Тема урока
-
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Цель урока:
-
знакомство с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыка написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени, повторить правописание безударных личных окончаний глаголов.
Проверка домашнего задания
-
От основ каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?
упр.98
-
Игравший, отчаявшийся, прибывший, улыбавшийся, увядший, сеявший, прикасавшийся, хмурившийся, веявший, затеявший, надеявшийся, сморщившийся, увидевший, пригоревший, обидевшийся, зажмурившийся. Погасший, ненавидевший, заострившийся, заместивший
Вопрос:
-
Соответствует ли употребление данных причастий литературной норме? Исправьте ошибки.
повторение
-
1Что надо знать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (их спряжение)
-
2.Вспомните спряжение глаголов. Какие глаголы относятся ко II спряжению?
-
-К I спряжению?
-
Все глаголы на –ить, кроме брить и стелить, 7 глаголов на –ать и 4 глагола на –еть. Видеть, слышать, и обидеть, гнать, держать и ненавидеть, и дышать, смотреть, вертеть, и зависеть, и терпеть).
выписать глаголы, объяснить их окончания
-
Труд все побеждает. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Золотые руки на серебро не купишь. Потерянного времени не воротишь. Весною час упустишь – годом не наверстаешь.
-
В написании суффиксов каких причастий необходимо знать спряжение глаголов, от которых они образованы?
-
( Действительных причастий настоящего времени)
-
- Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени. (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-).
Самостоятельная работа.
-
1 вариант : выписать причастия, образованные от глаголов II спряжения,
-
2 вариант: выписать причастия, образованные от глаголов I спряжения.
-
(Стелющийся туман, шепчущийся камыш, дышащий зноем вечер, тающий снег, пенящийся поток, распускающийся цветок, борющийся со стихией корабль, строящийся дом, хвалящийся достижениями.)
Проверка
-
От II спр.-
-
дышащий зноем вечер
-
пенящийся поток
-
строящийся дом
-
хвалящийся достижениями
-
От I спр. –
-
-
распускающийся цветок
-
борющийся со стихией корабль
Составить новое слово, используя указанные морфемы от данных слов:
-
-
описать – приставка
-
доля-корень
-
потчевать - суффикс
-
колющегося– суффикс
-
синеющий - окончание
Преодолевающий
-
С полученным словом составьте словосочетания, предложение.
-
- Произвести синтаксический разбор предложения.
-
Человек, успешно преодолевающий свою лень, многого добьется в жизни.
Человек, успешно преодолевающий свою лень, многого добьется в жизни.
-
Человек, успешно преодолевающий свою лень, многого добьется в жизни.
-
(Повествовательное, невосклицательное., простое, распраненное, двусоставное, осложнено прич.оборотом)
Анализ материала на стр.39
-
Анализ материала на стр.39
-
Чтение материала на стр.40
прикрывать(1спр.)- прикрываемый
-
прикрывать(1спр.)- прикрываемый
-
Решать
-
Отправлять-
-
Возводить
-
Сооружать
-
Оберегать
-
Видеть
Работа с учебником:
-
Работа с учебником:
-
Упражнение 101 - устно
Образовать от глаголов страдательные причастия настоящего времени.
-
Образовать от глаголов страдательные причастия настоящего времени.
-
Образец: Обрабатывать(1спр. – обрабатываемый, слышать (2спр., искл.) –слышимый.
-
Составлять
-
Освещать
-
Возводить
-
Посылать
-
Видеть
-
Сооружать
Образец.
-
Образец.
-
Российские солдаты, охраняющие границу.-
-
Граница, охраняемая российскими солдатами.
-
1)Ученик, возвраща.щий книгу. 2) Строители, восстанавлива.щие здание. 3)Люди, возрожда.щие город. 4) Вода, враща.щая турбины. 5) Разведчик, выполняя.щий задание. 6) Воды, омыва.щие остров.
-
(Индивидуальная работа )
1)Ученик, возвращающий книгу. 2) Строители, восстанавливающие здание. 3)Люди, возрождающие город. 4) Вода, вращающая турбины. 5) Разведчик, выполняющий задание. 6) Воды, омывающие остров.
-
1)Ученик, возвращающий книгу. 2) Строители, восстанавливающие здание. 3)Люди, возрождающие город. 4) Вода, вращающая турбины. 5) Разведчик, выполняющий задание. 6) Воды, омывающие остров.
При написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо помнить спряжение глаголов.
-
При написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо помнить спряжение глаголов.
С какими причастиями мы познакомились сегодня?
-
С какими причастиями мы познакомились сегодня?
-
В суффиксах страдательных причастий настоящего времени пишется:
-
буква е , если …
-
буква и, если …
Выучить образование страдательных причастий настоящего времени по учебнику.
-
Выучить образование страдательных причастий настоящего времени по учебнику.
-
Выполнить упр.104
|