|
«Использование икт в художественно-проектной деятельности на примере разработки модели школьной формы одежды»
Конспект мастер-класса
Педагог: Андрей Евгеньевич Парышев
Тема: «Использование ИКТ в художественно-проектной деятельности на примере разработки модели школьной формы одежды».
Возраст обучающихся: В данном случае занятие проводится на педагогах с учетом того, что данное занятие можно провести на обучающихся возраста 12-15 лет.
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель занятия: Создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы: «Использование ИКТ в художественно-проектной деятельности на примере разработки модели школьной формы одежды» и дальнейшего использования при создании эскизов моделей одежды
Задачи занятия –(проецируются на обучающихся)
Личностные:
Формирование уважительного и бережного отношения к иному мнению.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие у воспитанников чувства собственного достоинства, способностей к преодолению трудностей, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
Развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.
Развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов занятия и самоанализа собственных достижений.
Развитие речи, как показателя интеллектуального и общего развития обучающегося через представление собственных достижений на занятии, представление результатов работы группы.
Развитие коммуникативных умений воспитанников через организацию групповой работы на занятии.
Предметные:
Приобретение навыков построения моделей одежды с помощью ИКТ.
Формирование навыков работы с инструментами в графическом редакторе Paint.
Овладение навыками композиции.
Усвоение новой информации с дальнейшим ее закреплением и практическим использованием в последующих теоретических и практических занятиях.
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения задания.
Оборудование и технические средства обучения
Наглядные пособия:
Видеоряд (разработана слайд-презентация, схемы, иллюстрации и другие материалы по теме)
Словарь: рапорт, Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Рабочие материалы для обучающихся: ПК, локальная сеть.
Материалы и оборудование, используемые педагогом: мультмедийное оборудование; флипчарт, раздаточный материал, стикеры, схема человека.
|
Этапы работы
|
Содержание этапа
(деятельность педагога)
|
Деятельность обучающихся
|
1.
|
Организационный момент:
- старт занятия;
- установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии;
мотивация учебной деятельности.
Цели для обучающихся:
- настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально)
Цели и задачи для педагога:
- создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии;
- включить всех воспитанников в работу
Методы организации работы:
- беседа, контактная игра.
Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.
|
Приветствие, создание эмоционального настроя на работу
Приветствие педагога.
Педагог объявляет тему занятий: «Использование ИКТ в художественно-проектной деятельности на примере разработки модели школьной формы одежды».
Игра «Автопортрет»
Задание: дети должны описать свою внешность таким образом, что бы незнакомый человек смог их узнать при встрече.
|
Приветствие детей.
Обучающиеся выполняют предложенное задание.
|
2.
|
Актуализация знаний.
Цель для обучающихся:
- развивать мыслительную деятельность в ходе «мозгового штурма»;
- воспроизведение понятий встречающихся в процессе творчества: силуэт, геометрическая фигура, эскиз.
Цель для педагога:
- в процессе включения обучающихся в активную познавательную деятельность через использование различных педагогических методов и приемов, необходимых для овладения новым материалом знания воспитанников;
- оценить уровень практической подготовленности воспитанников, скорректировать их знания, смотивировать на активное восприятие нового материала;
-развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных знаний;
- развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.
Методы организации работы:
- мозговой штурм;
- развивающая подвижная игра;
- наблюдение.
Формы организации работы: фронтальная беседа, коллективная.
Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: успешные ответы воспитанников, понимание ими связи вопросов и заданий с темой занятия; положительный эмоциональный фон занятия.
Методы мотивирования учебной активности обучающихся: смена видов деятельности, использование различных методов и приемов, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.
|
Педагог предлагает обучающимся посмотреть на картинки, иллюстрирующие способы выполнения эскизов: эскиз на доске, на бумаге, аппликация и компьютерный эскиз.
Педагог знакомит детей с работой художника-стилиста над эскизами и возможностями компьютерных технологий.
Мозговой штурм.
На какие простые геометрические тела мы могли бы разложить окружающие нас предметы: ваза, стул, шкаф, светильник и т.п.
Какие геометрические фигуры мы будем использовать, если будем рисовать на плоскости.
Игра «Создай геометрическую фигуру»:
Дети встают со своих мест, берутся за руки и по просьбе педагога образуют геометрическую фигуру.
Педагог предлагает занять свои места.
|
Обучающиеся внимательно слушают.
Обучающиеся предлагают ответы: шар, конус, параллелепипед и т.д.
Ответы обучающихся: круг, треугольник, прямоугольник, овал.
Обучающиеся выполняют задание педагога, образуя круг, овал, треугольник и т.д.
Обучающиеся занимают свои места.
|
3.
|
Объяснение нового материала.
Цель для обучающихся:
- в процессе практического сравнения изучить понятия; ленточный, замкнутый, сетчатый виды орнаментов и познакомиться со схемами их построения.
- совершенствовать умение слушать и слышать педагога в процессе выполнения коллективного задания, умения договариваться и представлять результаты работы группы.
Цель для педагога :
- познакомить воспитанников с понятиями: ленточный, замкнутый, сетчатый виды орнаментов и познакомиться со схемами их построения;
- развитие у учащихся метапредметных знаний (универсальных учебных действий (познавательных)) через выполнение заданий, связанных со сравнением, анализом, классификацией, обобщением.
