Главная страница

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени


Название Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
Дата 23.02.2016
Размер 445 b.
Тип Урок


Тема урока

  • Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.


Цель урока:

  • знакомство с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыка написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени, повторить правописание безударных личных окончаний глаголов.



Проверка домашнего задания

  • От основ каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?



упр.98

  • Игравший, отчаявшийся, прибывший, улыбавшийся, увядший, сеявший, прикасавшийся, хмурившийся, веявший, затеявший, надеявшийся, сморщившийся, увидевший, пригоревший, обидевшийся, зажмурившийся. Погасший, ненавидевший, заострившийся, заместивший



Вопрос:

  • Соответствует ли употребление данных причастий литературной норме? Исправьте ошибки.



повторение

  • 1Что надо знать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (их спряжение)

  • 2.Вспомните спряжение глаголов. Какие глаголы относятся ко II спряжению?

  • -К I спряжению?



  • Все глаголы на –ить, кроме брить и стелить, 7 глаголов на –ать и 4 глагола на –еть. Видеть, слышать, и обидеть, гнать, держать и ненавидеть, и дышать, смотреть, вертеть, и зависеть, и терпеть).



выписать глаголы, объяснить их окончания

  • Труд все побеждает. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Золотые руки на серебро не купишь. Потерянного времени не воротишь. Весною час упустишь – годом не наверстаешь.



  • В написании суффиксов каких причастий необходимо знать спряжение глаголов, от которых они образованы?

  • ( Действительных причастий настоящего времени)

  • - Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени. (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-).



Самостоятельная работа.

  • 1 вариант : выписать причастия, образованные от глаголов II спряжения,

  • 2 вариант: выписать причастия, образованные от глаголов I спряжения.

  • (Стелющийся туман, шепчущийся камыш, дышащий зноем вечер, тающий снег, пенящийся поток, распускающийся цветок, борющийся со стихией корабль, строящийся дом, хвалящийся достижениями.)



Проверка

  • От II спр.-

  • дышащий зноем вечер

  • пенящийся поток

  • строящийся дом

  • хвалящийся достижениями

  • От I спр. –

  • Стелющийся туман шепчущийся камыш

  • распускающийся цветок

  • борющийся со стихией корабль



Составить новое слово, используя указанные морфемы от данных слов:

  • прекрасный - приставку

  • описать – приставка

  • доля-корень

  • потчевать - суффикс

  • колющегося– суффикс

  • синеющий - окончание



Преодолевающий

  • С полученным словом составьте словосочетания, предложение.

  • - Произвести синтаксический разбор предложения.





Человек, успешно преодолевающий свою лень, многого добьется в жизни.

  • Человек, успешно преодолевающий свою лень, многого добьется в жизни.



Человек, успешно преодолевающий свою лень, многого добьется в жизни.

  • Человек, успешно преодолевающий свою лень, многого добьется в жизни.

  • (Повествовательное, невосклицательное., простое, распраненное, двусоставное, осложнено прич.оборотом)



Анализ материала на стр.39

  • Анализ материала на стр.39

  • Чтение материала на стр.40



прикрывать(1спр.)- прикрываемый

  • прикрывать(1спр.)- прикрываемый

  • Решать

  • Отправлять-

  • Возводить

  • Сооружать

  • Оберегать

  • Видеть



Работа с учебником:

  • Работа с учебником:

  • Упражнение 101 - устно



Образовать от глаголов страдательные причастия настоящего времени.

  • Образовать от глаголов страдательные причастия настоящего времени.

  • Образец: Обрабатывать(1спр. – обрабатываемый, слышать (2спр., искл.) –слышимый.

  • Составлять

  • Освещать

  • Возводить

  • Посылать

  • Видеть

  • Сооружать



Образец.

  • Образец.

  • Российские солдаты, охраняющие границу.-

  • Граница, охраняемая российскими солдатами.

  • 1)Ученик, возвраща.щий книгу. 2) Строители, восстанавлива.щие здание. 3)Люди, возрожда.щие город. 4) Вода, враща.щая турбины. 5) Разведчик, выполняя.щий задание. 6) Воды, омыва.щие остров.

  • (Индивидуальная работа )



1)Ученик, возвращающий книгу. 2) Строители, восстанавливающие здание. 3)Люди, возрождающие город. 4) Вода, вращающая турбины. 5) Разведчик, выполняющий задание. 6) Воды, омывающие остров.

  • 1)Ученик, возвращающий книгу. 2) Строители, восстанавливающие здание. 3)Люди, возрождающие город. 4) Вода, вращающая турбины. 5) Разведчик, выполняющий задание. 6) Воды, омывающие остров.



При написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо помнить спряжение глаголов.

  • При написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо помнить спряжение глаголов.



С какими причастиями мы познакомились сегодня?

  • С какими причастиями мы познакомились сегодня?

  • В суффиксах страдательных причастий настоящего времени пишется:

  • буква е , если …

  • буква и, если …



Выучить образование страдательных причастий настоящего времени по учебнику.

  • Выучить образование страдательных причастий настоящего времени по учебнику.

  • Выполнить упр.104