|
В гаванях афинского порта Пирей
Тема урока: В гаванях афинского порта Пирей.
Цель урока: показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить как жили жители афинского порта Пирей, выявить каковы были категории населения; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах, выявить источники рабства;
Развивать у уч-ся умение работать с учебником и тетрадью, с историческими документами, умение выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
Воспитывать у уч-ся культуру поведения на уроке, культуру общения; прививать чувство уважения к истории и культуре других стран.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-путешествие с элементами лабораторной работы.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция», на доске – маршрут путешествия, карточки с новыми понятиями, документ (неск-ко экземпляров по количеству уч-ся)
Орг. момент: Приветствие, настрой к предстоящей работе, д/з -§ 36,
Ход урока:
Оформление доски – маршрут путешествия
порт Пирей
верфи
Документалкино гавань
триера
Рассказкино
Изучалкино
Новознайкино картина
Картинкино-читалкино « В торговой гавани»
Группы населения Афин:
1) граждане; 2) переселенцы;
что привозили?3) рабы.
что вывозили? стр. 164
Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в Афинский порт Пирей и передвигаться мы будем не совсем обычным образом – не на самолете, поезде, машине, а на триере по морю и колеснице по суше – единственных средствах передвижения в то время.
Наш транспорт отправляется по маршруту: «Рассказкино-Новознайкино». Промежуточные станции – «Картинкино-Читалкино», «Документалкино», «Изучалкино».
Целью нашего путешествия будет знакомство с жизнью населения главного афинского порта Пирей.
Итак, отправляемся в путь!
Мы в Древней Греции. Наши триеры прибыли на станцию Рассказкино.
Давайте вспомним, с чего мы начинаем знакомство со страной?
-Где же располагается страна, в которую мы попали?
- Какая область находится в Средней Греции? Какой самый крупный полис был в Аттике?
После побед под при Саламине и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Греки стали освобождать от персов захваченные ими острова Эгейского моря и города Малой Азии.Для борьбы с персами Афины создали военный союз приморских греческих государств. Этот союз называют Афинским морским союзом.
Афинский морской союз довел войну до победного конца.
В 5-м веке до н. э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5— 6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны Длинные стены. В Пирее находились две военные и одна торговая гавань.
В военных гаванях.
Узкие входы в гавани запирались железными цепями или просмоленными канатами. Со стороны суши каменные стены ограждали гавани, защищая их от любопытных глаз. Размещенный в гаванях афинский флот был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер. На военных кораблях служили только афинские граждане.
Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя — как отец, так и мать — были гражданами.
В гаванях можно было встретить как бедных граждан, так и зажиточных.
- Как вы думаете, зачем бедные граждане приходили в военную гавань? Зачем приходили богачи?
Бедные граждане приходили сюда на заработки. Это были гребцы и матросы, рабочие на верфях, где чинили старые и строили новые корабли. Изо дня в день здесь стучали топорами, пропитывали днища триер смолой, затыкали образовавшиеся в плавании щели.
В гаванях можно было увидеть и богача, например землевладельца или купца. Он пришел, чтобы выполнить почетную, но разорительную обязанность. По афинским законам богатейшие граждане должны были за свой счет снарядить по боевому кораблю.
Наше путешествие продолжается и мы прибываем на станцию «Картинкино-Читалкино». Находится эта станция в торговой гавани. Эта станция позволит нам узнать чем торговали афиняне и с кем?
Торговая гавань самая обширная из гаваней Пирея, куда прибывало множество кораблей из разных стран и городов.
-Давайте внимательно рассмотрим картину и ответим на вопрос: Чем торговали в этой гавани?
-А теперь, чтобы убедиться в нашей правоте, давайте найдем подтверждение в учебнике, который мы захватили с собой в путешествие.
Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки — слоновую кость, из причерноморских колоний — зерно, соленую рыбу и рабов.
Жадные до новостей афиняне кидались к вновь прибывшему купцу с вопросом: «Что нового?» Узнавали о ценах на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищами.
Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. Деньги шли в казну Афинского государства. Сборщиками пошлины были граждане, избранные по жребию на эту должность.
Купцы везли за море изделия афинских ремесленников: великолепные сосуды из глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. В больших количествах вывозили вино и оливковое масло, которые скупали у земледельцев Аттики. Это привело к тому, что земледельцы меньше прежнего сеяли хлеб, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило.
Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевшись так же, как и остальные афиняне, поклонились тем же богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве. Граждане такого налога не платили.
Отправляемся дальше. Следующая станция – «Документалкино». На этой станции нам как настоящим путешественникам предстоит поработать с историческим документом. Эта работа позволит нам узнать об еще одной категории населения, проживающей в Афинском полисе.
