Главная страница

Программа по словесности для 6 «Б» класса 17,5 часов в год (по 0,5 часа в неделю) Пояснительная записка


Скачать 97.85 Kb.
Название Программа по словесности для 6 «Б» класса 17,5 часов в год (по 0,5 часа в неделю) Пояснительная записка
Р.И.Альбетковой
Дата 08.03.2016
Размер 97.85 Kb.
Тип Программа

Рабочая программа по словесности

для 6 «Б» класса

17,5 часов в год (по 0,5 часа в неделю)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы» допущенной Министерством Образования РФ и опубликованной в сборнике программно-методических материалов «Русский язык. 5-9 классы», М., Дрофа, 2005 (сост. Л.М.Рыбченкова).

Словесность – это особый предмет, помогающий прояснить самую сущность языка и литературы. Строение языка, его нормы дают возможность использовать язык как материал для создания художественных произведений, а художественные произведения являются важнейшей сокровищницей национального языка, всего его богатства.

Задачи изучения словесности:

-творческое овладение родным языком для выражения собственных мыслей и чувств;

-формирование интереса к чтению и умения самостоятельно проникать в смысл художественного произведения через его словесную форму;

-развитие творческих способностей учащихся.

В курсе словесности учащиеся 6 класса осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях. Шестиклассники развивают и углубляют представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка; рассматривают особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

По окончании курса словесности в 6 классе учащиеся должны:

-различать слова по их стилистической окраске; лирические, эпические и драматические произведения; размеры стихов; героя, автора и рассказчика в эпическом произведении;

-понимать роль общеупотребительных, областных, специальных, заимствованных слов в произведениях словесности; значение средств художественной изобразительности; значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении; значение ритма, рифмы и аллитерации в лирическом произведении; роль авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев в драматическом произведении;

-выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской, имеющие различные средства художественной изобразительности; юмористические произведения, былины; эпические, лирические и по ролям драматические произведения;

-употреблять в собственных высказываниях слова и выражения в соответствии с их стилистической и эмоциональной окраской; различные средства художественной изобразительности; средства создания комического; различные формы словесного выражения;

- рассказывать юмористические рассказы, легенды, предания;

- находить в тексте средства художественной изобразительности;

- уметь создавать собственный юмористический рассказ или сценку, рассказ по собственным впечатлениям, драматическую сценку, употребляя в ней ремарки, монологи и диалоги.
Содержание курса словесности в 6 классе

Употребление языковых средств.

Средства художественной изобразительности.

Юмор в произведениях словесности.

Произведения устной народной словесности.

Эпическое произведение, его особенности.

Лирическое произведение, его особенности.

Драматическое произведение, его особенности.
Автор программы в методических рекомендациях предполагает отвести на изучение данного курса 68 часов. В учебном плане школы отведено 17 часов, поэтому содержание курса сжато, многие темы изучаются обзорно. В рабочей программе подробнее изучаются разделы «Употребление языковых средств» и «Средства художественной изобразительности»

Список литературы для учителя


  1. Учебник «Русская словесность. От слова к словесности» 6 класс, Р.И.Альбеткова, М., Дрофа, 2006

  2. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности» 6 класс, Р.И.Альбеткова, М., Дрофа, 2001

  3. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи, Т.Л.Служевская, Санкт-Петербург, «Тускарора», 1997

4. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М., Владимирская Г.Н., Речь, язык и секреты пунктуации, М.: «Просвещение», 1996

Список литературы для учащихся


1. Учебник «Русская словесность. От слова к словесности» 6 класс, Р.И.Альбеткова, М., Дрофа, 2006

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ Ltd.,1992

Тематическое планирование


№ урока


Содержание

Деятельность учащихся


Формы контроля

Коррекционно-развивающие задачи

Домашнее задание

Сроки проведения

Раздел 1. Употребление языка

1

Стилистические возможности слов и выражений. Общеупотребительные и диалектные слова.

Выразительное чтение, ответы на вопросы, работа со словарями, анализ текстов

Устный опрос, домашнее упражнение




Параграф 1 – 3 читать, упр. 7 (письм.), 17 (устно)

1-4 сентября

2

Специальные и заимствованные слова. Неологизмы.

Чтение, участие в беседе, записи в тетрадях, анализ текстов разных стилей, устные сочинения по картинам

Устный опрос, беседа по домашним упражнениям




Параграф 4 – 6 читать, упр.25 (письм.), 22 и 32 (устно)

6-11 сентября

3

Употребление имени существительного, имени прилагательного и глагола.

Слушают рассказ учителя, делают записи, участвуют в беседе, читают

Устный опрос, домашнее упражнение




Параграф 7 – 9 читать, упр. 40, 43 или 45 (на выбор, творческая работа)

13-18 сентября

Раздел 2. Средства художественной изобразительности.

4

Сравнение, аллегория, эпитет, метафора, олицетворение.

