|
Рассказать детям о диких животных
Консультация
«Что рассказать детям о диких животных»
(для родителей)
Составила Гоцка Л.Ю.
Знакомство с природой будет не полным, если не рассказывать ребенку о диких
животных. Без животных природа мертва. Самый маленький ребенок знает, что в
лесу живут звери. Дети искренне сочувствуют зайчишке, за которым охотится ли-
са, им нравится веселая белочка, а как все любят злого жадного волка! Народная
мудрость, выраженная в сказках, не зря наделила зверей человеческими качества-
ми- этим она приближает детей к пониманию природы, будит в них интерес к жи-
телям леса, к их жизни. Детей необходимо знакомить с внешним видом и повадка-
ми диких зверей, обращая внимание на характерные признаки каждого животного,
давая правильные сведения.
Нельзя, например, огульно утверждать, что одни звери и птицы полезны, а другие
вредны. Все зависит от условий, в которые они попадают. Например, хорьки при-
носят вред тем, что уничтожают домашних птиц, а в степях они незаменимы в
борьбе с грызунами. Лучше всего показывать детям в зоопарке живых обитателей
наших лесов, степей, а также пустынь, джунглей и других мест обитания.
Покажите животных, известных им по сказкам и книгам: белку, бурундука, лису,
зайца, медведя, волка, льва, тигра, обезьян и других животных. Лучше всего по-
бывать в зоопарке в теплое время года, когда звери находятся на открытом воздухе.
Подойдя к клетке, позаботьтесь о том, чтобы они были хорошо видны ребенку. Не
следует показывать сразу всех зверей, лучше побывать в зоопарке несколько раз.
Белка.
Дети хорошо знают белку, она маленькая- с котенка. На затылке торчат
ушки с кисточками. Обратите внимание детей младшего возраста на пушистую,
рыжеватую шерстку, выпуклые черные глаза, на пушистый хвост, размером с саму
белку. Белка очень подвижная. Внимание старшего ребенка следует обратить на
цепкие когти белки,рассказать, что она живет на деревьях и проворно лазает по
веткам. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые, потому что она питается
твердым кормом: орехами, семенами хвойных деревьев. Зимой белка линяет, у нее
вырастает густая пушистая шерсть. Кисточки на ушах тоже вырастают и загибаются
назад. Белка не впадает в спячку, но зимой спит много, особенно в холодное
время.
Заяц.
Рассматривая зайца, обратите внимание на его ноги. Расскажите, что во время прыж-
ка заяц сначала выбрасывает вперед длинные задние ноги, а потом передние,
короткие. Если рассматривать следы зайца на снегу, то видны сначала следы задних
ног, а затем передних. Заяц легко поднимается на горку, но спускаться с нее ему
очень трудно. Прочитайте детям стихотворение:
Чьи это лапки на белом снегу наследили?
Кто-то по белому полю бежал.
Корешок чьи-то зубки точили,
На осинке кору обгладал.
Белым столбиком долго сидел,
Навострив свои длинные ушки,
А потом кувырком-
Полетел через голову со снежной горушки.
Можно спросить у ребенка, почему заяц полетел с горки. Заяц норы не делает.
Днем он лежит под кустиком, а ночью выходит на кормежку. Летом корма много,
всюду есть трава, зимой же приходится трудно, заяц бегает на огороды,
грызет капустные кочерыжки или находит и ест сено. А если ничего не
находит, то глодает кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов и лиса,
и волк, и сова, и ястреб. Все они не прочь полакомится вкусной зайчатиной.
Зимой зайца спасает защитная окраска под цвет снега. Недаром говорят:,,Бел, по-
тому и цел.,, Есть еще защита- быстрые ноги. Не вступая в борьбу, заяц спасается
бегством не от трусости, которую ему приписывают. Существует народная поговор-
ка:»Заяц не трус, себя бережет.»
Лиса.
