|
Рабочая программа по учебному предмету ремесло (декоративно прикладное творчество) 5 -9 классы со сложной структурой дефекта
Департамент образования города Москвы.
Зеленоградское окружное управление образования
ГБОУ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА – ИНТЕРНАТ VIII вида №7
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
РЕМЕСЛО (декоративно – прикладное творчество)
5 -9 классы
со сложной структурой дефекта
Разработчик – Сергеева Лидия Евгеньевна
учитель профессионально – трудового обучения
первой квалификационной категории
Срок реализации – 5 лет ( 5 – 9 классы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Назначение программы.
Программа предназначена для преподавания ремесла как одного из профилей трудового обучения для детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями. Целью реализации программы является формирование общетрудовых умений на уровне, доступном данному контингенту учащихся, а также обучение учащихся знаниям и умениям необходимым в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности.
Задачами обучения ремеслу являются:
- формирование положительного, эмоционального отношения к
труду;
- развитие интереса к деятельности и её результатам ;
- формирования потребности в отражении действительности доступными средствами ( аппликация, изонить, вышивка, и.т.д.);
- формирование умения соотносить получаемые результаты с реальными объектами, явлениями;
- обучение приёмам и средствам вышивки, аппликации, изонити,
лоскутной техники;
- развитие восприятия основных свойств и отношений выполняе-
мых объектов;
- обогощение, уточнение и закрепление представлений о предме-
тах и явлениях окружающего мира;
- совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной
координации, координации движений обеих рук;
- воспитание адекватного отношения к результатам собственной
деятельности и деятельности других, формирование основ само-
оценки.
Условия реализации программы.
Полный объём учебного материала рассчитан на изучение в течение 5 лет (с5-го по 9-й класс). Занятия проводятся в специально оборудованных мастерских.
Обучение элементам ремесла ведётся по следующим направлениям:
-работа с бумагой, картоном;
-работа с тканью;
- изонить;
- мягкая игрушка;
- аппликация;
- вышивание крестом, гладью;
-лоскутная техника.
Исходя из специфики контингента учащихся, педагог оставляет за собой право варьировать количество теоретических и практических часов на занятиях, а также количество часов на выполнение той или иной темы, того или иного изделия.
Методические пояснения.
При работе по настоящей программе важно придерживаться принципа доступности учащимся сложности и объёма учебного материала. Большое внимание учитель должен уделять формиро-ванию и поддержанию мотива учения, выбирая к выполнению изделия занимательные, значимые для учащихся. Учитывая общий уровень групп и личные интересы учащихся, возможно заменять рекомендуемые в программе изделия, сохраняя общий объём сложности конструкции и технологии.
Оценка знаний и умений учащихся по декоративно-прикладному творчеству.
Контингент вспомогательной школы чрезвычайно разнороден. Интеллект у учащихся снижен в различной степени, что само по себе предполагает предъявление дифференцированных требований к успехам. Кроме того, снижение интеллекта почти всегда сопровождается теми или иными нарушениями моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Понятно, что выработать общие критерии к уровню усвоения учебного материала практически невозможно.
Таким образом, оценка знаний и умений учащихся зависит прежде всего от уровня их возможностей, определяемого учителем в ходе обучения. В этом случае оценка может основываться на дан-ных в программе дифференцированных требованиях. Но нельзя не учитывать и то продвижение, которое сделала конкретная ученица в отношении своего собственного начального уровня. Для этого в начале обучения (учебного года) необходимо проводить контрольные срезы для определения стартового уровня учащихся. Промежуточная (четвертные самостоятельные работы) и итоговая (контрольные работы) аттестация проводятся по критериям, зало- женными в стартовые срезы.
Учащиеся должны знать:
- название инструментов, приспособлений для различных видов работ;
- правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями;
- виды ручных стежков;
- виды некоторых тканей;
- виды ниток;
- виды ремонта одежды и белья;
- способы закрепления нити в начале и в конце работы;
- виды вышивания гладью;
- способы укладывания шнура в аппликации из волокнистых мате- риалов;
- виды клея;
- отделочные материалы;
- геометрические фигуры;
- чертёжные инструменты.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в задании и выполнять с помощью учителя;
- применять инструменты по назначению;
- резать ножницами по бумаге и ткани;
- определять лицевую и изнаночную стороны ткани;
- смётывать, стачивать детали кроя, обрабатывать края изделий;
- подбирать иглу и нить в соответствии с видом ткани;
- вдевать нитку в иглу;
- закреплять нить в начале и в конце шитья и вышивки;
- пришивать пуговицы, петли, крючки;
- выполнять заплаты, выметные и воздушные петли;
- наклеивать шнур на объёмные и плоские предметы;
- вышивать крестом по рисунку;
- вышивать гладью по рисунку;
- применять отделочные материалы;
- выполнять углы, окружности по шаблонам.
