|
Городецкая роспись
План-конспект интегративного урока технологии и изобразительного искусства на тему: «Городецкая роспись»
Целью данного урока является формирование коммуникативных умений учащихся при изготовлении изделия «Дощечка» в технике аппликация.
Задачи урока:
1) расширять и углублять знания учащихся в сфере народного изобразительного искусства;
2) закреплять умения по разметке деталей с помощью шаблона; резании ножницами по размеченным линиям; склеиванию деталей;
3) учить выполнять городецкую роспись в технике аппликация;
4) развивать внимание, мышление, мускулатуру рук и пальцев;
5) формировать умение работать в паре;
6) воспитывать бережливое отношение к используемым материалам; трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность.
Оборудование для учителя:
образцы изделий быта, иллюстрации с городецкой росписью, образец изделия «Дощечка».
Оборудование для учащегося:
технологическая карта, картон, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка, простой карандаш, цветные карандаши (восковые мелки или художественная гуашь), шаблоны, подкладная основа, тряпочка для рук.
План работы:
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
3. Анализ образца.
4. Планирование работы.
5. Изготовление деталей и сборка изделия.
6. Оценка работ учащихся.
7. Подведение итогов работы.
8. Организационное завершение урока.
Ход урока
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащегося
|
Примечания
|
Организационный момент
|
|
|
|
Вступительная беседа
|
На уроках окружающего мира и литературного чтения мы с вами много говорили об особенностях традиций и особенностях быта разных народов нашей страны. Скажите, почему у разных народов некоторые из таких особенностей быта различны? Как вам уже известно, раньше люди самостоятельно обустраивали свой быт: занимались вырезыванием домашней утвари, ее украшением. Это являлось одним из народных промыслов.
Что вы помните об этом из прошлых уроков ?
Вспоминаем и смотрим презентацию.
Что такое роспись?
В чем особенность каждой росписи?
Что такое орнамент?
Что вы помните о городецкой росписи?
В чем особенность орнамента городецкой росписи?
Вспомним основные цвета городецкой росписи.
На уроке ИЗО вы побывали в роли мастеров городецкой росписи. Сегодня мы будем учиться выполнять в технике аппликация изделие «Дощечка», используя элементы городецкой росписи.
|
Рассказывают о причинах различий, опираясь на особенности территориального проживания, религии.
Одним из популярных промыслов была роспись предметов быта, чаще всего посуды и игрушек. Например, хохломская и городецкая роспись.
Выступление детей с сообщениями.
Роспись – это живопись на стенах, потолках, предметах быта.
В ее орнаменте.
Орнамент – это узор из сочетания геометрических, растительных или
животных элементов.
Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел нижегородской области. Он получил развитие в деревнях недалеко от города Городца. Росписью украшали прялки, лубяные лукошки и коробки для хранения пряжи, солонки, детские стульчики .
Обсуждают и сравнивают.
Мастера городецкой росписи изображали людей, всадников на конях, сцены чаепития, цветочные композиции и воинственных петухов.
Основной цвет городецких росписей или ярко-желтый, или киноварь. Фоном всей росписи может быть синий, зеленый. Розовый и голубой цвета используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей.
|
Презентация:
Художественные промыслы.
Рассматриваем образцы разных орнаментов.
В процессе рассказа об особенностях городецкой росписи демонстрируются изделия и иллюстрации с ее изображением.
Обсуждают сферу применения данного изделия.
|
Анализ образца
Физкультминутка: «Как у наших у ворот»
|
- Из какого материала выполнено изделие?
- Из каких отдельных частей оно состоит?
- Какие цвета присутствуют на аппликации?
- Какие еще материалы и инструменты нам понадобятся для изготовления дощечки?
|
Отвечают на поставленные вопросы.
Дети поют и двигаются под музыку.
|
Демонстрируется образец изделия (см. приложение 2).
|
Планирование работы
Инструктаж
Организация рабочего места
|
Проводит инструктаж (правила работы с ножницами, клеем, бумагой и др.)
|
Под руководством учителя заполняют технологическую карту.
Вспоминают правила по технике безопасности.
В соответствии с необходимыми материалами и инструментами организуют рабочую зону.
Распределяют обязанности между собой.
|
См. приложение 1.
См. приложение.
Организация рабочего места проходит с учетом, что дети будут работать в парах.
|
Изготовление деталей и сборка изделия
|
Помогает учащимся по мере необходимости.
|
Выполняют изготовление и сборку изделия в соответствии с распределенными обязанностями и планом работы.
|
Тихо звучит мелодия
Народные песни в инструментальном
исполнении.
|
Оценка работ учащихся
|
Выступает не в роли судьи, а в роли помощника.
|
Каждая пара «защищает» свое изделие перед классом в соответствии с критериями оценки.
|
Критерии оценки формулируются классом .
|
Подведение итогов работы
Совершенствование изделия
|
|
Предлагают варианты усовершенствования изделия в соответствии с правилами выполнения городецкой росписи.
Подводят итог работы на уроке: что получилось/не получилось и почему.
|
|
Организационное завершение урока
|
|
|
|
Приложения
Технологическая карта
Название изделия
|
|
Материалы
|
|
Инструменты
|
|
Техника выполнения
|
|
Методы разметки
|
|
Способы украшения
|
|
Приложение 2
|
|
|