Рассматривая лису, скажите ребенку, что она немного похожа на собаку. У лисы
красивая, густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибать-
ся, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост, при повороте он рабо-
тает, как руль. Зимой на ногах у лисы отрастает густая шерсть, и говорят, что лиса
ходит, как в валенках, и лапы у нее никогда не зябнут. Лиса всеядная, питается све-
жим мясом, охотится на зайцев, крыс, мышей, ест рыбу, лягушек, ящериц. Питается
и растительной пищей: ягодами и плодами кустарников. Очень любит арбузы, при-
чем выбирает только спелые. У лисы хороший слух и обоняние. Зимой она слышит,
как мыши-полевки возятся и пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег
и ловит их. « Лиса мышкует». Летом она приносит большую пользу. У лисы много
врагов, из которых самый опасный- волк. Про лисиц сочинили загадки, загадайте их
детям:
У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней?
Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост- пушистая краса, кто же это? ( Лиса)
Лось.
Лось очень крупное животное. У него высокие ноги. Большие рога на тяжелой голо-
ве. Лось живет в лесах, встречается около болот и рек. Летом в жару он забирается
в густой кустарник, любит залезть по шею в воду. Зимой лосям трудно, они пере-
бираются в малоснежные места. Причем первыми идут лоси с лосятами, а следом
взрослые особи. В голодное зимнее время лоси выходят к людям в поисках еды.
Весной рождаются маленькие лосята. Мать прячет детей в укромном месте, но уже
на 6-7 день они ходят за лосихой. Из-за длинных ног лосята не могут достать траву и
встают на колени, чтобы прокормиться. Рога появляются через год. Лоси живут у нас
в заповедниках и лосефермах. Маленькие лосята быстро приручаются, если их
кормить молоком из бутылочки с соской. Лосей запрягают в сани или ездят на
них в седле.
Волк.
Волк очень похож на собаку. У него грубая, густая шерсть. Большая голова с широ-
ким лбом и толстая шея, которая малоподвижна. Зубы у волка острые. Острое зрение
помогает видеть в темноте, хороший слух- издалека выслеживать жертву. Волк
питается в основном мясом и в поисках пищи может очень долго бегать вместе со
своим многочисленным семейством- волчицей и подросшими волчатами. Зимой
пищу найти трудно, и волк часто остается голодным. Загадайте детям загадки про
волка:
Кто зимой холодной бродит злой, голодный?
Все клыками щелк. Кто же это? ( Волк)
Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, где-нибудь в глухом
овраге. Маленького волчонка можно приручит, но полностью доверять ему нельзя.
Могут проявиться качества хищника.
Медведь.
Первой любимой игрушкой многих детей бывает плюшевый мишка. И поэтому им
очень интересно посмотреть на настоящего, живого медведя. Детей поражает гро-
мадное, неуклюжее тело медведя, покрытое бурым мехом, как теплой шубой. У
медведя маленькие глазки и слабое зрение. Ноги при ходьбе он ставит внутрь паль-
цами и наружу пятками, поэтому медведя называют косолапым. Лапы у него сильные
с голыми ступнями, как и у белого медведя. В народе медведя называют,,босоногий
мужик,, Благодаря голым подошвам, медведь очень тихо подкрадывается, даже
веткой не хрустнет. Питается медведь грибами, ягодами, орехами. Но особенно он
любит, забравшись в улей, полакомиться медом. Медведь разоряет муравейники,
съедая муравьев. Иногда медведи питаются рыбой. Часами медведь может сидеть
с поднятой лапой и ждать, когда подплывет крупная рыба, затем ловко бьет ее лапой
и подбирает. Осенью медведь усиленно питается, нагуливает жир и ложиться спать
на долгую зиму в берлогу.
Загадайте детям загадки про медведя:
Кто мохнатый и большой спит в берлоге зимой?
Косолапые ноги, зиму спит в берлоге. Догадайся, ответь, кто же это? (Медведь)
|
|
|