I. Организационный момент
II. Минуты поэзии
Чтение наизусть стихов о Родине В.А. Жуковского и Е.А. Баратынского.
III. Постановка учебных задач
Учитель. Сегодня нам предстоит чтение двух стихотворений о Родине, попробуем сравнить думы других поэтов с теми, что сейчас прозвучали. А тему урока прочитаем в конце нашей работы.
IV. Знакомство с новым материалом
На доске – портрет Н.А. Некрасова.
У. Это портрет Николая Алексеевича Некрасова. Жил он в XIX веке. Прочитайте о нем статью в учебнике.
Дети читают текст.
– Послушайте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Саша».
Учитель читает отрывок.
– От чьего имени ведется повествование?
Дети. От имени рассказчика-героя.
У. Какие слова это доказывают?
Д. Мой, мне, я.
У. Перечитайте первые три двустишия. Какое настроение у рассказчика-героя?
Д. Безрадостное, гнетущее.
У. Что при этом видит рассказчик?
Д. Равнину, поле, лес.
У. Прочитайте три следующих двустишия. Какие картины ему опять представляются?
Д. Те же: лес, поле, равнина.
У. Картины все те же, а что изменяется?
Д. Настроение.
У. Как оно меняется?
Д. Лес сладок, нива люба, равнина – родимая земля.
У. Какую причину таких различий называет рассказчик?
Д. Озлобленный ум.
У. Как вы понимаете этот эпитет?
Д. Человеку было тяжело, он в таком грустном виде всё и вокруг представил.
У. Дочитайте стихотворение до конца. Что чувствует рассказчик теперь?
Д. Душа успокаивается, силы прибавляются.
У. Почему?
Д. Он прижался к родимой земле, выплакался, ему стало легче.
У. Какими словами называет родимую землю рассказчик?
Д. Родина-мать, родные объятия.
У. Какой представляется поэту Родина?
Д. Родина для него, как мать родная, земля – словно плечо близкого человека, который тебя всегда поймет, может простить, пожалеть, успокоить.
У. Как вы думаете, почему именно этот образ рисуется Н.А. Некрасову?
Д. Он вспоминает свою мать – добрую защитницу.
У. Какими художественными средствами передает поэт настроение?
Д. Сравнения: песня кулика – стон матери над сыновней могилой. Эпитеты: равнина унылая, озлобленный ум, благой порыв, блудный сын...
– Метафоры: я душою смирился, жизнью измят.
У. Какое художественное средство вам показалось очень емким?
Послушайте это стихотворение еще раз. Удалось ли чтецам передать настроение автора?
Два ученика читают отрывок. Идет работа над выразительным чтением.
– Сопоставьте изображение Родины в стихотворениях XIX века, которые сегодня прозвучали. Как относятся к ней эти поэты?
Д. Рассказчики уже взрослые, имеют жизненный опыт – они знают, что в трудные для них дни родная сторона их всегда примет, успокоит, даст силу и радость жизни.
У. Прошло много времени – почти сто лет. Начался XX век. Появились современные поэты. Один из них – Дмитрий Борисович Кедрин. На с. 144 помещено его стихотворение «Я не знаю, что проще на свете?». Прочитайте его и расскажите, что этот поэт изображает, говоря о своей Родине.
Д. Родина для рассказчика – простые пейзажи, знакомые с детства растения, животные, герои русских сказок и былин.
У. Какие знакомые вам имена встретились в этом тексте?
Д. Илья Муромец, Серый Волк, царевич Иван.
У. Почему они появились в стихотворении?
Д. Это герои русского фольклора – история родной земли.
У. Давайте посмотрим на этих героев.
Показ репродукций с картин художников В.М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» и Н. Каразина «Илья Муромец поражает Соловья-разбойника».
– Как бы вы ответили на вопрос поэта в конце стихотворения?
Д. Он родной для него и для нас.
V. Итог урока
У. Как бы вы назвали тему нашего урока?
Выслушиваются ответы учащихся.
Учитель открывает на доске начало предложения: «Все мы люди разные, а Родина – ...». Дети договаривают: «...одна...», учитель вписывает недостающее слово.
VI. Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение по выбору.
Урок 2
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Вспомните, как звучала тема прошлого урока?
Дети. «Все мы люди разные, а Родина – одна...»
У. Можно ли сохранить это название для сегодняшнего урока? Об этом вы скажете в конце нашей работы. Работать мы будем со стихотворением Николая Михайловича Рубцова. Называется оно «Звезда полей во мгле заледенелой...».
III. Повторение пройденного материала
На доске – портрет Н.М. Рубцова.
У. Посмотрите на портрет замечательного российского поэта Николая Михайловича Рубцова.
На доске указаны годы жизни: 1936–1971.
– Некоторые его стихи вы читали – это стихотворения «Воробей», «Про зайца», «Хлеб», «Сентябрь». Вспомним их.
Подготовленные ученики читают стихи.
