|
Рассказ Чистый понедельник
Урок литературы для 11 класса учителя Фроловой Т.В..
Урок № 2.
Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).
Цель:
формировать знания по теме: рассказ как жанр;
формировать умения и навыки исследовательской деятельности учащихся;
в ходе анализа рассказа выявить художественные особенности.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Во вступительном слове, учитывая значение основных биографических сведений о писателе, учитель расскажет, что сборник «Темные аллеи» был создан в 1937-1945 годах. В него вошли тридцать восемь рассказов. Любимую книгу Бунина неслучайно называют книгой любви, но любовь видится автору в трагической обреченности или недолговечности. Это связано с мироощущением писателя, с восприятием им драматичности окружающей жизни. В статье Ф. А. Степуна, напечатанной в первом томе восьмитомного собрания сочинений И. А. Бунина (М., 1993 г.), отмечено: «Настаиваю, что сущность «Темных аллей» не в описании мимолетных встреч, а в раскрытии неизбывной трагедии человека, единственного в мире существа, принадлежащего двум мирам: земле и небу, полу и любви».
«Темные аллеи» были написаны в основном в Грассе в годы оккупации Франции. Бунин писал самозабвенно, сосредоточенно, он весь отдался написанию книги, о чем свидетельствуют его дневниковые записи. В письмах Бунин вспоминал, что перечитывая Н. П. Огарева, остановился на строчке из его стихотворения: «Кругом шиповник алый цвел, стояла темных лип аллея». Он писал Н. Теффи, что «все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких алееях» (Бунин И. А. Сочинения: в 3-х т. Т. 3. – М., 1982 г., стр. 522). Любовь в «Темных аллеях» чаще всего не просто кратковременна, она на мгновение озаряет жизнь человека и уходит, но всегда остается в его памяти. На этом построено большинство сюжетов сборника.
Вопрос урока: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина – это рассказ о любви или иносказание об огненном змее и огненном ангеле, которые сжигают человеческую душу? Что такое любовь? Служение ангелу или демону?»
Анализ рассказа.
Беседа:
Понравился ли вам рассказ?
Как воспринимает писатель мир города?
Назовите неожиданные для вас метафоры, эмоционально окрашенные причастия.
-
С помощью справочной литературы и комментариев к рассказу выявите значение таких названий и понятий, как Охотный ряд, Иверская, Рогожское кладбище, «воздухи», «икона Богородицы Троеручицы», стихира, театральный «капустник», канкан, рипида, трикидий, «крюки».
Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе?
Какое место они занимают в истории и как относится к ним Бунин?
Можно ли почувствовать в тексте степень авторских пристрастий к Андрею Белому, Валерию Брюсову?
Как соотносятся приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? Какими штрихами писатель добивается эффекта исторической глубины?
-
Размышляя об особенностях временной организации, обратите внимание на то, как уже в экспозиции рассказа создается эффект неопределенности будущего, непрозрачности судьбы героев.
I группа:
«Странная любовь» (занятия героини, совместные поездки, надежды героя на счастье).
1) Что лежит в основе отношений героев?
2) Как описывает Бунин их душевное состояние?
3) Сравните глубину и выразительность образов героя и героини, сопоставьте их мироощущения.
Какую роль в передаче «эмоциональных вихрей», испытываемых героями, играют приемы лирического «заражения» (ассоциативные параллели, ритмическая и звуковая организация текста).
II группа.
Прощенное воскресенье и Чистый понедельник в рассказе.
Как соотносятся образы природы с чувствами человека?
Каково основное настроение рассказа?
Как вы понимаете «ее» просьбу – не ждать, не искать?
III группа.
«Странная героиня» - «Шамаханская царица».
Насколько серьезно предыстория героини мотивирует ее поведение и предопределяет ее будущее?
Важна ли, с вашей точки зрения, «социальная родословная» для персонажей бунинской прозы эмигрантской поры?
Случайно ли в описаниях «типических обстоятельств» жизни бунинских героев преобладают «небунинские» характеристики «зачем-то», «что-то», «почему-то»?
-
Пытается ли Бунин придать впечатление логической мотивированности поступкам героев? Каковы источники внутренней неуспокоенности, духовного «странничества» героини – социально-исторические обстоятельства жизни, нравственно-религиозные поиски или менее прозрачные для нее самой причины иного – метафизического уровня? Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья», устоявшейся и размеренной жизни?
IV группа.
«Прошло почти два года с того Чистого понедельника…»
Охарактеризуйте состояние героя.
Воспроизведите сцену последней встречи в обители (перескажите близко к тексту).
Как вы думаете, почему то, что было у героя с «нею» в течение нескольких месяцев, и то, что было много лет без «нее» потом – композиционно занимает в рассказе столь различные по объему места?
Раскройте отношение автора к любви, жизни, памяти.
III. Обобщение
Общее задание:
Ответьте на вопрос урока: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина – это рассказ о любви или иносказание об ее огненном змее и огненном ангеле, которые сжигают человеческую душу? Что такое любовь? Служение ангелу или демону?»
Как вы понимаете высказывание Н. Гумилева: «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять»?
Насколько подробно и объективно воспроизведен Буниным портрет героини – позы, жесты, манера держаться – все то, что составляет секрет женского обаяния? Нет ли противоречия в том, что с одной стороны, увлеченный героиней рассказчик видит ее всякий раз в конкретной ситуации («здесь и сейчас»); с другой стороны, он рисует ее портрет «по памяти»?
События рассказа протекают в январе-марте. В тексте упоминаются религиозные праздники. Как это сказывается на смысловом итоге рассказа? Когда герой повествования в последний раз видит героиню?
-
Как сопрягаются в произведении мотивы любви, мучительной радости и неизбежности ее конца, целительной силы памяти?
В. Ю. Ходасевич давал такую рекомендацию читателям и интерпретаторам творчества писателя: «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую философию». Прокомментируйте это утверждение, используя конкретные примеры из текста.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание
Написать сочинение на темы:
1. «Писатели, упоминаемые на страницах рассказа «Чистый понедельник» И. А. Бунина»;
2. «Противоречие Шамаханской царицы»;
3. «Дьявольское и божественное на страницах рассказа «Чистый понедельник» И. А. Бунина»;
4. «Как я понимаю смысл заглавия рассказа «Чистый понедельник» И. А. Бунина»;
5. «Несостоявшаяся встреча…» Как бы я продолжил(а) рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина»;
-
Подготовить иллюстрации по рассказу с комментарием;
Придумать кроссворды, викторину по рассказу.
|
|
|