|
Семья и толерантность подростка
Семья и толерантность подростка
Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Формирование толерантности подростков в семье имеет многоплановый характер в условиях многонационального и поликультурного населения. Семья является той социальной ячейкой, в которой начинается формирование толерантности и создается психологическая ситуация, которая обеспечивает его дальнейшее развитие. В каждой семье составляется своя индивидуальная воспитательная система.
В основу формирования толерантности подростков в семье необходимо заложить обучение культуре мира и правам человека. Основное содержание воспитательного процесса общечеловеческих ценностей предложено В. Караковским, который считает, что в процессе воспитания необходимо обратиться к фундаментальным ценностям, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные нужды и поступки.
Под процессом воспитания толерантности имеется в виду создание пространства прямого или опосредствованного взаимодействия с другими, другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря, сосуществования разного.
Воспитание детей в семье — специальная педагогическая деятельность родителей, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка. Исследования показывают: часть родителей осуществляет воспитание на низком уровне, неосознанно, стихийно, безответственно. Детей воспитывают, придерживаясь моделей поведения собственных родителей, перекладывая воспитание на школу, не зная, что и как нужно делать.
Для того, чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, необходимое владение соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как консенсус (согласие), компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п.
Необходимо, чтобы родители сознавали, что толерантность — это:
социокультурная основа ненасилия;
предпосылка для вырабатывания суждений, основой которых являются моральные ценности;
особая форма личностного отношения, в основе которого лежат понимания и принятие другой культуры, другой «самости», и терпимость;
-
проявление индивидуальности человека, признание, ее автономии и ответственности за собственный выбор, открытости для духовной конкуренции, умение критически мыслить;
выносливость относительно неблагоприятных эмоциональных факторов, стойкость к стрессу.
Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Воспитать подростка толерантно- это формировать у него адекватную уступчивость. Воспитывая подростка толерантным, необходимо обнаруживать толерантность и самим родителям.
Проявление толерантности означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, поведению и ценностями и имеют право жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания к другому, солидарности. Какие же принципы воспитания толерантности в семье?
Принцип связи воспитания толерантности с жизнью. Родители должны ориентировать подростка не только на ситуации в обществе вообще, а и на жизненные ситуации, связанные с толерантным взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами.
Принцип уважительного отношения к личности. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мысль ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с другим взглядом на мир.
Принцип опоры на положительные качества ребенка. Воспитывая моральное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в подростке личность, которая самостоятельно развивается, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у подростков становится актуализация положительных черт, положительного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.
Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности. Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Необходимо создать социальную среду, основанную на идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. С данным принципом тесно связан следующий принцип воспитания толерантности.
Принцип завуалированности влияний и сопротивления ребенка на активность взрослых. Специфика морального воспитания заключается в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми и подростками воспринимаются как морализирование и поэтому они часто сопротивляются влияниям.
Принцип единства знания и поведения. Данный принцип требует построения воспитательного процесса формирования толерантности на двух взаимозависимых уровнях: информационном уровне (который дает знание о толерантности, ее проявлении, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантность) и на поведенческом уровне (вооружение умениями и привычками толерантного взаимодействия), что составляют единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умения конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, которые имеют определенные отличия.
Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне нее. Подросток осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности, которые его поймут и поддержат в трудной ситуации.
Воспитывая подростка в семье толерантным, можно использовать опыт А. Макаренко и его лозунг: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».
Приложение
Уважаемые родители!
Мы просим вас принять участие в опросе, характеризующем взаимоотношения учащихся в классе. Анкета анонимная. Подумайте над тем, какой класс у вашего ребенка, какие отношения между учащимися. Попробуйте оценить их. Для этого начинайте каждое предложение фразой «В нашем классе есть (присутствует)...». После каждого утверждения поставьте условный знак (Х) в графе того ответа, который, на ваш взгляд, больше подходит для вашего классного коллектива. Спасибо!
№
|
Вопросы
|
Да
|
Не знаю
|
Нет
|
1
|
Умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь?
|
|
|
|
2
|
Умение уважительно общаться с ребятами, без резких выкриков, обзывания, кличек?
|
|
|
|
3
|
Стремление разобраться в проблеме ребят, проявление интереса?
|
|
|
|
4
|
Готовность принять и дать совет, предложение?
|
|
|
|
5
|
Умение хвалить, соглашаться, утешать?
|
|
|
|
6
|
Доброжелательность друг к другу?
|
|
|
|
7
|
Общение без подавления, без угроз, без осуждения и критики?
|
|
|
|
8
|
Умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая?
|
|
|
|
9
|
Стремление поддержать друг друга, подбодрить?
|
|
|
|
10
|
Признание права каждого быть непохожим на других?
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
|
|
|