|
Программа по словесности для 6 «Б» класса 17,5 часов в год (по 0,5 часа в неделю) Пояснительная записка
Рабочая программа по словесности
для 6 «Б» класса
17,5 часов в год (по 0,5 часа в неделю)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы» допущенной Министерством Образования РФ и опубликованной в сборнике программно-методических материалов «Русский язык. 5-9 классы», М., Дрофа, 2005 (сост. Л.М.Рыбченкова).
Словесность – это особый предмет, помогающий прояснить самую сущность языка и литературы. Строение языка, его нормы дают возможность использовать язык как материал для создания художественных произведений, а художественные произведения являются важнейшей сокровищницей национального языка, всего его богатства.
Задачи изучения словесности:
-творческое овладение родным языком для выражения собственных мыслей и чувств;
-формирование интереса к чтению и умения самостоятельно проникать в смысл художественного произведения через его словесную форму;
-развитие творческих способностей учащихся.
В курсе словесности учащиеся 6 класса осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях. Шестиклассники развивают и углубляют представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка; рассматривают особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
По окончании курса словесности в 6 классе учащиеся должны:
-различать слова по их стилистической окраске; лирические, эпические и драматические произведения; размеры стихов; героя, автора и рассказчика в эпическом произведении;
-понимать роль общеупотребительных, областных, специальных, заимствованных слов в произведениях словесности; значение средств художественной изобразительности; значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении; значение ритма, рифмы и аллитерации в лирическом произведении; роль авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев в драматическом произведении;
-выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской, имеющие различные средства художественной изобразительности; юмористические произведения, былины; эпические, лирические и по ролям драматические произведения;
-употреблять в собственных высказываниях слова и выражения в соответствии с их стилистической и эмоциональной окраской; различные средства художественной изобразительности; средства создания комического; различные формы словесного выражения;
- рассказывать юмористические рассказы, легенды, предания;
- находить в тексте средства художественной изобразительности;
- уметь создавать собственный юмористический рассказ или сценку, рассказ по собственным впечатлениям, драматическую сценку, употребляя в ней ремарки, монологи и диалоги.
Содержание курса словесности в 6 классе
Употребление языковых средств.
Средства художественной изобразительности.
Юмор в произведениях словесности.
Произведения устной народной словесности.
Эпическое произведение, его особенности.
Лирическое произведение, его особенности.
Драматическое произведение, его особенности.
Автор программы в методических рекомендациях предполагает отвести на изучение данного курса 68 часов. В учебном плане школы отведено 17 часов, поэтому содержание курса сжато, многие темы изучаются обзорно. В рабочей программе подробнее изучаются разделы «Употребление языковых средств» и «Средства художественной изобразительности»
Список литературы для учителя
Учебник «Русская словесность. От слова к словесности» 6 класс, Р.И.Альбеткова, М., Дрофа, 2006
Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности» 6 класс, Р.И.Альбеткова, М., Дрофа, 2001
Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи, Т.Л.Служевская, Санкт-Петербург, «Тускарора», 1997
4. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М., Владимирская Г.Н., Речь, язык и секреты пунктуации, М.: «Просвещение», 1996
Список литературы для учащихся
1. Учебник «Русская словесность. От слова к словесности» 6 класс, Р.И.Альбеткова, М., Дрофа, 2006
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ Ltd.,1992
Тематическое планирование
№ урока
|
Содержание
|
Деятельность учащихся
|
Формы контроля
|
Коррекционно-развивающие задачи
|
Домашнее задание
|
Сроки проведения
|
Раздел 1. Употребление языка
|
1
|
Стилистические возможности слов и выражений. Общеупотребительные и диалектные слова.
|
Выразительное чтение, ответы на вопросы, работа со словарями, анализ текстов
|
Устный опрос, домашнее упражнение
|
|
Параграф 1 – 3 читать, упр. 7 (письм.), 17 (устно)
|
1-4 сентября
|
2
|
Специальные и заимствованные слова. Неологизмы.
|
Чтение, участие в беседе, записи в тетрадях, анализ текстов разных стилей, устные сочинения по картинам
|
Устный опрос, беседа по домашним упражнениям
|
|
Параграф 4 – 6 читать, упр.25 (письм.), 22 и 32 (устно)
|
6-11 сентября
|
3
|
Употребление имени существительного, имени прилагательного и глагола.
|
Слушают рассказ учителя, делают записи, участвуют в беседе, читают
|
Устный опрос, домашнее упражнение
|
|
Параграф 7 – 9 читать, упр. 40, 43 или 45 (на выбор, творческая работа)
|
13-18 сентября
|
Раздел 2. Средства художественной изобразительности.
|
4
|
Сравнение, аллегория, эпитет, метафора, олицетворение.
|
Комментированное чтение, краткие записи, участие в беседе, анализ средств художественной изобразительности в текстах упр. 52, 54, 59, 61
|
Устный опрос, домашнее сочинение-описание
|
|
Параграф 10 – 12 читать, упр. 56 (письм.), 66 (устно)
|
20-25 сентября
|
5
|
Метонимия, синекдоха, гипербола. Порядок слов в предложении.
