Главная страница

Литература о молодежи и для молодежи


Скачать 84.31 Kb.
Название Литература о молодежи и для молодежи
Дата 29.02.2016
Размер 84.31 Kb.
Тип Документы

Тельнова Валентина Михайловна

Учитель русского языка и литературы

Творческий проект «Герой нашего времени»

(современная литература о молодежи и для молодежи).

Почему подростки не читают книги? Вряд ли справедливо объяснение: дети не читают из-за того, что им непонятны описываемые в русской классике человеческие отношения. И в тоже время судьбы героев Шолохова, Толстого и Достоевского для десятиклассника были и остаются чужими, как бы ни старались учителя. В итоге изучение интересного произведения превращается в настоящее мучение. Попытка донести до сознания молодежи проблемы, которые ей объективно непонятны в данном возрасте, — душевные терзания Андрея Болконского или Раскольникова — не вызывает ничего, кроме раздражения и обиды, а желание учителей навязать еще и свой взгляд на эти вещи только усиливает неприятие. Несмотря на инновационные подходы в преподавании литературы как школьного предмета, остается внушительный список литературы, стандартный подход по схеме «биография автора — пересказ произведения — портреты главных героев — понятия любви, семьи, чести в произведении». Школьная программа, главной задачей которой было и есть развитие интереса к чтению, этот интерес уничтожает.

В жизни общества за последнюю пару десятков лет произошло очень много изменений, а в литературной программе — практически никаких. Среди книг, рекомендованных к обязательному прочтению, нет ни одного произведения, главным героем которого был бы современный подросток. Вспомните, в нашем детстве была и классика, но были и «Приключения Кроша», и «Мальчик со шпагой», и «Чучело» – книги о наших сверстниках и современниках.

Подростку просто необходимы современные книги о его сверстниках. Молодому человеку ХХI века нужен положительный «герой его времени», который живет, что называется, «по-соседству», ежедневно сталкивается с жизненными проблемами, ищет и находит ответ. Подростки в 16 – 17 лет переживают самую трудную пору в духовной жизни – пору нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, ценностных установок. Это время мучительных раздумий над впервые вставшими перед сознанием «вечными вопросами»: трудные раздумья о жизни и смерти, о родном тёплом мире и холодной бесконечности Вселенной, тайны нравственных отношений, первая влюблённость и серьёзные чувства. Подростку не по плечу в одиночку справиться с этим грузом новых впечатлений и раздумий. И в это время мы не вправе оставлять подростка без нравственной поддержки. Надо незаметно помогать ему находить ответы на первые трудные философские вопросы, учить душевные муки, неустанно искать выходы из невидимых тупиков мысли и чувства. И нет советчика менее ненавязчивого и вместе с тем более проникновенного, чем литература.

Почему же не читает сегодняшняя молодежь?

Сегодня на подрастающее поколение усиливается влияние «некнижных» средств массовой информации. Количество каналов получения информации растет. Наряду с традиционными – книгой и периодикой – все больше места в жизни занимают «экранные» СМИ, что оказывает огромное влияние на чтение. Наблюдается ряд таких негативных тенденций как:

  • снижение интереса к чтению;

  • сокращение доли чтения в структуре свободного времени;

  • изменение характера чтения, которое становится более информационным, прагматичным и поверхностным;

  • вытеснение чтения низкосортными теле-, аудио-, Интернет- продуктами, компьютерными играми, негативными субкультурными направлениями;

  • меняется восприятие печатного текста и информации (восприятие становится поверхностным и фрагментным);

  • меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например: под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к тем темам и жанром, которые представлены на экране, особенно приключенческим – детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам);

  • предпочитается печатная продукция, где широко представлен видеоряд, отсюда популярность иллюстрированных журналов и комиксов.

Отсюда можно сделать вывод, что главную конкуренцию книгам составляют телевидение и Интернет. То время, что раньше тратилось на чтение, сейчас заменили телепросмотры и компьютерные игры. У молодежи ярко выражен мотив: «Хочу почитать что–либо легкое, развлекательное», и выбирают журналы с обилием иллюстраций.  В 2008 году социологи, психологи, издательства, Российская государственная детская библиотека провели исследования: читают ли современные дети? Результат исследований оказался неожиданным: примерно каждый десятый из опрошенных признался: «Читаю редко, не люблю».  Примерно 20% вообще не читают ничего, кроме рекламы, надписей в местах общественного пользования; 30% читают  всё, что положено по школьной программе, очень часто в сокращённом варианте; более половины опрошенных (т.е. 50,5%) пролистывают глянцевые журналы, такие, как «COOL», «OOPS».

