Главная страница

План-конспект урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч». Тема урока : А. П. Чехов «Ионыч»: что случилось с доктором Старцевым?


Скачать 54.74 Kb.
Название План-конспект урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч». Тема урока : А. П. Чехов «Ионыч»: что случилось с доктором Старцевым?
Дата 12.02.2016
Размер 54.74 Kb.
Тип План-конспект

  1. План-конспект урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч».

Тема урока: А.П.Чехов «Ионыч»: что случилось с доктором Старцевым?

Эпиграф к уроку: «У Старцева перестало беспокойно биться сердце…»

Вид урока: урок-дискуссия.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

1) помочь учащимся проанализировать самостоятельно прочитанный ими рассказ А.П.Чехова «Ионыч»;

2) развивать умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали;

3) формировать умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, уметь в тексте показать отношение автора, его позицию;

4) продолжить формирование навыков комментированного чтения художественного произведения;

5) расширить кругозор учащихся с помощью привлечения других видов искусств (в данном случае музыки).

2. Развивающие:

1) развивать логическое мышление ;

2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения и анализа художественного текста;

3) развивать ассоциативное мышление.

3. Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету через интерес к художественному произведению.

Оформление и оборудование урока: портрет А. П. Чехова, иллюстрации к рассказу «Ионыч», музыкальные записи.
Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

«Ионыч» - ещё один из рассказов о футлярных людях. Задача урока – установить рамки и причины «футлярности» главного героя, путь его духовной деградации.

  1. Комментированное чтение глав рассказа на основе полученного на дом вопроса : «Что случилось с доктором Старцевым»?

Кого обычно называют по отчеству? – человека преклонных лет.

Сколько лет Дмитрию Ионычу? – к концу рассказа не более 40, а он уже Ионыч.

Почему? – даже в лучшую минуту своей жизни думает о том, что «приданого они дадут, должно быть, немало»; сначала у него «перестало беспокойно биться сердце», он «успокоился и зажил по-прежнему», потом он, вспоминая…, лениво потягивался и говорил: «Сколько хлопот, однако!» Однажды «он впомнил всё, что было, все малейшие подробности, как он бродил по кладбищу, как потом под утро, утомлённый, возвращался к себе домой, и ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонёк. Огонёк всё разрастался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь. Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонёк в душе погас», и он решил: «Хорошо, что я тогда… не женился».

И финал: Он одинок. Живётся ему грустно, ничто его не интересует. Вот и всё, что можно сказать о нём.



  1. Аналитическая работа : Кто виноват?

Во-первых, сам Старцев:«За всё время, пока он живёт в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней». Жиром заплыла его душа, он похож на языческого бога, когда разъезжает в своём экипаже по городу.

Во-вторых, город: «Садясь в коляску, вспомнил всё сразу – и романы Веры Иосифовны (она писала о том. Чего никогда не бывает в жизни), и шумную игру Котика (когда она играла, гостиная наполнялась громом; гремело всё:

и пол, и потолок, и мебель… * - звучит музыка), и остроумие Иана Петровича (недурственно), и трагическую позу Павы и подумал, что если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каков же должен быть город?»

IV. Творческая работа. Ассоциации.

В рассказе звучит музыка (играет Катерина Ивановна – Котик). Звучит музыка на уроке (сопровождение). Но музыка, как один из видов искусства, должна пробуждать душу человека, звать его к светлому, чистому, доброму. Почему же не зовёт она доктора Старцева?

Не стала Катерина Ивановна его женой, потому что мнила себя музыкантшей, не стала и великой музыкантшей. Но духовная деградация Ионыча совершилась гораздо раньше, потому что в его душе музыка не звучала, вероятно, никогда. И влюбленность его в Котика была выдуманной, а не настоящей. И сам он не настоящий, а надуманный, фальшивый.

А ведь он – доктор, человек самой гуманной в мире профессии!

V. Подведение итогов урока (значение произведения для современного читателя).


Прав был Антон Павлович – так жить невозможно! Ведь в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…


*Материалы к уроку

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ

  1. Анна Ахматова«Музыка»

Анализ

Это стихотворение о музыке само необычайно музыкально: она чудотворна, словно первая гроза или неумолчный шелест цветов, она может говорит с тобой, она ничего не боится и остается верной тебе до конца, никогда не обманет и не предаст.

В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.

Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.

Комментарий:

Это стихотворение о том, что может музыка сделать с человеком и для человека, но только в том случае, если его душа открыта ей. Душа Ионыча – закрыта, поэтому в том, что случилось с ним, виноват прежде всего он сам.

  1. Николай Рубцов «Бриз»

Анализ

Музыка может быть печальной, она навевает печальные воспоминания о том, что уже в прошлом (прощальный голос женщины, умолкнувшие поля, любовь уже призрак , душа устала блуждать), но скрипки все равно поют о желтом плёсе на родине, о любви, о вечности, о непреходящих ценностях…

В минуты музыки печальной

Я вспоминаю желтый плес,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берез,

И первый снег под небом серым

Среди умолкнувших полей,

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых снегом журавлей.
Давно душа блуждать устала

В чужой любви, в чужом хмелю.

Давно пора понять настала,

Что слишком призраки люблю.

Но все равно в жилищах зыбких -

Попробуй их останови! -

Перекликаясь, плачут скрипки

О желтом плесе, о любви...
Но все равно под небом низким

Я вижу явственно до слез

И желтый плес, и голос близкий,

И шум порывистых берез.

Как будто вечен час прощанья,

Как будто время ни при чем...
В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чем.

Комментарий:

Музыка заставляет помнит и возвращает память о прошлом, о любви, о родине, о грусти. Музыка Катерины Ивановны не может пробудить в душе Старцев подобные чувства, кроме желания, чтобы скорее прекратился камнепад, звуки которого он слышал во время её игры. В том, что его душа заснула и не смогла пробудиться, есть и её вина.


  1. А. Дольский

Анализ

В музыке есть сила воздействовать на человека, но только не спесивый человек может сделать так, чтобы она в его руках была инструментом воздействия на человеческие души. Если же нет – музыка их мертва. Однако музыка превыше гордыни и тщеславия. Настоящая – всегда наёдет путь к сердцу человека.

Есть в музыке такая сила, 
такая тягостная власть, 
что стоит под нее подпасть, -
и жизнь покажется красивой. 

Но музыканты, - вот напасть! -
порой горды невыносимо 
и неоправданно спесивы, 
что публике попали в масть. 

Они забыли, что призванье - 
не рента славы и утех, 
и за таланты, как за грех, 
грядет работы наказанье. 

А музыка, живя в природе, 
сама служителей находит.

Комментарий: Слушай музыку – и жизнь покажется красивой. Не дано это ни Котику, ни Дмитрию Ионычу Старцеву. Оттого такой грустный финал: одиночество Катерины Ивановны, одиночество Старцева. Скучно жить на этом свете – без музыки, особенно без музыки души.