|
Цель: обеспечение формирования экологического сознания и воспитания любви к природе через ознакомление с организмами-биоиндикаторами
Тема «Легко ли живется биоиндикаторам?»
Цель:
обеспечение формирования экологического сознания и воспитания любви к природе через ознакомление с организмами-биоиндикаторами.
Задачи:
Личностные: сформировать принципы рационального природопользования через связь между состоянием окружающей среды и биологическим составом природных сообществ
Метапредметные:
-
овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, давать определение понятиям, проводить эксперимент, делать выводы и заключения, аргументировать свою точку зрения.
способность выбирать смысловые установкив своих действиях по отношению к живой природе.
Предметные: приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, выявление приспособлений организмов к среде обитания,анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, формирование яркого образа разнообразия живой природы своего района.
Оборудование: мультимедиа, карточки для учащихся с инструктажом выполнения биологического эксперимента и домашним заданием, лупы, хвоя сосны обыкновенной и гербарии хвойных.
Ход урока:
І Мотивация
- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами урок здоровьесбережения природы. Как вы думаете, что значит природа здорова?
- Как это можно установить, по каким признакам?
- Как сберечь здоровье природы?
- О них мы сегодня и поговорим, тема нашего обсуждения, как вы видите: «Легко ли живется биоиндикаторам?»
ІІ Осмысление
А чтобы раскрыть эту тему, мы с вами должны ответить на следующие вопросы:
В чем актуальность биоиндикации?
Теоретические аспекты биоиндикации
Требования к биоиндикаторам.
Методика проведения биоиндикации на примере исследовательской работы «Изучение экологического состоянии атмосферного воздуха, используя в качестве биоиндикатора сосну обыкновенную»
ІІІ Открытие нового знания.
Учитель: И в этом нам помогут следующие ребята...
Инструктаж учащихся: сейчас мы заслушаем ваши отчеты о выполнении групповой домашней работы, одновременно с докладчиками все остальные фиксируют у себя в тетрадях главные тезисы, необходимые для ответа на поставленные вопросы (вопросы перечисленны на доске).
Выступление 1 группы (приложение №1)
В связи с чем возникла необходимость в исследовании состояния окружающей среды?
Выступление 2 группы (приложение №2)
Сформулируйте определение биоиндикации и биоиндикаторов.
Выступление 3 группы (приложение №3)
Представьте, что вы эколог который занимается исследованием взаимосвязи человека с окружающей средой и специализируется на вопросах биоиндикации. По каким признакам вы бы стали отбирать биоиндикаторов для своей работы?
Выступление 4 группы - группы исследователей, которые занимались изучением экологического состояния микрорайона Доброе, используя в качестве биоиндикатора сосну обыкновенную (приложение №4)
Выполнение исследовательской работы в группах (приложение №5)
Заключение
Опытом установлено,что в грязной зоне хвоинки с усыханием преобладают над неповрежденными.В зоне с большим содержанием газа и пыли количество хвоинок с пятнами почти в два раза больше,чем в чистой зоне. Это свидетельствует о том, что в загрязненном воздухе содержится в два раза больше опасных веществ,которые задерживаются листовой поверхностью сосны, приводя к образованию пятен с последующим усыханием.
ІV Рефлексия
По результатам нашего эксперимента мы можем сделать вывод о том, что сосна как биоиндикатор является показателем сильной загрязненности воздуха нашего микрорайона. Теперь давайте ответим на вопрос нашего урока: Легко ли живется биоиндикаторам? Для этого мы с вами вспомним все, что сегодня обсуждалось и попробуем найти путь решения этой проблемы. А поскольку объектом наблюдения была сосна, то её мы возьмем за основу обсуждаемой проблемы.
Дерево РКМЧП (проблема - стебель, компоненты ее составляющие - ветви, вывод в корне - решение проблемы представляется в виде 3 основных направлений деятельности человека: природоохранная, природовосстановительная и рациональное природопользование). Приложение №6.
Рекомендуемое домашнее задание.
1. Исследуйте растительность школьного двора на наличие следующих биоиндикаторов:
Биоиндикатор
|
Отметка о наличии (+)
|
Пармелия
|
|
Ксантория
|
|
Муравейники
|
|
Тополь
|
|
Липа
|
|
Береза
|
|
Подсчитайте количество плюсов. Сделайте вывод о состоянии атмосферы по результату. Если вы набрали 5-7 плюсов: состояние благополучное, 3-4: состояние удовлетворительное, 0-2: пора бить тревогу!
2. Исследуйте свой двор (дома) на наличие биоиндикаторов состояния атмосферы. Опишите место положения двора, указав наличие отрицательных и положительных факторов окружающей среды. Сделайте вывод о состоянии атмосферы вашего двора.
|
|
|