|
Рассказу-сказке «Щедрое дерево»
Урок внеклассного чтения в 7-ом классе.
Учитель русского языка и литературы КСОШ №1 Фёдорова Лидия Богдановна.
Беседа-размышление по рассказу-сказке «Щедрое дерево» (Шел Сильверстейн, перевод с английского.)
Цель урока.
-
Используя художественный текст глубокого нравственно-эстетического содержания, формируем не только эстетические эмоции, но и нравственные убеждения.
Усвоив смысл жизненно-важных слов-понятий (язык, речь, слово, чувство, настроение, дружба, мудрость, гуманный и др.), обращаем мысль маленького человека внутрь себя: «Я – человек! НО…какой?»
Проанализировав текст, «породить чувство», «оставить в душе след», «запасть в душу».
Через анализ текста учить детей выражать своё мнение, используя выражения, речевые конструкции с эмоционально-оценочной лексикой.
Развивать речь и творческое воображение детей.
Вступление. Флэш-ролик ко Дню Матери.
Подготовительная работа. Вопросы:
- Ребята, какой замечательный праздник отмечает наша страна в конце ноября?
(День Матери.)
- Да, действительно, в конце ноября стало традицией отмечать день Матери – праздник всех мам. А какие они, наши мамы? На что они способны ради своих детей? (Дети дают определения.)
Учитель обобщает ответы детей:
- Да, мамы – это воплощение безграничной любви, доброты, ласки, душевной щедрости, способности пожертвовать своей жизнью ради своего ребёнка. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию рассказ-сказку английского писателя Шэла Сильверстейна «Щедрое дерево». Тексты у вас на партах. Вы позволите мне прочесть вам текст самой? (СЛАЙД 1)
Чтение текста учителем.
Первичное осмысление текста.
Учитель предлагает обменяться своими мыслями и чувствами, полученными от услышанного текста. (Можно использовать заготовки-распечатки с эмоционально-оценочной лексикой).
YI. Работа со словарным материалом. Слова-карточки разложены на партах. Они должны помочь описать характер героев и их действия (поступки).
Задание. Внимательно рассмотрите все слова на карточке. Постарайтесь определить, отталкиваясь от семантики слова, их знак (+ или -). А теперь представьте, что каждое из этих слов превратилось в «слово-магнит», имеющее способность притягивать, присоединять. Исходим из того, что слово – живое, очеловеченное, по принципу «доброе к доброму, т. е. + к +, а – к -. Все ли из данных слов способны притянуть к себе слово «яблоня» и слово «мальчик». Письменно в тетрадях расписать слова в 2 столбика. (Эту работу можно делать в парах, можно воспользоваться «Добрым толковым словариком», который есть у каждого в тетради.)
ВОПРОСЫ.
- Какие из данных слов-понятий можно отнести к характеристике только яблони, а какие – только мальчика? Объясните свой вывод.
- Какие слова-понятия объединяют и яблоню, и мальчика? Докажите.
V. Работа с текстом. Составление плана рассказа.
Задание. Посмотрите внимательно на текст. Подумайте, на сколько частей-эпизодов можно было бы разделить этот текст? Как это легко сделать даже по внешнему виду текста? (Каждая часть заканчивается словами «И яблоня была счастлива…»)
Вопрос. О чём повествует каждый эпизод? (Этапы взросления мальчика: детство, юность, зрелость, старость.)
Здесь уместно было бы вспомнить стихотворение Евгения Евтушенко «Метаморфозы» (читает заранее подготовленный ученик.)
Задание. Обратите внимание на заголовок рассказа. Что он выражает: тему или основную мысль, а может быть то и другое. (Повторить: что такое тема и основная мысль произведения.)
Вопрос. –Так какова же основная мысль текста? Что автор хочет нам сказать? Чтобы легче было ответить на этот вопрос, ещё раз напоминаю, что такое «щедрость». (СЛАЙД 2)
- Есть ли в тексте предложения, в которых формулируется основная мысль? (Нет.)
- Значит, надо попробовать самим сформулировать, что же автор хотел сказать нам, читателям.
- Кто же истинный счастливец в этом рассказе?
- Чьё счастье оказывалось сиюминутным, а чьё было постоянным?
- Пусть вам помогут ответить на вопросы мудрые цитаты-высказывания великих людей. (СЛАЙД 3)
ВЫВОД (по основной мысли текста). Автор показал нам возможность верности и бескорыстия в дружбе. Умение сопереживать, зависимость совершаемых поступков от собственного «я».
Обратите внимание на ещё одно высказывание Л. Мартынова. (СЛАЙД 4)
Подходит ли оно к идее нашего рассказа?
VI. Творческое задание: сочинение- миниатюра. «Какие советы-пожелания вы хотели бы дать мальчику?». (Слайд 5)
VII. Итог урока (рефлексия). (Слайд 6)
Сегодня на уроке я понял…..
почувствовал….
узнал……
VIII. Домашнее задание: (Слайд 7)
Заключительное слово учителя.
Спасибо всем за сегодняшний урок. Я получила огромное удовольствие от общения с вами. (Слайд 8) А в заключение урока я хотела бы вам пожелать найти в жизни настоящего друга, ту руку, на которую можно было бы опереться всегда, которая стала бы поддержкой и опорой для вас. Но я бы очень хотела, чтобы и ваша рука была готова всегда прийти на помощь тому, кто в этом нуждается!
|
|
|