Тема:
«В гостях у глиняной игрушки»
Цель:
Задачи:
Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к различным видам искусства, в том числе к народному декоративно-прикладному искусству и скульптуре малых форм.
Развивать умение понимать содержание произведений искусства (частушки, потешки) произведений разных жанров.
Обучать детей образному отражению произведений искусства доступными им средствами выразительности в продуктивных видах деятельности (лепка, рисование, аппликация) музыкально-ритмической и театрализованной деятельности.
Создать развивающую предметную и речевую среду с цель погружения детей в атмосферу народного искусства (музыки, танца, детского фольклора, народной игрушки).
Предшествующая работа:
Рассматривание дымковских игрушек, иллюстраций из альбома «Народные игрушки»;
Дидактическая игра «Дымковские игрушки»;
Занятие «Поездка в Дымково» (интегрированное занятие: развитие речи и рисование);
Занятие по аппликации «Украсим юбку» (по мотивам дымковской росписи);
Разучивание произведений разных жанров из детского фольклора, их обыгрывание в повседневной жизни.
Разучивание народных потешек, песен.
Материал к занятию:
Дымковские и филимоновские игрушки.
Вертушка с ленточками («карусель»)
Маска «Петух»
Костюмы для дымковских барышень (для девочек подготов. Группы)
Ширма
Лес и дом для настольного театра.
Аудиозапись р. н. п. «Во саду ли, в огороде».
Трафареты дымковских барышень (юбки украшены детьми) на стене.
Ход занятия
Ребята, сегодня мы пойдем в гости к глиняным игрушкам.
(Дети берутся за руки и цепочкой заходят в зал, останавливаются, делая круг. Обращая внимание на стену, где в хороводе – дымковские барышни).
Вот мы и пришли. Посмотрите, а нас уже встречают, кто это? (дымковские барышни). Правильно, они все в красивых юбках, которые вы им украсили. Они уже встали в хоровод и ждут музыку. Давайте и мы потанцуем.
Хоровод, хоровод
Веселится весь народ!
Звучит р.н.м. «Во саду ли, в огороде»
Муз. – ритм движения
– хороводный шаг по кругу, тянем носочек, спина прямая, шаг маленький (знакомство с движением)
притоп с хлопком;
-
пружинка с выставлением ноги на пятку;
выставление ноги на носок;
сужение круга хороводным шагом;
расширение круга дробным шагом;
кружение на всей стопе (дробный ш)
- Поплясали ножки? Отдохнем немножко!
(дети берутся за руки и воспитатель ведет их по кругу к стульчиками)
Сегодня игрушек сверкающий ряд
Выходят на свет показать свой наряд.
(Рассматриваем дымковские игрушки, сопровождая потешками. Личным примером побудить детей к муз. творчеству, придумать свою мелодию для знакомых потешек. Похвалить желающих и объяснить детям за что получена похвала.)
Индя – индя – индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой
Красный, белый, золотой.
Утка Макфутка бережком идет
Уточек Марфуточек купаться ведет.
Бока крупные, рога золотые.
Копытца с оборкой, а на спине Егорка.
-
Зонтик грибком, руки крендельком,
Ходит девица – красавица по улице пешком.
Под наши веселые русские пляски
Они поживают, как будто бы в сказке.
(Дуем: вдох – носом; выдох – ртом (губами)
(из-за ширмы выходят девочки подготовительной группы в костюмах дымковских барышень, притопывая, руки крендельком)
Девочки:
Лишь музыка нас разбудит
Частушка для всех развеселая будет. Слушание частушек.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи раслоботские
Кумушки посадские.
Наши руки крендельком
Щеки, будто яблоки,
С нами издавно знаком
Весь народ на ярмарке.
Дымковские барышни
Всех на свете краше
А, гусары- усачи-
Кавалеры наши
(уходят за ширму)
(обращается внимание на игрушку – коня)
Конь домчит до карусели.
На коня залез Емеля
Влез, встал, засвистал,
Засвистал и поскакал.
-Ай, люли, люли, люли
Карусель видна вдали!
- А ну-ка, ребята, садись на карусель, покатайтесь!
Аттракцион «Карусель»
под мелодию р.н.п. «Как у наших у ворот»
-
Покатились, повеселились, а теперь на лавочки садитесь. Послушайте сказку старинную, не шибко короткую, да и не шибко длинную: про игрушки смешные, которые называют в народе филимоновскими. Слушайте сказку, да игрушками филимоновскими любуйтесь.
(Лес, дом для настольного театра. Обыграть сказку настольным театром)
Жили были, баба, да мужик Филимон. И был у них маленький сынок Ваня, такой же как вы. Заболел однажды сынок, ни есть, ни пить не может. Мужик и баба ему и котлетку и конфетку. Ничем не могут помочь сыночку. Пошел однажды Филимон на речку за студеной водой Присел на берегу отдохнуть, взял в руки глину и слепил смешного козленка с длинной шеей. Домой пришел, показал бабе. Она козленка выбелила и цветными полосками украсила. Показала сыночку.
Как увидел наш сынок,
Засеял его роток
Глазки заблестели,
Ножки топать захотели
Тогда Филимон слепил еще одну игрушку- птичку!
Мужик дырочки умело
Сделал птахе у спины,
И птичка вдруг запела
Голоском самой весны!
(Обратить внимание на полоски у птички)
Вы думаете только это он слепил для сыночка? А вот сейчас я загадаю загадку, а вы отгадайте!
С переливом поет
Утром будет весь народ
Золотистый гребешок
Гордо носит…(Петушок)
(рассматриваем петушка, какой нарядный, гордый)
А Настенька у нас песенку про петушка знает, послушайте!
Песня «Петушок»
(воспитатель одевает шапочку «петушка» на любого ребенка)
А вот и Петушок проснулся весело крыльями замахал и пошел высоко поднимая лапки искать корм для курочек. А курочки для него поют.
«Как у наших у ворот,
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочек завет»
Игра «Петушок и курочки»
-
Молодец, петушок, весь день искал корм для курочек, а как вечер настал – домой, на насест их отправил. Ведь скоро ночь, всем пора спать. А кто еще, кроме курочек ночью должен спать? Правильно, дети. Наш Ваня тоже устал, спать захотел, мама взяла его на руки и стала напевать песенку. Какую? (Укачивать) (Колыбельную). Давайте поможем филимоновской маме споем колыбельную для Вани.
Песня «Колыбельная»
Вот и уснул Ванюша, давайте, чтобы его не разбудить тихо встанем, возьмемся за руки, на носочках уйдем в группу, пусть он поспит.
(Дети уходят)
|