|
Статья Букина Марина Алексеевна, методист первой категории мбоу дод «Атамановский Дом детского творчества»
Статья
Букина Марина Алексеевна,
методист
первой категории
МБОУ ДОД «Атамановский Дом детского творчества»
Кемеровская область Новокузнецкий район с. Атаманово
«Формирование положительного отношения к труду и творчеству у обучающихся в УДОД».
Человек, не испытавший радости труда, успеха, никогда не полюбит труд…
Теме труда посвящали свои произведения многие русские писатели и поэты. Для того чтобы жизнь была интересной и полноценной, с самого раннего возраста нужно учиться трудиться, приучать себя к порядку, воспитывать силу воли, выполнять свои обязанности даже тогда, когда этого делать совсем не хочется.
Л. Н. Толстой как истинно народный писатель также не мог обойти эту тему стороной. В его произведениях для детей труд представлен как истинная ценность. Лев Николаевич заботился не только о том, чтобы научить ребят грамоте. Он старался научить их любить труд, относиться к труду с уважением.
Развитие творчества не может существовать без труда. Отсутствие навыков труда вызывает у ребенка чувство беспомощности. В этом случае дети вынуждены создавать не то, что задумали, а что получается. Труд и творческий процесс органически связаны друг с другом, влияют друг на друга и поддерживают друг друга.
Мы изучили педагогическую литературы, проанализировали практический опыта педагогов по проблеме формирования положительного отношения к труду и творчеству. Анализ показал, что формирование положительного отношения к труду и творчеству у обучающихся влияют различные факторы:
-формировавшие знаний и представлений о труде взрослых, и его общественной значимости;
- развитие мотивов труда;
- усвоение умений и навыков;
- создание высоко-эмоциональной атмосферы;
- методы и приемы педагогического воздействия;
- чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда;
Воспитанников дополнительного образования условно можно разделить на 3 группы
дошкольный возраст, младшие школьники, старшие школьники.
У каждой группы воспитанников в формировании положительного отношения к труду, есть свои определенные задачи:
1 группа дошкольный возраст:
- формировать умение и навыки самообслуживания;
- научиться играть в сюжетно-ролевые игры;
- знакомится с различными профессиями;
- приобщаться к общественно – полезному труду;
2 группа младшие школьники:
- воспитывать любовь к труду, уважение к людям различных профессий;
- формировать умения навыки самообслуживания;
- воспитывать бережное отношение к результатам труда людей;
- приобщать к общественно полезному труду;
3 группа старшие школьники:
- формировать стремление добросовестно работать;
- активно участвовать в общественно – полезном труде;
- формировать знания общетрудовых и производственных понятий: культура труда, трудовая дисциплина принципы планирования;
Воспитанию желания трудиться и заниматься творчеством помогают только те влияния, которые вызывают определенные эмоции или переживания, которые глубоко затрагивают личность, ее потребности и интересы. Для того чтобы ребенок с удовольствием занимался творчеством и трудовой деятельностью, его необходимо мотивировать. Представлю вашему вниманию самые значимые виды мотивации:
1. Эмоциональная мотивация (затрагивает чувства ребенка, влияет на такие чувства и эмоции как адреналин, удовольствие, любопытство, доверие, позволяет мотивировать ребенка на деятельность, путем бессознательного).
Виды эмоциональной мотивации:
●поощрение, одобрение, похвала
●поручение
●учебно - познавательная игра
●Создание ярких наглядно-образных представлений
●создание ситуации успеха
●стимулирующее оценивание
●свободный выбор задания
●удовлетворение желания быть значимой личностью
●показ образцов труда ребенка близким, товарищам
2.Познавательная мотивация
●выполнение творческих заданий
● «мозговая атака», «мозговой штур»
Значимую роль играет создание психологического климата. Благоприятный психологический климат-это атмосфера раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности - создает комфорт и условия для работы, раскрывает творческие возможности личности.
Подбадривание, одобрительное отношение во время работы, внесение элемента новизны, это отвлекает от трудностей, снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.
Непременное условие положительного отношения к труду и творчеству является посильность.
Нагрузка в труде непосредственно связана с формированием положительного отношения к нему. Чтобы не допускать отрицательных проявлений, следует предлагать работу, с которой бы дети справлялись, затрачивая достаточные усилия, но не переутомлялись.
Советы взрослым:
●Не доделывайте того, что не сделал ребенок.
●В труде всегда должна быть достигнута цель
●Поддерживайте усилия, старания, интерес, самостоятельность в труде.
