|
Работа с бумагой. Мастерим и решаем задачи
Тема урока: Работа с бумагой. Мастерим и решаем задачи.
Изделие: Выполнение композиции из геометрических и других фигур «Кораблик». 1 час.
Тип урока:
изучение нового;
обобщение и закрепление;
Цели урока:
Предметные:
-обучение приемам создания композиции на плоскости.
-освоение приемов складывания бумаги при изготовлении простых форм;
-формирование практических навыков при получении квадратной формы из прямоугольной;
-формирование практических навыков работы с бумагой, путем ее сгибания по прямым линиям;
- формирование практических приемов и умений работы карандашом и линейкой;
-обучение разрезанию бумаги по прямым линиям;
-обучение приему наклеивания деталей на бумажную основу;
-формирование представления о приемах рациональной работы;
-развитие моторики рук.
Метапредметные:
Познавательные
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
-устанавливать причинно-следственные связи
-владеть общими приемами решения задач
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий
Регулятивные
-принимать и сохранять учебную задачу
-преобразовывать практическую задачу в познавательную
-осуществлять контроль по результату
Коммуникативные
-формулирование своего мнения и позиции
-задавать вопросы необходимые для организации своей деятельности
Личностные:
-устойчивая учебно-познавательная мотивация
-формирование дифференцированной самооценки
Наглядный и дидактический материал:
индивидуальный:
- учебник «Умелые руки»;
- рабочая тетрадь;
- иллюстрации в рабочих тетрадях;
общеклассный:
-итк «Выполнение квадратной формы из прямоугольной»;
-макет квадрата, расчерченного на треугольники;
-образцы работ
ИКТ-оборудование
общеклассное:
- Презентация «Выполнение квадратной формы из прямоугольной»;
Прочее оборудование: прямоугольные листы цветной бумаги (набор цветной бумаги), прямоугольные листы картона, клей, ножницы, подставка с кисточкой, бумажная макулатура для работы с клеем, обрезки цветной бумаги; дополнительные детали для создания композиции.
Этап сообщения темы, постановки задач урока, составления поэтапного плана действий.
|
Деятельность ученика
|
Деятельность учителя
|
Формирование УУД на данном этапе урока:
|
-знакомство с темой урока.
-ответы на вопросы
-составление плана действий:
1.сложить квадрат;
2.разделить его на треугольники нужного размера;
3.составить композицию;
4.наклеить детали композиции на картон;
5.наклеить дополнительные детали композиции на картон.
|
-сообщение темы «Выполнение композиции из геометрических форм»
Учитель сообщает, что выполнение работы займет
1 урок и предложит детям ознакомиться с образцом выполненной работой. В ходе урока необходимо составить план действий, т.е. определить этапы работы.
Как видно из схемы композиция составлена из определенных форм.
А какие это фигуры?
Эти фигуры вам известны, вы уже встречали их при выполнении работы?
Давайте попробуем составить план наших действий.
Как вы думаете, что нам необходимо выполнить на первом этапе?
На втором?
На третьем?
Итак
|
-выбор нужной информации;
-умение сориентироваться в ситуации, отобрать необходимую нужную информацию, для выполнения дальнейшей работы
-умение анализировать предложенную работу;
-умение исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
-умение мысленно создать предложенный образ;
-умение планировать свою дальнейшую деятельность
|
Этап познавательный, изготовления квадратной формы из прямоугольной.
|
-чтение инструкции, схем по изготовлению квадрата
-ответ на вопрос
-делятся своими идеями.
-учатся изготовлять квадратную форму из прямоугольной
-проверяют себя, или выполняют работу
|
Учитель предлагает найти на стр.34-35 инструкцию, прочитать ее. Предварительно необходимо вспомнить, что обозначают линии на чертежах:
-пунктирная линия-сгиб;
-стрелка показывает в какую сторону необходимо сложить или заложить бумагу.
Всем понятно как выполняется квадрат?
Учитель предлагает самостоятельно выполнить эту часть работы.
Учитель помогает и демонстрирует поэтапное выполнение задания. Первый этап работы выполнен.
|
-умение выбрать нужную информацию
-умение искать, отбирать, использовать полученную информацию
-умение применить полученную информацию
-получение навыков самообразования и самоорганизации.
-умение оценить сою работу
|
Этап-познавательный, сгибания и разрезания бумаги по прямолинейной разметки.
|
-восприятие информации
-повторение правил по ТБ (работа с ножницами)
-разрезание бумаги
-работа с учебником
-ответ на поставленный вопрос
-демонстрация на доске
-ответы на вопросы, рассуждение по поводу правильного ответа (согнуть удобнее, чем начертить)
-сгибают квадрат
-выполнение работы по схеме на стр.38
-ответ на вопрос
-построение прямых линий с помощью линейки
-демонстрация построения прямой линии
-построение линий
-деление квадрата на части с помощью линейки и карандаша
-ответ на вопрос(сгибание и прочерчивание линий)
|
Теперь когда мы с вами научились складывать квадратную форму из прямоугольной, нам предстоит следующий этап работы -разрезание и сгибание бумаги.
Обратите внимание, что при складывании квадрата у нас осталась небольшая часть бумаги, которую необходимо отрезать. Давайте вспомним правила работы с ножницами.
Отрежьте по линии часть бумаги.
Учитель предлагает рассмотреть макет квадрата, разделенного на части и геометрические фигуры на доске, а затем в учебнике на стр.37.
Задает вопросы:
-сколько всего фигур вы видите на рисунке?
-какие?
-сколько треугольников вам удалось увидеть? (10) Покажите их!