Методы организации работы: использование проблемных вопросов и заданий, рассказ учителя с элементами беседы, работа со схемами, метод «неоконченное предложение».
Формы организации работы: индивидуальная, фронтальная.
Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:
-имеют понятие о классификации силуэтов.
-могут пользоваться в процессе работы схемами, читать и понимать их.
Критерии определения уровня внимания и познавательной активности воспитанников, их интереса к изучаемому материалу:
- заинтересованность в работе;
Методы мотивирования учебной активности воспитанников:
смена видов деятельности, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.
- тематическая физкультминутка.
|
Практическая деятельность в ходе знакомства с новым материалом.
Показ презентации и рассказ о типах силуэтов.
Педагог подробно описывает все виды силуэтов одежды, их классификация: Силуэт можно классифицировать по степени прилегания изделия к фигуре:
• Полуприлегающий силуэт – силуэт одежды, которая, повторяя формы тела, как бы удалена от него на небольшое расстояние.
• Прилегающий – силуэт одежды, плотно прилегающий к телу и точно повторяющий его форму.
• Приталенный имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга характером прилегания к телу лифа и юбки, их формой. Для всех решений характерно плотное прилегание по линии талии, которая может акцентироваться поясом.
• Свободный – это силуэт одежды, которая держась на опорных конструктивных поясах (плечевом, линии талии) может совсем не соприкасаться с телом.
Гимнастика для глаз:
Поставить на стол геометрические тела и повесить на флипчарт геометрические фигуры. По команде педагога дети переносят взгляд с предмета на фигуру, и с фигуры на предмет.
По окончанию гимнастики для глаз, педагог предлагает приступить к практической деятельности. Педагог напоминает о технике безопасности при работе на ПК.
Задание. Педагог предлагает вынуть из закрытого конверта геометрическую фигуру, тем самым определив тему своей работы.
Треугольник: Обучающийся рисует эскиз модели одежды силуэт – треугольник.
Овал: Обучающийся рисует эскиз модели одежды силуэт – овал и т.д.
Релаксация после выполнения практического задания.
Подвижная игра «220 вольт»
По команде ведущего (педагога) обучающиеся изображают удары электрическим током, сначала в одну руку, затем в другую, затем в ногу, затем в туловище.
|
Обучающиеся смотрят презентацию, вспоминают какие силуэты они встречали в повседневной жизни.
Обучающиеся выполняют гимнастику для глаз
Обучающиеся включают ПК, находят на рабочем столе заранее приготовленную схему фигуры человека и открывают ее в графическом редакторе Paint.
Обучающиеся выполняют предложенное задание.
Обучающиеся расслабляются после выполнения практического задания.
|
4.
|
Закрепление учебного материала.
Цель для обучающихся:
- определить первичный уровень освоения нового материала;
- научиться с первого предъявления принимать задание педагога, активно включаться в его выполнение.
- выполняя творческое задание, расширить собственные знания по данному вопросу, научиться выражать свое мнение по заданной теме.
Цель для педагога:
- в процессе применения ИКТ технологий
проверить первичный уровень усвоения воспитанниками новых знаний;
- используя различные методические приемы способствовать повышению мотивации воспитанников к закреплению нового материала.
Методы организации работы:
-использование проблемных вопросов и заданий, слайд-опрос,
Формы организации работы: индивидуальная, фронтальная.
Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:
- успешное выполнение слайд-опроса,
- удовлетворение от проделанной работы и полученных знаний.
Методы мотивирования учебной активности обучающихся:
создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.
|
Контроль усвоенных знаний. Слайд-опрос
Показ презентации, педагог задает обучающимся вопросы: Какой силуэт изображен на слайде?
Через локальную сеть, на компьютер педагога выводятся эскизы выполненные обучающимися и демонстрируются на экране. Педагог предлагает обсудить и определить тип силуэта.
|
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Обучающиеся обсуждают эскизы, высказывают собственное мнение.
|
5.
|
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель для обучающихся:
- в ходе проведения рефлексии определить
уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме, выстроить свою индивидуальную траекторию развития по изучаемой теме.
Цель для педагога:
- подвести итоги урока, построив траекторию дельнейшей работы по освоению новой темы для каждого обучающегося;
|
С какими понятиями мы познакомились в ходе занятия?
Какие типы силуэтов мы узнали?
В каком редакторе мы работали?
Какие инструменты мы использовали в компьютерном проектировании?
Возникли ли трудности в процессе работы?
А теперь , давайте встанем и посмотрим друг на друга. Опишите себя используя полученные знания?
Рефлексия. Метод «Человек»
На флипчарте изображена фигура человека, педагог предлагает обучающимся наклеить стикеры на части тела человека.
Голова – кто получил новые знания?
Руки – кто приобрел новые навыки?
Живот - какие эмоции, ощущения у тебя остались от занятия?
Ноги - что осталось непонятным?
Обучающимся предлагается высказать свое мнение.
Если участники группы не готовы говорить и слушать друг друга, это упражнение может быть анонимным.
|
Обучающиеся отвечают на вопросы, дают описание своей внешности опираясь на полученные знания.
Обучающиеся наклеивают стикеры, высказывают свое мнение.
Аплодисменты друг другу.
Обучающиеся благодарят педагога за занятие.
|
|
|
|