Главная страница

Урок №47. Тема: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка


Скачать 24.79 Kb.
Название Урок №47. Тема: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка
Дата 24.02.2016
Размер 24.79 Kb.
Тип Урок

Урок № 47.

Тема: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

Задачи: познакомить учащихся со строением головного мозга, расположением его желудочков и основных отделов головного мозга; раскрыть функции продолговатого мозга, его сходство и различие со спинным мозгом; рассмотреть строение и функции моста, среднего мозга и мозжечка, подчеркнуть зависимость низлежащих центров от высших, показать, что последние выполняют более сложные функции.

Оборудование: модели черепа, скелета, макеты головного мозга (разборные); таблицы с изображением головного и спинного мозга, рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний

Понятийная разминка: нейрон, аксон, дендрит, белое вещество, серое вещество, задние корешки, передние корешки, нервы, нервные узлы

Индивидуальный опрос: 1) Указать на таблице центральную и периферическую части нервной системы и рассказать об их строении и функциях. 2) Показать на таблице и скелете местоположение спинного мозга и отходящих от него нервов и рассмотреть их строение и функции. 3) Раскрыть особенности рефлекторной и проводящей функций спинного мозга, его связь с головным мозгом.

III. Изучение нового материала

  1. Отделы головного мозга, желудочки. (Рассказ учителя с использованием таблицы.)

  2. Желудочки головного мозга.

Желудочки головного мозга – полости в головном мозге, заполненные спинномозговой жидкостью.

Расположение желудочков головного мозга

Желудочек

Местоположение

IV

Между продолговатым мозгом и мозжечком

Водопровод

В толще среднего мозга между четверохолмием и ножками мозга

III

Между зрительными буграми промежуточного мозга

II и I

В толще левого и правого полушарий головного мозга

(Самостоятельная работа с рис. 93 учебника, изучение отделов головного мозга и положения желудочков.)

3. Изучение функций продолговатого мозга, моста, среднего мозга и мозжечка. (Беседа с использованием рис. 93 и 94.)

Продолговатый мозг:

Трофическая функция: центры блуждающего нерва, регулирующие сердцебиение; центры глотательного, слюноотделительного, дыхательного рефлексов; центры, регулирующие дыхание.

Оборонительная функция: мигательный рефлекс, рвотный рефлекс, рефлексы кашля и чихания и пр.

Как и рефлексы спинного мозга, рефлексы продолговатого мозга связаны с четко очерченными рефлексогенными зонами.

4. Лабораторная работа «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». (Выполняется по инструкции нас. 229 — 230 учебника.)
IV. Закрепление знаний

Ответы на вопросы после § 45 под символами «?» и «!».
V. Задание на дом

Изучить § 45. Ответить на вопросы перед параграфом, начертить дуги рефлексов продолговатого мозга, повторить опыты, найти все структуры, указанные в словаре на с. 230, на рис. 93 и 97 (с. 228 и 234).