|
Работа над словарем и грамматическими категориями с использованием народной игрушки
Работа над словарем и грамматическими категориями с использованием народной игрушки
Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений. «Программой воспитания в детском саду» предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию.
Речевые нарушения у детей при общем недоразвитии речи (ОНР) носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико—грамматического строя речи. Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда и воспитателей, предполагающая проведение специальных коррекционно—развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.
На занятиях по обогащению активного словаря, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:
· составление описательного рассказа с опорой на схему;
· пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;
· составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной картине с образцом—рассказом воспитателя и без него;
· придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;
· составление рассказа на заданную тему.
В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.
Работа с детьми, имеющими I уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности; основной работой первого этапа будет формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Здесь же необходимо отработать простое распространенное предложение. Отработанную фразу можно включать в диалог или небольшой рассказ.
На втором этапе главное — формирование фразовой речи. Воспитатель учит детей распространять предложение, грамматически и интонационно оформлять его, а также ведет работу по расширению словаря, охваченного тематическим единством, постепенно усложняя структуру слова. Таким образом дети постепенно учатся образовывать новые слова. Так же как и на первом этапе, отработанную фразу необходимо включать в диалог и рассказ описательного характера.
Ведущим в работе третьего этапа является формирование связной речи. Связная речь — это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. При пересказе и рассказе дети, страдающие общим речевым недоразвитием, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.
Связная речь детей не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четкой систематической коррекционной работы логопеда и воспитателя. Уделяя внимание работе над словом, путем практических упражнений педагог подводит детей к пониманию связи слов в предложении и отрабатывает наиболее сложные грамматические формы.
Таким образом, на каждом этапе работы формируются все стороны речевой деятельности.
Объем речевых заданий дается условно в зависимости от речевой динамики детей. Педагог может использовать задания из предыдущих и последующих этапов работы.
Общее недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие), что является базой для развития речи. Следовательно, обучение детей с общим недоразвитием речи должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование. Работа по развитию у детей зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, моторики может проводиться параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений.
Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и самостоятельный характер.
Работа с детьми I уровня речевого развития.
Для детей I уровня характерна лепетная речь или ее отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой, например: «Тата тёти атяти» (Таня хочет кататься на санках) и т. д.
Дети I уровня затрудняются и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова.
Для данной группы детей характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая. Учитывая все это, коррекционная работа с данной категорией детей строится следующим образом.
На первом этапе работы над словарем, уточняется и расширяется пассивный и активный словарный запас детей. Слова, которые подбирает воспитатель, должны быть понятны детям и удобны для произнесения. Это могут быть имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы. Вначале отрабатываются наиболее легкие слова по своей структуре. Как только у ребенка появится даже самый незначительный словарный запас, педагог может начинать работу над фразой. Вначале это будет простое двусоставное предложение типа: Это мама. Вот мама. Мама сидит. Моя мама; затем предложение с обращением: Тетя, дай мяч; с указательным местоимением: Это маленький мяч. Это большой мяч; распространенное с прямым дополнением: Лена везет мишку и т. д.
Работая над фразой , воспитателю нужно уделить большое внимание формированию понимания грамматических форм.
Если ребенок усвоил фразу, пользуется ею, можно включить ее в диалог. Для этого подбираются игры с речевым сопровождением, даются различные задания, на которых можно проверить, правильно ли ребенок понял фразу и умеет ли ее использовать в речи. Отработанный речевой материал хорошо использовать при драматизации русских народных сказок. На занятиях целесообразно использовать народные игрушки.
Конспект занятия по теме «Игрушки»
с использованием филимоновских лошадок.
Цель: Познакомить детей с филимоновской лошадкой. Упражнять детей в составлении простого распространенного предложения.
Оборудование: Лошадка большая и маленькая. Иллюстрации с изображением различных филимоновских игрушек.
Ход занятия.
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:
Из деревни Филимоново, где живут мастера, которые делают вот такие красивые, яркие игрушки из глины (демонстрирует иллюстрации ) к нам на занятие прискакали лошадки.
Одна лошадка маленькая, другая большая.
Эта лошадка какая? (Показывает на большую игрушку) (Большая)
А эта лошадка какая? (Показывает на маленькую игрушку) (Маленькая.)
Добивается от детей ответов: «Эта лошадка большая (маленькая)»
Обе лошадки очень послушные. Они будут делать все, что я им скажу. Воспитатель показывает, как скачет большая лошадка, приговаривает: «Скачи, лошадка, скачи». Что делает лошадка? (Лошадка скачет.) Какая лошадка скачет? (Большая.) Добивается ответов: « Большая лошадка скачет».
А теперь все вместе скажем про маленькую лошадку:
-Маленькая лошадка стоит.
- Большая лошадка пьет воду.
- Маленькая лошадка ест сено.
Педагог меняет положение игрушек и снова задает вопрос:
—А что теперь делает маленькая (большая) лошадка?
Воспитатель добивается, чтобы все дети строили предложения, старается спросить каждого ребенка.
Раздает детям лошадок, изготовленных ребятами старшей группы на занятиях по художественному творчеству и предлагает сначала рассмотреть их, а потом поиграть с ними.
Что делают ваши лошадки?
-Моя лошадка топает.
- Моя лошадка играет с мячом.
- Моя лошадка ждет маму.
-Моя лошадка гуляет.
Воспитатель хвалит детей. У всех детей послушные лошадки. Мы узнали, что они умеют и любят делать. Понравились вам игрушки из деревни Филимоново?
Дома или на прогулке поиграйте с куклами, машинами, матрешками узнайте, что они умеют делать, а завтра мне расскажете.
Так же можно провести занятие с другими игрушками, одновременно работая над словарем и грамматическими формами, знакомя с различными видами народной игрушки.
|
|
|