План-конспект урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч».
Тема урока: А.П.Чехов «Ионыч»: что случилось с доктором Старцевым?
Эпиграф к уроку: «У Старцева перестало беспокойно биться сердце…»
Вид урока: урок-дискуссия.
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
1. Образовательные:
1) помочь учащимся проанализировать самостоятельно прочитанный ими рассказ А.П.Чехова «Ионыч»;
2) развивать умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали;
3) формировать умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, уметь в тексте показать отношение автора, его позицию;
4) продолжить формирование навыков комментированного чтения художественного произведения;
5) расширить кругозор учащихся с помощью привлечения других видов искусств (в данном случае музыки).
2. Развивающие:
1) развивать логическое мышление ;
2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения и анализа художественного текста;
3) развивать ассоциативное мышление.
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету через интерес к художественному произведению.
Оформление и оборудование урока: портрет А. П. Чехова, иллюстрации к рассказу «Ионыч», музыкальные записи.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
«Ионыч» - ещё один из рассказов о футлярных людях. Задача урока – установить рамки и причины «футлярности» главного героя, путь его духовной деградации.
Комментированное чтение глав рассказа на основе полученного на дом вопроса : «Что случилось с доктором Старцевым»?
Кого обычно называют по отчеству? – человека преклонных лет.
Сколько лет Дмитрию Ионычу? – к концу рассказа не более 40, а он уже Ионыч.
Почему? – даже в лучшую минуту своей жизни думает о том, что «приданого они дадут, должно быть, немало»; сначала у него «перестало беспокойно биться сердце», он «успокоился и зажил по-прежнему», потом он, вспоминая…, лениво потягивался и говорил: «Сколько хлопот, однако!» Однажды «он впомнил всё, что было, все малейшие подробности, как он бродил по кладбищу, как потом под утро, утомлённый, возвращался к себе домой, и ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонёк. Огонёк всё разрастался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь. Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонёк в душе погас», и он решил: «Хорошо, что я тогда… не женился».
И финал: Он одинок. Живётся ему грустно, ничто его не интересует. Вот и всё, что можно сказать о нём.
Аналитическая работа : Кто виноват?
Во-первых, сам Старцев:«За всё время, пока он живёт в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней». Жиром заплыла его душа, он похож на языческого бога, когда разъезжает в своём экипаже по городу.
Во-вторых, город: «Садясь в коляску, вспомнил всё сразу – и романы Веры Иосифовны (она писала о том. Чего никогда не бывает в жизни), и шумную игру Котика (когда она играла, гостиная наполнялась громом; гремело всё:
и пол, и потолок, и мебель… * - звучит музыка), и остроумие Иана Петровича (недурственно), и трагическую позу Павы и подумал, что если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каков же должен быть город?»
IV. Творческая работа. Ассоциации.
В рассказе звучит музыка (играет Катерина Ивановна – Котик). Звучит музыка на уроке (сопровождение). Но музыка, как один из видов искусства, должна пробуждать душу человека, звать его к светлому, чистому, доброму. Почему же не зовёт она доктора Старцева?
Не стала Катерина Ивановна его женой, потому что мнила себя музыкантшей, не стала и великой музыкантшей. Но духовная деградация Ионыча совершилась гораздо раньше, потому что в его душе музыка не звучала, вероятно, никогда. И влюбленность его в Котика была выдуманной, а не настоящей. И сам он не настоящий, а надуманный, фальшивый.
А ведь он – доктор, человек самой гуманной в мире профессии!
V. Подведение итогов урока (значение произведения для современного читателя).
Прав был Антон Павлович – так жить невозможно! Ведь в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…
*Материалы к уроку
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ
Анна Ахматова«Музыка»
Анализ
Это стихотворение о музыке само необычайно музыкально: она чудотворна, словно первая гроза или неумолчный шелест цветов, она может говорит с тобой, она ничего не боится и остается верной тебе до конца, никогда не обманет и не предаст.
В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.
Комментарий:
Это стихотворение о том, что может музыка сделать с человеком и для человека, но только в том случае, если его душа открыта ей. Душа Ионыча – закрыта, поэтому в том, что случилось с ним, виноват прежде всего он сам.
|
Николай Рубцов «Бриз»
Анализ
Музыка может быть печальной, она навевает печальные воспоминания о том, что уже в прошлом (прощальный голос женщины, умолкнувшие поля, любовь уже призрак , душа устала блуждать), но скрипки все равно поют о желтом плёсе на родине, о любви, о вечности, о непреходящих ценностях…
В минуты музыки печальной
Я вспоминаю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,
И первый снег под небом серым
Среди умолкнувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей.
Давно душа блуждать устала
В чужой любви, в чужом хмелю.
Давно пора понять настала,
Что слишком призраки люблю.
Но все равно в жилищах зыбких -
Попробуй их останови! -
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви...
Но все равно под небом низким
Я вижу явственно до слез
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.
Как будто вечен час прощанья,
Как будто время ни при чем...
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем.
Комментарий:
Музыка заставляет помнит и возвращает память о прошлом, о любви, о родине, о грусти. Музыка Катерины Ивановны не может пробудить в душе Старцев подобные чувства, кроме желания, чтобы скорее прекратился камнепад, звуки которого он слышал во время её игры. В том, что его душа заснула и не смогла пробудиться, есть и её вина.
А. Дольский
Анализ
В музыке есть сила воздействовать на человека, но только не спесивый человек может сделать так, чтобы она в его руках была инструментом воздействия на человеческие души. Если же нет – музыка их мертва. Однако музыка превыше гордыни и тщеславия. Настоящая – всегда наёдет путь к сердцу человека.
Есть в музыке такая сила,
такая тягостная власть,
что стоит под нее подпасть, -
и жизнь покажется красивой.
Но музыканты, - вот напасть! -
порой горды невыносимо
и неоправданно спесивы,
что публике попали в масть.
Они забыли, что призванье -
не рента славы и утех,
и за таланты, как за грех,
грядет работы наказанье.
А музыка, живя в природе,
сама служителей находит.
Комментарий: Слушай музыку – и жизнь покажется красивой. Не дано это ни Котику, ни Дмитрию Ионычу Старцеву. Оттого такой грустный финал: одиночество Катерины Ивановны, одиночество Старцева. Скучно жить на этом свете – без музыки, особенно без музыки души.
|