№ п/п
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока (форма и вид деятельности обучащихся)
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки
|
Вид
контроля, измерители, элементы дополнитель-
ного содержания
|
Домашнее
задание
|
Дата
|
План
|
Факт
|
знать
|
уметь
|
владеть навыками
|
1. Средства художественной выразительности
|
1.
|
Средства языка
художественной
словесности. Многообразие языковых средств.
|
1ч.
|
Усвоение
новых
знаний
|
Вводное слово о
курсе
словесности.
Многообразие
языковых
средств.
|
Что
является
материалом
словесности
|
Определять
языковые
средства
выразительности
|
Работать со
справочным
материалом
книги
|
|
П. 1-2
|
|
|
2.
|
Что такое семантика. Лексическое значение
слова и семантика.
|
1ч.
|
Усвоение новых
знаний
|
Понятие семантики.
Лексическое
значение слова.
|
Определение
лексического слова,
семантики
|
Определять
значение
слов в
словарях
|
Навыки работы с
учебником,
словарем
|
Практическое задание:
определить
лексическое значение
слов
|
П.2
|
|
|
3.
|
Изобразительные и выразительные возможности
языка.
|
1ч.
|
Повторение и обобщение
знаний
|
Изобразительные и выразительные средства
|
Средства выразительности языка
|
Приводить
примеры изобраз. и выраз. средств
|
Наблюдать за выраз.
средствами языка
|
Анализ эпизода
рассказа «Бирюк» И.С.Тургенева
|
П.З,
примеры по теме
|
|
|
4.
|
Семантика
фонетических
средств языка. Интонация.
|
1ч.
|
Усвоение
новых
знаний
|
Семантика
фонетических
средств языка.
Значение интонации,
Звуковых повторов: аллитерации и ассонанса
|
Роль
интонации как
выраз. средства
языка
|
Определять
элементы
интонации, их роль в тексте
|
Навыки
выраз.
чтения
текста, анализа
интонации
|
Практическое
задание:
примеры
аллитерации и ассонанса
|
П.4-5
Выраз.
чтение
примеров п.4-8
|
|
|
Средства художественной выразительности
|
|
5.
|
Семантика
словообразования.
|
1ч.
|
Усвоение
новых
знаний.
|
Семантика
Словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
|
Семантику приставок и
суффиксов,
сложения
основ.
|
Определять роль
приставок, суф-
фиксов для
понимания
смысла слов и
текстов
|
Навыки
работы с
текстом, справочным материалом
|
Практическое
задание:
определение значения слов
|
П.9-10
|
|
|
6.
|
Лексические
возможности
языка. Синонимы.
Омонимы.
Паронимы.
Антонимы.
|
1ч.
|
Повторение
и обобщение
|
Значение
средств лексики.
Роль синонимов,
антонимов,
паронимов,
омонимов.
|
Значение
терминов
-синонимы,
омонимы,
паронимы,
антонимы
|
Определять лекс.
средства
в тексте, их роль.
|
Навыки
работы с
текстом.
|
Градация.
Омофоны.
Омографы.
|
П. 11-14,
Инд.зад-е-
примеры
омонимов,
паронимов
|
|
|
7.
|
Архаизмы.
Историзмы. Связь
славянизмов и
историзмов.
|
1ч.
|
Повторение
и
обобщение.
|
Выразительные
возможности
архаизмов,
историзмов.
Связь
славянизмов и
историзмов.
|
Понятие
архаизмов,
историзмов и
славянизмов.
|
Определять
архаизмы
и историзмы, их
роль в тексте.
|
Навыки
работы с
текстом,
справочниками.
|
Имярек
|
П. 15-16,
Групповое
з.- примеры
архаизмов,
историзмов
|
|
|
8.
|
Неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы.
|
1ч.
|
Усвоение новых знаний.
|
Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление окказионализмов.
|
Термины: неологизмы, заимствованные слова, кальки.
|
Определять неологизмы, заимствованные слова, окказионализмы
.
|
Навыки работы с текстом при определении средств языка
|
Практическое задание: определение заимствованных слов
Контроль – терминологии – ческий диктант
|
П.17-18
Подбор иноязычных слов
|
|
|
9.
|
Тропы: метафора,
сравнение,
олицетворение,
метонимия,
синекдоха.
|
1ч.
|
Усвоение
новых
знаний
|
Употребление
переносного
значения слов -
тропов.
|
Понятие
тропов,
их роли в речи.
|
Определять роль
метафоры,
сравнения,
олицетворения,
метонимии,
синекдохи в речи.
|
Навыки
работы с
художественным
текстом, с
тропами.
|
Практическое
задание:
определить
метонимию
в одах
Ломоносова.
|
П. 19-20,
знать
термины
.
|
|
|
10.
|
Семантика типов
предложений.