IV. Беседа о Н.М. Рубцове
У. Как вы себе представляете жизнь этого поэта?
Д. Наверное, он жил в сельской местности: видел лесного зайца, россыпи ягод в сенях. Любил животных: жалеет и зайца, и воробья. Умеет видеть красоту природы и ее художественно описывать: пора золотой осени у поэта – «словно бы праздник нагрянул на златогривых конях!..»
У. Николай Рубцов родился в поселке Архангельской области. В семье он был пятым ребенком.
Ему было всего пять лет, когда началась Великая Отечественная война.
После ухода отца на фронт тяжело заболела и умерла его мама. Как многие дети тех лет, мальчик попал в детский дом. После детдома Рубцов учился в лесотехническом техникуме, работал на заводе. Там в заводской газете впервые были напечатаны его стихи. В 26 лет он поступает в Литературный институт. Затем уезжает в глухую деревню детдомовского детства, где обретает поэтическую родину. Именно в деревне, на древней северной земле, рождаются такие стихи:
...Одно осталось ясно,
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
V. Знакомство с новым материалом
У. Одно из лучших стихотворений Николая Рубцова напечатано в нашем учебнике на с. 145. Как оно называется?
Д. «Звезда полей во мгле заледенелой...»
У. Прочитайте это стихотворение.
Дети читают про себя.
– Что вам представляется при чтении стихотворения?
– Что за золото и серебро вспоминает поэт?
– Как автор называет жителей Земли? Почему?
Д. Не спят ночью по каким-то причинам.
У. C чем связан образ Родины в стихотворении Николая Михайловича Рубцова?
Д. Со звездой полей.
У. Почему именно «звезда полей»?
Д. Много полей на Руси. Свет сверху ярко освещает большую землю. Звезда дарит свет многим. – Да, и другие поэты пишут о том же. Например, Сергей Есенин называет Россию «полевая Россия», а Марина Цветаева нарисовала образ Родины буквально несколькими строчками – такими словами:
Поля, в вечерней жалобе...
Вечерние поля в росе,
Над ними – вороны....
Д. Они смотрят вдаль, а Николай Рубцов – во все стороны.
У. Почему звезда «горит, не угасая» – ведь на самом деле это не так?
Д. Свет звезды – это надежда, вера, любовь.
У. Почему поэт считает, что «во мгле заледенелой» звезда горит «ярче и полней»?
Д. Когда тревожно на душе, тебя окружает холод отношений, не видишь выхода из тяжелого положения, символ родного неба, воздуха – звезда – как бы открывает тебе путь, вселяет уверенность, что все будет хорошо.
У. Звезды вообще дают у Рубцова больше нужного света, чем луна или солнце, того света, который необходим для прозрения:
Виднее над полем при звездном салюте,
На чем поднималась великая Русь.
Звездного света «вполне достаточно для памяти, для того, чтобы увидеть в ее сумерках самое главное...».
У. В каких строках заключена главная мысль этого стихотворения?
Д. В последних двух строках.
У. Как надо прочитать их, чтобы сохранить эту главную мысль автора? На каком слове нужно сделать логическое ударение?
Д. На слове счастлив.
VI. Работа над выразительным чтением
У. К этим словам композиторами написана музыка.
Сейчас мы услышим песню Юрия Васильевича Шмалько на слова Николая Михайловича Рубцова.
Прослушивание записи.
– Теперь ведь легче прочитать это стихотворение выразительно?
Слушание нескольких чтецов.
VII. Домашнее задание
Выучить стихотворение наизусть.
VIII. Итог урока
У. Как связано стихотворение Николая Рубцова с предыдущими произведениями?
Д. Оно о том же: что «все мы люди разные, а Родина – одна...». Это стихотворение о настоящей любви, которая не может предать. Оно о вере в свое Отечество.
У. Но как быть со словом полынья? Ведь все заледенелое, а звезда смотрит в полынью! Что это значит?
Выслушиваются ответы детей.
IХ. Проверка домашнего задания
Чтение наизусть стихотворений о Родине Н.А. Некрасова и Д.Б. Кедрина.
Х. Итог урока
У. В заключение нашего урока я хочу прочитать отрывок из стихотворения Н.М. Рубцова «Старая дорога»:
Перекликаясь с теми, кто прошел,
Перекликаясь с теми, кто проходит...
Здесь русский дух в веках произошел,
И ничего над ней не происходит.
Но этот дух пойдет через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как мысли, облака...
Мы заканчиваем работу по учебнику важной и серьезной темой «Россия – Родина моя». Вы поделились своими мыслями о том, что значит для каждого из вас Родина, сумели понять чувства разных писателей, рассказавших вам о земле, которая называется Отечеством.
А вот почему я закончила урок печальными строками стихотворения Н.М. РубцоваНа этот вопрос я прошу сейчас не отвечать, но подумать!
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Конспект занятия «Осень экскурсия
Приложение 12.
Конспект урока мир
Приложение 13
Конспект урока про красоту
Приложение 14
|