|
Методические рекомендации по проведению занятий по аппликации дошкольников и младших школьников
Методические рекомендации по проведению занятий по аппликации дошкольников и младших школьников.
Актуальность методических рекомендаций по аппликации определяется тем, что только при правильном проведении занятий по аппликации в процессе обучения детей через использование различных игровых приёмов происходит формирование социально-востребованной творческой личности.
Изобразительная деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. Занятия аппликацией имеют большое значение для гармонического развития учащихся. Они способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение.
Согласно Большой Российской энциклопедии, «аппликация» - (от лат. applicatio — прикладывание) способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность. То есть, говоря простыми словами, аппликация основана на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, который взят в качестве основы.
Аппликация – одно из самых доступных и увлекательных детских занятий, выполненные на занятиях художественные работы учащихся могут быть использованы ими как подарки для родных и друзей, найти применение в оформлении квартиры, участвовать в выставках. Яркий цвет бумаги или других материалов, различные детали и формы, красочность картинок - всё это похоже на иллюстрации из детских книг, кадры мультфильмов, поэтому аппликация так нравится детям.
Трудности, с которыми обычно сталкивается большинство педагогов при проведении занятий:
дети не имеют опыта в общении со сверстниками и взрослыми или он незначителен (особенно это касается детей первого года обучения);
у детей завышенная или заниженная самооценка, что связано с индивидуальными особенностями ребёнка или какими-либо иными причинами;
на занятия приходят дети с различной подготовкой.
Недостаточная степень развития технических умений, неуверенность в своих силах, неумение общаться тормозят работу воображения, сковывают детскую инициативу, снижают качество результатов деятельности. Если же ребёнок хорошо владеет приёмами вырезания, наклеивания деталей аппликации на основу, комфортно чувствует себя в окружении сверстников, то внимание его направлено на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к созданию оригинальных работ, стимулирует творческое отношение к работе. Именно поэтому педагогу важно знать: посещал ли ребёнок образовательное учреждение, есть ли у него какие-либо индивидуальные особенности или затруднения, с чем они связаны - с тем, чтобы их учесть при организации учебного процесса.
С этой целью в первые же дни нужно выявить интересы и уровень подготовленности детей к занятию художественно-творческой деятельностью. Для этого, после ознакомления их с Техникой безопасности, проводится первоначальное тестирование: детям предлагается выполнить аппликацию на свободную тему. Наблюдая за работой детей, педагог проводит визуальную оценку знаний, умений и навыков ребёнка и способность к самостоятельной деятельности. Результаты исследования помогают увидеть различия в индивидуальных возможностях каждого ребёнка и условно разделить детей на подгруппы, чтобы обеспечить вариативность и дифференцированность учебного процесса.
Чтобы проверить, в какой степени ребёнок овладел тем или иным умением, целесообразно проводить контрольные обследования в середине года и конце года. Это позволит оценить динамику развития ребёнка, спланировать дальнейшую работу.
Для большей наглядности удобно заносить результаты обследования в таблицы, которые можно составить самим или использовать уже имеющиеся таблицы педагогов-практиков.
Для успешной работы очень важна ранняя социализация детей. Приходя на занятия, ребенок встречается с новой для него предметной средой: стеллажи с поделками, доска, столы для занятий. Кроме того, здесь его встречают незнакомый педагог и много незнакомых детей. Ребёнок переживает: как к нему будут относиться, заметят ли, какой он, подружатся ли с ним другие дети, которые пришли на занятия? Поэтому на первых занятиях желательно несколько раз назвать каждого ребенка по имени, в игровой форме попросить детей познакомиться друг с другом, предложить назвать свое имя герою любимой сказки, порадоваться каждому члену семьи, с которым ребенок приходит на занятие. Общение на занятиях (совместное слушание, повторение, разыгрывание по ролям, подвижные игры и др.) даёт ребёнку возможность наблюдать реакцию ровесников, слышать их высказывания, смотреть, как они входят в образ в играх, а также вызывает желание попробовать все это самому, сравнивать, добиваться, чтобы хорошо получилось.