К сожалению в Пирее торговали не только маслом и зерном, рыбой и украшениями, но и людьми, как скотом.
Давайте вспомним, откуда брались рабы в Афинском государстве? Могли ли афинские граждане попасть в рабство?(Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратами.)
Где применялся труд рабов в Греции?
Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскаленному металлу тяжелым молотом.
Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами или прессом виноград.
Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землей, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду.
Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.
Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы — сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду.
А теперь приступаем к изучению документов.
За один день работы в 5-м веке до н. э. свободным афинянам платили: каменотесам — одну драхму, морякам — треть драхмы, судьям — треть драхмы. Известно, что афинская семья из 3 — 4 человек тратила на питание не менее половины драхмы в день.
Цены на рабов в Афинах в 5-м веке до н. э.:
погонщик ослов — 140 драхм, прислужник за столом — 215 драхм, золотых дел мастер — 360 драхм;
…Во всех ремеслах… нужны бывают соответствующие для них инструменты…и из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие – одушевленными… раб же является в известной степени одушевленной частью собственности….(Аристотель. Политика)
- Как обращались с рабами? Все ли граждане могли позволить себе иметь рабов?
Садимся в колнсницы и отправляемся на следующую станцию – «Изучалкино». На этой станции мы должны с вами сделать вывод на какие группы делилось население Афин?
Граждане
Переселенцы
Рабы.
И снова в путь! Мы на последней станции – «Новознайкино». На этой станции мы не будем ничего изучать, мы будем делиться впечатлениями о путешествии и вспоминать все, о чем узнали.
_Что нового мы сегодня узнали? Какие новые слова появились в нашем словаре? Что больше всего понравилось, запомнилось?
На этом наше путешествие подошло к концу. Надеюсь вам было интересно. А сейчас мы возвращаемся в класс, где наши самые активные путешественники получат вознаграждение в виде оценок.
|
Что такое триера?
карта
опорные слова
Аттика
Полис- город-государство
Иллюстрация-карта
Как вы думаете, кто по закону считался гражданином в Афинах?
(тетрадь)
Работа с учебником – стр. 173 – работа с иллюстр.
Стр. 172, 2 пункт – что привозили
Пошлина???
Стр 173 первый сверху абзац – что вывозили
Иллюстрации на доске, на партах
Комментированное чтение
Работа с документами
Запись в тетради
|
Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами.
Амфора – сосуд для вина и масла
Пифос– глиняная бочка для хранения зерна.
Гавань – прибрежная часть моря, используемая для стоянки судов, где производится погрузка и разгрузка товара, посадка и высадка пассажиров.
Верфи – предприятие, занимающееся постройкой и ремонтов судов.
Триера – мелкосидящее судно с тремя рядами весел.
Что привозили:
- льняные ткани
- папирус
- слоновую кость
- зерно
- соленую рыбу
- рабов.
Что вывозили:
-изделия афинских ремесленников
- вино
- оливковое масло
Население Афин
- граждане
- переселенцы
- рабы
1) За один день работы в 5-м веке до н. э. свободным афинянам платили: каменотесам — одну драхму, морякам — треть драхмы, судьям — треть драхмы. Известно, что афинская семья из 3 — 4 человек тратила на питание не менее половины драхмы в день.
2)Цены на рабов в Афинах в 5-м веке до н. э.:
погонщик ослов — 140 драхм, прислужник за столом — 215 драхм, золотых дел мастер — 360 драхм;
3)…Во всех ремеслах… нужны бывают соответствующие для них инструменты…и из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие – одушевленными… раб же является в известной степени одушевленной частью собственности….(Аристотель. Политика)
УРОК – ЭКСКУРСИЯ: «В гаванях афинского порта Пирей»
ЦЕЛИ:
- способствовать формированию представления о роли афинского порта Пирей, его гаванях, торговле.
- развитие навыков работы с картой, схемой, наглядным материалом, развитие речи, памяти, работы с историческими источниками и понятиями.
- воспитание негативного отношения к рабству, уважения к культуре других народов.
№
|
ХОД УРОКА
|
|
Орг момент.
|
|
Актуализация знаний по теме полисы Древней Греции. Афины.
- работа с картой.
- в какой части Греции расположены Афины?
- покажите на карте, в какой области Греции находились Афины?
- Что было главным занятием афинян?
- Афины расположены на побережье моря или в стороне от него?
|
|
Новая тема.
- вводное слово учителя
Сегодня у нас с вами не простой урок, а урок экскурсия.
Мы отправимся в древний город Пирей, который был афинским портом.
