Главная страница

Рассказ Чистый понедельник


Скачать 53.43 Kb.
Название Рассказ Чистый понедельник
Дата 25.02.2016
Размер 53.43 Kb.
Тип Рассказ

Урок литературы для 11 класса учителя Фроловой Т.В..

Урок № 2.

Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).

Цель:

  1. формировать знания по теме: рассказ как жанр;

  2. формировать умения и навыки исследовательской деятельности учащихся;

  1. в ходе анализа рассказа выявить художественные особенности.

Ход урока:

    1. Вступительное слово учителя.

Во вступительном слове, учитывая значение основных биографических сведений о писателе, учитель расскажет, что сборник «Темные аллеи» был создан в 1937-1945 годах. В него вошли тридцать восемь рассказов. Любимую книгу Бунина неслучайно называют книгой любви, но любовь видится автору в трагической обреченности или недолговечности. Это связано с мироощущением писателя, с восприятием им драматичности окружающей жизни. В статье Ф. А. Степуна, напечатанной в первом томе восьмитомного собрания сочинений И. А. Бунина (М., 1993 г.), отмечено: «Настаиваю, что сущность «Темных аллей» не в описании мимолетных встреч, а в раскрытии неизбывной трагедии человека, единственного в мире существа, принадлежащего двум мирам: земле и небу, полу и любви».

«Темные аллеи» были написаны в основном в Грассе в годы оккупации Франции. Бунин писал самозабвенно, сосредоточенно, он весь отдался написанию книги, о чем свидетельствуют его дневниковые записи. В письмах Бунин вспоминал, что перечитывая Н. П. Огарева, остановился на строчке из его стихотворения: «Кругом шиповник алый цвел, стояла темных лип аллея». Он писал Н. Теффи, что «все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких алееях» (Бунин И. А. Сочинения: в 3-х т. Т. 3. – М., 1982 г., стр. 522). Любовь в «Темных аллеях» чаще всего не просто кратковременна, она на мгновение озаряет жизнь человека и уходит, но всегда остается в его памяти. На этом построено большинство сюжетов сборника.

Вопрос урока: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина – это рассказ о любви или иносказание об огненном змее и огненном ангеле, которые сжигают человеческую душу? Что такое любовь? Служение ангелу или демону?»

    1. Анализ рассказа.

Беседа:

  1. Понравился ли вам рассказ?

  2. Как воспринимает писатель мир города?

  3. Назовите неожиданные для вас метафоры, эмоционально окрашенные причастия.

  4. С помощью справочной литературы и комментариев к рассказу выявите значение таких названий и понятий, как Охотный ряд, Иверская, Рогожское кладбище, «воздухи», «икона Богородицы Троеручицы», стихира, театральный «капустник», канкан, рипида, трикидий, «крюки».

  5. Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе?

  6. Какое место они занимают в истории и как относится к ним Бунин?

  7. Можно ли почувствовать в тексте степень авторских пристрастий к Андрею Белому, Валерию Брюсову?

  8. Как соотносятся приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? Какими штрихами писатель добивается эффекта исторической глубины?

  9. Размышляя об особенностях временной организации, обратите внимание на то, как уже в экспозиции рассказа создается эффект неопределенности будущего, непрозрачности судьбы героев.

I группа:

«Странная любовь» (занятия героини, совместные поездки, надежды героя на счастье).

1) Что лежит в основе отношений героев?

2) Как описывает Бунин их душевное состояние?

3) Сравните глубину и выразительность образов героя и героини, сопоставьте их мироощущения.

  1. Какую роль в передаче «эмоциональных вихрей», испытываемых героями, играют приемы лирического «заражения» (ассоциативные параллели, ритмическая и звуковая организация текста).

II группа.

Прощенное воскресенье и Чистый понедельник в рассказе.

  1. Как соотносятся образы природы с чувствами человека?

  2. Каково основное настроение рассказа?

  3. Как вы понимаете «ее» просьбу – не ждать, не искать?

III группа.

«Странная героиня» - «Шамаханская царица».

  1. Насколько серьезно предыстория героини мотивирует ее поведение и предопределяет ее будущее?

  2. Важна ли, с вашей точки зрения, «социальная родословная» для персонажей бунинской прозы эмигрантской поры?

  3. Случайно ли в описаниях «типических обстоятельств» жизни бунинских героев преобладают «небунинские» характеристики «зачем-то», «что-то», «почему-то»?

  4. Пытается ли Бунин придать впечатление логической мотивированности поступкам героев? Каковы источники внутренней неуспокоенности, духовного «странничества» героини – социально-исторические обстоятельства жизни, нравственно-религиозные поиски или менее прозрачные для нее самой причины иного – метафизического уровня? Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья», устоявшейся и размеренной жизни?

IV группа.

«Прошло почти два года с того Чистого понедельника…»

  1. Охарактеризуйте состояние героя.

  2. Воспроизведите сцену последней встречи в обители (перескажите близко к тексту).

  3. Как вы думаете, почему то, что было у героя с «нею» в течение нескольких месяцев, и то, что было много лет без «нее» потом – композиционно занимает в рассказе столь различные по объему места?

  4. Раскройте отношение автора к любви, жизни, памяти.

III. Обобщение

Общее задание:

  1. Ответьте на вопрос урока: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина – это рассказ о любви или иносказание об ее огненном змее и огненном ангеле, которые сжигают человеческую душу? Что такое любовь? Служение ангелу или демону?»

  2. Как вы понимаете высказывание Н. Гумилева: «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять»?

  3. Насколько подробно и объективно воспроизведен Буниным портрет героини – позы, жесты, манера держаться – все то, что составляет секрет женского обаяния? Нет ли противоречия в том, что с одной стороны, увлеченный героиней рассказчик видит ее всякий раз в конкретной ситуации («здесь и сейчас»); с другой стороны, он рисует ее портрет «по памяти»?

  4. События рассказа протекают в январе-марте. В тексте упоминаются религиозные праздники. Как это сказывается на смысловом итоге рассказа? Когда герой повествования в последний раз видит героиню?

  5. Как сопрягаются в произведении мотивы любви, мучительной радости и неизбежности ее конца, целительной силы памяти?

  6. В. Ю. Ходасевич давал такую рекомендацию читателям и интерпретаторам творчества писателя: «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую философию». Прокомментируйте это утверждение, используя конкретные примеры из текста.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание

      1. Написать сочинение на темы:

1. «Писатели, упоминаемые на страницах рассказа «Чистый понедельник» И. А. Бунина»;

2. «Противоречие Шамаханской царицы»;

3. «Дьявольское и божественное на страницах рассказа «Чистый понедельник» И. А. Бунина»;

4. «Как я понимаю смысл заглавия рассказа «Чистый понедельник» И. А. Бунина»;

5. «Несостоявшаяся встреча…» Как бы я продолжил(а) рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина»;

      1. Подготовить иллюстрации по рассказу с комментарием;

      2. Придумать кроссворды, викторину по рассказу.