Главная страница

Мбоу г. Владимира «сош №9» Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Тюрина С. Е


Скачать 44.65 Kb.
Название Мбоу г. Владимира «сош №9» Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Тюрина С. Е
Дата 11.02.2016
Размер 44.65 Kb.
Тип Урок

МБОУ г.Владимира «СОШ № 9»

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории Тюрина С.Е.
Уроки литературы - это, наверное, чуть ли не последний «оазис диалога» среди базовых предметов, как ни сурово это звучит. Постижение художественного произведения – каждый раз открытие для ученика. При всей сложности процесс этот достаточно увлекательный, и даже если ребенок не освоил произведение, он может быть вовлечён в процесс диалога, опираясь на уже имеющийся читательский, жизненный опыт. Ученик сможет проявить свою личность, индивидуальность в диалоге. И если эта работа проводится достаточно последовательно и системно, то в дальнейшем ребёнок не будет стеснен в содержании, в отборе лексики и сам процесс развития речи станет эффективным. Ведь одна из целей уроков гуманитарного цикла – научить ребёнка в слове передавать мысли, чувства, настроения, переживания, впечатления, то есть проявлять личностные качества.

Конспект урока литературы в 5-ом классе, разработан мною, с учетом уровня обученности

ребят( средний). И так как ученики достаточно активны, они с удовольствием внедрялись в диалоги как по уже изученному и проанализированному произведению, так и по только что прочитанному. Произведение не оставило их равнодушными, а результаты тестовой работы были высокими («5»,«4» -78%; «3» - 22%)
Класс 5
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
Тема: Рассказы о животных. Изображение животных в литературе.

К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Цель урока: выявить особенности рассказа о животных как вида эпического жанра; сравнить и определить различие сказок про животных и рассказов;

формировать у учащихся интерес к окружающему миру.

Оформление: 1.запись на доске:

- тема урока
- Кукан – это приспособление (трава, прутик) для нанизывания пойманной рыбы
- таблица


Внешность кота

Характер и поведение кота








2. портрет К.Г.Паустовского

Ход урока:
I.Организационный момент.
Вступительное слово учителя : объявление темы , цели предстоящей работы
II.Слово учителя

- Два урока назад на внеклассном чтении мы прочитали рассказ А.П.Чехова «Каштанка».Давайте выскажемся о том, что это произведение оставило каждому из вас.

  • Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

  • ? Кто его главный герой ?

  • ? О каком художественном приеме мы узнали во время работы над произведением «Каштанка»? (зоологизация)

  • ? Объясните, что под этим термином понимается? (в образе животного отображаются черты характера людей, их отношение к окружающему миру)

  • ? Подумайте, почему в литературе так часто рядом с людьми существуют животные?

  • ? Кто из домашних животных ближе всего к человеку? (кошка, собака)

  • Почему? (верность, преданность)

  • Необходимо уделить внимание полноте и развёрнутости ответов учеников.

III. Слово учителя.

- О собаке, ее верности мы уже прочитали. Теперь очередь за котом.

Какое место в литературе разных народов занимает это животное, мы поймем, когда вспомним произведения, где существуют кот или кошка.

В этом нам поможет домашнее задание (оно давалось на предыдущем уроке), которое мы проверим в форме викторины

«Кто больше!».

Кто назовет больше произведений о котах и кошках. Дети активно отвечают. Кто последним назовёт произведение, тот и победил.

-ПОПЫТАЙТЕСЬ самостоятельно сделать Вывод о роли животных в произведениях. (кошки – частые герои в произведениях разных авторов).
IV. Слово учителя

1. - Сегодня мы прочитаем еще один рассказ. Его написал замечательный русский писатель, знаток природы, тонкий художник – Константин Георгиевич Паустовский.

2. Вот что о нем узнал (ученик), и он расскажет нам.

Сообщение ученика (краткая биография К.Г.Паустовского)

3. – А теперь посмотрим , как интересно описал К.Г.Паустовский бродячего кота.

Задача перед чтением произведения :что перед нами, сказка о животном или рассказ? Каков характер кота?

V. Учащиеся читают рассказ.
VI. Приступаем к анализу произведения.

  • ? Понравилось ли вам это произведение?

  • ? Может ли это быть сказкой? Обоснуйте своё мнение.

  • ? Докажите, что это рассказ.

  • ? Кто главные действующие лица?

  • ? Как меняется характер кота, или он был одинаков на протяжении всего рассказа?

  • ? После какого происшествия кот изменился?

  • ? Что же хотел сказать К.Г.Паустовский? (Каждое животное интересно, стоит присмотреться)

  • ? Какую самую главную мысль выразил автор о взаимоотношениях животных и людей.


Вывод: чем же отличается сказка о животных от рассказа о них. Самостоятельно формулируют учащиеся

(Часто в сказке под образом животного подразумеваются человеческие качества, а в рассказе животное действует само по себе и вместе с человеком; имеет свой характер)
VII. Объяснение домашнего задания (заполнения таблицы)
VIII. Подводя итоги, посмотрим, насколько вы были внимательны на уроке, вдумчиво читали текст.


  • Тестовая работа по рассказу К.Г.Паустовского «Кот-ворюга». (Выберите правильные ответы)




  • 1.Откуда в деревне появился кот?

  • а)пришел от соседей (соседский) б)местный, ничей, бродяга в)привезли из города г) купили на рынке

  • 2.Как люди прозвали за глаза?

  • а)Бандит б)Бродяга в)Ворюга г)Васька

  • 3.Какие черты (качества) были присущи коту в начале рассказа?

  • а)хитрость б)злость в)ловкость г)бесстрашие

  • 4.Сколько времени его ловили?

  • а)неделю б)два дня в)месяц г)две недели

  • 5.После какого поступка кот попался ?

  • а) украл колбасу б)своровал кукан в)напугал кур г)залез в узкий лаз

  • 6. Что сделали с котом, после того как его поймали?

  • а)выдрали за воровство б)посадили в сарай в)накормили досыта г)продали

  • 7.Поведение кота изменилось, и он :

  • а)убежал и больше не возвращался б)стал следить за курами в)превратился в хозяина и сторожа г)хулиганил по-прежнему

  • 8.Каким же стал кот в конце рассказа?

  • а)злым б)верным в)благородным г)испуганным



Ответы на тестовую работу

1.Б 2. В 3. А, В, Г 4. В 5. А 6. В 7. Б,В 8. Б,В
Правильные

Ответы Оценки

12 – «5»

11-10 - «4»

9-8 – «3»

7 – «2»