чтение соседа (повторяются критерии оценки); оцените работу над заданиями к тексту: на какое количество вопросов вам удалось найти ответы (3-4 – отлично, 2 – хорошо, 1 – плохо).
Работа по сюжетной картинке (с.78): Кого вы видите на картинке? Что знаете о Петре I?
- Вы видите Петра I – русского царя. Петра I учился корабельному делу за границей. Потом строил корабли, чтобы Россия имела выход в море, могла защитить себя от врагов, торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье Балтийского моря Петр заложил город-крепость.
- Что вы знаете об этом городе? Пушкин восхищался гением Петра Великого и городом, который он основал. Вот что писал поэт. (Учитель читает).
- Кого еще вы здесь видите? Решение таких важных государственных дел связано с трудом многих людей.
|
Дети работают под руководством учителя с текстами и иллюстрациями учебника.
Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя.
- Пекарь, пасечник, пилот, повар.
- Что делает пилот? На чем плавает капитан? С помощью чего готовит повар?
- Тема пословиц – пословицы о труде.
- Из пословиц мы узнали, что ценится хороший плотник; он многое умеет делать; инструмент плотника – топор; когда хороший плотник работал, ему было жарко. Он помогал чинить серпы, плуги, строил дома. Ценится тот работник, который хорошо работает, многое умеет.
- Миша мечтает стать поваром. Бабушка учит Мишу готовить. Он испек пирожки.
Дети рассказывают о своей будущей профессии, о профессии мамы или папы.
Работа в паре.
Дети читают текст, отвечают на вопросы к тексту.
Оценка выставляется в виде смайлика: плохо, хорошо, отлично.
Ученики рассматривают сюжетную картинку. Отвечают на вопросы учителя.
Ученики слушают стихотворение А.С. Пушкина, рассматривают фотографии с изображением Санкт-Петербурга.
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
|
ЛР: уметь оцени-вать результат работы; МПР: ко-нтролировать дей-ствия в процессе выполнения зада-ния; ПР: читать слоги, слова, текст вслух.
|
1. Самостоя-тельно решать типовые задачи.
2. Уметь прове-рить результат работы.
3. Почувство-вать себя успе-шным.
|
Учитель предъявляет карточки с индивидуальными заданиями. (Приложение 3)
Учитель оказывает индивидуальную помощь.
Учитель организует самопроверку работы учащимися на основе презентации. (Приложение к разработке урока. Презентация.)
|
Самостоятельная работа ученика.
Фронтальная проверка выполненной работы с использованием презентации.
|
7. Подведение итога урока.
|
ЛР: уметь оцени-вать результат своей работы.
МПР: оценивать свои достижения.
|
1. Рефлексия деятельности на уроке.
2. Самооценка собственной деятельности.
|
- Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился (лась) … . Я понял (а) … . Я смогу … . Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно - весёлый человечек; затруднялся при выполнении заданий - печальный; было трудно работать – грустный.
|
Ученики с опорой на план дают оценку своей работы на уроке.
Ученики выбирают и показывают карточку-смайлик.
|
|
|
|