Комментированное чтение, краткие записи, участие в беседе, анализ средств художественной изобразительности в текстах упр. 52, 54, 59, 61

Устный опрос, домашнее сочинение-описание




Параграф 10 – 12 читать, упр. 56 (письм.), 66 (устно)

20-25 сентября

5

Метонимия, синекдоха, гипербола. Порядок слов в предложении.

Комментированное чтение, краткие записи, участие в беседе, анализ средств художественной изобразительности в текстах упр. 68, 69, 71, игры со словами

Устный опрос, домашние упражнения, этюд по картине




Параграф 13 - 16 читать, упр. 75 (письм., выписать гиперболы), 79 (этюд по картине)

27 сент. – 2 октября

6

Инверсия, повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание. Антитеза.

Комментированное чтение, краткие записи, участие в беседе, анализ средств художественой изобразительности в текстах упр. 80, 84, 86, игры со словами

Устный опрос, домашнее сочинение-описание с антитезой




Параграф 17 – 20, читать, упр. 81 (устно), 91 (письм.)

4– 9 октября

Раздел 3. Юмор в произведениях словесности.

7

Что такое юмор. Комическая неожиданность.

Самостоятельное и комментированное чтение, конспектирование по вопросам, игры со словами

Устный опрос,

пересказ

юмористического

текста из

домашнего

упражнения




Параграф 21 – 22 читать, упр. 96, 97 (устно)

11-16 октября

8

Соединение несоединимого. Остроумная речь.

Устное сочинение юмористического рассказа (упр.99),

комментированное чтение, составление таблицы

Устный опрос, сочинение юмористического рассказа по рисунку




Параграф 23 – 24 читать, подготовиться к зачёту, упр. 113 (устно), игра 1 (3 или 5 вопрос) (письм.)

18 -23 октября

9

Урок-зачёт по теме «Средства художественной изобразительности».

Отвечают на вопросы теста, выполняют анализ лирического стихотворения

Письменная работа




Не задано

25 -30 октября

Раздел 4. Произведения устной народной словесности.

10

Былины. Былинный стих. Особенности языка былин.

Слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадях, комментированное чтение, выразительное чтение былин

Устный опрос, устное сочинение-рассуждение по картине




Параграф 25 – 27 читать, упр. 115 (устно), 118 и 120 (на выбор), игра 2

8 -13 ноября

11

Легенда. Предание.

Отвечают на вопросы викторины, читают самостоятельно и конспектируют, выразительно читают предания

Пересказ предания, произнесение скороговорок




Параграф 28 – 29 читать, упр.130 (устно), игры 3,5,6

15 -20 ноября

Раздел 5. Особенности эпического произведения.

12

Особенности эпического произведения.

Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой и его характер. Герой произведения и его автор. Особенности языка.

Слушают рассказ учителя, делают краткие записи, анализируют текст упр. 159, участвуют в беседе по иллюстрациям упр.140,142, 144, 147

Устный опрос, очерк о любимом человеке




Параграф 30 – 35 читать,

упр. 150 (письм.)

22 – 27 ноября

Раздел 6. Особенности лирического произведения.

13

Отличительные особенности лирического произведения. Двусложные размеры стиха.

Слушают рассказ учителя, анализируют текст стихотворения, делают краткие записи, составляют схемы стихов

Устный опрос, схемы стихов в тетради




Параграф 36 – 38 читать, упр.168 (определение размера стиха, схемы в тетради)

29 ноября – 4 декабря

14

Трёхсложные размеры стиха. Аллитерация. Рифма. Главное свойство стихов.

Слушают рассказ учителя, анализируют текст стихотворения, делают краткие записи, составляют схемы стихов

Устный опрос, схемы стихов в тетради




Параграф 39 – 42 читать, упр. 178 (устно), 170 (письм.)

6 – 11 декабря

Раздел 7. Особенности драматического произведения.

15

Особенности драматического произведения.

Особенности языка и сюжета в драматическом произведении. Как изображается характер героя в пьесе.

Слушают рассказ учителя, читают по ролям, сравнивают тексты произведений разных родов, анализируют отрывки из пьес

Устный опрос, сценка в тетради




Параграф 43 – 45 читать, упр. 187 (письм.)

13 – 18 декабря

16

Повторение изученного на уроках словесности в 5 – 6 классах

Отвечают на вопросы викторины «Кто автор и чьи это слова?», на вопросы по изученным темам, участвуют в играх со словами

Устный опрос




Параграф 46 – 47 читать, составить кроссворд (игры на с 210) подготовиться к зачёту (параграф 1 – 47)

20- 25 декабря

17

Урок-зачёт

Ответы на вопросы теста, выполнение практических заданий по тексту.

Письменная работа




Не задано

10 – 15 января

18

Резервный урок

Выясняют непонятное, оформляют творческие работы

Творческие работы




Не задано