|
«Дикие животные»
Конспект занятия
по развитию лексико – грамматической стороны речи
у детей среднего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи
Тема: «Дикие животные»
Тема «Дикие животные»
Коррекционно – образовательные задачи:
формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, трусливый, косолапый, колючий).
формирование навыка узнавания предмета (животного) по описанию.
формирование обобщающего понятия «дикие животные».
-
совершенствование грамматического строя речи: формирование навыка правильного употребления существительных в форме родительного падежа, закрепление навыка употребления существительных в форме винительного падежа
Коррекционно – развивающие задачи:
развитие слухового восприятия: различение тихого и громкого звучания игрушки, выделение заданного слова из ряда слов,
-
развитие общей моторики, координации речи с движением,
развитие конструктивного праксиса
Коррекционно – воспитательные задачи:
формирование положительной установки на участие в занятии.
Формирование интереса к живой природе, доброжелательности.
Оборудование: игрушечный медведь, предметные картинки (заяц, медведь, еж, лиса, елки), разрезные картинки (заяц, медведь, еж, лиса), погремушки, сюжетная картинка «Три медведя»
Предварительная работа: разучивание подвижной игры с речевым сопровождением «Три медведя»
Ход занятия
1. Организационный момент:
Внимание детей привлекает игрушка – медведь.
Логопед: Ребята, к нам в гости пришел маленький медвежонок и хочет с вами познакомиться.
Медвежонок: Здравствуйте, ребята, меня зовут медвежонок Пух. А как зовут тебя? А как зовут тебя? (и т.д.)
Дети называют свои имена.
Медвежонок: Вы знаете, где я живу?
Ребенок: В лесу
Медвежонок: А давайте отправимся в лес и узнаем, кто еще там живет.
Логопед: Раз, два, три, четыре, пять
В лес пойдем мы погулять.
Дети подходят к доске и садятся на стульчики. На доске: предметные картинки заяц, медведь, еж, лиса, елки.
2. «Кого ты видишь» (существительные в форме винительного падежа)
Логопед: В лесу живет много животных, но они спрятались. Покажи и назови, кого ты видишь? (определение животного по части тела)
Ребенок: Я вижу зайца (показывает и называет)
Логопед: Правильно, это маленький трусливый заяц
Ребенок: Я вижу лису (показывает и называет)
Логопед: Это рыжая хитрая лиса
Ребенок: Я вижу ежика (показывает и называет)
Логопед: Это маленький колючий ежик
Ребенок: Я вижу медведя (показывает и называет)
Логопед: Это большой косолапый медведь
Логопед: Вы правильно назвали каждого, а как можно назвать всех одним словом?
Ребенок: Животные.
Логопед: Где живут эти животные?
Ребенок: В лесу
Логопед: Если они живут в лесу, то какие это животные?
Ребенок: Дикие животные.
Логопед: Правильно. Это дикие животные, они живут в лесу, сами о себе заботятся, сами себе добывают еду.
3. «Кого не стало» (существительные в форме родительного падежа)
Логопед: А теперь животные предлагают вам поиграть в прятки. Вы закроете глазки, а кто – то из животных спрячется за елочку. Вы откроете глазки и скажите, кого не стало.
Дети закрывают глаза, логопед закрывает лису (медведя, зайца, ежика по очереди) елочкой
Логопед: Кого не стало?
Ребенок: Не стало лисы
Ребенок: Не стало медведя
Ребенок: Не стало зайца
Ребенок: Не стало ежика
Логопед: Молодцы! Вы правильно отгадали, кто спрятался
4. Физкультминутка «Три медведя»
Логопед: Мы хорошо потрудились, теперь можно и поиграть.
Логопед приглашает детей на ковер. Рассматривание сюжетной картины «Три медведя»
Логопед: Кто нарисован на картине?
Ребенок: Медведи
Логопед: Правильно. Это медведь – папа. Это – мама и их сынок.
Дети с логопедом выполняют упражнение «Три медведя»
Три медведя шли домой,
Папа был большой – большой,
Мама чуть пониже ростом,
А сынок – малютка просто.
Очень маленький он был.
С погремушкою ходил
На последние слова дети берут погремушки и звенят. Логопед дает задание: погремушка звенит тихо, погремушка звенит громко. Упражнение выполняется 2 раза
5. «Отгадай, про кого я говорю» (узнавание предмета (животного) по описанию)
Логопед приглашает детей сесть на свои места за стол. На доске предметные картинки (заяц, медведь, еж, лиса)
Логопед: Медвежонок приготовил для нас интересное задание. Но сначала посмотрите на картинки и отгадайте, про кого я скажу: маленький, трусливый, длинноухий
Ребенок: Про зайца
Логопед: Про кого я скажу: рыжая, хитрая, пушистая
Ребенок: Про лису
Логопед: Про кого я скажу: большой, косолапый
Ребенок: Про медведя
Логопед: Про кого я скажу: маленький, колючий
Ребенок: Про ежика
Ребенок, который дает правильный ответ, получает картинку с изображение этого животного
6. «Собери картинку» (развитие конструктивного праксиса)
У каждого ребенка на столе лежит картинка с изображением животного.
Логопед: Назовите, кто у вас на картинке?
Ребенок: У меня лиса
Ребенок: У меня заяц
Ребенок: У меня ежик
Ребенок: У меня медведь
Логопед: Медвежонок приготовил для вас интересное задание.
Логопед показывает детям конверты, раздает каждому
Логопед: Посмотрите, какие конверты принес вам медвежонок. Достаньте из конвертов картинки. Эти картинки такие же, как у вас, но, разрезанные на части. Помогите медвежонку собрать целые картинки.
Логопед: кто у вас получился? Как назовем одним словом?
Логопед: Молодцы, вы справились с заданием.
7. «Кто самый внимательный» (развитие слухового восприятия)
Логопед приглашает детей выйти на ковер.
Логопед: Медвежонок хочет поиграть с вами в игру и узнать, кто у нас самый внимательный. Я буду называть слова, а когда вы услышите слово «медведь», вы хлопните в ладоши.
«Медведь, лиса, медведь, медведь, заяц, ежик, ежик, медведь лиса, ежик, заяц, медведь»
Дети выполняют упражнение.
Логопед: Молодцы, вы все очень внимательные и медвежонку очень понравилось у нас в гостях, понравилось с нами играть. Он говорит вам: «Спасибо!», «До свидания». Ему пора домой – в лес!
Дети машут медвежонку.
8. Итог занятия
Логопед: Ребята, про кого мы сегодня говорили?
Ребенок: про диких животных
Логопед: Кто был у нас в гостях?
Логопед: В какие игры мы играли, что вам понравилось на занятии?
Картинный материал:
|
|
|