|
Название проекта
Тема проекта:
«Сказка как средство нравственно–патриотического воспитания»
Название проекта:
«Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»
Тип: социально-педагогический
Вид: ролево-игровой, межпредметный
Продолжительность проекта: долгосрочный (март – октябрь 2010 г.)
Возраст участников проекта: младший - средний
Партнёры: воспитатели, родители
Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы
Форма работы: групповая, фронтальная
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
Актуальность проекта
Космополитизм XXI века постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» - теряет свой смысл. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Гипотеза
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
дружба помогает победить зло («Зимовье»);
добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.
Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.
Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
-
Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности;
Развивающие:
Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);
Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств;
Воспитательные:
- Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;
- Воспитывать у детей уважение к самому себе;
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Линии развития личности:
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие мышления и воображения;
речевое развитие;
эстетическое развитие;
развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.
Ожидаемый результат:
Реализация данного проекта позволит:
заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Обеспечение проекта:
Теоретическое обеспечение:
программная литература по проектированию: Романова Т.А. «Проектирование развития ДОУ»,
журналы: «Дошкольное образование», «Ребёнок в детском саду» 2009 №2, «Детский сад от А до Я» 2008 №3, «Современный детский сад» 2009 №3, Л.П. Стрелкова «Уроки сказок».М., 1989
Методическое обеспечение:
создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);
«Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»;
Диагностико-дидактическое обеспечение:
дидактические игры;
дидактическое пособие «Играем в сказку»;
«Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова.
Материально–техническое обеспечение:
мультимедийное оборудование, проектор, видеомагнитофон.
Методы проекта:
познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.
Осуществление проекта: проект реализуется в несколько этапов
1 этап. Подготовительный
Диагностика и определение уровня развития детей (характеристика речевых способностей; наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка).
Чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, изучение иллюстраций.
2 этап. Основной
Организационные формы работы
Разделы проекта
|
Виды деятельности воспитателя
|
Виды деятельности детей
|
Художественно – речевая деятельность
|
Занятие по ФЭМП, развитию речи и
художественной литературы, по окружающему миру
|
Рассказывают сказки, придумывают сказку по картинкам, делают выводы: чему учит сказка; развивают воображение, формируют знания
|
Настольный кукольный театр
|
Показ сказок «Волк и семеро козлят»
«Репка», «Теремок»
|
Обыгрывание ролей, распределение ролей; вывод: какой урок извлекли, какими моральными качествами наделены герои
|
Варежковый театр
|
Показ сказки «Колобок», помогает детям делать выводы
|
Озвучивают действия героев
|
Пальчиковый театр
|
«Гуси - лебеди» показывает технику пальчикового театра
|
Развивают мелкую моторику рук
|
Инсценировка сказок
«Теремок», «Репка»
|
Помогает детям в распределении ролей, нацеливает на выводы
|
«Превращение» в изображаемых персонажей, формулируют своё отношение к героям, делают выводы: чему учит сказка
|
Игровая деятельность
|
Дидактические игры: «Узнай сказку»
«Собери сказку»
«Кто лишний». Воспитатель «вводит в сказку», используя «волшебный элемент»
|
Размышляют, думают над вопросами; развивают память, мелкую моторику
|
Изобразительная деятельность
|
Организует выставку работ, оказывает практическую помощь
|
Выражают своё собственное отношение к героям сказок в виде рисунков и поделок
|
Работа с родителями
|
Помогает в организации совместного досуга
|
Инсценировка сказки «Теремок», совместный досуг «Путешествие по сказкам»
совместная изобразительная деятельность, изготовление поделок;
сочинение сказок на патриотическую тему
|
Рефлексивно-оценочный этап:
В конце проекта организовали
Совместный досуг: «Путешествие по сказкам». Дети демонстрировали, что сделали своими руками: рисунки к сказкам, поделки; отвечали на вопросы викторины «Закончи сказку», высказывали своё мнение, что нового они узнали, чему научились; инсценировка сказки: «Теремок».
Результативность проекта:
- Дети научились понимать смысл сказок
- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
- С чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины
- Проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев
- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,
- Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
- Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
По результатам диагностики видно, что работа по проекту дала положительные результаты. Если на начало проекта доля высокого уровня -25%, то на конец проекта -70%.
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволяет реализовать возможности воспитания патриотизма у детей в младшем возрасте.
- Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и родителей, как образцов патриотизма.
|
|
|