|
Должность: учитель логопед. Моу «Гимназия №10»
Методика зрительных диктантов
в процессе коррекционной работы
на логопедических занятиях.
Исполнитель: Азарова Ольга Николаевна
Должность: учитель - логопед.
МОУ «Гимназия № 10»
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
Заголовок
Введение
Зрительный диктант как один из приемов
психологической коррекции на логопедических занятиях.
Диагностика оперативной памяти.
Проведение зрительных диктантов
на логопедических занятиях.
1.3. Контроль эффективность коррекционного обучения
и своевременное внесение поправок в текущую работу.
2.Наборы предложений, применяемых в качестве зрительных диктантов на первом этапе коррекционной работы.
2.1. Наборы предложений,
применяемых в качестве зрительных диктантов
на втором этапе коррекционной работы.
3. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на речевом материале зрительных диктантов.
Заключение
Список литературы
|
Страницы
3
5
6
10
12
21
54
58
62
63
|
Введение
Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, мышления и всей психической деятельности ребенка.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.
В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются в его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших психических функций, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления.
Ограниченность речевого общения вследствие имеющихся речевых дефектов может отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности) [8].
Таким образом, речь как одна из важнейших психических функций тесно связана с другими психическими функциями (восприятие, внимание, память, мышление) и на логопедических занятиях нужно проводить работу по развитию всех психических функций, не вырывая функцию речи из общей системы.
Системный подход к детям, имеющим различные патологии в развитии, обосновал в своих работах, прежде всего, Л.С. Выготский. «Высшие психические функции, - писал он, - строятся как системы и страдают, и вызывают страдания друг друга как системы и как части систем» (Из записных книжек Л.С. Выготского. //Вестник МГУ. Психология 1977. №2. с. 94.)
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Задача школьного логопеда, по мнению автора данной работы, состоит в развитии индивидуальных способностей учащихся для создания возможности успешного обучения детей с недостатками речевого развития. План логопедической работы, составляемый на учебный год персонально для каждого ребенка, можно назвать индивидуальным образовательным маршрутом ученика.
Обратив в данной работе внимание на психологическую коррекцию в ходе логопедических занятий (с целью повышения уровня готовности учащихся к освоению программы), следует вспомнить, что же такое собственно «психологическая коррекция».
Психологическая коррекция – направленное воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования ребенка.
Психологическая коррекция как форма работы впервые возникла в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. Она представляет совокупность воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии ребенка.
При определении основных целей и задач психологической коррекции важно помнить положение Л.С. Выготского о создании зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка в качестве основного содержания коррекционной работы. В этой связи психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка способностей не делают коррекционную работу эффективной, т.к. обучение в этом случае следует за развитием, совершенствуя способности только в количественном направлении [9].
Психологическая коррекция призвана решать задачи профилактики.
Зрительный диктант как один из приемов
психологической коррекции на логопедических занятиях.
В данной работе рассматривается применение на логопедических занятиях методики зрительного диктанта.
Зрительный диктант позволяет развивать память, в частности, оперативную память, а так же способствует коррекции устной и письменной речи детей-логопатов (развитие и совершенствование техники чтения, формирование орфографической грамотности).
Обратимся, прежде всего, к определению, что же такое «память».
Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации, получаемой человеком в деятельности [5].
Зрительные диктанты, как уже было отмечено выше, позволяют развивать оперативную память. Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия. При переводе информации из кратковременной в оперативную происходит ее отбор по критериям, определяемым задачей, которую решает человек. Оперативная память направлена на сохранение текущей информации в рамках конкретной деятельности или конкретного действия.
Технологию проведения зрительного диктанта разработал профессор И.Т.Федоренко. Ребенку предлагается прочитать и запомнить предложение. Особенность предложений, предъявляемых в качестве зрительных диктантов, такова: если первое предложение содержит всего два слова (три слога), то последнее предложение включает в себя слова, сумма слогов в которых составляет 22 слога. Такое предложение состоит из 8 – 14 слов (включая предлоги) и насчитывает 45 – 55 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно: каждый раз добавляется один слог и, таким образом, получается набор, состоящий из двадцати предложений [14].
Такое постепенное усложнение объема заданий и речевого материала в них соответствует положению Л.С. Выготского об учете «зоны ближайшего развития».
Методика проведения зрительного диктанта следующая: ребенок читает предложение, напечатанное на листе бумаги, потом закрывает его и пишет по памяти; а после выполнения работы самостоятельно проверяет правильность ее выполнения. Не обязательно начинать работу с самого первого предложения, если вы уверены, что для конкретного ребенка это будет слишком легко. Если ребенок допускает ошибки, то необходимо еще раз прочитать предложение [1].
Диагностика оперативной памяти.
|
|
|