|
«Особенности детского голоса. Мутация»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
« Детская школа искусств»
Республика Коми город Инта
Методическая разработка
Тема:
«Особенности детского голоса. Мутация»
Автор: Фимина Ольга Ивановна
преподаватель ДШИ
Республика Коми
город Инта
декабрь 2012
Что необходимо знать о детском голосе и мутации.
Детский голос – это сложное понятие. Вообще голос- это уникальное явление, это особое эмоциональное понятие, это чувства, это особая интонация. Все живое в природе общается с помощью звуков, а значит связок. Кстати, единственное в мире животное – жираф не имеет связок.
Связки ( это две маленькие складки) начинают работать с первым криком ребенка. Постепенно с возрастом возрастает их активность. Связки новорожденного и трехлетнего ребенка одинаковы. С девяти лет они начинают крепнуть. Но дети начинают петь в детских садах и поют много.
Пение положительно влияет на развитие ребенка. В основном, они начинают петь подражая взрослым. Тут надо проявлять осторожность. Мария Калласс, Тоти даль Монте рано начали петь и это хорошо. Пение повышает круг интересов. Но нельзя утомлять голос. Дети внимательны, наблюдательны, они все впитывают и из них можно все лепить. Их надо только изучить, особенно их психологическое состояние. Если ребенок здоров, то петь надо обязательно. У маленьких детей (с 7 лет) верхний регистр имеет тембр свистковой флейты. Есть очень одаренные дети – обладатели врожденного музыкального слуха и певческого голоса, имеющие абсолютную память, природную способность подражать и полную музыкальную координацию. Но даже такие одаренные дети (личности) нуждаются в профессиональных советах педагога по вокалу.
Сегодня существует множество эстрадных конкурсов разных уровней в нашей республике. Огромное количество детей выступает, много чистых голосов, но были и певцы с низкой интонацией и нездоровыми голосами. Это говорит о том, что руководители зачастую эксплуатируют детей конкурсами, бесчисленными репетициями и, в результате – несмыкания, сипы, нечистая интонация. Эстрада привлекает ярким, громким пением в микрофон, яркостью костюмов, аранжировками, танцами и т.д. Она дает раскрепощение. Тут важно следить, что бы дети не копировали плохих певцов, а старались найти свою манеру исполнения. Необходимо укреплять веру детей в себя. Судя по количеству конкурсов, которые проходят в последнее время, становится ясно, что энтузиазма у руководителей и юных певцов не занимать и многие достигают отличных результатов. Если ребенок поет естественно, то пусть поет и так. Не надо акцентировать его внимание на работе гортани, дыхания и т.д. Не зацикливать его внимание вокальными премудростями. Но ухо педагога все должно держать под контролем, слышать и знать, как помочь певцу.
-1-
Нельзя давать большую нагрузку голосу ( не более 45 минут). Нельзя давать завышенную программу! От этого связки утомляются, что грозит не смыканием и даже узлами на связках. Нельзя громко петь, громко разговаривать, кричать. Разрешается петь только в тесситуре, соответствующей данному возрасту. За связками необходимо следить, они замене не подлежат!
У детей до 10 лет головной резонатор не развит и бывает поверхностное дыхание. После 10 лет развивается грудной резонатор. К 12-16 годам развивается микстовый (смешанный) регистр с грудью. Это и есть мутационный период. Если в голосе появилась хрипота, необходимо быть внимательней, возможно у ученика началась мутация.
Девочки в 11,12,13,14 лет опережают физиологическое развитие мальчиков. Мутация проходит у девочек в целом легче, чего не скажешь о мальчиках. У них мутация проходит сложнее. Но бывает, когда в 11,12 лет голос звучит как у взрослого. У мальчиков мутация происходит остро. Меняется резко голос, хрип, сип. После мутации у мальчиков голос может стать любой и никто не знает, какой будет и почему. Т.е. тембральная окраска голоса может не сохраниться ( как у Робертино Лоретти).
У девочек голос меняется мало, почти всегда остается таким же, каким и был. Нельзя нарушать природу, надо правильно определить голос. До мутации заниматься осторожно. После мутации такие певцы быстрее восстанавливаются, т.к. срабатывает « мышечная память», т.е. рефлекс. При мутации не петь высоко, а в более низкой тесситуре. Не ускорять процесс формирования голоса у мальчиков. НЕТ сложному репертуару. Лучше недопеть, чем перепеть! Необходимо следить за состоянием миндалин, бронхов, эндокринной системы. Дети бывают разные. Из-за различных заболеваний они, бывает, падают в обмороки. У них бывают дистонии, которые с возрастом проходят.
Не всегда большой диапазон голоса говорит, что это сопрано. Надо учитывать тембр, переходный регистр. Из-за физиологических и психологических причин могут возникать проблемы музыкального слуха и голоса. Бывают случаи неординарного размера связок – они очень большие, или очень маленькие. Причиной проблем может стать и особая чувствительность барабанных перепонок к некоторым отдельным звуковым частотам: кто-то лучше улавливает более низкие частоты, а кто- то более высокие. У человека может быть неправильное дыхание, ослабленная мышечная деятельность и др. Детям рекомендуется распеваться с «ми» первой октавы. Расстояние между детскими складками и диафрагмой меньше, чем у взрослого. Меньше и столб воздуха, поэтому естественное колебание связок более частое и естественный звук более высокий. Взрослым можно распеваться с «до» первой октавы. Есть от природы «большие» голоса, но они не сразу открываются.
-2-
Кроме голоса нужен труд и не помешает интеллект. Анна Нетребко – результат труда и интеллекта. После окончания Санкт – Петербургской консерватории продолжила учебу в Англии и Италии. Певцу необходим интеллект. Он должен думать, анализировать, фиксировать. Что касается детей, то кроме голоса необходимо обращать внимание ребенка на его состояние, т.е. о чем он поет, что он переживает. Главное – глубина, содержание, что он чувствует, что бы была органика. Не все дети это чувствуют. В большинстве, им надо объяснять, показывать.
Часто качества голоса зависят от языка, национальности, фонетики. Например, в Англии в языке мало гласных, мало и певцов. Наоборот, в Италии и в Украине, где много гласных, много певцов.
Очень важно для педагога пройти весь путь обучения с учеником в правильном общении с ним. Основа любого пения – это внутреннее состояние психического равновесия, состояние удовлетворенности, даже радости, душевного комфорта.
Если человек чувствует себя дискомфортно, он будет петь плохо, потому, что попадать во время пения нужно не только в ноты, но и в душу того, кто слушает это пение.
-3-
|
|
|