-сколько треугольников получиться, если квадрат разрезать по намеченным линиям?(5)
-сколько разрезов необходимо будет сделать?(4) покажите их по очереди.
А как нам получить нужное количество треугольников? (начертить или согнуть)
Учитель предлагает согнуть квадрат по предложенной схеме и аккуратно профальцевать сгибы.
Обратите внимание, что выполнять работу необходимо поэтапно, как показано на стр.38. Отрезаем точно по согнутой линии, которая идет от нас, режем средней частью лезвий ножниц; разрез делаем до конца листа.
А как вы думаете можно разделить квадрат другим способом? (на глаз, по сгибу, с помощью линейки) обратить внимание на применение нового инструмента – линейки.
Учитель предлагает ребятам взять линейку и карандаш и провести несколько прямых линий на листе другой бумаги.
Давайте рассмотрим, что у нас получилось…линии не совсем ровные, где-то «неряшливые» задайте вопрос: А почему линии не ровные, неаккуратные?
Как вы их построили? Попросите продемонстрировать одного их учеников.
Учитель демонстрирует правильное построение прямой линии с помощью линейки.
А теперь попробуем выполнить работу на стр.37 с помощью линейки и карандаша.
Учитель обращает внимание на то, что работа была выполнена 2 способами.
Какими? (Сгибанием и прочерчиванием линий.)
А что было выполнять удобнее?
Второй этап работы завершен.
|
-анализ полученной информации
-умение правильно и аккуратно выполнить работу
-получение информации и ее анализ.
-развитие нестандартного мышления.
-анализ информации
- умение находить оптимальные способы добиться поставленной цели.
-умение качественно и точно выполнять работу
-умение работы с учебным материалом
-сенсорный опыт
|
Этап выполнения практической работы, обобщения и систематизации полученных знаний
|
-индивидуальная работа над созданием композиции.
-ответы на вопрос
-ТБ при работе с клеем
-выполнение четвертого этапа работы (наклеивание деталей композиции на картон)
-дополнение композиции
|
Предлагает из полученных деталей сложить на листе цветного картона композицию «Парусник». Таким образом мы выполним работу на конструирование.
Проверяет и помогает каждому ученику.
Задать вопрос: А на каком этапе работы мы с вами сейчас остановились?
Что предстоит делать дальше?
Учитель напоминает о правилах работы с клеем и рассказывает о правилах составления композиции. При выполнении данной работы необходимо максимально точно располагать картинку в формате листа соответственно образцу.
При приклеивании композиции необходимо запомнить, что вся конструкция слегка отодвигается вверх и раздвигаются детали. Снимите одну деталь, и положив ее на изнаночную сторону нанесите на нее клей, затем приложите ее на свое место, сверху прикройте чистым листочком и хорошо пригладьте (можно использовать сухие салфетки или бумажные полотенца). Все остальные детали приклейте точно также.
Когда основная часть работы выполнена, решена задача на конструирование, мы научились рассуждать и строить конструкции в уме и на бумаге; можно приступить к созданию красивой картины…дополнить работу по-своему (приклеить детали), чтобы получилась законченная композиция и дать ей соответствующее название.
|
-умение искать, отбирать и использовать необходимую информацию
-умение находить оптимальные способы добиться поставленной цели
-умение воспроизвести полученную информацию
-умение самостоятельно выполнить работу, имея приобретенный на уроках опыт (обобщение и применение того нового, что узнали)
|
Этап подведения итогов урока, обсуждения работ, самопроверка знаний.
|
-демонстрация работы, «озвучивание» названия своей композиции
-краткое повторение поэтапного плана работы на уроке
-оценка работы
|
– Итак, наша работа завершена.
Давайте расположим наши работы на доске, используя магниты. А теперь посмотрим, что у нас получилось ...
Как вы назвали свои композиции? (обязательно выслушать каждого ребенка)
Что нового мы узнали сегодня на уроке? (научились делать из прямоугольной формы квадратную, научились сгибать бумагу, разрезать по прямой линии, составлять композиции из геометрических фигур и т.д. Научились планировать свою работу и разделять ее на этапы)
Решали задачи на конструирование в уме, создавали картины. А какие картины получились самыми интересными? Где больше выдумки?
|
-умение сравнивать работы,
анализ полученного результата.
-умение оценить свою работу на каждом этапе
-умение оценить работу другого, проанализировать свои недостатки, возможность публичного выступления
|
Этап – уборка рабочих мест, подготовка к следующему уроку.
|
Каждый ученик убирает свое рабочее место, собирает обрезки бумаги, протирает парт
-восприятие полученной информации
|
Урок окончен.
Уборка рабочих мест. Напоминаю вам, что каждый приводит в порядок свое рабочее место. Неиспользованные материалы и большие обрезки бумаги складываем в папки, инструменты убираем на место, дежурные полностью освобождают столы и протирают их.
Учитель
-сообщает тему следующего урока;
-сообщает о том, что понадобиться ученикам к следующему уроку
(материалы, инструменты, приспособления и т.д.)
|
-умение контролировать себя при выполнении уборки рабочего места.
-умение участвовать в совместной деятельности.
-осознание предстоящей работы.
-подготовка материалов и инструментов к следующему уроку.
|
Этап урока: подготовка к следующему уроку.
Деятельность учителя:
-сообщить тему следующего урока;
-сообщить о том, что понадобиться ученикам к следующему уроку
(материалы, инструменты, приспособления и т.д.)
Деятельность учеников.
-восприятие полученной информации
Формирование УУД на данном этапе урока:
-осознание предстоящей работы.
-подготовка материалов и инструментов к следующему уроку.
|
|
|