Общие рекомендации.
Для проведения занятий желательно иметь отдельное помещение, отвечающее требованиям противопожарной безопасности и санитарии. За каждым учащимся желательно закрепить постоянное место – отдельный стол или парта. К занятию дети готовятся заранее: застилают стол и размещают на нём необходимые для данного вида аппликации инструменты и материалы, коробочку для обрезков. По окончании занятия дети самостоятельно наводят порядок на своих рабочих местах.
Предметная среда, разнообразие инструментов и материалов для творчества, удобное их размещение с тем, чтобы каждый ребенок соответственно своему замыслу и желанию мог выбрать материал, апробировать его и получить наиболее удовлетворительный результат, стимулируют деятельность детей. При этом надо помнить, что отношение и педагогов, и родителей к творчеству ребят должно быть весьма благожелательным. Ознакомление с разнообразными материалами и техникой аппликации расширяет кругозор ребенка, обогащает его эстетическое чувство. Он становится способным ставить и решать более сложные изобразительные задачи, находить оригинальные решения.
Основным материалом для занятия аппликацией является бумага ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками.
Помимо бумаги для аппликаций можно использовать самые различные материалы: солому, бересту, ткань, кожу, мех, тополиный пух, листья.
Работая с бумагой и другими материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инструментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т. д. На занятиях происходит ознакомление с различными видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная и др.), ее качественными показателями.
Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место. Очень нравятся детям ножницы «зиг-заг», ими можно вырезать всякие украшения, травку, водоросли. Педагогу желательно иметь фигурные дыроколы, позволяющие разнообразить работы мелкими деталями, а также трафареты с геометрическими фигурами, которые упрощают выполнение аппликаций из геометрических фигур, аппликаций с орнаментом и других.
Для наклеивания деталей аппликации, в зависимости от используемого материала, можно использовать клеевой карандаш, клей ПВА. Для снятия излишков клея служит чистая тряпочка. Кисти желательно использовать двух размеров: для приклеивания мелких и крупных деталей.
Для рисования контуров изображения будущей аппликации можно использовать мягкие и твёрдо-мягкие простые карандаши.
Технология выполнения аппликации предусматривает такие этапы работы:
- выбор натуры, сюжета, узора для аппликации;
- создание эскиза (несложные аппликации выполняют без эскиза);
- подготовка материала, его выбор;
- выбор инструментов, вспомогательных материалов;
- получение деталей и изображений различными способами;
- раскладывание деталей и изображений на фоне;
- прикрепление деталей на фон-основу.
Основные требования к организации и проведению занятий по аппликации.
Для проведения занятия большое значение имеет хорошая заблаговременная его подготовка. Проектируя занятие, необходимо четко и ясно определить цель и результаты предстоящей деятельности, четко сформулировать задачи, которые будут поставлены перед детьми.
Подобрать методы обучения.
Подобрать материал для работы детей (подбор и нарезка бумаги нужного цвета, формы и размера, проверка и заточка простых карандашей и т.д.) и материал для показа и объяснения педагога (приготовление образца, материала для показа приемов вырезывания и т.д.).
Во время проведения занятия вовремя организовать коррекцию ошибочных действий учащихся.
Непосредственно перед занятием подготовить доску, проветрить помещение.
Форма организации деятельности учащихся при проведении занятий может быть разной в зависимости обучающих задач, настроения детей, уровня сформированности умений и навыков, уровня индивидуальных возможностей. Занятия проводятся как фронтально, так и индивидуально, что обусловлено темой, различным уровнем подготовки учащихся и их индивидуальными особенностями. В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения.
Общий план проведения занятий.
1) Подготовка к занятию.
2) Вводная часть.
3) Основная часть (практическая).
4) Заключительная часть.
Слова, с которыми обращается педагог к детям, должны быть эмоциональными и заинтересовать детей предстоящей работой, создать живой образ того, что дети будут вырезывать. Теоретический материал обычно даётся в начале занятия, когда дети наиболее работоспособны. Новую тему или задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение наглядным материалом. Рассматривание иллюстраций, картин и другого наглядного материала ведёт к развитию наблюдательности, творческому воображению.