●Заметьте успех ребенка
Наше учреждение работает по 6 образовательным направленностям:
1. социально – педагогическая
2. художественно-эстетическая
3.туристско-краеведческая
4. эколого-биологическая
5. научно-техническая
6. физкультурно-спортивная
Педагоги Атамановского Дома детского творчества постоянно развивают положительное отношение к труду и творчеству, понимая, что освоение трудовых навыков воспитывает волевую, ответственную личность, способную успешно реализовываться в индивидуальной и коллективной деятельности разного содержания и уровня. В качестве иллюстрации к вышесказанному представлю некоторые творческие объединения нашего Дома творчества.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства. Первые навыки приобщения к труду наши воспитанники приобретают в школе раннего развития «Росток» на занятиях труда, рисования, а также в процессе самообслуживания. Всевозможные поделки, творческие работы, создаваемые ребятами на данных занятиях, развивают творческие способности, учат правильно организовывать сам процесс труда и творчества.
Педагоги в своей работе используют различные формы занятий:
1.Ручной труд представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших элементов. Этот вид деятельности расширяет кругозор. На занятиях ребята постигают первые навыки планирования предстоящей работы, учатся выполнять последовательность ее выполнения, проводя простейший анализ, делают выводы.
Дети осваивают приемы работы с различными материалами, знакомятся с инструментами и способами работы с ними. Ручной труд формирует самостоятельность, настойчивость в достижении цели, развивает творческое воображение.
2. Подготовка рабочего места. Умение детей продумывать материал и инструменты – это и есть приобщение к труду и культура труда. Ребята должны экономить время, бережно обращаться с материалами, заранее подготовить рабочее место. Большое значение имеет наличие удобного оборудования для труда и творчества, соответствующего возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный вид, дает возможность выполнять задание аккуратно, получить результат, располагает к деятельности, вызывает желание трудиться.
3. Трудовое поручение - наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей школьного возраста. Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из сверстников. Поручить-значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Поручение как форма организации трудовой деятельности: они всегда исходят от взрослого, в их заключена четкая направленность на получение результатов, конкретно определена задача. Они представляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения, удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
4. Ознакомление с трудом взрослых ставит цель дать детям конкретные задания и представление о труде и воспитывать уважение к труду взрослых, научит ценить его, вызывать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.
5. Театральные игры
Результаты труда и творчества выставляются в импровизированной галерее искусств.
Художественно-эстетическую направленность представляет объединение «Увлекательное рукоделие». Занятия для девочек ведутся по нескольким направлениям: шитье, рукоделие, этика и эстетика домоводства. Обучаясь азам рукоделия девочки, учатся правильно организовывать свое место, рационально распределять рабочее время, эстетически оформлять свою работу, работать индивидуально и в коллективе, распределять обязанности. Умения приобретенные приносят положительные результаты: шьют фартуки, прихватки, косынки, игрушки для себя и своих родственников, самостоятельно составляют лекала, уверенно пользуются швейными машинками; Девочки участвуют в конкурсах различного уровня, готовятся к выставкам, участвуют, продумывают в дизайне интерьера для массовых мероприятий; делают подарки для своих родственников и друзей; некоторые из наших воспитанниц стали профессиональными швеями, закройщицами.
Мальчики в свою очередь занимаются в творческом объединение «Умелые руки». С первых занятий происходит приобщение к кропотливому, замысловатому виду творчества - резьба по дереву. Ребята приобретают знания по столярному делу, овладевают профессиональными понятиями, развивают художественно-эстетический вкус, изготавливают столярные изделия. Участвуют в конкурсах, выставках, радуют своих близких
Творческое объединение «Де-фа» относится к социально-педагогической направленности. Основная цель объединения создание условий для развития познавательных и творческих способностей, активной жизненной позиции через деятельность в пресс-центре. Ребята знакомятся с основами журналистики, создаются условия для социального самоопределения подростка. Обучающиеся сами делают макет и верстку газеты, собирают материал, делают репортажи, берут интервью у знакомы, друзей, педагогов, жителей поселка, пишут статьи.
Труд и творчество - главные воспитатели. В процессе формирования положительного отношения к труду и творчеству обучающиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, обучающиеся развивают свой кругозор. Они становятся более прилежными в учебе, начинают интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд и творчество в активный стимул для получения новых знаний. Наши педагоги стараются воспитывать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества.
Список использованной литературы
1.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника, М., 2005
2.Р.С. Буре. Дошкольник и труд. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
3.Р.С. Буре, Г.Н. Година. Учите детей трудиться. – М., 1983.
4.Толстой Л. Н. Собр. соч. в 12-ти т. М., «Правда», 1987.
5.Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении,- Соч. т,2,М,, 1948.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://www.dissercat.com/content/trudovye-porucheniya-i-ikh-rol-v-vospitanii-polozhitelnogo-otnosheniya-k-trudu-u-detei-stars#ixzz2dudXz1GJ
|
|
|