Период. Инверсия.
Антитеза.
|
1ч.
|
Усвоение
новых
знаний
|
Употребление
различных
типов
предложений.
Период. Инверсия.
Антитеза.
|
Роль
предложении разных
типов как выразительного средства.
Период.
Инверсия.
|
Определять
семантику типов
предложений ,
период,
инверсию
и
антитезу
в тексте.
|
Навыки
определять
роль
предложений ,
инверсий,
антитезы
как выраз.
средства.
|
Практическая
работа с
текстом (груп.
работа).
|
П.21-24
|
|
|
11.
|
Поэтическая
фигура.
Оксюморон.
Повтор.
Умолчание.
Эллипсис.
|
1ч.
|
Усвоение
новых
знаний.
|
Употребление
поэтических
фигур.
|
Понятия:
оксюморон,
повтор,
умолчание, эллипсис
|
Определять
поэтические
фигуры
|
Навыки
работы с
худ.
текстом.
|
Анафора,
эпифора,
рефрен.
|
П.25-28,
В.6,стр.50
|
|
|
2. Словесные средства выражения комического
|
12.
|
Комическое как
средство
выражения оценки
явления.
Языковые средства
создания
комического.
Неожиданность.
Остроумие.
Каламбур.
|
1ч.
|
Усвоение
новых
знаний
|
Значение
комического.
Языковые
средства
создания
комического.
Неожиданность.
Остроумие.
Каламбур.
|
Понятие
юмора и
сатиры.
Средства
создания
комического.
|
Определять
юмор и
сатиру,
средства
создания
комического
|
Навыки
работы с
худ.
текстами
|
Практическая
работа с
текстом
|
П.29-
31, термины
|
|
|
13.
|
Гипербола.
Фантастика.
Ирония. Речь
героя.
«Говорящие»
имена.
|
1ч.
|
Повторение
и обобщение
|
Языковые
средства
создания
комического
эффекта:
гипербола,
фантастика,
ирония.
Своеобразие
речи героев в
юмористическом и
сатирическом
произведении,
использование говорящих имен и фамилий
|
Понятия:
гипербола,
фантастика,
ирония.,
роль в создании
комического
|
Понимание
сущности
комического,
развитие
чувства
юмора
|
Навыки
выразительного
чтения
сатирических и
юмористических
произведений
|
Практическая
работа с
текстом
|
П.29-34
Чтение
сатир, и
юмор.
рассказа
Чехова
|
|
|
14.
|
Пословицы и
афоризмы.
Пародийные
афоризмы.
Эпиграмма.
|
1ч.
|
Усвоение
новых
знаний
|
Роль пословиц,
пародийных
афоризмов,
эпиграмм в
создании
комического.
Выразительное
чтение и
рассказывание
сатирических и
юмористических
произведений.
|
Понятия:
пословицы,
афоризмы,
эпиграмма.
Малые
жанры
комического:
афоризм и эпиграмма
|
Понимание
сущности
комического,
развитие
чувства
юмора
|
Навыки
выразительного
чтения
сатирических и
юмористических
произведений
|
Практическая
работа по
определению
смысла
афоризмов
Козьмы
Пруткова-
с.84-85
|
П.42-44,
Примеры
афоризмов
|
|
|
15.
|
Обобщение по
теме «Словесные
средства
выражения
комического»
|
1ч.
|
Обобщение и
повторение
|
Повторение и
обобщение по
вопросам(с.88-
89)
Практические
задания
«Проверь себя!»
№1,2,4,
5,6,7,11,12,18(по
группам)
|
Языковые
средства
создания
комического.
|
Умение
видеть
авторе
кий идеал
в сатирическом и
юмористическом
произведениях
|
Навыки
выразительного
чтения
сатирических и
юмористических
произведений
|
Создание
сочинения с
использовании
ем языковых
средств
комического
изображения
|
П.29-44
З.№13,16,
18,19
|
|
|
3. Качества текста и художественность произведения словесности
|
16.
|
Текст и его
признаки.