|
Комментированное чтение, краткие записи, участие в беседе, анализ средств художественной изобразительности в текстах упр. 68, 69, 71, игры со словами
|
Устный опрос, домашние упражнения, этюд по картине
|
|
Параграф 13 - 16 читать, упр. 75 (письм., выписать гиперболы), 79 (этюд по картине)
|
27 сент. – 2 октября
|
6
|
Инверсия, повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание. Антитеза.
|
Комментированное чтение, краткие записи, участие в беседе, анализ средств художественой изобразительности в текстах упр. 80, 84, 86, игры со словами
|
Устный опрос, домашнее сочинение-описание с антитезой
|
|
Параграф 17 – 20, читать, упр. 81 (устно), 91 (письм.)
|
4– 9 октября
|
Раздел 3. Юмор в произведениях словесности.
|
7
|
Что такое юмор. Комическая неожиданность.
|
Самостоятельное и комментированное чтение, конспектирование по вопросам, игры со словами
|
Устный опрос,
пересказ
юмористического
текста из
домашнего
упражнения
|
|
Параграф 21 – 22 читать, упр. 96, 97 (устно)
|
11-16 октября
|
8
|
Соединение несоединимого. Остроумная речь.
|
Устное сочинение юмористического рассказа (упр.99),
комментированное чтение, составление таблицы
|
Устный опрос, сочинение юмористического рассказа по рисунку
|
|
Параграф 23 – 24 читать, подготовиться к зачёту, упр. 113 (устно), игра 1 (3 или 5 вопрос) (письм.)
|
18 -23 октября
|
9
|
Урок-зачёт по теме «Средства художественной изобразительности».
|
Отвечают на вопросы теста, выполняют анализ лирического стихотворения
|
Письменная работа
|
|
Не задано
|
25 -30 октября
|
Раздел 4. Произведения устной народной словесности.
|
10
|
Былины. Былинный стих. Особенности языка былин.
|
Слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадях, комментированное чтение, выразительное чтение былин
|
Устный опрос, устное сочинение-рассуждение по картине
|
|
Параграф 25 – 27 читать, упр. 115 (устно), 118 и 120 (на выбор), игра 2
|
8 -13 ноября
|
11
|
Легенда. Предание.
|
Отвечают на вопросы викторины, читают самостоятельно и конспектируют, выразительно читают предания
|
Пересказ предания, произнесение скороговорок
|
|
Параграф 28 – 29 читать, упр.130 (устно), игры 3,5,6
|
15 -20 ноября
|
Раздел 5. Особенности эпического произведения.
|
12
|
Особенности эпического произведения.
Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой и его характер. Герой произведения и его автор. Особенности языка.
|
Слушают рассказ учителя, делают краткие записи, анализируют текст упр. 159, участвуют в беседе по иллюстрациям упр.140,142, 144, 147
|
Устный опрос, очерк о любимом человеке
|
|
Параграф 30 – 35 читать,
упр. 150 (письм.)
|
22 – 27 ноября
|
Раздел 6. Особенности лирического произведения.
|
13
|
Отличительные особенности лирического произведения. Двусложные размеры стиха.
|
Слушают рассказ учителя, анализируют текст стихотворения, делают краткие записи, составляют схемы стихов
|
Устный опрос, схемы стихов в тетради
|
|
Параграф 36 – 38 читать, упр.168 (определение размера стиха, схемы в тетради)
|
29 ноября – 4 декабря
|
14
|
Трёхсложные размеры стиха. Аллитерация. Рифма. Главное свойство стихов.
|
Слушают рассказ учителя, анализируют текст стихотворения, делают краткие записи, составляют схемы стихов
|
Устный опрос, схемы стихов в тетради
|
|
Параграф 39 – 42 читать, упр. 178 (устно), 170 (письм.)
|
6 – 11 декабря
|
Раздел 7. Особенности драматического произведения.
|
15
|
Особенности драматического произведения.
Особенности языка и сюжета в драматическом произведении. Как изображается характер героя в пьесе.
|
Слушают рассказ учителя, читают по ролям, сравнивают тексты произведений разных родов, анализируют отрывки из пьес
|
Устный опрос, сценка в тетради
|
|
Параграф 43 – 45 читать, упр. 187 (письм.)
|
13 – 18 декабря
|
16
|
Повторение изученного на уроках словесности в 5 – 6 классах
|
Отвечают на вопросы викторины «Кто автор и чьи это слова?», на вопросы по изученным темам, участвуют в играх со словами
|
Устный опрос
|
|
Параграф 46 – 47 читать, составить кроссворд (игры на с 210) подготовиться к зачёту (параграф 1 – 47)
|
20- 25 декабря
|
17
|
Урок-зачёт
|
Ответы на вопросы теста, выполнение практических заданий по тексту.
|
Письменная работа
|
|
Не задано
|
10 – 15 января
|
18
|
Резервный урок
|
Выясняют непонятное, оформляют творческие работы
|
Творческие работы
|
|
Не задано
|
|
|
|
|