Наша с вами цель в путешествии – посмотреть, что собой представлял город – порт, как он выглядел, чем торговали жители Афин и Пирея, какие категории людей жили в Афинах.
В ходе нашей экскурсии мы с вами будем выполнять задания, которые помогут нам лучше узнать жизнь в Пирее.
Итак, мы отправляемся в путь.
|
|
1 задание: - работа со схемой города Пирей.
Поскольку сами Афины расположены в стороне от моря, то жителями города был построен специальный город-порт. Им стал Пирей, расположенный в 5-6 км. От Афин.
Сначала афинским портом была Фалерская бухта, она была ближе к Афинам, но когда значение моря в жизни афинян возросло, порт перенесли в Пирей.
Посмотрите на схему города и попробуйте ответить почему?
Что значит город – порт?
Что нужно для того, чтобы корабли могли подойти к берегу?
Город расположен на небольшом полуострове, со всех сторон окруженном морем. В нем много гаваней, для того, чтобы корабли могли близко подойти к берегу.
Сколько гаваней вы видите в Пирее? – 3
- в Пирее было две военные гавани и одна торговая.
Давайте теперь побываем в военной гавани.
- работа со схемой.
Зачем Афинянам нужны военные гавани? – в них стоял военный флот афинян.
- как назывались военные корабли афинян? – триеры
- в чем преимущество триер?
- Сколько военных кораблей было в военном флоте Афин? - 400
- Посмотрите на схему и скажите, как афиняне укрепили свои военные гавани?
- на военных кораблях служили граждане.
Работа с понятием «гражданин»
- как вы думаете, кого в Афинах называли гражданами?
В гаванях было много бедных граждан, которые пришли сюда на заработки.
Они работали гребцами, матросами, чинили и строили корабли на верфях (место в порту, где строили и чинили корабли)
Но в гаванях можно было встретить и богача. Он пришел на верфь, чтобы выполнить почетную и разорительную обязанность – на свои деньги снарядить боевой корабль. Таков был закон в Афинах.
|
|
- задание 2: - работа с картиной.
Посмотрите, перед нами торговая гавань Пирея.
Сюда приезжали корабли со всего света, привозили ткани, слоновую кость.
Посмотрите на картину.
Чем торговали афиняне?
Кувшины – вино и оливковое масло,
Мужчины выгружают рыбу.
Афиняне торговали вином, оливковым маслом, изделиями ремесла. Самым лучшим изделием афинских ремесленников были вазы.
Посмотрите. (показ слайда с изображением ваз)
Посмотрите, на переднем плане люди несут мешки, как вы думаете, что в них?
Откуда привозили зерно в Афины? – из колоний
- перед разгрузкой купец, привезший товар в Афины платил пошлину за право торговать в Афинах.
|
|
Задание 3: - работа со схемой.
- посмотрите, на схеме изображены различные категории людей, проживающие в Афинах.
- попытайтесь определить, кто такие Граждане, вольноотпущенники, переселенцы, рабы.
|
|
физкультминутка
|
|
- работа с историческими источниками.
- давайте представим себе жизнь рабов в Афинах.
- посмотрите на документ 1,
Чем еще торговали в гавани Пирея? – рабами.
Могли ли быть в Афинах рабы-греки?
Откуда привозили рабов?
кто становился рабом в Афинах?
|
|
- прочитайте документ 2.
Где применялся труд рабов?
- стр 166 давайте решим задачу.
За 1 день работы свободным афинянам платили каменотесам 1 драхму, морякам – треть драхмы, а погонщик ослов стоил 140 драхм..
Все ли афиняне могли купить раба, если известно, что в день на еду тратилось половина драхмы?
- самая тяжелая участь ждала рабов, попавших в рудники.
|
|
- чтение документа 3.
Каковы причины восстаний рабов в Афинах?
|
|
Закрепление .
Работа по слайдам презентации.
Зачем Афинам понадобилось строить специальный город – порт?
Почему был выбран Пирей?
Какие гавани были в Пирее?
Как афиняне защитили военные гавани и зачем?
Чем торговали в Пирее?
Какие категории населения проживали в Афинах?
Кто такие граждане, переселенцы, вольноотпущенники, рабы
Где применялся труд рабов?
Какие рабы поднимали восстания в Афинах, почему?
|
|
домашнее задание §36, написать сочинение «моя поездка в Пирей»
|
Документ 1.
165 драхм – фракиянка
144 драхмы – скиф
240 драхм - сириец
72 драхмы – ребенок из Карии
161 драхма – иллириец
60 драхм – лидиянка
Документ 2.
Во всех ремеслах нужны бывают соответствующие для них инструменты. Из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие одушевленными, раб же является в известной степени одушевленной частью собственности
|
|
|