Содержание и
форма.
|
1ч.
|
Повторение
и обобщение
|
Текст и его
признаки.
Содержание и
форма.
|
Признаки
текста.
Его отличие
по структуре
и смыслу. Единство
содержания и
словесной
формы выражения в тексте.
|
Определять
признаки текста, его содержание и
форму.
|
Навыки
работы по
анализу
структуры
текста
|
Стихи
А.Н.Майкова
Словесный
ряд.
Контроль-
контрольный
опрос: признаки
текста, тема и
идея.
Создание
текста «Идет снег» и др.
|
3.23,знать
термины
|
|
|
17.
|
Тема и идея.
|
1ч.
|
Усвоения
новых
знаний
|
Тема и идея
текста, их роль в
создании текста.
Что такое
«тематика»?
объект?
|
Понятия
темы и
идеи
текста, их
связь.
|
Определять
признаки
текста, тему и
идею.
|
Наблюдения над
темой в ст.
Лермонтова и
Пушкина
«Узник»
|
Силлогизм
(отвлеченное
суждение)
|
П.48-49
|
|
|
18.
|
Основные
требования к
тексту.
|
1ч.
|
Усвоение
новых
знаний
|
Основные
требования к
художественному и нехудожественному тексту.
|
Понятия
нехудожественный
и
художественный
текст,
правильность
языка текста,
точность, последо
вательность,
соответствие
стиля-функции
|
Оценить
качества
текста,
различать
удачных
и неудачных
выражений
|
Навыки
работы с
текстом -
соответствие
нормам
русского
литературного
языка
|
Наблюдение
за речью
окружающих:
нарушения
норм языка
|
П.50-54
Наблюдение за речью
окружающих:
нарушения
норм языка
|
|
|
19.
|
Художественность
произведения.
|
1ч.
|
Усвоение
новых
знаний
|
Главное
свойство
художественно
го произведения.
Соответствие
языка
художественной
задаче. Емкость
художественно
го слова.
|
Функцию
художественного
произведения,
особую роль языка.
|
Умение
видеть
своеобразие
художественного
текста,
его достоинства и
недостатки.
|
Навыки
работы с
текстом,
его анализ
|
Наблюдения
над емкостью
слов в стих.
А.С.Пушкина
«Анчар»
|
П.55-60
|
|
|
20.
|
Обобщение по
теме «Качества
текста и художественность произведения словесности
|
1ч.
|
Обобщение и
повторение
|
Повторение по
вопросам (с. 132-
133). Практические задания № 1.2,5,7,11,16,18 (по группам)
|
Качества
текста и художественность произведения
|
Определять
Качества текста. Умение видеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки
|
Навыки
создания
собственного высказывания, отвечающего требованиям текста
|
№17,с.144
сравнение
репродукции картины и текста
|
П.45-60
|
|
|
4. Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении
|
21.
|
Слово в эпическом
произведении.
|
1ч.
|
Усвоение
новых знаний
|
Своеобразие
языка эпического
произведения. Значение и особенности употребления повествования,
описания,
рассуждения,
диалога и монолога в
эпическом произведении.
|
Понятия:
описание, повествование, рассуждение,
устная и письменная речь,
прямая
речь, несобственно-прямая речь.
|
Различать
разные виды
авторского
повествования и способы
передачи
речи
героя.
|
Навыки
определения типов
текста, их роли
|
Портрет
Емельяна Пугачева и
иллюстрации к повести Пушкина «Капитанская дочка»
|
П.61-
65,термины
|
|
|
22.
|
Литературный герой, характер, образ. Сюжет и композиция как
выражения идеи.
|
1ч.
|
Обобщение и повторение
|
Литературный герой,
изображенный средствами
способ воплощения мыслей автора о человеке и мире. Характер, типический герой. Роль сюжета и композиции эпического произведения в выражении идеи.
|
Понятия: образ героя, литератур
герой,
характер,
типический герой;
сюжет и
композиция
эпического
произведения
|
Различать понятия: образ героя, литературный
герой,
характер,
типический
герой.
Определять
сюжет и
композицию,
идею.
|
Навыки анализа текста (сюжет и композиция
, идея)
|
Терминологи-
ческий
диктант
|
П.66-70,
рассказ о лит.герое
|
|
|
23.
|
Рассказчик и автор в эпическом
произведений.
|
1ч.
|
Усвоение новых
знаний
|
Повествование от лица рассказчика-
свидетеля
событий,
участника
событий.