Почему современная молодежь не читает книг? Может быть, этот вопрос обращен скорее не к ним, а к нам? Формированию круга чтения подрастающего поколения в России всегда уделялось значительное внимание. О роли книги в становлении интеллектуального, гражданского, эстетического пространства личности размышляли классики отечественной литературы, педагоги, психологи (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Ю.П. Азаров, К.И. Чуковский, Л.С. Выготский), неизменно подчёркивающие, что без книги, творческого, вдохновенного чтения, создающего "добрый ум и умное сердце" не может быть полноценного воспитания, не может быть человека - творца, человека-созидателя, способного жить по законам добра, справедливости, красоты, способного активно противостоять жестокости.
В.А.Сухомлинский говорил: «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой, а значит, открытой для плохого. И наоборот: чтение в детстве откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть»[3]. Давно известна истина: от того, что и как читает молодежь, зависит будущий интеллектуальный и экономический потенциал общества. Ибо, как сказал Д. Дидро, что «люди перестают мыслить, когда перестают читать». Как повысить интерес подростков к чтению? Как эффективность урока литературы? Как сделать его действенным средством нравственного воспитания, пробуждения в юных душах чувства доброты и милосердия? Как формировать гуманистическое мировоззрение в наше время научно-технического прогресса, в условиях стремительно развивающегося общества?

Чтобы решить эти задачи, я применяю метод творческих проектов на уроках литературы. Литература как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Работая с учащимися 9 - 11 классов, понимаю свою ответственность за формирование у школьников гражданской позиции, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности и способности к успешной социализации в обществе. В основе проекта должна лежать проблема, взятая из произведения, но близкая к реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Нет проблемы - нет деятельности. С помощью творческого проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, а такая деятельность всегда эффективна, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность.

Все вышесказанное послужило предпосылкой для работы с современной художественной литературой, в частности над проектом « Человек нашего времени в современной литературе». Целью данной работы стало возрождение интереса читателей к чтению современной интеллектуальной литературы, а задачами – формирование читательского вкуса и знакомства с талантливыми авторами современности.

Изначально были определены этапы работы над проектом:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

  • выдвижение гипотезы их решения;

  • обсуждение методов исследования;

  • проведение сбора данных;

  • анализ полученных данных;

  • оформление конечных результатов;

  • подведение итогов, выводы, зашита проекта, презентация.[2]

На подготовительном этапе рассмотрели три типа «героя»:
1) герой, бросивший вызов окружающей реальности самим фактом своего существования, герой – борец за справедливость;

2) герой – человек странствий, человек отверженный обществом, неспособный найти себя в нем, бесконечно блуждающий по закоулкам пространства и времени;

3) герой – персонаж, находящийся в непрерывном поиске некого смысла, но не отверженный обществом, не противопоставляющий пусть даже вынуждено себя ему.[5]

Далее начался процесс поиска «героя нашего времени» в современной литературе. Список предложенных произведений изначально был мал, но в ходе поиска появлялись новые имена. В итоге появилась своеобразная «база данных», которая включает в себя не только имя автора, название произведения, но и краткую аннотацию. Читая произведение, ученик обязательно должен выделить проблемы, которые поднимает автор произведения современной литературы. Таким образом пополняется «Энциклопедия аргументов», в помощь при написании сочинения – рассуждения в части С ЕГЭ по русскому языку. На этапе оформления творческих работ, кроме рецензии на прочитанное произведение, могут быть и красочно оформленные тексты небольших повестей и рассказов с иллюстрациями понравившихся эпизодов.

Можно сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя:

  • позволил реализовать творческое сотрудничество учителя и учеников;

  • совместная деятельность в ходе проведения проектной деятельности имела деловой, научный, личностный характер, предполагала совместную выработку стратегии выполнения учеником каждого этапа деятельности, не ущемляя при этом его творческих способностей;

  • положительная эмоциональная окраска всей совместной деятельности способствовала созданию условий для успешности учебного процесса, частью которого и являлась проектная деятельность.

Считаю, что метод творческого проекта дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, создает положительную мотивацию ребенка к учебе, в данном случае к чтению современной художественной литературы. Проект ценен и тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

  В заключении хотелось бы сказать, что при исследовании исходного уровня читательской заинтересованности мы ориентируемся на мотивацию чтения, технику чтения, выявление понимания читаемого. В своей работе я рассмотрела далеко не все возможные приемы и формы работы, способствующих формированию и развитию читательского интереса. Этот перечень должен быть поистине бесконечен, ибо каждый урок литературы - это урок совместного творчества учителя и учеников, урок духовности и человеколюбия. Только такие уроки позволяют формировать культурную, творческую личность, способную постигать красоту мира, самостоятельно “жить, думать, чувствовать, творить, свершать открытья”. Интерес и любовь к чтению, я считаю, можно прививать любыми способами, формами и методами. Проектная деятельность, грамотно спланированная и организованная, позволяет придать личностный характер знаниям, даёт возможность обучающимся и учителю реализовать собственные и совместно разработанные идеи и замыслы, поэтому девизом проектного обучения может стать китайская мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».

Невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем рассказе “Профессия”, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же учителей русского языка - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия.

Список литературы:

  1. Молдавская Н.Д., Мещерякова Н.Я. Развитие самостоятельности учащихся в системе методов обучения на уроках литературы. – В сб.: Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения литературы. М., 1993.

  2. Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. – М., 1988.

  3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М. «Педагогика», 1990.

  4. Тинина С.И. Русская литература ХХ века: школы, направления, методы творческой работы. - СПб.: Логос, 2002.

  5. Фогельсон И. А. Литература учит. - М.: 1999.