Перспективно-тематическое планирование
по предмету «Ремесло»
№ п/п
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
5 класс
|
I четверть
|
1
|
Вводное занятие
|
2
|
2
|
Инструменты и приспособления для ручных швейных работ
|
4
|
3
|
Работа с нитками. Поделка из ниток «Девочка».
|
12
|
4
|
Объёмная аппликация. Поздравительная открытка ко Дню учителя.
|
10
|
5
|
Плетёные изделия. Браслет из полосок бумаги.
|
14
|
6
|
Работа с нитками и бумагой. Закладка с косичкой.
|
8
|
7
|
Самостоятельная работа. Вырезание деталей по линии разметки.
|
4
|
|
Итого: за I четверть
|
54
|
II четверть
|
8
|
Вводное занятие.
|
2
|
9
|
Комбинированные работы. Игольница «Клубничка»
|
6
|
10
|
Разметка детали на бумаге « Фонтанчик»..
|
8
|
11
|
Многодетальное изделие Разборная ёлочка..
|
10
|
12
|
Закрепление умения размечать окружность. Ёлочная игрушка « Ёжик».
|
12
|
13
|
Самостоятельная работа. Разметка круга сгибанием. Деление круга на равные части ( 4; 8 ).
|
4
|
|
|
|
|
Итого: за II четверть
|
42
|
III четверть
|
14
|
Вводное занятие.
|
2
|
15
|
Работа с нитками (шитьё по проколам). Вышивание фруктов, овощей с последующим раскрашиванием.
|
10
|
16
|
Комбинированная работа. Сувенир. «Зимнее солнышко».
|
12
|
17
|
Объёмная открытка. День защитника Отечества.
|
12
|
18
|
Открытка с цветами к 8 Марту.
|
10
|
19
|
Фигурный плетёный коврик.
|
10
|
20
|
Самостоятельная работа. Работа с нитками (шитьё по проколам). Овощи.
|
4
|
|
Итого: за III четверть
|
60
|
IV четверть
|
21
|
Вводное занятие.
|
2
|
22
|
Изделие из папье –маше. Рамка для картины.
|
12
|
23
|
Комбинированные работы. Бумажные цветы..
|
12
|
24
|
Изготовление игрушки с элементами движения. «Зайчик- попрыгунчик».
|
12
|
25
|
Волшебный квадрат. Бабочка.
|
10
|
26
|
Самостоятельная работа. Бабочка (по заданному размеру).
|
6
|
|
Итого: за IV четверть
|
54
|
|
ВСЕГО за год:
|
210
|
6класс
|
I четверть
|
1
|
Вводное занятие.
|
2
|
2
|
Мазаика из бумаги. Петушок
|
10
|
3
|
Аппликация из бумаги. Сюжетная композиция по сказке «Колобок».
|
10
|
4
|
Работа с нитками. Игрушка из одного помпона «Гномик».
|
8
|
5
|
Работа с нитками (шитьё по проколам). Поздравительная открытка. Тюльпаны.
|
8
|
6
|
Изонить.
|
6
|
7
|
Работа с текстильными материалами. Сведения о ткани.
|
6
|
8
|
Работа с тканью. Отделочные ручные стежки.
|
16
|
9
|
Самостоятельная работа. Изонить. Выполнение и деление угла на 6 частей. Заполнение угла нитью.
|
6
|
|
Итого: за I четверть
|
72
|
II четверть
|
10
|
Вводное занятие.
|
2
|
11
|
Утюг. В. Т. о.
|
2
|
12
|
Работа с тканью. Салфетка квадратной формы, отделанная ручными стежками.
|
20
|
13
|
Плетёные изделия из полосок ткани. Коврик.
|
16
|
14
|
Работа с бумагой. Сложный фонарик с лепестками.
|
8
|
15
|
Самостоятельная работа. Вышивка отделочными ручными стежками (тамбурным).
|
6
|
16
|
Практическое повторение. Ручные стежки.
|
2
|
|
Итого: за II четверть
|
56
|
III четверть
|
17
|
Вводное занятие.
|
2
|
18
|
Вышивка крестом.
|
10
|
19
|
Аппликация из бумаги. Птичий двор.
|
16
|
20
|
Работа с тканью и нитками. Цветочки в подарок.
|
12
|
21
|
Работа с нитками. Игрушка из 2-х помпонов. «Утёнок».
|
14
|
22
|
Ремонт одежды. Пришивание пуговиц.
|
10
|
23
|
Поделка с движущейся деталью. «Котёнок».
|
8
|
24
|
Самостоятельная работа. Пришивание пуговицы с 4-мя отверстиями.
|
4
|
25
|
Практическое повторение. Пришивание пуговиц.
|
4
|
|
Итого: за III четверть
|
80
|
IV четверть
|
26
|
Вводное занятие.
|
2
|
27
|
Изонить. Заполнение окружности.
|
12
|
28
|
Работа с тканью Платочек с инициалами.
|
16
|
29
|
Ремонт одежды. Вешалка к одежде.
|
10
|
30
|
Работа с нитками. Болгарские сувенирные куколки.
|
12
|
31
|
Комбинированная работа. Стрекоза.
|
12
|
32
|
Практическое повторение.
|
|
33
|
Самостоятельная работа. Вешалка к одежде из тесьмы.
|
2
|
|
Итого: за IV четверть
|
72
|
|
ВСЕГО за год:
|
280
|
7 класс
|
I четверть
|
1
|
Вводное занятие.
|
2
|
2
|
Вышивка крестом по готовому рисунку. Растительные мотивы.
|
8
|
3
|
Комбинированная работа. Брошка- сувенир «Лошадка».
|
10
|
4
|
Лоскутная техника. «Солнышко»
|
8
|
5
|
Изделие. Мягкая игрушка «Рыбка».
|
16
|
6
|
Комбинированные работы. Цветы
|
16
|
7
|
Аппликация из ткани.
|
10
|
8
|
Изонить. Цветы.
|
10
|
9
|
Самостоятельная работа
|
6
|
10
|
Практическое повторение. Вышивание крестом. Лоскутная техника.
|
4
|
|
Итого: за I четверть
|
90
|
|
|
|