Авторское
повествование.
Точка зрения
рассказчика и
точка зрения
автора.
|
Понятия: автор и
рассказчик.
Разновидности
авторского
повествования.
Сказ.
|
Видеть разные
виды
авторского
повествования и
способы
передачи
речи
героя.
|
Навыки работы по определению
авторского
повествования
|
Анализ речевой
характеристики героя
рассказа
Зощенко
«Монтер»
|
П.71-
74,термины
|
|
|
24.
|
Обобщение по
теме «Языковые
средства в
эпическом
произведении»
|
1ч.
|
Обобщение и
повторение
|
Повторение по
вопросам темы
«Языковые
средства в
эпическом произведении» (с. 169)
|
Понятия:
описание,
повествование, рассуждение, устная и письменная речь.
|
Умение понять
авторскую
мысль
|
Навыки
определения
идейно-
художественного
Своеобразия произведения
|
Контроль-
№3,с.173 №14-
составление описания по картине
|
№12,13
|
|
|
5. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении
|
25.
|
Слово в
лирическом
произведении.
Ритм как способ
выражения мысли
и чувства автора.
|
1ч.
|
Изучение
нового
материала
|
Герой
лирического
произведения.
Семантика слова
в лирике. Ритм и
гармония.
Перенос.
|
Понятия:
лирический
герой,
сверхзначение
слова,
ритм
стиха,
перенос.
|
Понимать
значения
средств
языкового
выражения в
лирическом
произведении
|
Навыки
выразительного
чтения
лирического
произведения
|
Наблюдения
над
построением
стихотворения
М Лермонтова
«Завещание»
(перенос)
Сверхзначение слова,
неологизмы-
паронимы,
образ-
переживание
|
П.75-80,
выр.чтение
стихов
Пушкина и
Лермонтова
|
|
|
26.
|
Звуковая
организация
стихотворной
речи.
Стихотворные
забавы.
|
1ч.
|
Изучение
нового
материала
|
Роль рифмы в
стихах.
Звукопись.
Монорим.
Акростих.
Фигурные
стихи.
Палиндром.
|
Понятия:
рифма,
Звукопись.
Игровые формы
стиха: акростихи,
фигурные стихи.
палиндромы
|
Различать
игровые
формы
стиха, умения
определять
рифму, звукопись
стиха
|
Навыки
работы по
анализу
стихотворения,
выразитель
ному
чтению
|
Аллитерация,;
ассонанс.
Внутренняя"
рифма
Контроль-
№4-анализ
стихотворения
Н.С.Гумилева(
С.211)
|
П.81-86
Подготовить
Терминоло -
гический
диктант
|
|
|
27.
|
Обобщение по
теме «Языковые
средства в
лирическом
произведении».
|
1ч.
|
Обобщение и
повторение
|
Повторение
теоретических
сведений по теме (вопросы - с.208)
Практические
задания №1,2,4 (по группам)
|
Понятия:
лирический
герой,
сверхзначение
слова, ритм стиха, перенос, рифма, звукопись. Игровые формы стиха: акростихи, фигурные стихи, палиндромы
|
Определять
значения
средств
языкового
выражения в лирическом произведении, передавать в чтении своеобразие образа-переживания, анализировать стихотворение
|
Навыки
выразительного
чтения и
анализа
стихотворения
|
Терминоло -
гический
диктант
|
№ 6 с.213(эссе о
стих.
Есенина)
|
|
|
6. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении
|
28.
|
Слово в
драматическом
произведении.
Выбор вида и
жанра как средство
выражения авторской точки зрения в драматическом произведении.
|
1ч.
|
Изучение
нового
материала
|
Диалог в
эпическом и
драматическом
произведениях.
Точка зрения
автора в
трагедии и
комедии.
|
Понятия:
диалоги
монолог,
катарсис,
сатира и
юмор,
драма,
трагедия,
комедия.
|
Отличать
словесные
формы в
драматическом
произведении от
их употреблении в лирическом и
эпическом.
|
Навыки
работы с
драматическим
произведением.
|
Катарсис,
сатира, юмор.
|
П.87-
90,выраз.чт
комедии
Гоголя
«Ревизор»
|
|
|
29.
|
Изображение
характеров как
способ выражения
авторской позиции
в драматическом
произведении.