Конкретные указания о способах выполнения работы, установление последовательности особенно важны. В этом дети, побуждаемые педагогом, также должны принимать активное участие – отвечать на вопросы, припоминать усвоенные ранее умения. Примерные вопросы:
- Что общего в этих двух работах? В каком порядке проводится наклеивание?
- Посмотри, как наклеены лепестки цветка. Почему именно так?
- Как получить детали аппликации такой формы?
- Придумай, как по-другому можно разместить на листе композицию.
- Подумай, какие виды материалов ты можешь использовать в данной работе? Выполни этот прием, используя другой материал.
- А можно ли по-другому достичь такого же результата?
Проводя занятие, важно органически связать его отдельные части. Педагогу необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. В практической части можно использовать приёмы, направленные на прямое обучение, например объяснительный рисунок педагога на доске мелом или на отдельном листе ярким карандашом или фломастером. Цель его – показать детям процесс создания изображения, последовательность выполнения аппликации.
Последовательность работы показывается на доске в виде схемы, где видны все этапы выполнения. Если порядок выполнения аппликации несложен, то схема после объяснения стирается с доски, а внимание детей переключается на предстоящем процессе работы: способе создания частей аппликации, обдумывании композиции и т.п.
Самые большие затруднения при обучении детей аппликации обычно вызывает у педагогов разная степень подготовленности детей, поэтому методика обучения в начале обучения аппликации в начале обучения отличается от той, которая применяется в дальнейшем. Педагог выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков учеников. Вначале, знакомя детей с основами аппликации, педагог направляет их деятельность на правильное выполнение приёмов вырезания и наклеивания деталей, следит за качеством исполнения. При выполнении первоначальных заданий уместны различные упражнения, требующие от учащихся приобретения определённых навыков. Педагог должен добиться от детей точности и аккуратности выполнения этой подготовительной работы. Дети должны понять, что от неё в значительной мере зависит качество выполнения последующих работ.
Часть занятий, особенно на более поздних этапах, должна преследовать цель формирования простейших навыков совместной работы, накоплению первого опыта совместных действий, а также побуждению к активному общению с другими детьми и взрослыми.
Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетическое качество работы – красоту цветосочетания, приятное для глаза расположение на листе бумаги, иногда чистоту и аккуратность выполнения.
Основная задача на всех этапах освоения раздела программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, педагог должен стремиться подобрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в выполнении задания. Следует поощрять смелость в проявлении фантазии, в создании новых форм и декоративных средств выражения образа, ведь главное - не слепое следование образцу, а умение воплотить в бумаге знакомый образ.
Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, педагог вместе с тем должен направлять творческую деятельность учеников, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения задания, помогать в решении поставленной задачи.
Легче всего добиться намеченных целей, используя игровые технологии. Именно поэтому игровой метод должен быть преобладающим и основным при проведении занятий по аппликации. Желательно, чтобы игровой характер обучения пронизывал весь учебный процесс, а темы и задания предполагали создание игровых и сказочных ситуаций. Например, детям можно предложить путешествия куда-либо: в деревню, лес, на море, в сказку, во время которых они могут встретиться с разными представителями животного, растительного мира, игровыми персонажами.
Во время проведения занятий не следует забывать об игровых перерывах, игровых разминках. Шутливые упражнения-задания, пальчиковая гимнастика помогут при переходе от одного вида деятельности к другому (например, от очень понравившегося к тому, сначала детям кажется менее привлекательным).
В качестве диагностики используются устный опрос и выставки, которые имеют большое воспитательное значение. Выставка – это не только отчет, но и процесс самопознания, это тот творческий процесс, который необходим каждому ребенку. Детям необходимо видеть свои работы на выставке, чтобы оценить себя самого, сравнить с самим собой вчерашним, приобрести уверенность для продвижения вперед.
Результативность и практическая значимость определяются перечнем знаний, умений и навыков, формируемых у обучающихся по данному разделу программы, уровнем и качеством изготовления творческих работ.
|
|
|