|
Мбоу г. Владимира «сош №9» Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Тюрина С. Е
МБОУ г.Владимира «СОШ № 9»
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории Тюрина С.Е.
Уроки литературы - это, наверное, чуть ли не последний «оазис диалога» среди базовых предметов, как ни сурово это звучит. Постижение художественного произведения – каждый раз открытие для ученика. При всей сложности процесс этот достаточно увлекательный, и даже если ребенок не освоил произведение, он может быть вовлечён в процесс диалога, опираясь на уже имеющийся читательский, жизненный опыт. Ученик сможет проявить свою личность, индивидуальность в диалоге. И если эта работа проводится достаточно последовательно и системно, то в дальнейшем ребёнок не будет стеснен в содержании, в отборе лексики и сам процесс развития речи станет эффективным. Ведь одна из целей уроков гуманитарного цикла – научить ребёнка в слове передавать мысли, чувства, настроения, переживания, впечатления, то есть проявлять личностные качества.
Конспект урока литературы в 5-ом классе, разработан мною, с учетом уровня обученности
ребят( средний). И так как ученики достаточно активны, они с удовольствием внедрялись в диалоги как по уже изученному и проанализированному произведению, так и по только что прочитанному. Произведение не оставило их равнодушными, а результаты тестовой работы были высокими («5»,«4» -78%; «3» - 22%)
Класс 5
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
Тема: Рассказы о животных. Изображение животных в литературе.
К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Цель урока: выявить особенности рассказа о животных как вида эпического жанра; сравнить и определить различие сказок про животных и рассказов;
формировать у учащихся интерес к окружающему миру.
Оформление: 1.запись на доске:
- тема урока
- Кукан – это приспособление (трава, прутик) для нанизывания пойманной рыбы
- таблица
Внешность кота
|
Характер и поведение кота
|
|
|
2. портрет К.Г.Паустовского
Ход урока:
I.Организационный момент.
Вступительное слово учителя : объявление темы , цели предстоящей работы
II.Слово учителя
- Два урока назад на внеклассном чтении мы прочитали рассказ А.П.Чехова «Каштанка».Давайте выскажемся о том, что это произведение оставило каждому из вас.
Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
? Кто его главный герой ?
? О каком художественном приеме мы узнали во время работы над произведением «Каштанка»? (зоологизация)
? Объясните, что под этим термином понимается? (в образе животного отображаются черты характера людей, их отношение к окружающему миру)
? Подумайте, почему в литературе так часто рядом с людьми существуют животные?
? Кто из домашних животных ближе всего к человеку? (кошка, собака)
Почему? (верность, преданность)
Необходимо уделить внимание полноте и развёрнутости ответов учеников.
III. Слово учителя.
- О собаке, ее верности мы уже прочитали. Теперь очередь за котом.
Какое место в литературе разных народов занимает это животное, мы поймем, когда вспомним произведения, где существуют кот или кошка.
В этом нам поможет домашнее задание (оно давалось на предыдущем уроке), которое мы проверим в форме викторины
«Кто больше!».
Кто назовет больше произведений о котах и кошках. Дети активно отвечают. Кто последним назовёт произведение, тот и победил.
-ПОПЫТАЙТЕСЬ самостоятельно сделать Вывод о роли животных в произведениях. (кошки – частые герои в произведениях разных авторов).
IV. Слово учителя
1. - Сегодня мы прочитаем еще один рассказ. Его написал замечательный русский писатель, знаток природы, тонкий художник – Константин Георгиевич Паустовский.
2. Вот что о нем узнал (ученик), и он расскажет нам.
Сообщение ученика (краткая биография К.Г.Паустовского)
3. – А теперь посмотрим , как интересно описал К.Г.Паустовский бродячего кота.
Задача перед чтением произведения :что перед нами, сказка о животном или рассказ? Каков характер кота?
V. Учащиеся читают рассказ.
VI. Приступаем к анализу произведения.
? Понравилось ли вам это произведение?
? Может ли это быть сказкой? Обоснуйте своё мнение.
? Докажите, что это рассказ.
? Кто главные действующие лица?
? Как меняется характер кота, или он был одинаков на протяжении всего рассказа?
? После какого происшествия кот изменился?
? Что же хотел сказать К.Г.Паустовский? (Каждое животное интересно, стоит присмотреться)
? Какую самую главную мысль выразил автор о взаимоотношениях животных и людей.
Вывод: чем же отличается сказка о животных от рассказа о них. Самостоятельно формулируют учащиеся
(Часто в сказке под образом животного подразумеваются человеческие качества, а в рассказе животное действует само по себе и вместе с человеком; имеет свой характер)
VII. Объяснение домашнего задания (заполнения таблицы)
VIII. Подводя итоги, посмотрим, насколько вы были внимательны на уроке, вдумчиво читали текст.
Тестовая работа по рассказу К.Г.Паустовского «Кот-ворюга». (Выберите правильные ответы)
1.Откуда в деревне появился кот?
а)пришел от соседей (соседский) б)местный, ничей, бродяга в)привезли из города г) купили на рынке
2.Как люди прозвали за глаза?
а)Бандит б)Бродяга в)Ворюга г)Васька
3.Какие черты (качества) были присущи коту в начале рассказа?
а)хитрость б)злость в)ловкость г)бесстрашие
4.Сколько времени его ловили?
а)неделю б)два дня в)месяц г)две недели
5.После какого поступка кот попался ?
а) украл колбасу б)своровал кукан в)напугал кур г)залез в узкий лаз
6. Что сделали с котом, после того как его поймали?
а)выдрали за воровство б)посадили в сарай в)накормили досыта г)продали
7.Поведение кота изменилось, и он :
а)убежал и больше не возвращался б)стал следить за курами в)превратился в хозяина и сторожа г)хулиганил по-прежнему
8.Каким же стал кот в конце рассказа?
а)злым б)верным в)благородным г)испуганным
Ответы на тестовую работу
1.Б 2. В 3. А, В, Г 4. В 5. А 6. В 7. Б,В 8. Б,В
Правильные
Ответы Оценки
12 – «5»
11-10 - «4»
9-8 – «3»
7 – «2»
|
|
|