Сюжет и
конфликт.
|
1ч.
|
Изучение
нового
материала
|
Характеры
героев
драматического
произведения.
Сюжет и
конфликт в
пьесе.
Композиция пьесы. Подтекст.
|
Понятия:
характер
героя,
тип,
сюжет и
конфликт
пьесы,
композиция,
подтекст.
|
Определять
элементы
сюжета и
композиции
пьесы,
подтекст
|
Навыки
выразительного
чтения
драматического
произведения
|
Гипербола,
градация,
алогизм
Контроль-
терминологии-
ческий
диктант
|
П.91-95
Вопросы-
с.243-244
У
|
|
|
30.
|
Обобщение по
теме «Языковые
средства в
драматическом
произведении»
|
1ч.
|
Обобщение и
повторение
|
Контрольные
вопросы по
теме(с.243-244)
Практические.
задания
№1,5,6,7,8 (групповое задание)
|
Понятия:
диалог и монолог,
катарсис, сатира и
юмор, драма,
трагедия, комедия,
характер героя,
тип, сюжет и
конфликт пьесы, композиция,
подтекст
|
Умение
понять
идею
драматического
произведения и передать ее в
чтении по ролям.
|
Навыки
выразительного
чтения
драматического
произведения,
рассуждения о
своеобразии драмы.
|
Практикум-
№9 (создание
драматической сценки
оо картине.)
|
№9,с.249
|
|
|
31.
|
Взаимовлияние
произведений словесности—
закон ее развития. Воздействие Библии на
русскую литературу.
|
1ч.
|
Изучение
нового материала
|
Сокровищница
художественных достижений
словесности. Библия, мифы и народное
творчество. Библия и летопись. Влияние притчи о блудном сыне на новую литературу.
|
Понятия:
образы героев,
построение
сюжета,
разновидности
стиха, тема, идея.,
роды, виды, жанры,
стиль, летопись,
притча,
реминисценции.
|
Умение
видеть авторе
кую
позицию в произведениях, в
которых
используются
идеи, образы,
стиль произве-
дений
прошлого
|
Навыки
работы с текстом
при сопоставлении
|
Реминисценции
практическая работа: притча о блудном
сыне и ее влияние на русскую литературу
|
П.96-99
|
|
|
32.
|
Мифологические
образы в русской
литературе.
|
1ч.
|
Изучение
нового
материала
|
Мифологические образы в поэзии
А.С.Пушкина. Миф о Дедале и Икаре и его использование в поэзии 20 века.
|
Понятия:
античная
мифологи
я, образы, сюжеты,
символы
|
Умение
видеть
мифологические образы в
русской
литературе, их
значение
|
Навыки
работы с
текстом
при сопоставлении,
определять реминисценции
|
Антология, Муза
Практическая
работа: влияние мифа о Дедале и
Икаре на поэзию 20 века.
|
П.100-101
Подгото-
виться к
терминоло -гическому
диктанту
|
|
|
33.
|
Влияние народной
словесности на
литературу.
|
1ч.
|
Изучение
нового
материала
|
Использование
жанров
народной
словесности. Сказочный
сюжет в эпосе и
лирике.
Переосмысление
сюжетов и
образов
фольклора.
Использование
стиля народной
поэзии.
|
Понятия:
переложение и
пересказ, авторские
произведения,
фольклор
стиль
народной
поэзии
|
Умение
определять
влияние фольклора на
Литературу,
умения
сравнивать.
|
Навыки
работы с
текстом
при сопоставлении,
определять
реминисценции
|
Практическая
Работа: сказоч-
ный сюжет в
эпосе и лирике (с.274)
Контроль-
терминологи
ческий
диктант
|
П.102-105
Вопросы-
с.281
|
|
|
34.
|
Заключительный
урок-обобщение
|
1ч.
|
Обобщение
|
Контрольные
вопросы(с.281)
Задания:4,5,8,9,
10,11(по
группам)
|
Понятия
русской
словесности
|
Умение
работать
с текстом
по его
анализу, работать по картине
|
Навыки
работы с текстом
при
сопоставлении,
определять реминисценции
|
Контроль-
творческие
работы в
различных
жанрах-
создание
собственных
произведений
|
Подготовить
творческие
задания,
работы по словесности
|
|
|